Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» ("Не обвиняй меня, всесильный").
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Кузнецова Екатерина Вячеславовна

Урок литературы в 9 классе. 

Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотворений «Нет, я не Байрон», «Молитва» ("Не обвиняй меня, всесильный"), формировать навыки анализа поэтического текста, развивать аналитические способности и наблюдательность, прививать любовь к классической поэзии.

Краткое содержание урока: беседа о жизни и судьбе М.Ю.Лермонтова, анализ стихотворений "Нет, я не Байрон", "Молитва" ("Не обвиняй меня, всесильный").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему:

Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова.

 Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»).

Цели урока:  расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотворений «Нет, я не Байрон», «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»), формировать навыки анализа поэтического текста, развивать аналитические способности и наблюдательность, прививать любовь к классической поэзии.

Оборудование: тексты и аудиозаписи стихотворений, презентация

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами начнем изучать творчество крупнейшего поэта России – Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы поговорим и жизни поэта, о его личности, определим основные темы его творчества, а также проанализируем несколько наиболее значимых стихотворений.

3. Беседа о жизни и судьбе  М.Ю.Лермонтова

- Творчество любого писателя неотделимо от его судьбы. Биографию Лермонтова вы изучали в 6-8 классе, а сегодня, готовясь к уроку, вы ее повторяли.

- Чтобы вспомнить основные этапы жизни Лермонтова, посмотрим видеосюжет.

Видео

-Теперь побеседуем. Расскажите о детстве М.Ю.Лермонтова.

- Где он родился?

(Родился в Москве. Когда Лермонтову не исполнилось и года, его перевезли из Москвы в Тарханы - в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта) 

- Кем воспитывался?

(Детство Л. было невеселым. Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова был небогат и незнатен. Брак был неравным. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла отца его. На этой почве начались семейные распри. В 1817 году умерла мать Лермонтова. Смутно помнил Лермонтов ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце. Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой).

- Где Л.учился? 

(Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Зимой ребята лепили фигуры из снега. Был у мальчиков и самодельный кукольный театр. В 1828 году поступает в 4 класс Университетского  благородного пансиона. Учился Миша прекрасно. Закончил пансион, затем Московский университет)

- Каким ребенком он рос?

(Лермонтов был небольшого роста. Но очень сильным и ловким. Среди темных волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Взгляд его больших темных глаз приводил в смущение того, на кого он долго смотрел.

В доме постоянно жили мальчики - сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом. В летнее время рыли окопы и устраивали потешные бои на манер Петра I. Часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов - командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе.

 Лермонтов был довольно болезненным мальчиком и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам, там он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермонтов присутствовал на празднике горцев, где слушал песни народного певца, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Здесь он впервые испытал чувство любви).

- От времени Лермонтова нас отделяют два столетия, но благодаря современному кинематографу мы имеем возможность увидеть, каким он был. Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма Николая Бурляева о Лермонтове.

Видео

- Как дед объяснил маленькому Мише, что такое Россия?

-Что он советует внуку? (Готовь сердце к подвигу и ничего не бойся, душа наша бессмертна, значит, и бояться нечего)

- Вот каким изобразил поэта режиссер. Вы знаете, что детство ребенка играет огромную роль в формировании характера, личности человека.

- А что вы знаете о личности Лермонтова? О его характере?

        

Слово учителя о личности Лермонтова.

Исследователь В.А. Захаров пишет: "Для нас Лермонтов - великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук".

Возможно, "трудный" характер Михаила Юрьевича сложился из-за трагически разорванной в раннем младенчестве связи с обоими родителями. С раннего детства Елизавета Алексеевна растила внука в полной свободе. Он получал всё, что хотел, не будучи никогда и ни в чём стеснён или ограничиваем. Он абсолютно не был способен подчиняться, угождать и, тем более, угодничать.

-А почему судьба Л. была трагичной?

(За стихотворение, посвящённое гибели Пушкина, Лермонтов отлучён от двора и отправлен в феврале 1837г. в действующую армию на Кавказ. Год хлопот Е.А. Арсеньевой о прощении внука перед царской семьёй увенчался успехом: поэта вернули в лейб-гвардии Гусарский полк, ко двору в мае 1838г. До февраля 1840г Лермонтов жил в Царском селе и часто проводил время в столице. За свою короткую, 27-летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге (с  и 15 июля 1841 года в Пятигорске. Со времён Петра I дуэли в России были запрещены. Наказание за участие в дуэлях приравнивалось к наказанию за убийство. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение "На смерть поэта"). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением Итак: 1. Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял. 2. Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью.)

В общем, поэт был одинок в мире, поэтому и тема одиночества была для него так актуальна. Запишите подзаголовок - «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова». Послушаем сообщение. Ваша задача – записать основные мысли этого сообщения.

Индивидуальное сообщение учащегося на тему «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова».

Тема вольности и одиночества в мире - одна из центральных тем романтизма. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — Михаила Юрьевича Лермонтова.

           По мнению Лермонтова, поэт — это избранник судьбы. А его избранничество — это не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству, в отношениях с людьми он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. К сожалению, это судьба талантливых поэтов всего мира, и Лермонтов – не исключение. Поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, в которых звучат мотивы одиночества, изгнанничества, расставания с Родиной («Парус», «Нет, я не Байрон», «Тучи» и другие)

           Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою...” и другие). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной.

            В стихотворениях позднего периода чувствуется ужасная усталость, безысходность, пугающий пессимизм, разочарованность в жизни.

Современное Лермонтову общество не сумело распознать настоящего гения и сделало его гордым и одиноким странником. Сейчас творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, не перестает восхищать потомков. Михаил  Юрьевич, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.        

- Что вы записали? (Запишите также стих-ия «Молитва», «И скучно и грустно)

4. Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон».

-Во многих стихотворениях Лермонтова звучит тема одиночества и избранничества, обратимся к одному из них и попытаемся понять, как же сложился могучий талант поэта. Это трудно сделать, потому что у нас нет его дневников, ни большинства писем, но остались его стихотворения. Обращаемся к стихотворению «Нет, я не Байрон». Откройте текст.

-И послушаем его в художественном исполнении актера Михаила Козакова.

(прослушивание аудиозаписи)

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В моей душе как в океане

Надежд разбитых груз  лежит.

Кто  может, океан угрюмый,

Твои  изведать тайны? кто

Толпе  мои расскажет  думы?

Я — или  бог — или  никто!

- Прочитайте стихотворение еще раз про себя и постарайтесь уловить его настроение.

- Какое же настроение вы почувствовали? (грусть, обида, тоска, печаль)

- Кто лирический герой этого произведения? (юноша, молодой человек)

- Какие слова указывают на то, что это пишет мужчина? («я другой», «я начал раньше») 

- Почему решили, что это пишет молодой мужчина? («мой ум не много совершит»; совершит – форма будущего времени, поэтому создается ощущение, что у героя еще вся жизнь впереди)

- Но почему эти слова звучат так трагически? («Я раньше начал, кончу ране» слова звучат как пророчество собственной судьбы. А написано-то стихотворение в 1832 году! Л. было всего 16 лет, чуть старше вас, а насколько оно проникнуто трагизмом, предзнаменованием своей судьбы, фатализмом!)

- Что еще мы узнаем о лирическом герое, кроме пола и возраста? Что он говорит о себе? («Нет, я не Байрон, я другой»)

- Кто такой Байрон? (Великий английский поэт, вольнолюбивый романтик)

- Поэт использует в первой строке прием противопоставления (антитезы). Будто отвечает отрицательно на чей-то вопрос - «Нет, я не Байрон, я другой».

- Какой же он «другой»? Чем отличаются эти поэты? (Л. – «Еще неведомый избранник», Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой»). 

- Определим смысл строки «Как он, гонимый миром странник». Какие значения имеет слово «мир»? В каком значении оно употреблено здесь? («мир» - народ: «»пойти всем миром»)

- А какой странник был гоним всем миром? Всем народом? (религиозный подтекст, образ Иисуса Христа – гонимого всеми избранника). 

- Далее по тексту - «Мой ум не много совершит». Что имеется в виду под словом «ум»? (ум – творчество, опять звучит пророчество ранней смерти)

- «В душе моей, как в океане, Надежд разбитый груз лежит». Какие изобразительно-выразительные средства используются автором? (Сравнение, метафора)

- Получается, что «океан угрюмый» - это душа, внутренний мир поэта!?

- Лирический герой задает риторические вопросы самому себе.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

-А толпа здесь – это сам народ, читатели.

- Как же сам отвечает на вопрос? («Я – или бог – или никто!») Т.е. лишь тот, кто эти думы знает! Кроме Л. его думы знает только Всевышний.

- В последней строке очень важно понять и не ошибиться со смыслом.

- Назовите значение союза «или»? (разделительный). Т.е. его функция разделить понятия «я – или бог – или никто!»

-А тире в данном случае выделяет фразу, подчеркивает ее, делает вставным оборотом! Если убрать ее из текста, то получится «я или никто!», т.е. фраза «или бог» подчеркивает, что только Богу дано знать истинные мысли всех людей, только он видит всю правду. Поэтому нельзя говорить о том, что молодой Лермонтов противопоставляет себя Богу. Это мнение ошибочно.

- Сделайте вывод, в чем же заключается основная мысль этого стихотворения? (в утверждении поэта «с русской душой», что только он может «рассказать» свои «думы»)

5. Анализ стихотворения «Молитва»

- Многими исследователями был доказан истинный религиозный смысл стихотворений Лермонтова. Давайте попробуем его понять на примере стихотворения «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»)

- Выразительное чтение учителя.

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя;

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костер,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

- В этом стихотворении мы видим явный религиозный подтекст.

- В чем он выражен? (название, обращение)

-Попытаемся в нем разобраться.

- Что можете сказать об особенности композиции этого стихотворения? (состоит из 2-х частей)

- О чем «молит» лирический герой в первых строках?

- За что же «всесильный» должен его покарать?

1 - За то, что мрак земли могильный

     С ее страстями я люблю…

(Земная жизнь ему милее небесной, он в этом смело признается!)

2 - За то, что редко в душу входит

   Живых речей твоих струя…          (Редко обращается с молитвой к Богу)

3 - За то, что в заблужденье бродит

   Мой ум далеко от тебя…..  (ум далек от христианских мыслей) 

4- За то, что лава вдохновенья

   Клокочет на груди моей…   ( - Что значит «лава вдохновенья»? Это творчество! Муза!)

5- За то, что дикие волненья        

Мрачат стекло моих очей…

6- За то, что мир земной мне тесен,

    К тебе ж проникнуть я боюсь….   (-В чем признается?)

7- И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь… (-А кому же молится поэт? Л. «молится», т.е.обращается в «песнопеньях» к возлюбленной, к природе, к родине, но все эти адресаты любви – творения всевышнего, значит любовь к ним – это воплощение любви к богу)

-О чем просит поэт во 2 части стихотворения?

- Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костер,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор…

- Что же такое «чудный пламень»? (это дар творчества, которое терзает и мучает, не дает покоя. Л.осознает, что дар творчества данный от бога, помогает ему видеть в мире несовершенство, писать об этом, и это его губит, терзает душу, которая рвется «на тесный путь спасения». Лирический герой просит освободить его от творчества, от дара поэта, лишить вдохновения, т.к.душа желает вернутся к богу.  Строка «Угаси сей чудный пламень» контрастирует просьбой пушкинского поэта-пророка. Лермонтов уже отказывается от дара, хочет быть обыкновенным смертным человеком)

- От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

6.  Подведение итогов урока.

-Итак, мы проанализировали 2 стихотворения Лермонтова, скажите, как же в них раскрываются мотивы вольности и одиночества? (Вольность здесь моральная, поэт должен быть свободен от мнения света, а вот одиночество реальное - Л.был одинок, тем он и привлекал и привлекает до сих пор читателей)

– Что нового вы узнали о судьбе М.Ю.Лермонтова? О его творчестве?

- К какой теме лирики поэта мы сегодня обратились?

- Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

- Оценки за урок

- Д\З: - индивидуальные сообщения на тему «Адресаты любовной лирики Лермонтова (Екатерина Сушкова, Наталья Иванова, Варвара Лопухина, Мария Щербатова)

-найти и принести на урок тексты стихотворений «Мы случайно сведены судьбою», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет», «Я не унижусь пред тобою», «Мне грустно, потому что я тебя люблю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»

Данным уроком можно  начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. ...

Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова

на протяжении нескольких лет я работаю над проблемой "Использование документальных и художественных фильмов на уроках литературы". Мною был создан видеоряд, который я использую на уроках литературы 18...

Конспект и презентация урока "Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи"

Данная разработка поможет при проведении первого урока в блоке "Творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация состоит из двух частей: первая посвящена биографии Лермонтоав М. Ю., вторая анализу стихотворен...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ Тема урока: «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТема урока:  «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».Тип урока: изучение нового матери...

Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...