Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме:
    "Герой нашего времени". История создания.

    Конспект урока литературы 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    geroy_nashego_vremeni._istoriya_sozdaniya..doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

                      Конспект урока по русской литературе на тему:

    «Герой нашего времени». История создания

                                                 

                                                   

                           

                         

                       

      Тема: «Герой нашего времени». История создания.

                                             Цели:

     1) Образовательная: познакомить учащихся с историей создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; проанализировать «Предисловие» к роману;

    2) Развивающая: развить навыки конспектирования и навыки анализа текста;

    3) Воспитательная: воспитать любовь и уважение к творчеству писателя.

    Форма урока: урок-лекция.

    Оборудование: портрет писателя, выставка книг.

       

                     

                                            Ход урока

    I . Организационный момент. Вступительное слово учителя

    Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению прозы М.Ю. Лермонтова, а именно к роману «Герой нашего времени».

    II. Лекция учителя.        

    1. История создания романа М. Ю. Лермонтова
    «Герой нашего времени»
    .

    Работу над романом М. Ю. Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки» появились повести «Бэла», «Фаталист» в 1839 г., позже увидела свет повесть «Тамань». В 1840 г. вышел роман М» Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», именно под этим заглавием бы ли объединены пять повестей. Общим идейным и сюжетообразующим центром романа «Герой нашего времени» стал образ главного героя Печорина. Первые читатели увидели карикатуру на современного челове ка, поэтому в 1841 г. М. Ю. Лермонтов создал «Пре дисловие» к роману, в котором объяснил особенности авторского замысла.

    2. Особенности композиции.

    1. Нарушение хронологической последовательности

    2. Самостоятельность каждой из повестей (сюжетная, смысловая и жанровая законченность) и одновре менная их связь, цикличность.

    3. Смена субъекта повествования (Максим Максимыч, повествователь, сам герой).

    Автор видел свою задачу в том, чтобы раскрыть «ис торию души человека». Для этого необходимо было не столько рассказать о поступках героя, сколько вскрыть причины, которые к ним привели. Нарушение хроноло гической последовательности событий определяется идей ным замыслом автора и подчинено движению от внешне го к внутреннему, от действий и поступков героя к моти вам, побудившим его к этим поступкам, от загадки — к разгадке. Ту же роль играет и смена субъекта повествова ния (выскажем эту мысль априори па вступительном за нятии и будем возвращаться к ней в ходе изучения каж дой из повестей).

    (Основные положения лекции конспектируются учащимися в рабочих тетрадях.)

    3.Знакомство учащихся с хронологической последовательностью романа.

    Около 1830 г. Печорин выслан из Петербурга на Кав каз в действующий отряд. По дороге к месту его повой службы он задержался в Тамани, где происходит его стол кновение с контрабандистами (повесть «Тамань»). После военной экспедиции в мае — июне 1832 г. ему разреша ется пользоваться водами в Пятигорске. Затем за дуэль с Грушницким (повесть «Княжна Мэри») его отправляют служить в дальнюю крепость под начало Максима Максимыча. Отлучившись на две недели в казачью станицу, в декабре 1832 г. Печорин становится участником исто рии с Вуличем (повесть «Фаталист») и возвращается в крепость. Весной 1833 г. состоится похищение Бэлы, которая погибает через 4 месяца от руки Казбича (по весть «Бэла»). Из крепости Печорина переводят в Гру зию, затем он возвращается в Петербург. Спустя некото рое время, снова очутившись на Кавказе по дороге в Персию, предположительно осенью 1837 г., Печорин встречается с Максимом Максимычем и рассказчиком (повесть «Максим Максимыч»). Наконец, на обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие к «Жур налу Печорина»)

    III. Комментированное чтение «Предисловия» к ро ману М. Ю. Лермонтова.

    Беседа с учащимися по вопросам:

    1. Выразительно прочитайте «Предисловие» к ро ману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    2. Как сам М. Ю. Лермонтов объясняет роль своего «Предисловия» к роману? (Это своеобразный ответ на современную критику.)

    3. В чем видит писатель особенности образа глав ного героя? («Герой Нашего Времени, милостивые го судари мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поко ления, в полном их развитии».)

    4. Что, по мнению автора, нужно современному читателю? («Нужны горькие лекарства, едкие исти ны» .)

    5. Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить без нравственное, порочное общество? («Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог зна ет! »)

    IV. Домашнее задание.

    Прочитать повесть «Бэла» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    V. Подведение итогов урока, выставление оценок.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    "Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" в русской критике"

    конспект урока по литературе в 9 классе ....

    "Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" в русской критике"

    конспект урока по литературе в 9 классе ....

    Урок литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

    В данном конспекте показана методика проведения дебатов...

    Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"

    В основе урока -  деятельностный подход.             &n...

    Конспект урока литературы «Литературный суд над Г.А.Печориным – главным героем романа «Герой нашего времени»

    Тип урока: урок обощения знаний.Форма урока: урок - суд.Каждый из учеников во время урока побывает на месте кого - либо ...

    "Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

    Анализ образов-персонажей - самый привычный путь разбора произведения в школе. Он способствует утверждению взгляда на ли...

    Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

    Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

    Конспект урока литературы по теме "Фаталист" - философское зерно романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

    Урок по повести "Фаталист" являееся заключительным в изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Разобраться...

    Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

    Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности....