Главные вкладки

    План-конспект урока литературы (9 класс) по теме:
    Урок-проект по поэме Н.В.Гоголя Мёртвые души".

    Саврасова Татьяна Васильевна

    Предлагаемый урок-проект проводится как завершающий изучение поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души".Не секрет, что эту поэму учащиеся 9 класса читают без особого удовольствия. Подготовка к этому необычному уроку заставляет отнестись к чтению даже такого непростого произведения творчески.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока.

    Тип урока: зачёт – проект.

    Тема урока: «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души ».

    Цели и задачи урока:

    1. Проверить знание содержания произведения путём воспроизведения цитат, соответствующих персонажам поэмы
    2. Закреплять умение анализировать образ с учётом его места в поэме, основных типичных черт и значения в развитии действия
    3. Развивать умение групповой работы, навык аналитического чтения, связную речь учащихся, творческое мышление
    4. Развивать творческие способности учащихся в рамках интеграции в изобразительное искусство
    5. Воспитывать любовь и интерес к классическим произведениям русской литературы

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Деление на группы.
    2. Сообщение целей и задач урока. Сообщение вопросов, предлагаемых для решения на уроке. Выбор персонажа для работы.
    3. Знакомство с планом зачёта.

    Учащимся предлагаются 4 блока заданий:

    - Текстоориентированный (анализ цитат на предмет их соответствия персонажу с комментарием и пояснениями).

    Вопрос: О чём говорит эта цитата, как она характеризует помещика?

    15 минут – подготовка по группам, 10 минут – выступления.

    - Аналитический (составление текста-характеристики персонажа).

    Задание: Выберите высказывания, соответствующие данному персонажу, составьте из них связный текст, который позволил бы наиболее полно охарактеризовать выбранный вами образ из галереи помещиков.

    10 минут подготовка, 10 минут выступления

    - Творческий (создание коллажа по образу).

    Задание:  Используя предложенные материалы, создайте коллаж, который помог бы представить образ помещика.

    20 минут – подготовка, 10 минут – представление

    - Обобщающий

    Задание: Используя материалы и знания, полученные на уроке, создайте письменное высказывание (рассуждение) на тему: «Почему (фамилия помещика) можно назвать мёртвой душой?»

    4. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

    Дидактические материалы к уроку

    Почему  Манилова можно назвать мёртвой душой?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Почему Коробочку можно назвать мёртвой душой?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    Почему Собакевича можно назвать мёртвой душой?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         ________________________________________________________________

    Почему Ноздрёва можно назвать мёртвой душой?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Почему Плюшкина можно назвать мёртвой душой?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Материалы для аналитиков.

    1. Им открывается портретная галерея «Мертвых душ».

     По натуре  обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы.

    Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками.

     Слово, производная от имени, стало нарицательным.

    Прекраснодушие и бесхозяйственность — самые отличительные черты.

     Отношения между людьми ему представлялись всегда праздничными, без столкновений и противоречий.

     Жизни он совершенно не знал, реальность у него подменялась пустой фантазией, и поэтому он на все смотрит сквозь «розовые очки».

     Это единственный помещик, который подарил «мертвых душ» Чичикову.

    2. Гоголь показывает cледом за Маниловым.

    Не претендует на высокую культуру, как Манилов.

      Не предается пустому фантазированию, все мысли и желания вертятся вокруг хозяйства.

    Крепостные крестьяне, как и для всех помещиков, — товар.

    Поэтому не видит разницы между душами живыми и мертвыми.  Говорит Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников».

    Чичиков называет «дубинноголовой». Это определение вполне освещает психологию персонажа.

    При продаже «мёртвых душ» боится продешевить, желает узнать у купцов стоимость товара.

    Ядро характера -  хозяйственность и недалёкий ум.

    3. Образ типичен.

     Это человек «на все руки».

     Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра.

    В его присутствии  ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет  «историческим человеком». Болтовня, хвастовство, вранье — самые типичные черты.

    По оценке Чичикова, — «человек-дрянь».

     Он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему».

    Оговаривает Чичикова перед  городскими чиновниками.

    4. В отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью.

    Кулак и хитрый пройдоха.

    Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права.

    Интересы  ограничены.

    Его цель жизни — это материальное обогащение и вкусная еда. Мебель в доме: стол, кресла, стулья — напоминали самого хозяина.

    Через внешность, через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает огромной яркости и выразительности в описании характерных черт героя.

    В сцене торга проявляет неимоверную жадность, продавая умерших крестьян, как живых.

    5. Галерею «мертвых душ» завершает.

    Мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству.

    В людях он видел только расхитителей его имущества.

     Сам отказался от общества, никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал.

     Он выгнал дочь и проклял сына.

    У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах.  Всех своих крестьян считал тунеядцами и ворами.

     В главе об этом помещике шире, чем в других, затрагивается крестьянский вопрос.

    Уже внешний вид деревни говорит о тяжелой и беспросветной доле крепостных, об их полном разорении.

     Упадок всего крепостнического уклада жизни России наиболее реально отразился в этом образе .

    Анализ цитат на соответствие персонажам.

    Для учителя.

    1. Манилов.

    Познакомился он с весьма обходительным и учтивым помещиком.

    Далеко ли деревня Заманиловка

    Деревня … не многих могла заманить своим местоположением

    Беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»

    Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на мундирах гарнизонных солдат…

    Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…

    В эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару

    Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чём он думал, тоже разве Богу было известно

    Хозяйство шло как-то само собою

    В доме его чего-нибудь вечно недоставало

    Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку

    Фемистоклюс укусил за ухо Алкида, и Алкид…готов был зарыдать самым жалким образом

    Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой

    Я тоже предполагал, большая смертность, совсем неизвестно. Сколько умерло

    Как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут

    Неужели вы думаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование?

    1. Коробочка.

    В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья…

    С дороги следовало бы поесть чего-нибудь, да пора-то ночная, приготовить нельзя.

    Гость отказался и от почёсывания пяток.

    Когда подставили стул. Взобрался он на постель, она опустилась под ним почти до самого пола, и перья, вытесненные им из пределов, разлетелись во все углы комнаты.

    Изветшавший тёс на крыше везде был заменён новым, ворота нигде не покосились, а обращённых к нему крестьянских крытых сараях заметил он, где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две.

    Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил, однако же, с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился.

    Баба, кажется, крепколобая.

    Дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком небывалое…

    Я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку…а они того, они больше как-нибудь стоят…

    Эк её, дубинноголовая какая!

    Лучше уж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам.

    Нужно его задобрить: теста со вчерашнего вечера ещё осталось, так пойти сказать Фетинье, чтоб спекла блинов.

    На столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припёками…

    Поставив на стол шкатулку, он несколько отдохнул, ибо чувствовал, что был весь в поту. Как в реке…

    1. Ноздрёв.

    Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и чёрными как смоль бакенбардами.

    Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось. Так и прыскало с лица его.

    Ну, брат, если б ты знал, как я продулся! Поверишь ли, что не только убухал четырёх рысаков – всё спустил. Ведь на мне нет ни цепочки, ни часов…

    Выпил семнадцать бутылок шампанского…

     

    Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми.

    …был в некотором отношении исторический человек.

    И наврёт совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти…

    Ружьё, собака, лошадь – всё было предметом мены, но всё не с тем, чтобы выиграть: это происходило просто от какой-то неугомонной юркости и бойкости характера.

    Обед, как видно,  не составлял … главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось.

    Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве.

    Хотел было даром отдать, но теперь вот не получишь же! Хоть три царства давай, не отдам.

    Чичиков ушёл в комнату одеться и умыться. Когда после того вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор с бутылкою рома.

    - Бейте его! – кричал … ,порываясь вперёд с черешневым чубуком, весь в жару , в поту, как будто подступал под неприступную крепость.

    Здесь Чичиков … скорее за шапку да по-за спиною капитана-исправника выскочил на крыльцо, сел в бричку и велел Селифану погонять лошадей во весь дух.

    1. Собакевич.

    Деревня показалась ему довольно велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева, посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и тёмно-серыми или, лучше, дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов.

    Двор окружён был крепкою и непомерно толстою решёткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности.

    Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы да на корабли.

    …он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя.

    …хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт!»

    На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы… Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знамёнами и пушками внизу и в самых узеньких рамах.

    ..вошла хозяйка, дама весьма высокая, в чепце с лентами, перекрашенными домашнею краскою. Вошла она степенно, держа голову прямо, как пальма.

    …всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома…

    Ну, может быть, это вам так показалось: он только что масон, а такой дурак, какого свет не производил… И лицо разбойничье!...продаст, обманет, ещё и пообедает с вами!

    За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с телёнка, набитый всяким добром…

    Извольте, я готов продать…Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку!

    Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик.

    5.Плюшкин.

    Какую-то особенную заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался  только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр.

    Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывшей их краски.

    …позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении.

    Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины.

    Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.

    Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один только подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…

    А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал  к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости.

    Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее…Он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве.

    Услыша, что даже издержки по купчей гость берёт на себя, …заключил, что он должен быть совершенно глуп и только прикидывается, будто служил по статской, а, верно, был в офицерах и волочился за актёрками.

    Там на полке есть сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна, чтобы подали его к чаю.

    И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то отражение чувства…

    Цитаты для выбора групповой задачи.

    «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

    «Эк её, дубиноголовая какая!»

    «…в некотором отношении исторический человек».

    «Экой кулак!»

    «…он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве»


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Конспект урока "Души мертвые и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

    ПЛАН УРОКАлитературы в 9 классеТема: «Деталь как средство создания образов помещиков и элемент художественного стиля Н.В...

    "Как грустна наша Россия..." ( урок - суд над помещиками по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

    Обобщающий урок по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души", где на уроке используется рассказ В.Шукшина "Забуксовал", в котором ...

    Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""

    Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....

    Конспект урока литературы в 9 классе по теме "В.Г.Белинский о поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

    Урок развития речи по литературе  в  9 классе   "Белинский о поэме Гоголя "Мертвые души" создан в те...

    Урок - зачёт по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» с использованием технологии «Портфолио" для учащихся 9 класса.

    Это урок - зачёт проверки  знаний по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые  души". Цели: 1)проверить  знания учащихся...

    Галерея образов в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

    Урок литературы для учеников 9 класса представлен в форме игры "Кто хочет стать миллионером". Вопросы по содержанию прои...

    Система уроков по поэме Н.В.Гоголя"Мертвые души"

    Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души"...

    Урок на тему «Сквозь видный миру и незримые, неведомые ему слезы» (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». 1 глава)

    Разработка урока « Сквозь видный миру и незримые, неведомые ему слезы» (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». 1 глава) ...

    Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

         Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность пре...

    Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», 9 класс

     Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» позволяет определить уровень знаний учащихся произведения писателя. Ресу...