Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме:
    "Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

    Рыжкова Лилия Викторовна
    Анализ образов-персонажей - самый привычный путь разбора произведения в школе. Он способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Законченное воплощение пообразный анализ получает в 8-9 классах, когда ученикам становится доступным рассмотрение системы образов. Анализ при этом не ограничивается нравственным содержанием произведения, постепенно в него включаются и эстетические, и социальные мотивы. Стремление учащихся к нравственной оценке героев произведения, к рассмотрению их характера делает рассмотрение системы образов плодотворным. Используя этот вид анализа. я построила один из уроков по роману "Герой нашего времени"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    tema.docx18.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

    Анализ главы «Княжна Мери». Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина.

    Цели: продолжить работу над романом, дополняющую знания учащихся о его идейном содержании, составить характеристику главного героя в ходе анализа его поступков, «чтения» страниц печоринского дневника; обратить внимание учащихся на особенности композиции романа;  развивать умения учащихся в постижении скрытого смысла литературного произведения, создать условия для выражения учениками собственной точки зрения.

    Оборудование: запись на доске,  листы с заданиями для работы в группах.

    Ход урока

    Оргмомент.

    Вступительное слово учителя.

    В главе «Княжна Мери» Печорин показан во взаимоотношениях с людьми своего круга. Система образов выстроена так, что способствует раскрытию характера главного героя.

    - В отношениях с кем раскрывается его внутренняя жизнь? (Вернер, Вера)  В этой части мы узнаём о лучшей части его души.

    - Какие герои помогают раскрыть внешнюю сторону его жизни? (Грушницкий, Мери)

    В привычном окружении Печорин демонстрирует всю силу  своих способностей. Здесь ему понятно и доступно любое желание, он легко предсказывает события и осуществляет свои планы. Каждого человека Печорин заставляет задуматься, открыть своё истинное лицо, сбросить маску. НО! и сам он  вынужден, проводя нравственные эксперименты, испытывать новые нравственные нормы.

    - В каких строчках Печорин признаётся в бесконечных противоречиях?

    Уже первые воспоминания о нём других героев фиксируют странность и двойственность впечатления, которое он производит.

    Постановка проблемного вопроса урока.

    Какой он, Печорин? Что мешает этому человеку жить счастливо?

      Постановка темы и цели урока.  

    На сегодняшнем уроке мы должны определить, в чем противоречия натуры главного героя, что раскрывается  перед читателем в ходе самоанализа Печорина?

    Работа над темой урока.

    Фронтальная беседа

    1. Одинаков ли Печорин в обществе и наедине с собой?

    2. Как герой воспринимает «общество на водах»?

    3. Почему люди, за которыми он наблюдает, вызывают в нём иронию?

     ( главное для них не внутренняя жизнь, а внешний лоск)

    Учитель: Для Печорина важно заглянуть человеку в глаза, у остальных же  - в руках лорнет, исключающий духовный контакт. Но ведь и сам Печорин наводит лорнет на Мери, скажете вы и будете правы. В этом парадоксальность нашего героя: критично относиться к людям и жить по их законам- в отсутствие настоящего дела это хоть какая-то способность действовать. Игра – это суть Печорина, его маска. Тем интереснее нам будет сегодня разобраться в правилах его игры.

    Работа в группах

           Печорин и Грушницкий

    Почему Печорин столь непримирим в отношении Грушницкого?

    Верно ли, что есть моменты, когда и Печорин ведёт себя подобно Грушницкому?

    Печорин во многом виноват, но  симпатии читателя часто на его стороне. Почему?

    Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?

    Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?

    Микроитог: Герои сходны, но одновременно являются и противоположными: Печорин в конфликте с обществом, Грушницкий – его часть, Печорин не находит себе достойной деятельности,  Грушницкий  стремится к показной. Слабость характера может привести к преступлению, и тогда нет оправдания человеку, который только слаб. Поэтому мы  и не можем жалеть Грушницкого, поэтому Печорин снова представляется нам человеком благородным.      

    Печорин и Вернер

    В чем сходство этих героев? (большие интеллектуальные запросы)

    В чем отличия? (Вернер – эгоист сознательный, принципиальный, он не стремится к более высокой нравственности, т.к. не видит реальной возможности её осуществить, он лишён внутренней активности Печорина)

    Как объясните фразу: «Вот люди, все они таковы…»  (эгоистическая подоплёка ещё больше упорядочилась в сознании Печорина)

    Вера

    Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее?

    Чем она не похожа на Мери?

    Почему и для Веры он ничем не жертвует?

    Проанализируйте сцену погони: представьте, что Печорин догнал Веру, стал бы он счастливым? Сделал бы её счастливее?

    Микроитог: Нет! Печорин не может быть счастливым и не может никому дать счастья – в этом его трагедия. «…и если бы…кто-нибудь меня увидел. Он бы с презрением отвернулся…» - вот почему Печорин не может быть счастливым.едва проснётся в нём подлинное, настоящее, он оглядывается: не видел ли кто? Сам герой отворачивается от лучшего в себе.

    Обобщение.

    Каким мы увидели Печорина? Каково ваше отношение к герою?

    Почему читателю жаль Печорина? ( при всём знании людей для него закрыто главное: он лишён счастья жалеть и любить безрассудно)

    Как сам Печорин объясняет невозможность ступить на путь, где «тихие радости»? ( «тихие радости» нужны тому, у кого есть и бури, и страсти, а он обременён своей ненужностью, ему некуда приложить свои силы, спокойствие не осчастливит, а ещё более отяготит)

    Композиция романа .

    Что даёт читателю необычное построение романа? (заинтересованность читателя судьбой героя, мы можем проследить историю его внутренней жизни, можем увидеть героя сразу в двух планах)

    Домашнее задание.

    Подготовиться к комментированному чтению главы «Фаталист»


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Урок литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

    В данном конспекте показана методика проведения дебатов...

    Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"

    В основе урока -  деятельностный подход.             &n...

    Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

    изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В...

    "Образ Печорина в эпизоде "Погоня" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок в 9 классе

    На уроке "Образ Печорина в эпизоде "Погоня" используются методические приемы: "Знаю-хочу узнать-узнал" и  "Чтение с...

    Христианские мотивы жизненного пути Печорина в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

    Психологический анализ характера главного героя через призму христианских заповедей...

    Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Печорин: одарённость натуры, многогранность и противоречивость характера

    Разработка урока по литературе - возможность поделиться отпытом методики преподавания при работе над романом М.Ю.Лермонт...

    Викторина по роману М,Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

    Викторина помогает решить сразу несколько вопросов: во-первых, с её помощью можно определить степень готовности учащихся...

    Игра по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

    Игра предназначена для сопровождения заключительного урока по изучению романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...

    Зачёт по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени

    Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы учащимся заранее неизвестны, и каждый отвечает на 2-...