"Маленькие трагедии" А.С. Пушкина
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Мензелеева София Якубовна

На уроке дается сравнительный анализ маленьких трагедии А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pro_pushkina.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие трагедии А.С.Пушкина

(9 класс)

Цель урока: познакомить учащихся с новыми страницами жизни и творчества А.С.Пушкина;

Проанализировать произведения из цикла «Маленькие трагедии»- «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери».

Оборудование:

Мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальная запись произведений Моцарта «Реквием»,»Дон Жуан», иллюстрации к произведениям «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь».

Оформление доски:

С левой стороны доски написать «Скупой рыцарь» и эпиграф – «Ужасный век, ужасные сердца!»; с правой – «Моцарт и Сальери» и эпиграф- «Гений  и злодейство- две вещи несовместимые». Разместить иллюстрации к произведениям.

Ход урока

Вступительное слово учителя: (Звучит «Реквием» Моцарта.)

Тревожная музыка. Не правда ли? Таковой была жизнь двух великих  людей- В.А.Моцарта и Сальери. Что объединяет их? Почему Пушкин обратился к прошлому и увидел в нем настоящее и будущее? Что заставило поэта вложить в уста одного из  героев   фразу : «Нет правды на земле, но правды нет- и выше. Для меня / Так это ясно , как простая гамма?»

На эти вопросы нам предстоит ответить.

Осень. Болдино. Необычайно плодотворный период творчества А.С.Пушкина. В этот период были написаны и маленькие трагедии ««Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы».

Для того , чтобы вникнуть в идейный замысел «Маленьких трагедий», мы рассмотрим две из них, сопоставим их, углубившись и в историю создания , и в композицию, сюжет, характеристику образов, а также проследим как судьба самого автора отразилась в произведениях.

Сообщение учащегося: «Замысел трагедии и история их создания».

 Замысел «Маленьких трагедий» видоизменялся, приобретал новые очертания к 1830 году .27 октября Пушкин закончил первую из «Маленьких трагедий» «Скупой рыцарь» ( в замыле называлась просто скупой). Омновным мотивом ,обусловившим трагизм и драматизм этого произведения, стала проблема денег . золота как полновластного хозяина жизни, проблема же скупости отступала на второй план.

26 октября –завершение работы над Моцартом и Сальери» ( по первоначальному замыслу – «Зависть»)

   Можно предположить, что в «Моцарте и Сальери» нашли отражение личная судьба Пушкина и его отношения с обществом на рубеже 1830-х годов.

 Учитель. Итак, сопоставим трагедии.

Какие слова являются ключевыми в «Скупом рыцаре»?

-«Ужасный век, ужасные сердца!»

А в трагедии  «Моцарт и Сальери»?

-«Гений и злодейство»- /две вещи несовместные».

Уже эти строки дают основание предположить, что душа поэта неспокойна. Его волнуют такие человеческие качества , как зависть и скупость .

Как вы считаете, почему?

-Потому что талантливому поэту самому пришлось испытать зависть  и неприязнь, увидеть то  , что власть денег и зависть доводили людей до безумия. ( в этих пьесах запечатлелись те чувства и мысли, которые переживал А.С.Пушкин, оказавшийся на 3 месяца «в глуши , во мраке заточенья».

Учитель. Пушкин Соединяет произведения в целое –цикл и дает название- «Маленькие трагедии».

А почему именно цикл?

-Цикл-это жанровое образование ,состоящее из произведений, объединенных общими чертами . «Маленькие трагедии» сходны по организации художественного материала композиции и сюжете , образной системе  (небольшое количество действующих лиц), а также по идейно-тематическим признакам (например, цель каждой из трагедий –развенчать какие-либо отрицательные  человеческие качества).

Какие композиционные параллели между ««Моцартом и Сальери», «Скупым рыцарем» можно провести?

-В «Скупом рыцаре» - три сцены. Центральной является конфликт между отцом и сыном, т.е в основе развития- противопоставление двух характеров, соединенных родственными узами. Самораскрытие главного героя –барона- происходит в монологе ( 2 действие). Развязка сюжет-трагедия.

В ««Моцарте и Сальери» - две сцены. Действие пьесы тоже построено на столкновении контрастных характеров героев, между которыми существуют дружеские отношения . Развязка также трагическая . таким образом , основа композиции обеих пьес- антитеза.

Следует отметить и тот факт, что в основе создания художественных образов –принцип совмещения несоединимого.

В чем он проявляется?

-Рыцарь- скупой, но самоотверженный и благородный Сальери- талантливый музыкант , но становится убийцей.

«Скупой рыцарь»- пьеса о начале того «чумного» периода европейской истории , когда власть капитала принялась калечить человеческие сердца с недоступностью эпидемии».

Как это показано в пьесе? Какие персонажи играют в этом смысле решающую роль?

Для того , чтобы ответит на эти вопросы, выделим основные этапы в развитии сюжета произведения.

Пьеса отрывается сценой в башне, где разговаривают Альбер и Иван о рыцарском поединке, на котором был покалечен конь Альбера.

Уже здесь ,в самом начале трагедии , Пушкин подводит читателя к основной идее.

Взбесился я за поврежденный шлем,
Геройству что виною было? — скупость.
Да! заразиться здесь не трудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.

Затем появляется еще один персонаж –жид (жадный до крайности). Он предлагается Альберу отравить отца и завладеть его несметными сокровищами.

Какова реакция Альберта?

-«Как! отравить отца! И смел ты сыну…

… Собака, змей! Что я тебя сейчас же

 На воротах повешу».

Что можно сказать об Альбере как о человеке?

-Честный, выполняющий свой долг, к тому же щедрый, бескорыстный

Приводится пример из текста.

Альбер бывает расточителен,хочет жить на широкую ногу, но обречен на почти нищенское существование скупым отцом.

Каков барон-рыцарь?

-Само слово «рыцарь» подразумевает самоотверженность, благородство. Быть может, когда-то барон и был таковым, но эти времена канули в Лету.

В монологе ,произнесенном им во 2-й сцене , раскрывается его сущность . Само слово (место действия) подвал приводит в ужас. Ужасен и барон:

Весь день минуты ждал, когда сойду

В подвал мой тайный, к верным сундукам.

Он счастлив от того, что может в шестой сундук  «горсть золота накопленного всыпать».

Барона можно сравнить с душевно больным человеком (маньяком) ,цель жизни которого –деньги:

Я каждый раз, когда хочу сундук

Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.

Пушкин показывает рыцаря не просто скупым , а скупым до болезненного состояния души. Невольно вспоминается Гобсек Бальзака.

Пример:

В з-й сцене появляется следующее действующие герои –герцог, способный, по мнению Альбера ,разрешить конфликт между отцом и сыном . Разговаривая с герцогом Филиппом , барон роняет фразу: «Он…он хотел меня убить»- имел ввиду сына. На самом деле этого желания не было у Альбера. Но такие мысли приходят к барону не случайно; он чувствует вину перед сыном, который ведет нищенское прозябание. За этой фразой барона следует «первый дар за отца» сыну брошенная к его ногам перчатка. Сын принимает вызов.

Финал пьесы трагичен: Барон умирает. Несмотря на отрицательные качества , барон вызывает сочувствие как человек, страдающий душевным недугом. Он даже в последние минуты жизни думает все о том же.

О чем?

-…Где ключи?

Ключи, ключи мои?

Гнетущее впечатление от такого душевного состояния человека, порабощенного властью денег, выражено словами герцога: «Ужасный век! Ужасные сердца!»- которым поэт завершает пьесу.

Учитель: Одной из самых сокровенных тайн человечества является тайна гениальности.

Кто такой гений?

-Гений-человек, обладающий способностью к вашему творчеству. Чтобы понять смысл пьесы «Моцарт и Сальери», мы должны вспомнить некоторые факты биографии Моцарта.

Сообщение учащегося:

Учитель:

Судьба великого композитора Моцарта заинтересовала А.Пушкина и легла в сонову «Маленькой трагедии»- «Моцарт и Сальери».

С каких слов она начинается?

1-я сцена открывается монологом Сальери:

Все говорят: нет правды на земле….

В трагедии сталкиваются антагонисты. Для Сальери Моцарт-враг, для Моцарта Сальери-друг. Почему Сальери считает Моцарта своим врагом?

Ответы учащихся:

Потому что , создавая свои творения, Сальери неустанно трудится, и его слава добыта прежде всего трудом. Моцарту же гениальная музыка дается очень просто –это дар от Бога. Далее мы узнаем о злом умысле Сальери.

Инсценировка эпизода-диалога из 1-й сцены со слепым скрипачом .Звучит «Реквием».

Сальери признает гениальность Моцарта , тем не менее совершает  преступление.Почему?

Строчки «Гений и злодейство…» звучат дважды, сначала в высказывании Моцарта . а затем в финальном монологе Сальери.

В них заключена  главная мысль произведения. Моцарт чувствует в себе гения. Видимо  , у него есть и предчувствие близкого конца.

В одном из разговоров с другом он спрашивает о Бомарше, правда ли , что тот , кого-то отравил.  И сам себе отвечает:

Он же гений

Как ты и я. А гений и злодейство-

Две вещи несовместимые.

В этот момент Сальери бросает  в стакан Моцарта. Когда после последних аккордов «Реквиема»  велики композитор произносит: «Прощайте же»- Сальери, оставшись один, признается самому себе, что он не гений, так как совершил злодейство, убив гения:2Гений и злодейство -две вещи несовместимые».

Учитель: теперь проведем параллели между судьбами двух великих людей- Моцарта и Пушкина.

В чем проявляется их гениальность?

-Моцарт: в 4 года сочиняет музыку ,создает музыкальные произведения всех жанров; произведения просты, изысканы, гениальны.(презентация)

Пушкин: в 3 гола пишет первые стихи, создает литературные произведения всех жанров.(презентация)

Моцарт и Пушкин прошли тернистый жизненный путь , испытали периоды безденежья, зависть и враждебное отношение к себе. Короткой была их жизнь: 36 лет- Моцарта, 37-Пушкина. Но они оставили огромное количество шедевров .

Им обоим присуще обостренное чувство собственного достоинства.

Моцарт писал отцу: «Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе»

Знамениты строки Пушкина:

Пока свободою горим…..

Так интересно переплетаются судьбы двух великих людей, живших в разные эпохи.

Пушкин пишет о человеке, который близок ему по духу и по судьбе. «Моцарт и Сальери» -своеобразный реквием Пушкина самому себе.

Подводя итоги, подумаем над вопросом: что заставило поэта вложить в уста Сальери фразу: …нет правды на земле?» Как было сказано, судьба персонажей- это судьба Пушкина. Персонажи  «Маленьких трагедий» страдают от того же, что и поэт. Вот почему приведенная фраза воспринимается как приговор «ужасному веку» и «ужасным сердцам».

    Задание на дом:

Создать проект на одну из тем.

«Моцарт и Сальери».

Трагическое в пьесе «Моцарт и Сальери»

Верно ли, что «гений и злодейство»-две вещи несовместные.

«Разве может быть рыцарь скупым?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

Предметная игра по "Маленьким трагедиям" А.С.Пушкина.

Эта игра связана с  разными  темами,  но все вопросы на  знание содержания  произведений. Цели  игры: *пробудить интерес к данному произведению, *учить читать внимательно...

Маленькие трагедии А.С.Пушкина

Презинтация по литературе "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина, в которой дается анализ одной из пьес "Моцарта и Сальери"....