Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Урок литературы, 8 кл.
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Урок Мужества, 8 класс

(УМК под ред. В.Я.Коровиной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_8_klass.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Леженская основная общеобразовательная школа»

села Леженьки Тимского района Курской области

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Урок литературы, 8 класс

             

Подготовила и  провела

 учитель русского языка и литературы

  Арцыбашева СИ.

Цели урока:

рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени

соединялись с глубоко личными переживаниями;

помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;

развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование:

компьютер, проектор, книги.

Тип урока: урок-концерт

Слово учителя

Ежегодно в канун Дня Победы мы проводим уроки мужества.

Тема сегодняшнего урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Эпиграфом урока я взяла строки поэта-фронтовика Александра Прокофьева: « Чтобы ненависть была сильнее, давайте говорить о любви».

Я  хочу, чтобы  мы сегодня как бы услышали голос поэтов-фронтовиков, погрузились в атмосферу фронтовой лирики, узнали истории стихотворений, ставших песнями.

Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил.

До песен ли в такое тяжёлое время? В первый же день войны писатели и поэты   Москвы собрались на митинг.  А.Фадеев, автор  «Молодой гвардии», заявил: «Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».

Поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Самое удивительное, что большинство песен военных летэто песни о любви. Впервые дни войны нужны были призывы, лозунги, марши. И появилась  призывно-торжественная песня «Священная война» на слова  В.А. Лебедева-Кумача. Позже становятся популярными другие песни, с другой мелодией, иной интонацией. Наибольшее признание получают песни в форме любовного послания: «Землянка» на слова Алексея Александровича Суркова и «Жди меня» – Константина Симонова.

В чём же секрет необыкновенного песенного успеха «Землянки»?

Сообщение ученика. История песни «Землянка».

Прослушивание песни.

Слово учителя

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Имя этого поэта достаточно известно среди любителей поэзии. Но его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом», не зная имени автора.

Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша».

Сообщение ученика. История песни «Катюша».

Слово учителя

Да, «Катюша» имела многочисленные текстовые варианты (более 100). Вот один из них на стихи неизвестного автора, непосредственно связанный с городом Курском:

                   Я помню суровую осень, разрывы снарядов в лесу.

                  Там пела Катюша у сосен заветную песню свою:

                  Садами ты густ, любимый мой Курск,

                  Родная сторонка моя…

Кем только ни была Катюша! И бойцом  с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его в далёком тылу, и парашютисткой, и партизанкой, и учительницей, и фронтовой санитаркой.

В Италии песня стала боевым гимном бойцов Сопротивления, в Болгарии   партизанским паролем. Со знаменитой «Катюшей» на фронте произошёл случай, ставший почти легендой. Однажды под вечер, в часы затишья, немцы вдруг прокрутили её раз, второй, третий…  Это разозлило бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»? Дело кончилось тем, что группа солдат бросилась в атаку на вражеский окоп. В результате  и пластинка, и патефон были доставлены к своим. И сейчас в век компьютерных технологий очень приятно, что создаются такие миниатюры… 

Видеофильм «Катюша».

Слово учителя

Тема любви в песенной лирике Исаковского не всегда радостна, не всегда связана с символами цветущей природы. Тема любви,  верности приобретает глубоко трагическое звучание в стихотворении: «Враги сожгли родную хату…»

Сообщение ученика. История песни «Враги сожгли родную хату…»

Чтение стихотворения «Враги сожгли родную хату…»

Слово учителя

Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору,  были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», – писал о феноменальной песенности стихов Фатьянова поэт Михаил Матусовский.

В 1942 году Алексей Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни: «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Однажды на привале, когда бойцы вздремнули, вдруг пронзительно запел соловей. Этот кусочек мирной жизни  настолько потряс Фатьянова, что впоследствии он написал стихотворение-песню, которую маршал Жуков назовёт одной из лучших песен военной эпохи.

Чтение стихотворения «Соловьи».

Слово учителя

Стихотворение «На солнечной поляночке»  Фатьянов не решался показать даже СоловьёвуСедому, не отдавал в газеты, не верил, что стихи могут появиться в печати. Первая запись песни состоялась в 1943 году.

Прослушивание песни «На солнечной поляночке»  

Слово учителя

Ещё одно стихотворение, ставшее поистине народной песней. Лев Ошанин  «Эх, дороги»

Чтение стихотворения «Эх, дороги»

Слово учителя

Евгений Винокуров ушёл на войну, не закончив 10 класс. На фронте был артиллеристом, о том, что он поэт, узнали после войны. Стихотворение «Москвичи», ставшее известной песней, было написано в 1953 году. Это стихотворениевоспоминание о друзьях, которые уже никогда не вернутся с войны.

Исполнение песни «Москвичи»

Слово учителя

Из-за школьной парты ушёл на фронт и будущий поэт Булат Окуджава, который, как и все писатели-фронтовики, часто возвращается к теме войны в своём творчестве. Песня к кинофильму «Белорусский вокзал» была написана через четверть века после окончания Великой Отечественной, но даже ветеранами войны воспринимается как подлинная, фронтовая.

Чтение стихотворения «Белорусский вокзал»

 Чтение стихотворения «Песенка о пехоте»

Слово учителя. Подведение итогов

А каково значение  этой фронтовой лирики в наше мирное время?

Особое свойство искусства: художественной литературы, музыки  заключается в том, что мы, читая, слушая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как б я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи  и песни о войне  это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они  почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи.

Обратите внимание на книги, представленные здесь…

Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание сил духа, нравственности, совести. А значит, эти песни несут в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.

В чём хотели убедить нас  авторы? Да, ребята, вам жить на этой земле, в нашей стране. Вы не должны допустить, чтобы снова была война.

Особенно остро воспринимаются эти песни сейчас, накануне праздника. 28.04 стартовала акция «Георгиевская ленточка», песни военных лет предлагаются сотовыми операторами в качестве гудка, льются с экранов телевизоров, радиоприёмников, напоминая  о наследии Великой Победы.

Домашнее задание

Видеофильм или презентация «История песен Победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

В презентации рассказывается о поэтах-фронтовиках и произведениях, которые они создавали на фронте....

Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Здесь представлен подробный конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"....

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

Структурная карта к уроку литературы "Стихи и песни о Великой Отечественной войне" 8класс

Структурная карта  к уроку литературы "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"  для учащихся предполагает  самостоятельную работу с параграфом учебника и текстами в нем же . Урок п...

План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса.  Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегриро...

Урок литературы на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Урок литературы в 8 классе на тему:«Стихи и песнио Великой Отечественной войне»                              ...

Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"...