"Герой нашего времени". История создания.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Мурзакова Екатерина Владимировна

Конспект урока литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geroy_nashego_vremeni._istoriya_sozdaniya..doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                  Конспект урока по русской литературе на тему:

«Герой нашего времени». История создания

                                             

                                               

                       

                     

                   

  Тема: «Герой нашего времени». История создания.

                                         Цели:

 1) Образовательная: познакомить учащихся с историей создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; проанализировать «Предисловие» к роману;

2) Развивающая: развить навыки конспектирования и навыки анализа текста;

3) Воспитательная: воспитать любовь и уважение к творчеству писателя.

Форма урока: урок-лекция.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг.

   

                 

                                        Ход урока

I . Организационный момент. Вступительное слово учителя

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению прозы М.Ю. Лермонтова, а именно к роману «Герой нашего времени».

II. Лекция учителя.        

1. История создания романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»
.

Работу над романом М. Ю. Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки» появились повести «Бэла», «Фаталист» в 1839 г., позже увидела свет повесть «Тамань». В 1840 г. вышел роман М» Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», именно под этим заглавием бы ли объединены пять повестей. Общим идейным и сюжетообразующим центром романа «Герой нашего времени» стал образ главного героя Печорина. Первые читатели увидели карикатуру на современного челове ка, поэтому в 1841 г. М. Ю. Лермонтов создал «Пре дисловие» к роману, в котором объяснил особенности авторского замысла.

2. Особенности композиции.

1. Нарушение хронологической последовательности

2. Самостоятельность каждой из повестей (сюжетная, смысловая и жанровая законченность) и одновре менная их связь, цикличность.

3. Смена субъекта повествования (Максим Максимыч, повествователь, сам герой).

Автор видел свою задачу в том, чтобы раскрыть «ис торию души человека». Для этого необходимо было не столько рассказать о поступках героя, сколько вскрыть причины, которые к ним привели. Нарушение хроноло гической последовательности событий определяется идей ным замыслом автора и подчинено движению от внешне го к внутреннему, от действий и поступков героя к моти вам, побудившим его к этим поступкам, от загадки — к разгадке. Ту же роль играет и смена субъекта повествова ния (выскажем эту мысль априори па вступительном за нятии и будем возвращаться к ней в ходе изучения каж дой из повестей).

(Основные положения лекции конспектируются учащимися в рабочих тетрадях.)

3.Знакомство учащихся с хронологической последовательностью романа.

Около 1830 г. Печорин выслан из Петербурга на Кав каз в действующий отряд. По дороге к месту его повой службы он задержался в Тамани, где происходит его стол кновение с контрабандистами (повесть «Тамань»). После военной экспедиции в мае — июне 1832 г. ему разреша ется пользоваться водами в Пятигорске. Затем за дуэль с Грушницким (повесть «Княжна Мэри») его отправляют служить в дальнюю крепость под начало Максима Максимыча. Отлучившись на две недели в казачью станицу, в декабре 1832 г. Печорин становится участником исто рии с Вуличем (повесть «Фаталист») и возвращается в крепость. Весной 1833 г. состоится похищение Бэлы, которая погибает через 4 месяца от руки Казбича (по весть «Бэла»). Из крепости Печорина переводят в Гру зию, затем он возвращается в Петербург. Спустя некото рое время, снова очутившись на Кавказе по дороге в Персию, предположительно осенью 1837 г., Печорин встречается с Максимом Максимычем и рассказчиком (повесть «Максим Максимыч»). Наконец, на обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие к «Жур налу Печорина»)

III. Комментированное чтение «Предисловия» к ро ману М. Ю. Лермонтова.

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Выразительно прочитайте «Предисловие» к ро ману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Как сам М. Ю. Лермонтов объясняет роль своего «Предисловия» к роману? (Это своеобразный ответ на современную критику.)

3. В чем видит писатель особенности образа глав ного героя? («Герой Нашего Времени, милостивые го судари мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поко ления, в полном их развитии».)

4. Что, по мнению автора, нужно современному читателю? («Нужны горькие лекарства, едкие исти ны» .)

5. Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить без нравственное, порочное общество? («Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог зна ет! »)

IV. Домашнее задание.

Прочитать повесть «Бэла» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...

Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»

Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...

История создания романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

История создания романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Идейный замысел. Композиция. Фабула романа....

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...