Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина 5 класс (урок-викторина)
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Потапенко Елена Ивановна

Методическая разработка по сказкам А.С.Пушкина для 5 класса. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_skazkam_pushkina.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина 5 класс (урок-викторина)

Тип урока: обобщающий

Технология: игровая, групповая форма работы

Цель урока:
обобщить знания учащихся по сказкам А. С. Пушкина

Задачи:

  1. закрепить знания по сказкам великого русского писателя;
  2.  развивать образное мышление, речь, память;
  3. формировать представления об особенностях жанра;
  4. прививать интерес к предмету , любовь к чтению
  5. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
  6. развивать коммуникативные навыки;
  7. вызывать в детях добрые чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом, воспитывать обучающихся через поступки героев.

Дети делятся на 3 команды. За 2 недели было дано задание: придумать название и эмблему команды, инсценировать  отрывок из сказки. За каждый верный ответ команда получает 1 балл (или фишку). В конце подводятся итоги. Награждается команда-победитель. Эту викторину можно проводить и на параллели 5-х классов (от каждого класса 5-7 участников).

1.    На доске – портрет писателя. Тема урока.

Вводная беседа:

- Какие сказки А.С. Пушкина вы читали?

- Каких героев сказок знаете?

- Какие события, описанные в сказках, произвели впечатление?

- Что знаете о Пушкине А.С. и его семье?

   Выставка книг (показ различных изданий сказок Пушкина)

2.КОНКУРС «РАЗМИНКА» (первый конкурс)

Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

1.Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица, -

Говорит одна девица….

2.Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке….

3.Свет мой, зеркальце, скажи!

Да всю правду доложи…

3.БЛИЦ-ОПРОС (второй конкурс)

1.Как звали сына царя Салтана (князь Гвидон)

2.В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон (комар-муха-шмель)

3.Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку (3 раза)

4.Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны (солнце, море, ветер)

5.За какую плату согласился работать Балда (за три щелчка)

6.Полное название «Сказки о царе Салтане» («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

7.Какими словами начинается  «Сказка о золотом петушке»?

(Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он)

8.Какое отчество у пушкинского князя Гвидона?    ( Салтанович)

9.Как обращается старик к золотой рыбке? («Государыня-рыбка!»)

4.ЛЕКСИЧЕСКИЙ КОНКУРС (третий конкурс)

Узнай сказку по следующим словам ( на доске- слайд со словами из сказок)

  1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне»)
  2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка. («Сказка о попе и его работнике Балде»)
  4. Рать, воевода, царь, мудрец, шатёр, звездочёт, шамаханская царица. («Сказка о золотом петушке»)

5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (четвёртый конкурс)

Жюри оценивает название и эмблему команд, а также инсценировку отрывка.

6.МОЗАИКА (пятый конкурс)

Собрать текст, назвать сказку, из которой взят отрывок (каждой команде – свой отрывок)

  1. Мы объехали весь свет;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

А под ней хрустальный дом;

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Служат ей прислугой разной –

И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом,

  1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила я б пир».

«Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки – царя

 Родила богатыря».

3.« Где – то вздуется бурливо

Окиян поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор».

7.УЗНАЙ СКАЗКУ (шестой конкурс)

На доске слайд с рисунками. Дети должны узнать сказку.

Кораблик («Сказка о царе Салтане»)

Зеркало («Сказка о мёртвой царевне»)

Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Яблоко («Сказка о мёртвой царевне»)

Зайчонок («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Месяц («Сказка о мёртвой царевне»)

Лебедь («Сказка о царе Салтане»)

8.ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ (седьмой конкурс)

Каждой команде даётся  свой вопрос, на который нужно дать развёрнутый ответ с обоснованием)

1.Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона? 

2.Почему синее море сначала было спокойным, а в конце сказки на нём бушевала буря?

3. За что была наказана царица из «Сказки о мёртвой царевне»?

9. Итоги урока.

Награждение команды-победительницы и лучших знатоков сказок А.С.Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку в 8 классе урок-викторина «What a magic holiday!»

Конспект урока по английскому языку в 8 классеурок-викторина «What a magic holiday!» Цель:   развитие коммуникативных навыков учащихся, расширение знаний учащихся о культурных традициях...

Урок по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" в 5 классе

Проявлять интерес к  чтению и изучению творчества А.С.Пушкина....

Урок-викторина "Сказки А.С.Пушкина"

Метолдическая разработка урока-викторины по логопедической коррекции "Сказки А.С.Пушкина"...

Урок по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне"

Урок проходил в 5 классе при изучении творчества А.С.Пушкина...

Урок литературы в 8 классе. Обобщающий урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (С применением игровых технологий).

Урок литературы в 8 классе. Обобщающий урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (С применением игровых технологий)....