Урок внеклассного чтения в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Сафронова Светлана Викторовна

Урок внеклассного чтения по рассказу М.А.Булгакова "Стальное горло" (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_v_7_klasse.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе.

Внеклассное чтение (по книге для чтения «Вокруг тебя – мир…»)

Тема: М.Булгаков «Стальное горло». Принцип гуманности.

Раздел: «Под знаком Красного Креста».

Гуманистический компонент: медицинский персонал, руководствуясь принципом гуманности и беспристрастности, должен оказывать помощь всем без исключения.

Правовой компонент: понятие «медицинский персонал».

Литературоведческий компонент: исторический фон художественного произведения, внутренний монолог как  прием психологизма, текстовая характеристика литературного героя, композиционно-организующие компоненты текста.

Развитие речи: сочинение-рассуждение, формулирование вывода по проблематике раздела.

Цели:

общая – обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; продолжить обсуждение проблемы трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации;

частная – углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.

Вопросы логического задания, на которые дети должны ответить в конце урока, написаны на доске:
Какими качествами должен обладать тот, от чьего профессионализма зависит жизнь пациентов?
Почему рассказ называется «Стальное горло»?

Ход урока:

План урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

1.  Слово учителя

Вокруг тебя – мир...
- Запишите это предложение в тетради, подумайте. Мир какой? Полный чего? Обратите внимание на пунктуацию. Тире заставляет приостановиться, задуматься, многоточие вообще философский знак, нацеливающий на размышление.
- Как, по-вашему, можно прочитать это предложение?
 (В зависимости от смысла, который ты в него вкладываешь, то есть радостно или тревожно.)
- Действительно, очень часто мир вокруг нас меняет свои краски, а судьба словно испытывает нас, как и героя рассказа Михаила Афанасьевича Булгакова «Стальное горло».

- Что известно вам о писателе?

- Какие произведения М.А.Булгакова вы знаете?


Автор рассказа «Стальное горло» – талантливый писатель, драматург, вначале собиравшийся стать врачом и окончивший с отличием медицинский факультет Киевского университета, получив звание «лекаря с отличием».  Во время Первой мировой войны Булгаков работал во фронтовых госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте, затем служил доктором в сельской больнице села Никольское Смоленской губернии, впоследствии был переведен в Вяземскую городскую больницу. Эти годы и послужили материалом для восьми рассказов Булгакова, вошедших в книгу «Записки юного врача». Таким образом, рассказ «Стальное горло»
автобиографичен (что это значит?).

Радости, тревог, переживаний, неожиданностей.





















«Мастер и Маргарита»

«Собачье сердце»


2. Композиционные особенности рассказа:

а) - В чем жанровые особенности произведения?






.б)- От чьего лица ведется повествование?





в)  - Давайте понаблюдаем за композицией рассказа.

- Назовите основные элементы композиции.

- Какое место в ней занимает операция? (Экспозиция – знакомство с молодым врачом, завязка – привезли умирающую девочку, кульминация – подготовка и ход операции, развязка – ребенок спасен, эпилог – возвращение на квартиру доктора, то есть это кольцевая композиция, и главное место в ней занимает операция.)

- Каково настроение героя в начале рассказа?

- Почему? Подтвердите свои наблюдения словами из текста.

- Выделите ключевое слово первого абзаца. Что значит «был один»?

-  Как в тексте передается настроение рассказчика, его неуверенность в своих силах, страх, предчувствие опасности?















-  Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою?

- Итак, внутренний мир героя нарушен.

- Почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которую никогда раньше не делал?

- Давайте проведем исследовательскую работу: найдите в тексте рассказа яркие цитаты, раскрывающие душевное состояние персонажа в начале и в конце повествования.

- Кто участники этой трагедии?






- Это рассказ -  небольшое эпическое произведение, в основу которого положен важный эпизод, позволяющий ярко проявиться характеру героя.

- Это рассказ-воспоминание, ведется от первого лица.






- Его терзают сомнения, страз, неуверенность.


- Настроение передается по-разному:

Описания: «…ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло…; Я крахтел, курил, пил черный холодный чай…; Я же был всего лишь двадцатичетырехлетним врачом, два месяца назад выпущенным заведовать Никольской больницей,…взглянул с тоской на синий цвет…; в тоскливом предчувствии опасности…, Холодный пот неоднократно стекал у меня вдоль позвоночного столба при мысли о грыже…; мой негодный университетский груз… Мне хотелось попросить прощения, покаяться в своем легкомыслии, в том, что я поступил на медицинский факультет»

Противопоставления: университетский «багаж» вчерашнего студента – конкретная ситуация, требующая не только знаний. Почерпнутых из «божественных» книг, но опыта, интуиции, решимости; «…ухватился за книгу, перелистал ее, нашел рисунок, изображающий трахеотомию. На нем все было ясно и просто: горло раскрыто, нож вонзен в дыхательное горло. Я стал читать текст, но ничего не понимал, слова как-то прыгали в глазах…

- На наших глазах разворачивается трагедия, может погибнуть ребенок








- Девочка Лидка, ее мать, бабка и молодой доктор

3. Аналитическая работа по тексту:










     1-й ряд – девочка Лидка













2-й ряд – ее мать






3-й ряд – бабка






  - Что мы увидели благодаря этому заданию?





- Итак, почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которую никогда раньше не делал?


- Времени совсем мало, как доктор им распорядился?


- - Что в подготовке и в ходе операции удивило вас больше всего?




- А теперь обратим внимание на очень интересный прием, который использует автор. Внутренний монолог героя помогает понять, что на самом деле он испытывает.
Приведите пример из текста.






- Здесь в рассказе особенно отчетливо звучит «другой голос».

-Что за другой голос? Кому он принадлежит?

- Что происходит в тот момент, когда начинает звучать другой голос?










- Почему, по-вашему, молодой доктор думает одно, а говорит совсем другое? Что мешает ему признаться в своей неопытности?

- Что дает ему силы?



- Итак, девочка спасена. Какие последствия имела эта операция для самого доктора?











-  Читаем последний абзац рассказа: «Крупный снег шел, все застилало, фонарь горел, и дом был одинок, спокоен и важен. И я, когда шел, хотел одного – спать».

- Как эти строки перекликаются с началом рассказа?

- Но что изменилось?


– Почему Булгаков так заканчивает свой рассказ?

«Только на конфетных коробках рисуют таких детей – волосы сами вьются в спелые кольца почти спелой ржи. Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали. Но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это был страх, – ей нечем было дышать... Ямки втягивались в горле у девочки при каждом дыхании, жилы надувались, а лицо отливало из розоватого в легонький лиловый цвет». В конце рассказа: «Лидке распутали горло. Она дичилась и боялась, но все же мне удалось поднять подбородок и заглянуть. На розовой шее был вертикальный коричневый шрам и два тоненьких поперечных от швов.
– Все в порядке, – сказал я, – можете больше не приезжать.
– Благодарю вас доктор, спасибо, – сказала мать, а Лидке велела: – Скажи дяденьке спасибо!
Но Лидка не желала мне ничего говорить».

«Лицо матери было искажено, она беззвучно плакала...», «глаза у нее были как у дикого зверя...», «Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени». В конце рассказа: «Женщина сияла глазами».


«Бабка перекрестилась на дверную ручку, на меня, на потолок...», «бабка начала молиться на косяк...». В конце рассказа бабка отсутствует.


- Всем очень тяжело, все страдали, а закончилось удачно, потому что доктор сделал операцию)


Это единственный способ спасти девочку


Побежал справиться в учебнике, как делаются подобные операции

Разные ответы: фельдшер падает в обморок, но на него не обращают внимания; то, что доктор резал наугад, и др.)

«Внутри себя я думал так: “Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку”. А говорил иное:
– Ну, скорей, скорей соглашайтесь! Соглашайтесь! Ведь у нее уже ногти синеют».
«“Они отказались, и я спасен”. И только подумал, как другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил:
– Что вы, с ума сошли? Как это не согласны? Губите девочку. Соглашайтесь. Как вам не жаль?»

- Тот момент, когда начинает звучать «другой» голос, можно считать переломным. Прежний голос принадлежит человеку, не уверенному в своих силах, кто всячески стремился избежать опасности и риска, хотя и помнил о своем профессиональном назначении

(«…да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете…») Новый «другой» голос свидетельствует о решимости оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Можно сказать. Что «прежний» голос принадлежит человеку, думающему о себе, о  своем страхе. «Новый» голос принадлежит человеку, думающему о других


Он один здесь врач и должен уметь многое


Сознание того, что больше никто не может помочь умирающему ребенку


- Эта операция – самый важный момент в жизни молодого доктора. Он состоялся как врач.

«А прием мой все возрастал. Вот настал день, когда я принял сто десять человек»

- Пройдя через стрессовое состояние, герой обрел мир в своей душе, перестал сомневаться в верности выбранного пути.







- Один – одинок…

- «Спокоен и важен»…


Описан лишь один случай из врачебной практики, завтра будет новый день, он принесет новые заботы.

4. Делаем выводы:

Завершая нашу беседу по рассказу «Стальное горло», я задам вам самые сложные вопросы:
– О чем этот рассказ (его тема)?



-  Микротемы? 





– Идея (главная мысль) рассказа?



– Что для понимания идеи рассказа дают нам внутренние монологи врача?



– Какие общечеловеческие проблемы поставлены в этом рассказе?




О трудном случае, об ответственности врача.)

Жизнь и здоровье человека, слаженная работа коллег, темнота крестьянства и др.

Победа над собой во имя другого человека.


Помогают понять, что ему пришлось пережить.



Сопереживание ближним, ответственность за свои решения.



5. Творческая работа учащихся:

Письменно ответьте на вопрос:

 «Что нового я узнал о профессии врача?»

Чтение рассуждений учащихся.

Литература

1. Булгаков М. Рассказ «Стальное горло» в книге для ученика «Вокруг тебя – мир...». 7-й класс. М.: ООО «Гендальф», 2000. С. 52–58.

План проведения урока:

Организационный момент.

Вступительное слово.

Жанровые особенности произведения (выстраивается схема):

экспозиция    завязка           кульминация               развязка                  заключение  

                                                операция

                                              выбор

                   да                                                   нет

                      Почему сомнения терзают его?

                                 ( найдите строки)

                                                 

                                  Внутренний мир нарушен

                                (монолог – диалог со своим «я»)

- Почему же герой склоняется к «да»?

Аналитические наблюдения.

«Да» побеждает, но в какой-то момент выступает слово «зачем? не справлюсь…» (поведение фельдшера)

Эта операция – важный момент в жизни человека.

Вывод: пройдя через стрессовое состояние, наш герой обрел мир души своей…

                                             



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...