Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»
элективный курс (литература, 9 класс) по теме

 

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения  языка

художественной литературы.    Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичной системы речевых средств. Раскрыть основные принципы его анализа.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                             «Согласовано»                                 «Согласовано        

Руководитель МО        МБОУ               Заместитель                                   Руководитель МБОУ        

_______/Потапова Е.Е./                       руководителя по                  «Старо-Матакская СОШ» СОШ»        

Протокол №_____ от                   БМОУ «Старо- Матакская СОШ                

________/ПотаповаЕ.Е../

«____»________2012г.                   /Советникова НН/                            Приказ №_____

                                    «____»__________2012г.                          «____»______

Рабочая программа    элективного курса  по  литературе   «Язык художественной литературы»

учителя

муниципального общеобразовательного учреждения

«Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа»

Потаповой Елены Евгеньевны,

первой  квалификационной категории

                                                                   Рассмотрено на заседании

                                                                       педагогического совета

                                                                               протокол № ________ от

                                                                                «_____» ___________2012 г

Календарно – тематический план работы преподавателя

на 2011- 2012  учебный год

Литература для учащихся: Анализ  художественного текста. Н.М.Шанский.М.,1975г.

 Дополнительные методические пособия для учителя: Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.,1972г. Одинцов В. В. Стилистика текста.М.,1976г. Потебня  А. А.  Эстетика и поэтика. М.,1976г.

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является глубже понять произведение в неразрывном единстве его идейно-эстетического содержания  и формы, способствующей формированию художественного вкуса  учащихся и обогащению их речи,  воспитывает в них любовь к родному слову,к русской литературе.  Курс рассчитан  на 17 учебных часа (1 час в неделю).

Пояснительная записка

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения  языка

художественной литературы.    Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичной системы речевых средств. Раскрыть основные принципы его анализа.      

Цель занятий – расширить и  углубить знания учащихся в этом направлении, раскрыть системные основы различных  художественных приемов и выявить глубинные потенции языковой системы, показывая язык как творческое явление.

Задачи курса:

Данное тематическое планирование обеспечивает в процессе изучения литературы  формирование и  совершенствование  общеучебных  умений и навыков,  предполагающих  развитие речемыслительных способностей:

  1. воспитание коммуникативной культуры школьников;
  2. выявление и поддержка одаренных учащихся;
  3. поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по литературе;
  4. развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
  5. закрепление и углубление знаний учащихся по литературе;
  6. развитие устной и письменной связной речи учащихся;
  7. пробуждение и поддержание интереса к изучению литературы;
  8. развитие индивидуальных способностей учащихся.

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Планируемый результат

1

Общенациональный язык, литературный язык и язык художественной литературы.

Составление опорных схем

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать.

2

Язык художественной литературы как категория историческая.

Составление опорных схем

1

Уметь работать со словарями и словарной статьё

3

Образный строй художественного произведения как средство выражения его идейно-эстетического содержания.

Составление опорных схем

1

Уметь создавать опорные карты и схемы.

4

Художественная экспрессия как образное приращение к слову в тексте.

Решение ребусов и лингвистических задач

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать.

5

Экспрессивные ресурсы различных уровней языка. Экспрессивные ресурсы фонетики.

Решение ребусов и лингвистических задач

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

6

Экспрессивные ресурсы русского словообразования.

Составление опорных схем

1

Уметь создавать опорные карты и схемы.

7

Экспрессивные ресурсы лексики и фразеологии.

Подготовка проектов.

1

Самостоятельное создание лингвистических проектов.

8

Экспрессивные ресурсы грамматики. Морфология.

Подготовка проектов.

1

Самостоятельное создание лингвистических проектов.

9-10

Экспрессивные ресурсы грамматики. Синтаксис.

Тренировочные упражнения

2

Закрепление навыка вычленения морфем

11

Синтаксис текста.

Практикум.

Работа с карточками

1

Безошибочное нахождение среди многих морфем морфемы-приставки.

12

Экспрессивные ресурсы стилистики русского языка.

Решение лингвистических задач.

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

13

14

Слово и фразеологизм в контексте.

Решение лингвистических задач.

2

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

15-16

Язык и композиция художественного произведения. Родовые и жанровые языковые особенности.

Решение лингвистических задач.

2

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

17

Основные типы аназиза художественного текста.

Решение лингвистических задач

 

1

Сформирование умения выбирать правильный вариант (при тестировании).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки для 11 кл. по А.И. Власенкову № 35-37. Язык художественной литературы.

Литературный язык и язык художественной литературы....

Роль Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы

Роль Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы...

Разработка урока русского языка на тему "Язык художественной литературы"

Разработка урока  предназначена для учащихся 8 класса,по  УМК С.И. Львовой.  Задания и материал урока нацелен на формирование умения доказывать принадлежность текста к художественному с...

Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"

На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...

Язык художественной литературы на уроках русского языка

Статья рассматривает важность качественного отбора дидактического материала на уроки русского языка, связь уроков русского языка и уроков литературы. Приводятся примеры использования текстов изученных...

Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства

В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и  интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...