Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9-ом классе.
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9-ом классе (базовый уровень). Автор программы В.Я.Коровина, программа рассчитана на 102 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematich._liter._9_kl.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

 Директор

МОУ Новоурусовская СОШ

Ю.А.Еремин

________________________

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

Т.А.Склярова

________________________

 

   

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ

на  2011 -  2012  учебный год

Литература

предмет

Класс    9

Учитель      Геворкян К.Б.

Количество часов                            

                                                             Всего        105 часов

                                                             В неделю   3 часа

 Развитие речи           25 час.                          Тесты              2 часа

Сочинение                  4 час.                             Практикумы 10 час.

Контрольные работы  2 час.

Планирование составлено на основе

 Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 класс»  базовый уровень, под редакцией Коровиной В.Я., допущено Министерством образования и науки РФ Москва «Просвещение», 2007г.

Учебник

 Литература. 9 класс.В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И.Коровин. –

М.: Просвещение, 2010.

№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во

часов

Развитие речи и теория литературы

Дата

Примечание

I четверть (25 часов)

Введение (1 час)

1

Введение. 

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Тестирование.

1

 Чтение и анализ высказывания историка Ключевского.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Древнерусская литература (7 часов)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.

Богатство и разнообразие жанров.

1

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.

3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.

4

Практикум. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

1

Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

5

Характеристика русской литературы  ХVIII века.

Особенности русского классицизма. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.

Выразительное чтение и анализ стихотворения.

6

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…».

Жанр оды.

1

Ода как жанр лирической поэзии.

Определение авторской позиции, композиционных  частей оды, идейного содержания.

Выраз. чтение отрывков из оды.

иллюстрации

7

Вн.чт. Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

1

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.

Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении.

Ораторские интонации в стихотворении.

8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник») Р.р

1

Выразительное чтение стихотворения  «Памятник».

Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

Литература XVIII века (11 часов)

9

А.Н.Радищев. Жизнь и творчество. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.  

Жанр путешествия.

1

Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Пересказ глав

Иллюстрации

10

А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. Особенности повествования,  путешествия как жанра и его содержательного наполнения

1

Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.  

Анализ прочитанной главы.

Пересказ главы;

11

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

 «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Внимание к внутренней жизни человека). Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм;

Запись лекции, чтение с остановками, обсуждение

Анализ стихотворения «Осень».

Краткий пересказ повести «Бедная Лиза»; монологические ответы.

Пересказ

Печатные пособия (демонстрационные таблицы)

12

  «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы.

Выраз. чтение.

иллюстрации

13

 РР Практикум. Письменная работа по пр. «Бедная Лиза».

1

Составление характеристики героя

                                                           Литература XIX века

14

Золотой век русской литературы (обзор). Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

Романтизм, реализм.

1

Чтение  статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм». Конспектирование лекции с остановками.

 Поэзия, проза, драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

Печатные пособия (демонстрационные таблицы)

15

Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» – границы выразимого в слове и чувстве.

1

Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое».

Романтический образ моря.

Границы выразимого. Отношение романтика к слову.

16

 В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Р.р.

1

Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Пересказ

17

Р.р. Практикум.  Письменная работа

1

Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении Жуковского

18

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

Чтение статьи учебника о Грибоедове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

19

А.С.Грибоедов.  «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции произведения.

Действие I комедии.

1

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия.

Утро в доме Фамусова.

20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия комедии

1

Повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики.

Ролевое чтение. Отзыв о героях произведения.

Фамусов-Чацкий-Софья.

21-22

Чацкий в системе образов  комедии. «Можно ль против всех!»

Анализ III действия. Р.Р.

2

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей. Выразительное чтение монологов и комментирование.

Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина. Ролевое чтение.

Софья-Чацкий-Молчалин.

23

Язык комедии «Горе от ума».  Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода.

Анализ IV действия.

1

« Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

Прозрение героев.

Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.  

Комментированное чтение.

Выраз. чтение, цитирование

24

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

1

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект).

Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».

25-26

Р.р. Классное сочинение  по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

2

Сочинение

Инсценирование

27

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).

Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкин

Сжатый пересказ статьи учебника;

просмотр отрывков из фильма о поэте. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

Выраз. чтение стихотворений.

28

 Лирика петербургского периода.  «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар».

1

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.

Выраз. чтение стихотворений.

Чтение наизусть.

29

Р.р. Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. Любовь как гармония душ.

1

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений.

 «На холмах Грузии», «Я вас любил…» и др.

Выраз. чтение стихотворений Чтение наизусть.

30

Тема поэта и поэзии.  «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

1

Раздумья о смысле жизни и поэзии.

«Пророк», «Памятник», «Бесы».

Выраз. чтение стихотворений.

Чтение наизусть 

31

 Практикум. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) Р.Р.

1

Анализ стихотворения по предложенному плану. Работа с алгоритмом анализа лирического текста.

32

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1

 Характеристика героев, комментарий текста. Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко.

33

«Собранье пестрых глав».

Лекция. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа.  Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

1

Ответы на вопросы.

История создания, композиция и сюжет, авторские отступления.

34

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути.

1

Работа с текстом.

Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.

Изображение поместного дворянства.

Отрывок наизусть 

35

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

1

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.  Работа с текстом.

Отрывок наизусть 

36

«Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений героев. Анализ двух писем. Р.Р.

1

Ответы на вопросы.

Обучение анализу.

Письмо Татьяны как выражение чувств. Глубина, значительность личности героини.

Отрывок наизусть

37

. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

Лирические отступления и их роль в романе.

Энциклопедия русской жизни.

Конспектирование статьи В.Г.Белинского

38

 Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к домашней письменной работе по роману «Евгений Онегин»

 1

39

 «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства». Анализ произведения.

Трагедия.

1

Проблема «гения и творчества».

Два типа мировосприятия персонажей. Нравственные позиции героев трагедии.

40

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

Анализ стихотворений.

1

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Парус».

Работа с алгоритмом анализа.

Стихотв. наизусть.

41

Р.Р. Практикум. Образ поэта-пророка в творчестве М.Ю.Лермонтова.

1

Работа с алгоритмом анализа лирического текста.

«Смерть поэта», «Поэт», «пророк», «Я жить хочу, хочу печали», «Есть речи значенье».

Стихотв. наизусть.

42

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

Выразительное чтение  стихотворений. Анализ любовной лирики. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…».

Выраз. чтение стихотворений.

43

Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

Выразительное чтение  стихотворного текста. Анализ стихотворений. «Дума»,

« Предсказание», «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.

Выраз. чтение стихотворений.

44

 Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

 Первый психологический роман в литературе. Роман

о незаурядной личности. Век М.Ю.Лермонтова в романе.

45

Печорин как представитель «портрета поколения».

Загадки образа Печорина.

1

Противоречивость характера Печорина. Устное словесное рисование.

Главы «Бэла», «Максим Максимыч».

46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

1

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

47

Печорин в системе мужских и женских образов романа.

1

48

Практикум. Составление характеристики героя.

1

49

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.

1

Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

Подготовка к контрольной работе.

50

Контрольная работа

1

                                                III четверть

51

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

1

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика сборников. Замысел, история создания, особенности жанра, композиция поэмы «Мертвые души».

52

Поэма «Мёртвые души». 

Система образов поэмы «Мёртвые души».

1

Смысл произведения, особенности жанра.  Чичиков и помещики. Образ города в поэме «Мёртвые души».

53

Практикум.

Обучение анализу эпизода.

1

Чичиков в гостях у Манилова.

54

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

1

Характеристика города и героев литературного произведения.

55

 Р.р. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к письменной работе.

1

«Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме.

Подготовка к п.р.

Подготовка к письменной работе

56

Подготовка к письменной работе.

1

57

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета.

1

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. Ролевое чтение.

58

Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев.

Комедия как жанр драматургии.

1

59

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

1

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Иллюстрации

Пересказ эпизодов

60

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

1

Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Жанровые особенности рассказа.

Защита мини-проектов

61-62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности». Развитие понятия о повести.

2

Иллюстрации

63

Л.Н. Толстой Обзор содержания трилогии «Юность», формирование личности героя, его духовный конфликт со средой и своими недостатками, его преодоление. Особенности поэтики, психологизм, роль внутреннего монолога.

1

Беседа по произведению, доклады по теме.

64

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Смерть чиновника».

Вн.чт.

 

1

Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Боль и негодование автора.

Выраз. чтение стихотворений.

65

Практикум. «Тоска» Тема одиночества человека в мире, образ города и его роль в рассказе.

1

Эссе «Жизнь маленького человека в большом городе»

66

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

1

Анализ  поэтических произведений поэзии  Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

67

Практикум. Анализ изобразительно-выразительных средств в поэзии Тютчева и Фета.

1

Анализ стих-ий

Фрагменты худ. фильма

Иллюстрации

                                                                 Русская литература XX века

68

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

 

1

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века.  Жанры, литературные направления.

Фрагменты худ. фильма

Иллюстрации

69

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

Анализ рассказа, монологические ответы.

Защита мини-проектов.

70

Р.Р.

Мастерство Бунина. Лиризм повествования.

1

Анализ рассказа.

71

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

1

История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондера».

72

Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

 

1

73

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

1

Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа.

Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Широта типизации. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

74

Практикум. Композиция рассказа. Роль пейзажа. Особенности жанра.

1

 

75

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации.

1

Рассказ о писателе.

Анализ рассказа, художественный пересказ. Художественное своеобразие произведения. Жизненная основа притчи.

Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

«О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…».

76

Практикум. Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

Картины послевоенной деревни. Тема праведничества. Беседа по теме.

77

Контрольная работа.

Практикум.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина.

1

По пр. конца 19-20 вв.

Народно-песенная основа лирики С.Есенина.

 «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая».

IV четверть (26 часов)

78

Русская поэзия Серебряного века.

1

Лекция. Урок-концерт.

Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

79

Практикум.

А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта.

 

1

Высокие идеалы и предчувствие перемен.

«Ветер принёс издалёка…».

80-81

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.Есенина, размышления о любви, жизни, природе. Народная основа лирики.

2

«Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…», «Письмо к женщине».

82-83

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии.

Практикум.

Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

2

« Послушайте!»,

« А могли бы?», «Люблю» (отрывок).

 Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

 

84-85

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Практикум.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

2

«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…»,

« Стихи к Блоку»,  «Откуда такая нежность?».

«Стихи о Москве», «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

86

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

1

« Я не ищу гармонии в природе», « Где-то в поле возле Магадана»,  « Можжевеловый куст»,

 « О красоте человеческих лиц», « Завещание».

87-88

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Практикум.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

2

Сборники «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»;

Стихотворения «Надпись на книге», «Муза», «Художнику», «Здесь Пушкина изгнанье началось…», «Поэт», «Воронеж», «Данте», «Творчество», «Мне ни к чему одические рати…», «Про стихи».

89

Практикум.

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

Р.р. Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению.

1

« Красавица моя, вся стать…», «Перемена»,

 « Весна в лесу», « Быть знаменитым некрасиво», « Во всем мне хочется дойти…»

Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Постановка проблем.

90-91

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы).

Практикум. Интонация и стиль стихотворений  «Урожай», «Весенние строчки».

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом».

2

«Страна Муравия», «Урожай», «Весенние строчки». 

Мечта о преображении Родины.

Литературно-музыкальная композиция.

Проблемы и интонации стихов о войне. История возникновения стихотворения. Песня М.Ножкина «Под Ржевом».

92-93

Р.Р.  Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.

2

А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой, А.А.Фет, В.А. Соллогуб.

А.А.Сурков, К.М.Симонов, Н.А.Заболоцкий, М.Л.Матусовский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, К.Я.Ваншенкин.

94-95

Р.Р. Сочинение по русской лирике ХХв.

                                                         Зарубежная литература

96

Вн. чт.  Античная лирика.

Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…».

1

Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.

«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…».

Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками.

«Я воздвиг памятник…».

Традиции оды Горация в русской поэзии (Державин и Пушкин).

97

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

1

Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздания в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

97

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром.

1

Акт 1-2. «Гамлет» – «пьеса  века».

Гамлет как вечный образ мировой  литературы. Шекспир и русская литература.

Сцены из спектакля

Иллюстрации

98

Практикум. Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Гамлет как вечный образ мировой литературы (Эссе).

1

Акт 3-5. Монологи Гамлета. Образ Гамлета, его одиночество в конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Философская глубина трагедии.

Сцены из спектакля

Иллюстрации

Инсценирование

99-100

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

Практикум. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы.

2

Эпоха Просвещения.

«Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла жизни.

Письменная работа.

101-102

Вн. чт.  Поэзия И.-В. Гёте.

Характер восприятия и значение творчества Гёте в России.

2

Гёте в переводах Жуковского, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова, Брюсова, Пастернака.

Русская критика о произведениях Гёте.

Выраз. чтение

Обобщение и повторение (3 часа)

103-104

Р.р. Беседа

«Герои и проблемы современной литературы».

2

Беседа о произведениях писателей конца XX века.

(По произведениям В.М.Шукшина (шукшинские «чудики»), А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», В.Распутина «В ту же землю…», А.Вампилова «Старший сын»).

105

Итоговый урок.

Тестирование.

1

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Итоги года и задание для летнего чтения.

Итоговый тест

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  3. авторов и содержание изученных произведений;
  1. основные  теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  1. прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
  2. определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  3. определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  4. анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
  5. оценивать проблематику современной литературы;
  6. анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
  7. различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  8. осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
  9. сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  10. находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
  11. выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
  12. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе по программе В.Я.Коровиной и учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина "Литература. ...

РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-м КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ШАГ ЗА ГОРИЗОНТ» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова), 3 часа в неделю. ФГОС

Планирование содержит названия разделов (с количеством часов), темы уроков, типы уроков, виды деятельности и элементы содержания, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 «А» классе. 2014-2015 уч. год

Количество часов на год -102 , в неделю-3 часа.Планирование составлено на основе программы под  редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».Учебник: «Литература» 11 класс под редакцией В.П....

Планирование уроков литературы 5 и 10 классы

Поурочное планирование уроков литературы в 5 и 10 классах...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...