Финский нож и персидская сирень
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А. В. Вампилова "Финский нож и персидская сирень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок внеклассного чтения71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

Урок внеклассного чтения в 8 классе

 по рассказу А. В. Вампилова

«Финский нож и персидская сирень»

(Нравственные проблемы рассказа)

                                        Разработала и провела

                                         учитель русского языка и литературы

                                     Ситянина  Людмила  Аркадьевна

г. Бирюсинск

2011 год

Цели урока:

                    1. Помочь учащимся понять содержание рассказа, смысл его названия, авторское отношение к героям.

                    2. Развитие навыков анализа художественного текста, навыков выразительного чтения.

                    3. Воспитание культуры чтения художественного текста, воспитание интереса к жизни и творчеству А. В. Вампилова, воспитание нравственных качеств личности (внимательного и бережного отношения друг к другу).

План урока

Организационный момент.

Слово учителя о целях урока.

История написания рассказа.

Беседа о названии рассказа.

Чтение рассказа.

Анализ рассказа.

Заключительное слово учителя.

Итоги урока.

Домашнее задание.

Оборудование урока:

фотографии А. Вампилова разных лет, иллюстрации к произведениям А.Вампилова, карточки для индивидуальной и групповой  работы.

Методические приёмы:

беседа, анализ текста, работа в группах, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, самостоятельная работа, составление таблицы, индивидуальное задание.

   

Оформление доски

Александр Валентинович Вампилов

(19 августа 1937 – 17 августа 1972)

Рассказ «Финский нож и персидская сирень» (1958)

                               «Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь…»

                                                              В. Г. Распутин

                                     «Вампилов верил… в человека, в разум, в доброту, в движение к свободе и чистоте. Он был против насилия».

                                                               Геннадий Николаев

                                      «…Обращая внимание на дурное, автор надеется, что его труд не пропадёт даром, и хотя бы в небольшой мере будет способствовать изменениям к лучшему».

                                                                 Елена Якушкина

                                          «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека».

                                                                   А. В. Вампилов

Ход урока

Организационный момент

Слово учителя о целях урока

- Перечитайте эпиграфы к уроку.  Подумайте  и скажите, о чём состоится разговор  сегодня на уроке?

Сообщение ученика об истории написания рассказа «Финский нож и персидская сирень».

       Рассказ «Финский нож и персидская сирень» был написан

А. В. Вампиловым в годы его учёбы в Иркутском государственном университете (1955 – 1960), напечатан 1 октября 1958 года. Впервые был опубликован в газете «Иркутский университет» под названием «Персидская сирень». Входит в цикл ранних рассказов под названием «Стечение обстоятельств».

       Первые опыты А. Вампилова были встречены благожелательно. В статье «Когда спорят друзья» (14 мая 1959) газета «Советская молодёжь» писала: «Среди творческой молодёжи немало способных прозаиков, рукописи которых после некоторой доработки можно рекомендовать к опубликованию. Это юмористические рассказы студента университета А. Санина…».

А. Санин – литературный псевдоним писателя, которым он часто пользовался в начале своей работы. Под этим псевдонимом вышел и его первый небольшой сборник «Стечение обстоятельств».

        Из воспоминаний Елены Якушкиной, заведующей литературной частью театра Ермоловой: «Он был молод, но удивительно хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно, сосредоточенно и серьёзно. Точность своих наблюдений он точно выражал и в характерах своих героев…»

Беседа

Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа «Финский нож и персидская сирень»?

           Ответы учащихся:

           Финский нож - «острый, с узорами, красивый», «красивая рукоятка», «красивый узор на ноже с позолотой», «финским ножом можно срубить персидскую сирень».

          Персидская сирень - «приятный запах, фиолетовый цвет, пышные гроздья сирени», «цветущая сирень радует людей».

Как вы думаете, о чём должна пойти речь в рассказе с таким названием?

            Ответы учащихся:

            «Я думаю, в рассказе говорится о персидской сирени необычного происхождения, с ней связана какая-то интересная история».

           «Наверное, речь пойдёт о парне и девушке. У парня есть финский нож. Девушка нежная, красивая, как персидская сирень. Возможно, между ними завязалась какая-то история».

Чтение рассказа А.Вампилова «Финский нож и персидская сирень»

Анализ рассказа

Беседа:

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Какое отношение к героям рассказа имеет его название?

       

      Сочетание слов «финский нож» имеет отношение к главному герою.

     В рассказе говорится: «Ему было 19 лет, а его жизненная перспектива тянулась длинной вереницей бутылок и упиралась во что-то тёмное и безнадёжное…» «Воровать он не любил – ему больше нравилось грабить…»

      Из текста видно, что герой представляет опасность для людей. В самом тексте нож не упоминается, но мы понимаем, что от этого предмета также могут пострадать люди.

        «Персидская сирень» связана с образом Оленьки Беляниной, которая любила проводить время в заброшенном саду: он «привлекал её всем…». В саду рос пышный куст персидской сирени.  Герой же «равнодушно» взглянул «на пышный куст персидской сирени».

     

     Слово учителя:

     Обратите внимание на союз «и» в названии рассказа.  Это соединительный союз.  Так случилось, таково стечение жизненных обстоятельств, что жизненные пути героев рассказа пересеклись.  По словам А.Вампилова, «случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека».

      Перечитаем внимательно текст. Постараемся понять: стечение обстоятельств  – это драматический момент для героев рассказа?

      Всмотримся в словесные портреты главного героя и Оленьки Беляниной.

 

Работа с текстом. Составление таблицы.

     

Герой рассказа

Оленька Белянина

«Гражданин лет девятнадцати».

«Никто не мог отказать ему в красоте»,

«лицо мужественное, но со следами каких-то

происшествий и слишком дерзким взглядом».

«Одет с неподдельной небрежностью, что полностью гармонирует с его свободными манерами и развязной походкой». «Вид самый независимый; но в то же время заметно, что этот человек постоянно ждёт чего-то нехорошего».

«Тело у него было исписано эпитафиями и лирическими откровениями…»

На ней было «белое платье», «часики» на руке.

«В ней самой было очарование Лизы Калитиной».

«Это была нежная, чуткая, отлично воспитанная девушка, и труднее всего воспринимала какие-либо отклонения от нормального».

«Была та наружность, мимо которой нельзя пройти без зависти или без любопытства».

У неё голубые глаза («голубоглазый враг»).

       - Что помогают понять о героях их словесные портреты?

       - Почувствовали ли вы отношение автора к героям?

        Автор неоднозначно относится к своему герою, рисует привлекательную внешность («лицо мужественное», «никто не мог отказать ему в красоте»).

        Можно сказать, что Александр Вампилов даже сочувствует герою, потому что замечает  на его лице «следы каких-то происшествий». Он пытается понять своего героя, почему девятнадцатилетний человек от жизни постоянно  «ждёт чего-то нехорошего».

         Оленька Белянина красива, но в её красоте нет теплоты, её облик вызывает «зависть или любопытство».

Работа в группах

- Что было в жизни героев до их неожиданной встречи в заброшенном саду?

1 группа – Рассказать о жизни главного героя до встречи с Оленькой Беляниной в заброшенном саду.

2 группа  - Рассказать о жизни Оленьки Беляниной до встречи с героем в саду?

      Герой в возрасте пяти лет лишился  родителей, был усыновлён дядей, «который вёл пьяное существование, и уважать его можно было только за преклонный возраст».

      Александр Вампилов открыто пишет о том, что «личным примером и непосредственными поучениями он воспитывал племянника по своему подобию». В жизни героя уже была детская трудовая колония, тюрьма. Неудивительно, что он стал «опытным и энергичным нарушителем законности».  

            «Своей профессией он обязан исключительным стечениям жизненных обстоятельств и редкому воспитанию».  Ирония Вампилова по поводу «редкого воспитания» главного героя помогает понять,  насколько важен личный пример взрослого в формировании жизненной позиции человека. Вспоминается эпизод из  недавно прочитанного произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», когда отец, отправляя сына на службу, обращается к нему с напутствием: «Береги платье снову, а честь смолоду».

    Оленька Белянина, в отличие от героя, «читала писателей-романтиков», «любила Тургенева», «прошла тихим ровным путём через школьные классы в студенческую аудиторию». «Юность её светла и спокойна».

        - Какие выводы на основе проделанной работы можно сделать?

      Писатель подробно останавливается на описании истории жизни героя, а о жизни Оленьки Беляниной пишет в общих чертах. Как будто бы автору всё понятно и ясно  в Оленьке. Читая же историю жизни героя,  мы вновь чувствуем авторское сочувствие своему герою.

      Беседа

      1) Как вы понимаете следующие строки: «Разумеется, он не был счастливым. У этого человека могли быть удачи, но не могло быть счастья»?

      2)  Что же такое счастье и что значило для героя быть счастливым?

 

       «Быть счастливым значило быть честным».

   

        3) Что говорит нам о герое такое понимание счастья?

        4) Почему герой к честным людям стал относиться с завистью и раздражением?

        5) Почему его раздражали именно студенты?

     Самостоятельная работа в тетрадях.

         - Как автор относится к занятиям главного героя, к образу его жизни?

 Как характеризует эти занятия?

«Нервная профессия», «своя профессия», «ворует и грабит безо всякого увлечения, без любви к делу», «воровать не любил», «больше нравилось грабить», «каторжная профессия».

 

       - К каким размышлениям это приводит?

      Главный герой занимается воровством и грабежом, но для него это не только «своя профессия», но и «каторжная». Кажется, что его это тяготит.

       - Но почему он продолжает этим заниматься?

       «Ограбив кого-нибудь, он получал сознание того, что он сильнее ограбленного, каким бы честным и умным ни был последний». Он грабил для самоутверждения. Как самоутвердиться по-другому он не знал.

       - При каких обстоятельствах произошла встреча главного героя и Оленьки Беляниной?

Чтение по ролям разговора молодых людей

   

    - Как вели себя молодые люди при встрече? Какими они изображены

А. Вампиловым?

     Мы видим, что герои проявили интерес друг к другу, прониклись симпатией.

     Наверное, со стороны их встреча выглядела трогательной. Автор подчёркивает, что у «грабителя оказалась детская улыбка». Впервые, может быть, у молодого человека появилось к кому-то доверие и желание рассказать о себе.  « В горле пересохло, а ему захотелось вдруг говорить и говорить…»

    - Чем же заканчивается рассказ? Почему такой неожиданный финал?

   

     Ответы учащихся. Слово учителя.

     - По словам Елены Якушкиной, уже в то время Александр Вампилов «был прирождённым драматургом, что означает особый и редкий дар драматического видения мира, острого и точного восприятия явлений, людей, событий в их сочетании, развитии, конфликтности, доходящей до кульминации, и неизбежной, иногда совершенно неожиданной развязки. Даже рассказывая о чём-нибудь, о каком-нибудь событии, происшествии или факте, он строил свой рассказ драматургически: активная экспозиция, точность развития описываемого события, кульминация и финальная точка, вызывающая у слушателей бурную реакцию своей неожиданностью, юмором, а иногда и драматизмом».

 

       - Согласны ли вы с мнением Елены Якушкиной?

   Реализация индивидуального задания на тему «Элементы композиции рассказа».

       - Можно ли сказать, что стечение обстоятельств – драматический момент в жизни героев рассказа А. Вампилова «Финский нож и персидская сирень»?

Итоги урока.

Домашнее задание

 

    Письменная работа (по выбору учащихся)

В чём заключается смысл названия рассказа А. Вампилова «Финский нож и персидская сирень»?

О чём думали  Оленька Белянина и герой рассказа после случайной встречи в саду?

О чём заставил меня задуматься рассказ А. Вампилова «Финский нож и персидская сирень»?

         

          Нарисовать иллюстрацию к прочитанному рассказу (по желанию).

Литература

1. Библиографический указатель. Александр Валентинович Вампилов. – Иркутск, 1989 г.

2.  Вампилов А. В. «Дом окнами в поле». – Иркутск, 1982 г.

3. Дубровина Л. П. Рассказ А.Вампилова «Финский нож и персидская сирень». – «Литература в школе», №3, 2005 г.

4.  Сушков Б.Ф. Александр Вампилов. – Москва «Советская Россия», 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советско-финская война 1939-1940г.г.

Открытый урок с презентацией....

Сценарий интерактивной игровой программы, посвящённой финскому национальному празднику – День Святой Люсии.

Знакомство с историей, культурой, национальными традициями Финляндии продолжается в нашей школе и  во внеурочной деятельности. Эта работа помогает увидеть особенности развитой европейской страны ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение национальных финских традиций во время подготовки и проведения конкурса «Святая Люсия»

О формах воспитательной работы в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе...

Методическая разработка урока на финском языке по теме "Внешность и одежда".

Методическая разработка  комбинированного урока с целью формирования навыка монологического высказывания на  данную тему....

Презентация советско-финская война 1939-1940 Паперис А.В.

Советско-финские отношения 1918-1939 г.г.Причины войны и намерения сторон.Вооружённые силы СССР и Финляндии.Оборонительная система линии Маннергейма.Причины неудач Красной Армии в начале войны.Мирный ...

Презентация "Счастье в сирени живёт...", о композиторе С.В. Рахманинове и его романсе "Сирень"

Уровень образования:  начальное образованиеЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Класс(ы):  4 классПредмет(ы):  МузыкаЦель урока:   Знакомст...

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...