Дифференцированное обучение на уроках литературы в 5-х классах
материал (литература, 5 класс) по теме

Содержится описание опыта работы по данной технологии в 5 класах. приводятся примеры диагностических заданий, диффиренцированных заданий, используемых на уроках внеклассного чтения, уроках изучения лирических произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itog_kontr_rab_lit.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение на уроках литературы в 5-х классах

Званская Елена Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

Технология уровневой дифференциации - это такая форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств, знаний, умений и навыков (гомогенная группа). Здесь важна ориентация на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, то есть ранее приобретённый опыт, особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.), особенности характера и темперамента.        Дифференцированное или разноуровневое обучение – такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях (А, Б, С), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.        Дифференцированные виды работ могут быть использованы в процессе объяснения нового материала, формирования умений и навыков, закрепления и систематизации ЗУНов.                                                                                        Педагогикой и психологией установлено, что по своим способностям, уровню восприятия, темпу работы, специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким уровнем развития, так и очень низким. В данной ситуации учитель вынужден выбирать формы и методы обучения, направленные на достижение результатов средним учеником. Но тогда страдают и слабые учащиеся (им уделяется недостаточное внимание), и сильные (работают не в полную меру своих возможностей). Для многих школьников предъявляемый уровень требований оказывается непосильным как следствие индивидуальных неспособностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению. Обязательность обучения порождает негативные последствия: стремительно снижается мотивация учения детей, отчуждение их от школы.

Условия подготовки дифференцированного обучения 

  1. проведение предварительного тестирования по базовому уровню, в соответствии со стандартом образования;
  2. формирование групп  А, Б, С (А - базовый уровень);
  3. разработка критериев оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных и итоговых этапах, системы тестов.

         В этом  году я работала в двух пятых классах. Один класс – отобранный, достаточно сильный, хотя и в нем есть группа ребят со средними уровнем обученности и низким. В процентном соотношении первая группа преобладает.  Второй класс наоборот – ребят с высоким уровнем немного, средний уровень меньше половины и практически 50% - это учащиеся низкого уровня обученности. Для того чтобы вовлечь в учебную деятельности всех ребят я  с этого учебного года я в своей работе стала применять дифференциацию в обучении литературы. При дифференцированном обучении учащиеся приобретают большую свободу действий. Они сознательно делают акцент на определённых предметах и уделяют им основное внимание за счёт того, что по предметам, которые им хуже даются, они согласны на базовый уровень. В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учётом уже индивидуальных особенностей учащихся.                        В начале учебного года я провела диагностическую работу, определяющую уровень развития читательских качеств учащихся. На первом уроке знакомства ребята заполняли анкетные листы, на которых на ряду с вопросами общими были задания на диагностику  показателей литературного развития учащихся: как начитанности и литературного кругозора; умения анализировать произведение с целью более глубокого восприятия, понимания и интерпретации; степень овладения устной и письменной речью. Задания  группировались по трем типам: начитанность и литературного кругозор (тип А), умение анализировать текста (тип Б) и развития речи (тип С).

Тип А

  1. Назовите писателей, начиная с самых любимых, и их книги, которые вы прочитали в этом году (из школьной программы).
  2. Перечислите, какие жанры устного народного творчества вы изучали в начальной школе. Приведите примеры.
  3. Назовите писателей, не входящих в школьную программу.

Тип Б

  1. Вспомните стихотворение о природе, которое вы выучили наизусть. Выпишите из него слова, в которых выражается авторское отношение к изображаемой картине.
  2.  Вспомните одно из стихотворений, изученных в предыдущем классе. Какое настроение и как в нём выражено?

Тип С

  1. Запишите ряд красочных определений, которые вы могли бы употребить со словом “лето”.
  2. Напишите небольшое сочинение – описание на тему «Лето».

Данная работа стала стартовым листом в ученическом портфолио по литературе и русскому языку в 5 классе. На протяжении всего учебного года учащиеся оформляли портфолио, в котором размещали свои и творческие, и диагностические работы.

Вторая диагностическая работа проводилась в конце года, в начале мая.

Весь курс литературы традиционно имеет разделы: УНТ, древнерусская литература, литература 19 века, литература 20 века, зарубежная литература. В настоящее время уроков внеклассного чтения в программе нет, но я ввожу такой раздел в свою программу. По каждому разделу на первом уроке учащимся предъявляются основные требования и список ОРО (список обязательных результатов обучения) с образцами заданий зачета обязательного и дополнительного уровней усвоения изучаемого материала, чтобы каждый ученик четко представлял себе,  какой результат он должен получить. Обязательный уровень - предусматривает вопросы всего раздела, в них заложены общие связи с предыдущими темами. Он нацелен на осмысление изучаемого материала, рассчитан на детей, которые в силу каких-то причин не обладают достаточными знаниями и интеллектуальными умениями. Дополнительный уровень - рассчитан на детей, способных при глубоких и прочных знаниях на сравнения, обобщения и другие виды когнитивной деятельности. Дополнительный уровень открыт для всех учащихся. Даже если ученик не осилит его, поддержка учителем таких попыток придает уверенность в том, что следующая может увенчаться успехом. Задания дополнительного уровня – творческие задания.

Уроки внеклассного чтения часто провожу в форме командных игр. Так урок по произведению Толкина «Хоббит, или туда и обратно» проходил в форме путешествия по стране Хоббитонии. К этим урокам класс заранее делился на разноуровневые команды, которым выдавались маршрутные листы с заданиями разной сложности. Ребята сами распределяли их по своим возможностям. (Приложение 1)

На уроках обучения  выразительному чтению работу начинаю с чтения стихотворения наизусть (или учительское чтение, или заранее подготовленный ученик, посещающий кружок «Театральные игры»). Затем работа ведется по ключевым вопросам:

- О чём это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто?                                              - Меняется ли настроение по ходу текста? Докажите своё мнение.                                                   -  Какие образы и картины в описании грозы показались вам самыми выразительными? Почему?                                                                                                                                                    -  Какими художественными средствами пользовался поэт для изображения грозы? Какова роль этих средств в тексте?                                                                                                        - Найти в стихотворении ключевые образы и картины и определить, какую роль они играют в понимании текста.

Затем проводится  групповая работа на  определение смысловых частей, выявление композиции текста, определение основной интонации при чтении каждой части, проводится наблюдение  над ритмом, строфикой, особенностями стихотворного размера, над поэтическим синтаксисом, обусловленность синтаксических конструкций логикой поэтических образов и интонаций. Расставляются логические паузы.

Следующий этап работы над выразительным чтение – чтение стихотворения по строкам, строфам, индивидуальное чтение, групповое и т.д. В конце урока стихотворение прослушивается еще раз целиком.

        В течение года проводила несколько уроков обучения сопоставительному анализу стихотворений.

На первом уроке сравнивали стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» и стихотворение А.Н.Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи» В слабом классе работали по группам,  отдельно анализируя каждое стихотворение, используя ключевые вопросы. Затем от каждой группы один ученик (сильный) делал сообщение, подводя итог их общей работе. На следующем этапе урока делали выводы о близости и различии двух этих произведений. В сильном классе работа также проводилась по группам, вопросы давались на карточках-информаторах.

Группа 1. О каком времени года эти стихотворения? Найдите ключевые образы. Какие картины создаются с их помощью?

Группа 2. Какие тропы используют поэты, создавая картины природы? Какова их роль в тексте?

Группа 3. Сопоставьте размер и ритм стихотворений. Как они влияют на настроение стихотворений?

На последующих уроках сопоставляли  стихотворения Н.Рубцова «Родная деревня» и С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями», а также  стихотворение Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь» и А.А.Фета «Задрожали листы облетая». Рисунки к стихотворениям с их защитой помогают при анализе стихотворений и их сопоставлении. Кроме того, учащиеся составляют различные коллажи, помогающие при сопоставлении стихотворений.                                                                                        

Уроки по отработке ОРО провожу с использованием разнообразных форм приемов и методов.                                                                                                Это и групповая работа, когда каждой группе раздаются индивидуальные задания. После коллективной работы в течение 7-10 минут представитель каждой группы делает сообщение всему классу. Подводя итоги работы в группах, отмечаем вместе с учениками, какое из требований обязательного уровня было выполнено. Или коллективная работа. На вопросы заданий формулируем общими усилиями ответы. А также индивидуальные задания, которые проверяются методом самопроверки или взаимопроверки. Сочетание различных форм работы (фронтальной, групповой, индивидуальной) позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Система зачётов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика. Сам учащийся, принимая на себя ответственность за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность

Учащиеся с удовольствием выполняют различные творческие задания творческого характера: написание рассказа, сочинения-миниатюры, загадок, сказок. Более сильные ученики подбирают материал для заданий ОРО, готовят выступления, создают  презентации. Все свои работы они собирают в портфолио.        У всех учащихся есть и "оценочный лист» успеваемости, размещенный в портфолио. В нем отражены все значимые оценки самостоятельных и творческих работ, зачеты. Технология дифференцированного обучения  дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и психологический комфорт усвоения знаний, мотивацию учебы, развитие когнитивных способностей, умение выделять главное, анализировать, сравнивать, сопоставлять, рождает веру в свои силы.

Использование технологии уровневой дифференциации способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения школьников. При этом:

  1. обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
  2. предоставляет условия для формирования и развития у учащихся интереса к работе с текстом;
  3. создает условие для проявления самостоятельности и инициативности, т.е. предоставляет ученику момент самостоятельного выбора заданий;
  4. способствует рациональной организации учебной деятельности обучающихся с разными типами памяти, мышления, уровнем подготовки, интересами, восприятием окружающего мира;
  5. развивает мыслительную деятельность;
  6. активизирует деятельность обучающихся на уроке;
  7. позволяет осуществить личностно ориентированный подход в обучении, отражает гуманистическое направление в психологии и педагогике; способствует развитию индивидуальных особенностей обучающихся;
  8. снимает психологическую напряжённость обучающихся, страх перед возможностью получить отрицательную отметку.

При всем этом дает учителю возможность конструировать задания с опорой на индивидуальные возрастные, психологические возможности каждого ученика и его общий уровень подготовленности.

 Список литературы. 

  1. Беляева Н.В. Дифференциация обучения как средство повышения уровня литературного развития учащихся // Русская словесность. 2004. № 5. С
  2. Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы. //Педагогический университет «Первое сентября». М., 2008.
  3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-н/Д., 2000.
  4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  5. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. М.,? Вита - Пресс? , 2000.
  6. Журнал  "Завуч" №4, 2001; № 2, 8, 2002.
  7. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. Воронеж, ? Учитель? , 2001.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е. С. Полат), М., 2000.
  9. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М., институт практической психологии.
  10. Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: сущностные характеристики и структура // Школьные технологии. 2007. № 2.
  11. Рыжкова В. Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников.  Завуч , №8, 2003.
  12. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  13. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.
  14. http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=20060061
  15. http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200601405

Приложение 1

                                   Маршрутный лист

                                            Команда 1

Состав:    __________________________________________________________

                 __________________________________________________________

Капитан ___________________________________________________________

Название  _________________________________________________________

Девиз       ____________________________________________________

                 ____________________________________________________

Краткое  объяснение названия и девиза: _______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания:

1.Подготовить  краткий рассказ о писателе (презентация 5-6 слайдов)

2. Составить 3 вопроса на знание текста (распечатать их)

3. Подготовит рассказ-представление о гномах по повести. Представить иллюстрацию гнома.

4. Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду повести, подготовить ее защиту.

5. Юрий Маркович Нагибин писал: “Мы живём в суровое, даже страшное время, которое, как никогда, требует от человека душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед Лихом. Всё это читатель найдёт в сказках Толкина. Его герои ни при каких обстоятельствах не утрачивают достоинство, не изменяют правде и долгу”.

Что же такое долг, достоинство? Дайте определение этих слов с помощью толковых словарей. Какие это слова — многозначные или однозначные?

Докажите, что хоббит исполнял свой долг на протяжении всей сказочной повести, не терял достоинства в самых сложных ситуациях.

6. Изучить маршрут героев. Знать названия мест, где они путешествовали.

                                   Маршрутный  лист

                                            Команда 2

Состав:    __________________________________________________________

                 __________________________________________________________

Капитан ___________________________________________________________

Название  _________________________________________________________

Девиз       ____________________________________________________

                 ____________________________________________________

Краткое  объяснение названия и девиза: _______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания:

1.Подготовить  краткий рассказ о истории создания повести (презентация 5-6 слайдов)

2. Составить 3 вопроса на знание текста (распечатать их)

3. Подготовит рассказ-представление об эльфах по повести. Представить иллюстрацию эльфа.

4. Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду повести, подготовить ее защиту.

5. Юрий Маркович Нагибин писал: “Мы живём в суровое, даже страшное время, которое, как никогда, требует от человека душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед Лихом. Всё это читатель найдёт в сказках Толкина. Его герои ни при каких обстоятельствах не утрачивают достоинство, не изменяют правде и долгу”.

Что же такое долг, достоинство? Дайте определение этих слов с помощью толковых словарей. Какие это слова — многозначные или однозначные?

Докажите, что хоббит исполнял свой долг на протяжении всей сказочной повести, не терял достоинства в самых сложных ситуациях.

6. Изучить маршрут героев. Знать названия мест, где они путешесествовали.

                                   Маршрутный лист

                                            Команда 3

Состав:    __________________________________________________________

                 __________________________________________________________

Капитан ___________________________________________________________

Название  _________________________________________________________

Девиз       ____________________________________________________

                 ____________________________________________________

Краткое  объяснение названия и девиза: _______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания:

1.Подготовить  краткий рассказ о героях северной мифологии ( оборотень, орел, тролли, эльфы (презентация 5-6 слайдов)

2. Составить 3 вопроса на знание текста (распечатать их)

3. Подготовит рассказ-представление о гоблинах  по повести. Представить иллюстрацию гоблина.

4. Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду повести, подготовить ее защиту.

5. Юрий Маркович Нагибин писал: “Мы живём в суровое, даже страшное время, которое, как никогда, требует от человека душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед Лихом. Всё это читатель найдёт в сказках Толкина. Его герои ни при каких обстоятельствах не утрачивают достоинство, не изменяют правде и долгу”.

Что же такое долг, достоинство? Дайте определение этих слов с помощью толковых словарей. Какие это слова — многозначные или однозначные?

Докажите, что хоббит исполнял свой долг на протяжении всей сказочной повести, не терял достоинства в самых сложных ситуациях.

6. Изучить маршрут героев. Знать названия мест, где они путешествовали.

                                   Маршрутный  лист

                                            Команда 4

Состав:    __________________________________________________________

                 __________________________________________________________

Капитан ___________________________________________________________

Название  _________________________________________________________

Девиз       ____________________________________________________

                 ____________________________________________________

Краткое  объяснение названия и девиза: _______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания:

1.Подготовить  краткий рассказ о появлении слова «хоббит» (презентация 3-4 слайдов)

2. Составить 3 вопроса на знание текста (распечатать их).

3. Подготовит рассказ-представление о троллях по повести. Представить иллюстрацию троллей.

4. Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду повести, подготовить ее защиту.

5. Юрий Маркович Нагибин писал: “Мы живём в суровое, даже страшное время, которое, как никогда, требует от человека душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед Лихом. Всё это читатель найдёт в сказках Толкина. Его герои ни при каких обстоятельствах не утрачивают достоинство, не изменяют правде и долгу”.

Что же такое долг, достоинство? Дайте определение этих слов с помощью толковых словарей. Какие это слова — многозначные или однозначные?

Докажите, что хоббит исполнял свой долг на протяжении всей сказочной повести, не терял достоинства в самых сложных ситуациях.

6. Изучить маршрут героев. Знать названия мест, где они путешествовали.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках литературы

Главная проблема школьного литературного образования в современной России — потеря интереса к чтению высокохудожественных произведений. Всё труднее складывается общение юных читателей с русской к...

Дифференцированное обучение на уроках литературы.

Главная проблема школьного литературного образования в современной России — потеря интереса к чтению высокохудожественных произведений. Всё труднее складывается общение юных читателей с ...

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках литературы

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы  актуально в современной школе, так как главная цель, которая определена в нормативном  документе (Федеральном комп...

Дифференцированный и индивидуальный подход в выборе средств обучения на уроке литературы

Выступление на педсовете представлено в форме презентации.Дифференциация и индивидуализация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы....

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как...

Дифференцированное обучение на уроках литературы

Технология дифференцированного обучения - это «совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса». По организацион...

Организация дифференцированного обучения на уроках литературы

Методические рекомендациидля учителей - филологов...


 

Комментарии

Дифференцированное или разноуровневое обучение – такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях