МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С.ГРИБОЕДОВА
методическая разработка по литературе по теме

Белякова Марина Михайловна

Методические материалы расположены в виде опорного конспекта

в помощь учителю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С.ГРИБОЕДОВА

ВОПРОСЫ к комедии «ГОРЕ ОТ УМА»

1. Чей ум – виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ?

2. Каков ум Чацкого в отличие от остальных героев комедии?

3.  Имеет ли право Чацкий по своему статусу выносить приговор России, высшему свету, к которому он принадлежит? Как это его характеризует?

4. Способен ли Чацкий быть критиком самому себе и видеть не только в других, но и в себе изъяны?

5. Какова цель критики Чацкого? За что или кого он болеет душой?

6.  Кого Чацкий жалует и признает? Отчего он одинок? Почему даже Софья, с которой он воспитывался, не рада его приезду?

7. В чем ущербность ума  Чацкого?

8.  Обладает ли Чацкий состраданием к другим людям и благодарностью?

9.  Почему у Чацкого «ум с сердцем не в ладу», если он эгоистичен и на любовь жертвенную, невысокомерную не способен?

10. В чем «болезнь»  ума Чацкого и нарастающая болезнь первой половины 19 века?

11.  Права ли старуха Хлестова, сказавшая  о Чацком: «Над старостью смеяться  грех… А Чацкого мне жаль. По-христиански так, он жалости достоин.»

12. Есть ли Чацкому дело до блага Отечества? Его критика – это боль за Отечество или месть за «оскорбленное чувство?

13. Слова Чацкого – в его монологах, а каковы же дела? Есть ли соответствие слова  делу?

Тема: “Умён ли Чацкий?”

I. Выдвижение проблемы.

В 1825 г. А.С. Пушкин прочитал комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”, он отказал её главному герою Чацкому в уме.

“В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? – писал Пушкин А.А. Бестужеву. – Ответ: Грибоедов.  А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”.

А между тем из названия “Горе от ума” следует, что причиной его бедствий является ум и только ум. Пушкин, таким образом, ставит под сомнение сам смысл названия комедии.

Попробуем разобраться в проблеме: умён ли Чацкий?

2. Выдвижение гипотез.

ГИПОТЕЗА 1.

Чацкий умён.

Уже при первом упоминании имени Чацкого тут же возникает тема ума. Лиза о нём говорит “остёр”. “Остёр, умён”,- соглашается Софья. В его образе воплотились черты передового человека того времени. Чацкий резко обличает действительность. Он обрушивается на тех “негодяев знатных”, которые людей своих, слуг меняют на собак, для своих затей – домашнего театра – отрывают от родителей детей, а затем распродают и их по одиночке. Чацкий отказался служить: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он бичует дворянское общество за низкопоклонство перед иноземным, за презрение к родному языку и обычаям. Его речи умны и убедительны.

Фамусовское общество, страшась этих обличений, называет его безумным. Тема безумия подхватывается и быстро распространяется. Так возникает тема “умного безумца”. Ум оборачивается безумием. Таким и кажется Чацкий московскому фамусовскому кругу. Чацкому, человеку незаурядного ума, каким его замыслил Грибоедов, фамусовский мир тоже кажется безумным. Наше мнение: здесь звучит тема мнимого безумия от недюжинного ума, который отвергнут миром.

Мнение И.А. Гончарова: “Ум Чацкого силён и остёр…

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Почему, несмотря на свой ум, он постоянно оказывается в дураках

А.С.ГРИБОЕДОВ.

( 1795 – 1829 )

1. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА .

Родился 4 (15) января 1795 года в старинной дворянской семье. Фамилия Грибоедовых принадлежала к высшему московскому обществу. Семейные традиции прочно связывали ее со старой барской Москвой.

Получил прекрасное образование. Сначала домашнее под руководством учителей, а потом в Благородном пансионе при Московском университете. Образованием Грибоедова руководили выдающиеся педагоги того времени. Мальчик рано обнаружил замечательную разностороннююю одаренность. Он обладал выдающимися музыкальными способностями ( остались музыкальные сочинения Грибоедова – в основном вальсы), виртуозно играл на фортепиано.  С детских лет овладел 5 языками: французским, греческим, английским, латынью, немецким. С раннего возраста отличался рвением к учебе,стремительно осваивал науки и искусства, демонстрируя при этом блестящие успехи.

В 1806  году поступил в Московский университет на словесное отделение. Через 2 года закончил словесный факультет и стал студентом юридического  ( этико-политический), а  еще через 2 года, одолев и этот курс наук, поступил на естественно-математический факультет, обучение на котором не смог завершить из-за начавшейся Отечественной войны 1812 года – в  период войны университет был закрыт. За время  обучения в университете осваивает персидский. арабский и турецкий языки.

В 1812 году служит добровольцем в Московском гусарском полку, но в военных действиях не участвует, так как уже  началось отступление французов.  На военной службе Грибоедов провел 3 года и , выйдя в отставку, в 1815 году переехал в Петербург. В центре интересов Грибоедова – театр, музыка, литература. Пытается реализоваться  в качестве переводчика. В 1814 – первые публикации в «Вестнике Европы», в 1815 – поставлена первая комедия «Молодые супруги».

В 1817 году знакомится с А.С.Пушкиным, поступившим в ту же Коллегию иностранных дел, что и  А.С.Грибоедов.  Круг общения молодого Грибоедова – П.Я.Чаадаев, Рылеев, Бестужев. Именно в этот период Грибоедов утверждается в мысли, что его будущая деятельность связана с литературной и научной деятельностью, и начинает пробовать свои силы  в творчестве. Однако родители не разделяют увлечение сына литературой и театром, считая, что он должен стать дипломатом.  По настоянию матери Грибоедов в 1818 году принимает должность секретаря русской дипломатической миссии в Персии и выезжает из Петербурга в Тавриз.

В 1818 году состоялась дуэль А.С. Грибоедова с офицером                          А.И. Якубовичем, который вызвал его на поединок. На дуэли писатель был ранен в кисть левой руки с серьезным повреждением пальца, что почти  лишило  его возможности играть на фортепиано, хотя он считался виртуозным исполнителем-музыкантом до дуэли.

1818- 1821гг. Грибоедов живет в Персии: сначала в Тегеране, затем в Тавризе. В 1820 году начинает работу над комедией «Горе от ума».

В 1822г. переведен в Тифлис под командование генерала А.П.Ермолова. Общается с В.Кюхельбекером, читает  ему наброски комедии.  

 В 1823г.  Грибоедов проводит  длительный отпуск в Москве. В 1824 году заканчивает работу над комедией «Горе от ума». Произведение вызывает резонанс в обществе. Комедия начинает ходить в рукописных списках, но высшая московская  знать негативно воспринимает произведение, усматривая в нем  явные намеки на конкретных лиц.   В 1824 году Грибоедов отправляется в Петербург, но и там его догоняют доносы о комедии, содержание которых сводится к тому, что «Горе от ума» - пасквиль на московское дворянство, что произведение  наносит удар всему дворянскому сословию, что оно угрожает даже государственнному строю. Грибоедов хочет напечатать произведение, но комедию не допускают ни в печать , ни на сцену.  

Литератору Ф.Булгарину удалось издать часть комедии ( 3 действие и 4 явления 1 действия в сборнике «Русская Талия» в  1825 году. Однако  никакие обстоятельства не  смогли помешать произведению разойтись по всей России в рукописном варианте и стать бестселлером того времени.   Один из списков комедии был доставлен Пушкину, находившемуся в ссылке в Михайловском.  

 В 1825 году Грибоедов отправляется на Кавказ, и в Киеве встречается с членами «Южного общества» ( декабристами). После знакомства с членами тайного общества Грибоедов  ведет  со многими из них переписку.

12 декабря 1825 года вспыхнуло восстание декабристов в Петербурге.  22 января к генералу Ермолову на Кавказ,  в крепость «Грозная»,  прибывает фельдъегерь с приказом сделать обыск у Грибоедова и арестовать его. Ермолов предупредил писателя об обыске, что дало возможность Грибоедову сжечь главную часть бумаг. 11 февраля Грибоедов был доставлен в Петропавловскую крепость, где провел  4  месяца по делу декабристов.

Декабристы  Рылеев и Бестужев  категорически отрицали принадлежность писателя к  тайному обществу. Показания декабристов и  отсутствие улик позволили   Грибоедову  освободиться из заключения.

После освобождения из-под следствия Грибоедов  отправился на Кавказ, где началась  война с Персией.  Он  участвует в заключении Туркменчайского мира (1828 год). Император Николай 1 награждает Грибоедова повышением по службе: писатель назначен  полномочным министром-резидентом России в Персии.  Писатель разрывается между дипломатической карьерой и творчеством, предчувствуя  опасные последствия Туркменчайского мира: «Нас там всех перережут. Аллаяр-хан – мой личный враг, не простит он мне Туркменчайского трактата» ( слова Грибоедова из воспоминаний его друзей).

В 1828 году Грибоедов женится на Нине Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и государственного деятеля, князя Александра Чавчавадзе. Свадьба состоялась 22 августа, а 9 сентября того же года писатель отправился в Персию на место службы.

30 января 1829 года произошло нападение мусульман-фанатиков на русскую миссию в Тегеране. Грибоедов был зверски убит, а его тело в течение 3 дней толпа фанатиков-мусульман таскала по улицам города. Опознать его удалось лишь по руке с изуродованным когда-то на дуэли пальцем. Из всего состава русского посольства спасся только один человек – секретарь Мальцев. В схватке с мусульманами погибли не только работники посольства, но и  32 казака, составлявшие охрану посольства, а также  весь штат посольства.

Грибоедов похоронен в Тифлисе,  в монастыре Св.Давида. На пьедестале  надгробного памятника вдова писателя высекла слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

2. Комедия «Горе от ума» : художественный метод.

1. Художественный метод -  особый тип образного видения мира  и отражения действительности, особый принцип отбора  и оценки писателем явлений действительности. Понятие художественного метода включает в себя :

 принципы художественного отбора;

способы художественного обобщения;

принципы эстетической оценки действительности с позиции идеала;

принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства.

Основные методы – реалистический и нереалистический ( например, романтизм, сентиментализм и др.)

2. Реализм в России ( литературные формы).

Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Черты:

стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой, внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени, большое внимание уделяется социально-бытовому фону вермени;

универсальность в изображении человека;

историческая точка зрения на жизнь.

3. Этапы развития реализма в России :

- просветительский реализм (Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов);

- «синкретический»  реализм: сочетание раелистических и романтических мотивов при доминанте реалистического ( Грибоедов, Пушкин, Лермонтов);

- критический реализм – обличительная направленность , решительный празрыв с романтической традицией ( Гончаров, Тургенев, Некрасов, Островский и др );

- социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира, близок к классицизму по многим принципам изображения действительности.

4. Метод и герой Грибоедова.

           Грибоедов одним из первых русских драматургов обращается к реалистическому методу изображения действительности. Противоречия в образе главного героя «горя от ума» - не только противоречия его натуры. Но и особенность проявления нового метода литературы. Это позволяет Грибоедову отразить новый тип личности, в котором выявились важнейшие тенденции русского общества начала Х1Х века. Писатель показал наиболее актуальный конфликт: старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени и, как впоследствии оказалось, всего Х1Х и начала ХХ века.

     

ПРИЗНАКИ РЕАЛИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала (неразрешенность  и неразрешимость конфликта, то есть «открытый  финал»);

переосмысление системы персонажей, свойственной романтизму ( вершинная – с одним главным героем);

характеры раскрыты глубоко и многосторонне, с учетом противоречий, идивидуализированы с помощью речевых портретов;

мотивированностьсюжетных коллизий и поступков персонажей;

переосмысление романтического конфликта  «ГЕРОЙ-ОБЩЕСТВО»;

построение пьесы на основе двух сюжетных линий ( любовная и социально-политическая);;

отсутствие крупных переломных событий;

афористичность речи персонажей, «эпиграммическая соль» реплик героев.

современный конфликт, современный герой, выражающий самую актуальную тенденцию русского общества.

ПРИЗНАКИ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

обширные монологи, не способствующие развитию действия;

традиционное количество актов – 5;

наличие «трех единств» ( времени, места и действия), с нарушением единства действия;

наличие «говорящих» фамилий и имен ( Молчалин, Скалозуб, Софья и др);

наличие традиционных амплуа ( Лиза – субретка: подруга и служанка главной героини).


ПРИЗНАКИ РОМАНТИЗМА В «ГОРЕ  ОТ УМА»:

 герой, вступая в конфликт с обществом, уходит от действительности;

в центр комедии поставлен соновной конфликт романтизма «ГЕРОЙ-ОДИНОЧКА   И   ОБЩЕСТВО».

3. КОМЕДИЯ  «ГОРЕ ОТ УМА»: ПРОБЛЕМА ЖАНРА.

1).  КОМЕДИЯ -  жанр драматического произведения, в основе которого лежит противоречие (=несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного, вызывающее смех. Различают комедии положений, комедии нравов, лирические комедии, сатирические комедии, комедии характеров, однако возможно и слияние тех или иных разновидностей в едином целом.

ПРИМЕЧАНИЕ:   «Горе от ума» - комедия характеров.

2).  КОМИЧЕСКОЕ – эстетическая категория, отражающая противоречия, присущие явлениям действительности, в основе которой – смех.

3). ПРИЕМЫ КОМИЧЕСКОГО В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

прием «разговора глухих» . Собеседники не слышат друг друга и произносят словно два монолога параллельно друг другу, а не участвуют в диалоге     ( 2 действие, 1 явление, Фамусов и Чацкий);

( 3 действие, 3 явление, Чацкий и Молчалин);

Фарсовая сцена общения еле слышащей графини  бабушки с совершенно глухим князем Тугоуховским ( 4 действ., 20 явл).

прием «кривого зеркала». Герои пародийно повторяют друг друга . ( Например, Чацкий и Репетилов: само имя Репетилова говорит о его вторичности, о подчиненности его образа фигуре главного персонажа произведения. Репетилов  -  от франц. слова  «повторять». Ни Чацкого, ни Репетилова никто всерьез не принимает и не слушает. «Кривое зеркало» до абсурда доводит черты именно Чацкого, показывает его недостатки и слабости. 

Прием «говорящих имен». Это традиционный прием мировой литературы, когда имя персонажа предполагает и его характер, настраивая читателя на восприятие образа-персонажа. ( Тугоуховский – глух, Молчалин – подчеркнуто немногословен, Скалозуб – не к месту хохочет, «скалит зубы», Фамусов  - от латинского слова «ФАМА» - молва, Софья – мудрость,  Чацкий – звуковая ассоциация со словами «чадить»- пускать дым и фамилией «Чаадаев». Чаадаев – философ-западник, признанный сумасшедшим. )

 

   

4. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЧАЦКОГО.

Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общества.  Главная его идея – гражданское служение. Самое ненавистное для него – рабство во всех проявлениях.  Все окружающее, по его мнению, нуждается в тотальной переделке.  Столкновение Чацкого с фамусовским миром  - не бытовое, не частное.  Оно носит всеобщий характер. Чацкий привносит в общество реформаторский пыл.  В глазах общества Чацкий – человек опасный ( «карбонарий»), нарушающий привычную установку существования мира. Для зрителя это революционер, перепутавший светскую гостиную и гражданский диспут.  

Грибоедов первый в русской литературе Х1Х века показал «лишнего человека» ( термин А.И.Герцена), механизм его появления в русском обществе. Чацкий – первый в этом ряду. За ним – Онегин, Печорин, Базаров.

План статьи  И.А.Гончарова

«Мильон   терзаний».

Судьба комедии «Горе от ума».

Определение жанровых особенностей произведения.

Языковое и стилевое своеобразие комедии.

Определение Гончаровым сюжета и композиции.

Оценка образа Чацкого.

Трактовка образа Софьи.

Решение Гончаровым проблемного вопроса:

«Чацкий – победитель или побеждённый?»

 В чём «мильон терзаний» Чацкого?

Реализм комедии и реалистичность

центрального образа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Жизнь и творчество А.С. Грибоедова"

Методический материал к уроку литературы...

тест по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова"

тест по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедовова"...

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.

Конспект урока литературы...

Открытый урок по творчеству А.С.Грибоедова "Неизвестный Грибоедов" с использованием технологии развития критического мышления

Данный урок является отражением моего профессионального кредо: дать шанс каждому ребенку проявить себя. Для этого я использую как основную форму организации деятельности учащихся - групповая, па...

Викторина по творчеству А.С.Грибоедова

Данный материал можно использовать на итоговом уроке по творчеству А.С. Грибоедова, во время проведения недели литературы в школе....

Методическая разработка "Литературная гостиная, посвященная творчеству А.С. Грибоедова"

Автор представляет вниманию читателей методическую разработку, посвященную жизни и творчеству А.С. Грибоедова....

Диплом 3 степени в районном конкурсе методических материалов "Дорога творчества"

Диплом 3 степени в районном конкурсе методических материалов "Дорога творчества"...