Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме:
    "Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

    Рыжкова Лилия Викторовна
    Анализ образов-персонажей - самый привычный путь разбора произведения в школе. Он способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Законченное воплощение пообразный анализ получает в 8-9 классах, когда ученикам становится доступным рассмотрение системы образов. Анализ при этом не ограничивается нравственным содержанием произведения, постепенно в него включаются и эстетические, и социальные мотивы. Стремление учащихся к нравственной оценке героев произведения, к рассмотрению их характера делает рассмотрение системы образов плодотворным. Используя этот вид анализа. я построила один из уроков по роману "Герой нашего времени"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    tema.docx18.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

    Анализ главы «Княжна Мери». Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина.

    Цели: продолжить работу над романом, дополняющую знания учащихся о его идейном содержании, составить характеристику главного героя в ходе анализа его поступков, «чтения» страниц печоринского дневника; обратить внимание учащихся на особенности композиции романа;  развивать умения учащихся в постижении скрытого смысла литературного произведения, создать условия для выражения учениками собственной точки зрения.

    Оборудование: запись на доске,  листы с заданиями для работы в группах.

    Ход урока

    Оргмомент.

    Вступительное слово учителя.

    В главе «Княжна Мери» Печорин показан во взаимоотношениях с людьми своего круга. Система образов выстроена так, что способствует раскрытию характера главного героя.

    - В отношениях с кем раскрывается его внутренняя жизнь? (Вернер, Вера)  В этой части мы узнаём о лучшей части его души.

    - Какие герои помогают раскрыть внешнюю сторону его жизни? (Грушницкий, Мери)

    В привычном окружении Печорин демонстрирует всю силу  своих способностей. Здесь ему понятно и доступно любое желание, он легко предсказывает события и осуществляет свои планы. Каждого человека Печорин заставляет задуматься, открыть своё истинное лицо, сбросить маску. НО! и сам он  вынужден, проводя нравственные эксперименты, испытывать новые нравственные нормы.

    - В каких строчках Печорин признаётся в бесконечных противоречиях?

    Уже первые воспоминания о нём других героев фиксируют странность и двойственность впечатления, которое он производит.

    Постановка проблемного вопроса урока.

    Какой он, Печорин? Что мешает этому человеку жить счастливо?

      Постановка темы и цели урока.  

    На сегодняшнем уроке мы должны определить, в чем противоречия натуры главного героя, что раскрывается  перед читателем в ходе самоанализа Печорина?

    Работа над темой урока.

    Фронтальная беседа

    1. Одинаков ли Печорин в обществе и наедине с собой?

    2. Как герой воспринимает «общество на водах»?

    3. Почему люди, за которыми он наблюдает, вызывают в нём иронию?

     ( главное для них не внутренняя жизнь, а внешний лоск)

    Учитель: Для Печорина важно заглянуть человеку в глаза, у остальных же  - в руках лорнет, исключающий духовный контакт. Но ведь и сам Печорин наводит лорнет на Мери, скажете вы и будете правы. В этом парадоксальность нашего героя: критично относиться к людям и жить по их законам- в отсутствие настоящего дела это хоть какая-то способность действовать. Игра – это суть Печорина, его маска. Тем интереснее нам будет сегодня разобраться в правилах его игры.

    Работа в группах

           Печорин и Грушницкий

    Почему Печорин столь непримирим в отношении Грушницкого?

    Верно ли, что есть моменты, когда и Печорин ведёт себя подобно Грушницкому?

    Печорин во многом виноват, но  симпатии читателя часто на его стороне. Почему?

    Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?

    Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?

    Микроитог: Герои сходны, но одновременно являются и противоположными: Печорин в конфликте с обществом, Грушницкий – его часть, Печорин не находит себе достойной деятельности,  Грушницкий  стремится к показной. Слабость характера может привести к преступлению, и тогда нет оправдания человеку, который только слаб. Поэтому мы  и не можем жалеть Грушницкого, поэтому Печорин снова представляется нам человеком благородным.      

    Печорин и Вернер

    В чем сходство этих героев? (большие интеллектуальные запросы)

    В чем отличия? (Вернер – эгоист сознательный, принципиальный, он не стремится к более высокой нравственности, т.к. не видит реальной возможности её осуществить, он лишён внутренней активности Печорина)

    Как объясните фразу: «Вот люди, все они таковы…»  (эгоистическая подоплёка ещё больше упорядочилась в сознании Печорина)

    Вера

    Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее?

    Чем она не похожа на Мери?

    Почему и для Веры он ничем не жертвует?

    Проанализируйте сцену погони: представьте, что Печорин догнал Веру, стал бы он счастливым? Сделал бы её счастливее?

    Микроитог: Нет! Печорин не может быть счастливым и не может никому дать счастья – в этом его трагедия. «…и если бы…кто-нибудь меня увидел. Он бы с презрением отвернулся…» - вот почему Печорин не может быть счастливым.едва проснётся в нём подлинное, настоящее, он оглядывается: не видел ли кто? Сам герой отворачивается от лучшего в себе.

    Обобщение.

    Каким мы увидели Печорина? Каково ваше отношение к герою?

    Почему читателю жаль Печорина? ( при всём знании людей для него закрыто главное: он лишён счастья жалеть и любить безрассудно)

    Как сам Печорин объясняет невозможность ступить на путь, где «тихие радости»? ( «тихие радости» нужны тому, у кого есть и бури, и страсти, а он обременён своей ненужностью, ему некуда приложить свои силы, спокойствие не осчастливит, а ещё более отяготит)

    Композиция романа .

    Что даёт читателю необычное построение романа? (заинтересованность читателя судьбой героя, мы можем проследить историю его внутренней жизни, можем увидеть героя сразу в двух планах)

    Домашнее задание.

    Подготовиться к комментированному чтению главы «Фаталист»