Конспект урока по литературе в 5 классе по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Анализ отрывков  текста, рассказывающих о блуждании мальчика по тайге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literatury_5_kl.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе.

Меляшкевич Е. Н, учитель русского языка и литературы МОУСОШ.Nl г. Старая Русса

Тема: «Васютка в тайге.»

Цели урока:

• Научить детей художественному восприятию текста, познакомить с основными приемами литературного анализа текста;

• Углубить восприятие содержания, показать человеческие переживания в движении, в противоречиях и сомнениях, раскрывая их нравственный смысл;

• Активизировать лексику учащихся по теме « Природа (тайга).

Ход урока:

Сегодня на уроке мы попытаемся составить карту (план) пути следования Васютки по тайге (того пути, по которому вынужден был идти мальчик).

1. С чего все началось? (работа с текстом учебника, стр. 162)

2. С каким настроением Васютка вошел в тайгу? (стр. 163)

• Обращаем внимание на то, что крик птицы-знак беды (природа предостерегает).

3. Почему Васютка заблудился? (Встреча с глухарем.) (стр. 164)

• Мальчик не взял с собой в лес собаку, в этом была его ошибка

4. Случилось самое страшное: Васютка заблудился.

Как Астафьев рассказывает нам об этом? (стр. 166) Почему автор сравнивает мальчика с мухой, попавшей в западню?

5. Как ведет себя маленький мальчик, когда понимает, что заблудился? (стр. 166 -167) Почему Васютке удалось преодолеть чувство страха? (стр.167)

6. Попав в трудное положение, Васютка не сдается и пытается найти выход из создавшейся

ситуации. Он упрямо ищет дорогу домой. Как Васютка нашел лесное озеро? (стр. 170 -171)

7. Как озеро помогло Васютке выбраться из тайги?

• Увидел рыбу и стал анализировать, как она попала в водоем,  (стр. 174)

• Увидев подстреленную утку не там, где ее оставил, мальчик понимает, что вода в озер

движется, она проточная, (стр. 174  175)

8. Что означала желтая бороздка лиственного леса? • Мальчик нашел лесную речку, (стр. 175)

9. Что помогает Васютке определить близость Енисея? • Гудок парохода (стр. 176)

10. Как заканчивается это необычайное путешествие? (стр. 178)

11. Какой день пребывания Васютки в тайге можно считать самым главным?

• Последний день. Ребенок вдруг заболел, у него закончилась еда, он уже не знал, куда идти, потерял желание спастись, (стр. 175 -176)

• Мальчик сумел пересилить себя, поступает как настоящий мужчина, а ведь ему всего 13 лет.

12. Почему Васютка сумел выйти из тайги?

• Он любит лес, знает законы поведения в нем. В тайге все делает с добром.

Дичь убивает, чтобы прокормиться.

• ,Мальчик рассудительный, умеющий размышлять, делать правильные выводы. Следует опыту взрослых.

Вывод по уроку:

• На уроке мы учились анализировать текст с помощью вопросов, пытаясь самостоятельно найти на них ответы в произведении.

• Какими качествами вы должны обладать, чтобы, попав в аналогичную ситуацию, вы вышли из нее, не пострадав?

Домашнее  задание:

1. Нарисовать план пути следования Васютки по тайге.

2. Выписать словосочетания (8 -10), которые характеризуют со стояние природы во время путешествия  Васютки  по тайге.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"

Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...