Зеркальный мир комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Кондаурова Лариса Николаевна

Современное прочтение классики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon revizorg.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Зеркальный мир комедии

Николая Васильевича Гоголя

 «Ревизор»

К 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя

Лариса Николаевна Кондаурова,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 9, города Уфы

ЦЕЛИ УРОКА: исследовать произведение Н.В.Гоголя «Ревизор» с точки зрения «принципа зеркальности», рассмотреть образную систему героев в «зеркальном» отражении, сформулировать выводы исследования.

ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с понятием «исследование», отработать навыки исследовательской работы, применить элементы театрализации, обеспечить контроль с помощью тестовой технологии, сформировать собственное мнение на проблему, поставленную на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (магнитофон), иллюстрации П. Боклевского, тестовые задания, записи на доске.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ:

1). Посещение Государственного академического русского драматического театра РБ (худ.руководитель Рабинович М.И.), комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»;

2).Национальный музей РБ, (ген.директор Валиуллин Г.Ф.);

3).Гостиный Двор, Центральная художественная галерея (худ.руководитель Пегов В.В.);

4). Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди РБ, (директор Ибрагимов А.А.);

5).Дом-музей С.Т.Аксакова(директор ЧвановМ.А.);

6).Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, (рук. Исмагилов Ф.А.);

7).Национальный литературный музей РБ, (рук. Муратова Г.С.)

На доске эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (Народная пословица)

   «Знаю, имя моё после меня будет счастливее меня»,- эти слова мог сказать Пушкин, мог бы повторить Лермонтов, позже Достоевский, но сказал их о себе ... Гоголь.

  Эта фраза дает представление о личности Гоголя, о его вечных сомнениях и исканиях….

 Таким же путём придётся пройти и  нам ...

Проверка домашнего задания (трёхуровневая дифференциация – каждый ученик выбрал интересующее его задание):

А. Оформить занавес (декораторы, художники )- выразить понимание сущности художественного оформления сцены, декораций, занавеса.

 Учащиеся данной группы посетили Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Дом-музей С.Т.Аксакова, Гостиный Двор, Центральную художественную галерею.

Б. Выбрать из текста комедии «Ревизор» «крылатые слова». Учащиеся следующей  группы посетили , Национальный музей РБ, Национальную библиотеку им. Ахмет-Заки Валиди РБ, Государственный академический русский драматический театр РБ.

В. Определить смысл эпиграфа. Подберите другой эпиграф в виде народной мудрости.

Учащиеся третьей   группы посетили Национальный литературный музей РБ.

При ответе на задание А ученики определяют в комедии «Ревизор» сцены и их оформление (I сцена- дом городничего, II сцена-гостиница), здесь проявляется художественное видение постановки комедии.

При ответе на задание Б ученики, используя текст комедии, выписывают слова и выражения, ставшие «крылатыми».

При ответе на задание В ученики формулируют своё понимание эпиграфа, подбирают другие возможные эпиграфы.

(Выводы из ответов на домашнее задание дают возможность перейти к теме урока).

Зеркальный мир комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Сегодня урок пройдёт в форме исследования. А что такое исследование?

(Учащиеся формулируют понятие «исследование». Исследование- это открытие, узнавание нового, применение знаний, научное изучение, выяснение чего-нибудь малоизученого и неординарного).

Исследование (алгоритм):

1) материал,

2) доводы, утверждения, 3)доказательства,

4) открытия,

5) выводы.

Приступаем к исследованию «Зеркальный мир комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (план на доске).

Зеркало.

Принцип «зеркальности».

Принцип пространства.

Гоголевское зазеркалье».

«Царство кривых зеркал».

Игра зеркал.

Зеркальная композиция.

ЗЕРКАЛО

За назидательностью народной пословицы упрятана поэтика «Ревизора». Простоватость Хлестакова, его чуть не младенческий эгоизм и неспособность соображать - всё это позволило стать ему незамутнённым зеркалом, в котором отразилась российская жизнь, в её бюрократически- чиновничьем обличии.

Зеркало-сам Хлестаков. Каждый раз, оказываясь перед ним, чиновники отражаются в нем в своем истинном обличии: взяточник, наушник, сплетник становится виден нам  в полной мере.

(Письмо Хлестакова).

 (Монолог Хлестакова «…А однажды меня приняли за главнокомандующего» в исполнении О. Басилашвили)

ПРИНЦИП ЗЕРКАЛЬНОСТИ

Присутствие парных персонажей.

(Иллюстрации Петра Боклевского к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Добчинский .

Они похожи как близнецы: одинаковое имя, отчество, речь одновременна.

Анна Андреевна и Мария Антоновна.

Мать  дочь похожи в своих поступках, внешнем виде, недаром Хлестаков их путает.

Театрализация Действия I Явления VI (Анна Андреевна и Мария Антоновна)

 Анна Андреевна и Марья Антоновна вбегают на сцену.

     Анна Андреевна. Где ж, где  ж  они? Ах, боже мой!..  (Отворяя  дверь.)

Муж!  Антоша! Антон!  (Говорит  скоро.) А все  ты, а все  за тобой.  И пошла

копаться:  "Я  булавочку, я косынку". (Подбегает к  окну  и кричит.)  Антон,

куда, куда? Что, приехал? ревизор? с усами! с какими усами?

  Голос городничего. После, после, матушка!

 Анна  Андреевна. После? Вот новости -  после! Я  не  хочу после... Мне

только  одно слово: что он, полковник? А? (С пренебрежением.)  Уехал! Я тебе

вспомню  это!  А  все  эта:  "Маменька, маменька,  погодите,  зашпилю  сзади

косынку; я сейчас". Вот тебе  и  сейчас!  Вот тебе ничего и не узнали! А все

проклятое кокетство; услышала, что почтмейстер здесь, и давай  пред зеркалом

жеманиться: и с той стороны, и с этой стороны подойдет.  Воображает, что  он

за ней волочится, а он просто тебе делает гримасу, когда ты отвернешься.

 Марья Антоновна. Да что ж делать,  маменька? Все равно чрез два часа мы

все узнаем.

  Анна  Андреевна.  Чрез два  часа! покорнейше  благодарю.  Вот  одолжила

ответом!  Как  ты не  догадалась сказать,  что чрез  месяц  еще лучше  можно

узнать! (Свешивается в окно.) Эй, Авдотья! А? Что,  Авдотья, ты слышала, там

приехал кто-то?.. Не слышала? Глупая  какая! Машет руками? Пусть машет, а ты

бы  все-таки его расспросила.  Не могла этого  узнать! В  голове чепуха, все

женихи сидят. А? Скоро уехали! да ты бы побежала за дрожками. Ступай, ступай

сейчас!  Слышишь, побеги  расспроси, куда поехали;  да расспроси хорошенько,

что за приезжий, каков он, - слышишь? Подсмотри в щелку и узнай все, и глаза

какие:  черные или нет, и сию  же минуту возвращайся назад, слышишь? Скорее,

скорее, скорее, скорее! (Кричит до тех пор, пока не опускается занавес.  Так

занавес и закрывает их обеих, стоящих у окна.)

Городничий и Хлестаков.

При всей видимой непохожести художественно сориентированы Гоголем друг на друга, словно сфокусированы в неком смысловом центре.

             Антон Антонович                                                   Иван Александрович

             Сквозник-Дмухановский                                       Хлестаков

             «неглупый по-своему человек,                            «приглуповат, пустейший»

                            т.е                                                                             т.е

                  НЕДОУМЕН                                                              НЕДОГЛУП

Указанное «недо…» героев создает энергия взаимного притяжения.

Держиморда и Свистунов.

Дополняют друг друга. Держиморда от «держать», Свистунов «свистать».

 

Учащимся предлагаются тесты на знание текста (работа в парах по вариантам).

Тест №1

ХЛЕСТАКОВ

 ( найти фразы, которые произносит Хлестаков)

I. Нет, уж лучше поголодать, да приехать домой в петербургском костюме…

II. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе. В других городах мне ничего не показывали…

III. Кто зайдет в уездный суд? А если заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад…

IV. Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы мирские?

V.  А один раз меня приняли даже за главнокомандующего…

VI. Мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека. Верно, я вчера им подпустил пыли! Экое дурачьё…

VII. Да, деревня, впрочем, имеет свои пригорки, ручейки…

VIII. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз…

IX. Чему смеетесь? Над собой смеётесь?

X.  Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело…

XI. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу, ко мне. Я ведь тоже балы даю…

Тест №2

ГОРОДНИЧИЙ

( найти фразы, которые произносит Городничий)

I. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие…

II. У меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отвориться дверь и – шасть…

III. У меня легкость необыкновенная в мыслях…

IV. Смотри! Не по чину берешь!

V. С тех пор, как я принял начальство все, как мухи, выздоравливают.

VI. А один раз меня приняли даже за главнокомандующего…

VII. Тебе есть примеры другие: перед тобою мать твоя…

VIII. Трех губернаторов обманул!

IX. Чему смеетесь? Над собой смеётесь?

X. Дай только Боже, чтоб сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуду воску…

XI. Я карт и в руки никогда не брал, даже не знаю, как играть в эти карты…

XII. Как думаешь, Анна Андреевна, можно влезть в генералы?

III.ПРИНЦИП ПРОСТРАНСТВА.

В данном случае сценического пространства. Ведь за сценой своя жизнь, реальная действительности. Как неведомые ручьи питают реку, оставаясь безымянными - так, упомянутые вскользь герои, своим неведомым существованием словно подчеркивают, углубляют судьбы знакомых людей.

 Ведь в уездном городе N нет ни одного чиновника, который бы был честен, неподкупен, справедлив.

Пригласим их, может, мы не правы…

(Театрализация Действия I Явления I- распоряжения Городничего относительно приезда ревизора).

Городничий. Смотрите, по своей части я  кое-какие  распоряженья сделал, советую  я  вам.

Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет

прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения - и потому

вы сделайте так,  чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные

не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.

Артемий Филиппович. Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй,  можно надеть

и чистые.

Городничий. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание

на присутственные места. У вас там  в  передней,  куда  обыкновенно являются

просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так

и  шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться  всякому

похвально, и почему  ж  сторожу и  не завесть его?  только,  знаете, в таком

месте  неприлично...  Я  и  прежде хотел  вам  это заметить, но  все  как-то

позабывал.

Аммос Федорович.  А  вот я их сегодня  же велю  всех забрать на  кухню.

Хотите, приходите обедать.

Городничий.  А  вот  вам,  Лука Лукич,  как  смотрителю  учебных заведений, нужно  позаботиться особенно насчет учителей. Они  люди, конечно,ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально  неразлучные с ученым званием.   То же я должен вам заметить и  об  учителе по исторической части. Ученая голова  - это видно,  и  сведений нахватал тьму, но только  объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я  раз слушал  его: ну покамест говорил  об  ассириянах  и  вавилонянах  -  еще  ничего,  а как  добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с  ним сделалось.  Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть  силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне.

Лука  Лукич.  Да, он  горяч!  Я  ему  это  несколько раз уже  замечал..

Говорит: "Как хотите, для науки я жизни не пощажу". Не  приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.

Городничий.  Это  бы еще ничего, - инкогнито проклятое! Вдруг заглянет:

"А, вы  здесь, голубчики!  А кто, скажет, здесь судья?" - "Ляпкин-Тяпкин". -

"А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! А кто попечитель  богоугодных заведений?"  -

"Земляника". "А подать сюда Землянику!" Вот, что худо!

IV.ГОГОЛЕВСКОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ

Вне сцены мы видим обираемых купцов, слышим стон и плач несчастных женщин: унтер-офицерской вдовы и слесарши Февроньи Петровны Пошлепкиной.

В комедии не присутствуют крестьяне, но мы понимаем, что в таком городе, где царит произвол, насилие, унижение не может быть счастливой жизни для простых людей.

V. ЦАРСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ

Сам городничий, настигнутый несчастьем, теряется в царстве кривых зеркал. Собственная бесчеловечность словно возвращается к нему в нечеловеческих образах, многократно отраженных, пугающих и отталкивающих: «Ничего не вижу… Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…»

VI. ИГРА ЗЕРКАЛ

Когда в провинции «приглуповатый» Хлестаков рассказывает о своем петербургском житье-бытье, он не просто фантазирует, сочиняет небылицы. Хлестаков переворачивает своеобразный «бинокль», сменяя масштаб изображения, но не сам объект.

Сам Хлестаков - мизерный объект, а старается показать себя грандиозным.

Театрализация Действия II Явления VI (обед Хлестакова в трактире).

Хлестаков, Осип, потом слуга.

Хлестаков. А что?

Осип. Несут обед.

Хлестаков  (прихлопывает  в ладоши  и  слегка  подпрыгивает на  стуле).

Несут! несут! несут!

Слуга (с тарелками и салфеткой). Хозяин в последний раз уж дает.

 Хлестаков. Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на  твоего хозяина! Что  там

такое?

 Слуга. Суп и жаркое.

Хлестаков. Как, только два блюда?

Слуга. Только-с.

 Хлестаков. Вот вздор какой! я этого не принимаю. Ты скажи ему: что это,

в самом деле, такое!.. Этого мало.

Слуга. Нет, хозяин говорит, что еще много.

Хлестаков. А соуса почем нет?

Слуга. Соуса нет.

 Хлестаков. Отчего же нет?  Я  видел сам, проходя мимо  кухни, там много

готовилось. И в столовой  сегодня поутру  два каких-то коротеньких  человека

ели семгу и еще много кой-чего.

Слуга. Да оно-то есть, пожалуй, да нет.

Хлестаков. Как нет?

Слуга. Да уж нет.

Хлестаков. А семга, а рыба, а котлеты?

Слуга. Да это для тех, которые почище-с.

 Хлестаков. Ах ты, дурак!

Слуга. Да-с.

Хлестаков. Поросенок ты  скверный... Как же они едят, а я не ем? Отчего

же я, черт возьми, не могу  так же? Разве они не такие же проезжающие, как и

я?

Слуга. Да уж известно, что не такие.

Хлестаков. Какие же?

Слуга. Обнакновенно какие! они уж известно: они деньги платят.

Хлестаков. Я с тобою, дурак, не хочу рассуждать. (Наливает суп  и ест.)

Что это за суп? Ты просто  воды налил  в  чашку: никакого вкусу  нет, только

воняет. Я не хочу этого супу, дай мне другого.

Слуга. Мы примем-с. Хозяин сказал: коли не хотите, то и не нужно.

Хлестаков  (защищая рукой  кушанье).  Ну, ну, ну...  оставь,  дурак! Ты

привык  там  обращаться  с  другими:  я, брат, не такого  рода! со  мной  не

советую...  (Ест.)  Боже мой, какой суп! (Продолжает  есть.) Я думаю, еще ни

один  человек в мире не  едал  такого  супу:  какие-то перья  плавают вместо

масла.  (Режет  курицу.) Ай,  ай,  ай, какая курица! Дай  жаркое!  Там  супу

немного осталось, Осип, возьми себе. (Режет жаркое.) Что это за жаркое?  Это

не жаркое.

Слуга. Да что ж такое?

 Хлестаков. Черт его знает, что это такое, только не жаркое. Это  топор,

зажаренный вместо говядины. (Ест.)  Мошенники,  канальи, чем они  кормят!  И

челюсти заболят, если  съешь  один  такой кусок. (Ковыряет пальцем в зубах.)

Подлецы!  Совершенно  как  деревянная кора, ничем  вытащить  нельзя;  и зубы

почернеют  после  этих  блюд.  Мошенники! (Вытирает рот  салфеткой.)  Больше

ничего нет?

 Слуга. Нет.

Хлестаков.  Каналья!  подлецы!  и даже хотя  бы  какой-нибудь соус  или

пирожное. Бездельники! дерут только с проезжающих.

     Слуга убирает и уносит тарелки вместе с Осипом.

VII. ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.

Изобразите схему композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». В виде какой фигуры она вам представляется? (Ученики приходят к выводу, что видят композицию  в виде окружности. А ведь это своеобразное зеркало).

                        Кульминация                                

Развитие действия

                                         Завязка     Развязка

Мы вновь возвращаемся к эпиграфу, в чём теперь вы видите его смысл?

«Всякий, хоть на минуту или на несколько минут, становился или станет Иваном Александровичем Хлестаковым. Но останется им только тот, кто этого не подозревает в отношении к себе». Это высказывание исследователя творчества Н.В. Гоголя Николая Скатова. Как вы понимаете эти слова?

Наше исследование завершилось…

Примерные выводы учеников из исследованного материала:

…Зеркало - лишь отражение действительности…

…Лишь взглянув в зеркало, мы увидим правду…

…Всякий, хоть на минуту становился Хлестаковым… и т.д.

СРЕДСТВА САТИРИЧЕСКОЙ ТИПИЗАЦИИ.

«Ситуация ревизора»- это ситуация страха, влекущая за собой разоблачение и взаиморазоблачения персонажей.

Речевые характеристики:

 а). Крылатые выражения («легкость мысли необыкновенная», «да»,- сказали мы с Петром Иванычем» и проч.),

б).  Алогизмы («больные выздоравливают, как мухи»),

 в). Гипербола в сцене вранья Хлестакова (арбуз в семьсот рублей, суп в кастрюльке из Парижа, 35.000 одних курьеров и т.д)

Говорящие фамилии (Ляпкин-Тяпкин, Держиморда).

Комичные ситуации (падение Бобчинского, Городничий надевает футляр вместо шляпы).

Парные персонажи (Бобчинский и Добчинский)

Любовная интрига носит пародийно-комический характер

Непосредственное выражение авторской позиции:

а). Замечания для господ актёров «Особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть… потрясение на всех разом, вдруг»…

 б). Авторские ремарки («в сторону», «в размышлении», «поднося бумажки», «принимая деньги»),

в). Немая сцена дана в виде описательного текста. Её смысл: Божий суд, суд истории над чиновниками, авторский суд. Хотя Гоголь точно не определил смысл сцены в тексте, очевидно, что её идея связана с неотвратимостью возмездия и с верой автора в торжество справедливости.

Комедия «Ревизор» является произведением критического реализма. В ней ярко изображена эпоха 30-х г.г. XIX в., показаны типические характеры в типических обстоятельствах. Особенности гоголевской сатиры - пафос социальности и пафос отрицания.

Конфликт в комедии:

Внешний конфликт: Между Хлестаковым как ревизором и чиновниками города. Взаимоотношения героев на недоразумении, а не на глубоких противоречиях между ними.

Внутренний конфликт: между властью и народом. Гоголь стремиться показать, что все злоупотребления и крайности не соответствуют идеалу человека и общества.

Важнейшей художественной задачей автора стало сорвать маску с «благонамеренных лиц».

Домашнее задание: (трёхуровневое дифференцированное):

А. Иван Александрович Хлестаков - чиновник из Петербурга.

Б. Идеалы жизни городничего и Хлестакова. Что их сближает?

 В. Правда жизни и художественный вымысел в комедии.

Список использованной литературы:

Гоголь Н.В. Пьесы.-М., 2002.

Валагин А.В. Прочитаем вместе...-М., 1991.

Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М., 1989.

Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М., 1964.

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты клуба "Зеркальные пятницы"

Совместно с психологом школы в классе была создана лаборатория нерешенных проблем. На занятиях учимся владеть собой, жить в коллективе, осуществляем различные проекты....

"Зеркальное" письмо левшей

Рекомендации родителям о возможных нарушениях письма у детей-левшей....

Эмоциональный фактор в преподавании иностранного языка в школе ЗЦДЮТ «Зеркальный»

В данной статье раскрывается значимость эмоционального фактора в преподавании иностранного языка. Автор предлагает проанализировать различные методы (например, TPR songs), а также конкретные ситу...

Методическая разработка урока геометрии в 11-м классе по теме "Движения. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос"

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения урока геометрии в 11 классе по теме "Движения"...

зеркальная симметрия в пространстве

презентация составлена учеником 11 класс Эннановым Данияром для изучения понятия зеркальной симметрии в пространстве....

Советы родителям.Зеркальное письмо.

Зеркальное письмо букв и цифр....

Консультация для родителей "Почему дети пишут зеркально?"

В данной консультации, родителям рекомендуются упражнения по профилактики оптической дисграфии....