ВОПРОСЫ К РАССКАЗАМ И.А.БУНИНА "СОЛНЕЧНЫЙ УДАР", "ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО", "ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК", "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Белякова Марина Михайловна

Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. 

Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу с текстом  к уроку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ К РАССКАЗАМ БУНИНА

«Солнечный удар»

Можете ли вы передать в нескольких словах, что же произошло с героями? Каково настроение рассказа и состояние героев в начале повествования? На что настраивают или какие вопросы вызывают слова “и блаженно и страшно замерло сердце”; “много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”? Почему утро следующего дня названо счастливым? Какое слово становится ключевым, передающим состояние поручика при расставании? Когда происходит перелом в повествовании? О каком “странном, непонятном чувстве, которого совсем не было, пока они были вместе” пишет И.А. Бунин? Почему оно пришло только тогда, когда герои расстались? Что больше всего мучает героя? Что изменилось бы, если бы героиня назвала поручику своё имя и фамилию? Для чего автор так подробно описывает день, проведённый поручиком в уездном городе в ожидании парохода? Счастье или страдание испытывает герой? Почему в конце рассказа он чувствует себя постаревшим на десять лет? Почему из двух определений произошедшего, данных героиней (“солнечный удар” и “затмение”) в качестве названия рассказа выбрано первое?

«Чистый понедельник»

 Почему у героев нет имён? Какова атмосфера начала рассказа и какими средствами она создаётся? Какое ощущение является главным в рассказе о взаимоотношениях героев? Какие слова можно назвать ключевыми? Чем вызваны счастье и мука героя? Как сочетаются в рассказе эпизоды, связанные с религией и с жизнью московской богемы? Одинаково ли органично вписывается в них героиня? Почему, решаясь на близость с любимым, героиня “безжизненно приказала” ему отпустить экипаж? Почему герой ждёт у дверей спальни “с замирающим точно над пропастью сердцем”? Чем становится для героев ночь, проведённая вместе? Отчего утром, когда страсть его нашла разрешение, когда он достиг того, чего так желал, герой близок к отчаянию? Почему И.А. Бунин не объясняет мотивов поступка героини? Кажется ли  вам поступок героини парадоксальным и в чем его парадокс?   Какие цвета в этом рассказе являются доминирующими и как это помогает раскрытию авторского замысла произведения? Как меняется их соотношение в изображении мира и героини на протяжении повествования? Чистый понедельник – христианская символика понятия? Ушла ли героиня в монастырь и как раскрывает авторский замысел тот факт, что повествование ведется от лица героя? В чем трагическая ошибка героини?

«Господин из Сан-Франциско»

Почему  рассказ совершенно неожиданно заканчивается, казалось бы, неуместным и, однако же, вполне «натуральным», а отнюдь не аллегорическим явлением Дьявола

( «Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль…»)? Какие образы в рассказе имеют символическое значение? В какой стране происходит действие в рассказе  «Господин из Сан-Франциско»? Что скрывается за  описанием  быта пассажиров «Атлантиды»? В чем смысл  аллюзии на катастрофу «Титаника» (название парохода -«Атлантида» сфокусировало два «напоминания»: о месте гибели - в Атлантическом океане,  мифического острова-государства, о котором упоминает Платон, и реального  непотопляемого «Титаника» в 1912 году)? За что  так жестоко карает судьба (а в ее лице автор) героя, господина из Сан-Франциско? Почему в рассказе так мало имен у персонажей? Что остается неподвластным современному Новому Человеку  , по авторскому замыслу рассказа?  Какова реакция пассажиров «Атлантиды» на смерть господина из Сан-Франциско? Какую роль в рассказе играет описание океана и танцующей пары? Как в рассказе описано состояние духа героя и как оно соотносится с мотивом надвигающейся катастрофы? Как интерпретирует автор проблему смерти и смысла жизни? Каким предстает мир глазами человека без имени(=господина из С-Ф)?

«Легкое дыхание»  Почему новелла называется "Легкое дыхание"? О каком легком дыхании здесь рассказывается? Кому оно принадлежит? О каком "этом дыхании" идет речь в финале новеллы? Кому оно принадлежит? Почему это дыхание "снова рассеялось в мире"? Неужели оно куда-то из мира исчезало? Если исчезало, то куда, и почему вернулось? Кому принадлежит точка зрения, выраженная в последнем абзаце? Воспроизведите (письменно) последовательность всех основных событий произведения. Наверное, вы заметили, что их хронология автором нарушается. Попробуйте теперь записать все выделенные события в хронологической последовательности. Сравните свою реконструкцию событий с авторским вариантом их развертывания. Как вы думаете, зачем (с какой целью) автор рассказывает историю о жизни и смерти Оли Мещерской столь необычно? Почему он отказывается от более естественного и привычного на первый взгляд хода повествования? Кстати, какое событие является самым главным и для автора, и для героини, и для читателя? Внимательно перечитайте первые пять абзацев новеллы. Проследите за изменением позиции повествователя. Чья точка зрения передается в его словах? Кто в начале новеллы смотрит на могилу, крест, фотографию Оли Мещерской, всматривается в ее глаза? А чья точка зрения изображена в пятом абзаце? Попробуйте обосновать свои предположения анализом текста. Почему именно с этой (а не с другой) точки зрения ведется повествование?   Вы, должно быть, уже заметили, что автору важно не вообще рассказать о своей героине, а как-то по-особенному. Именно от соотношения точек зрения, которыми он манипулирует (т.е. от особенностей композиции всего произведения), зависит художественный смысл "Легкого дыхания". Перечислите все основные точки зрения, освещающие жизнь героини. Кому они принадлежат? Зачем автору понадобилось в одном небольшом произведении соотносить друг с другом такое количество различных точек зрения? Какую роль в рассказе играет время (календарное, природное, биографическое)? Пользуясь перечнем основных событий в новелле, попытайтесь определить движение времени повествования из настоящего (на могиле) к восстановлению прошлого (гимназической жизни Оли) и далее. Почему время у Бунина, с одной стороны, как бы остановлено (на могиле), а с другой - движется неравномерно и даже в разных направлениях (установите, в каких именно)? Можно ли утверждать, что автор в этом произведении говорит о "легкости" как об освобождении, во-первых, от привычного хода времени вообще и, во-вторых, от традиционного читательского интереса, который обычно выражается в вопросах типа "Что будет дальше?" и "Чем все закончится?"? Обоснуйте свою точку зрения.  Зачем автор обрывает событийные связи: не рассказывает, к чему привело покушение гимназиста Шеншина на самоубийство, чем кончился прерванный рассказчиком на драматической ноте разговор Оли с начальницей, что стало с арестованным убийцей Оли, как развивались отношения Оли и ее родителей с их другом и ее совратителем Малютиным? С какими открытыми местами действия связаны пейзажи рассказа? Как жизнь Оли Мещерской "вписывается" в эти пейзажи? Какие закрытые места действия образуют интерьеры? Как жизнь Оли Мещерской "вписывается" в эти интерьеры? Назовите портреты и портретные детали, которые вы встретили в этом произведении. Какова их роль? Почему повествователь столь большое внимание уделяет портретным характеристикам героини? Как эти характеристики связаны с пейзажами новеллы? Найдите в пейзажах, интерьерах и портретах новеллы мотивы воздуха // ветра // дыхания. Какое значение придает им автор?  Перечислите все эпизоды рассказа, где упоминается толпа. В каких случаях рассказчик обращает внимание на то, что Оля Мещерская сливается с толпой, а когда на то, что она из толпы выделяется? Какое значение имеют в новелле мотивы памяти // смерти // книжного слова (см. разговор Оли со своей подругой о "легком дыхании")? Как они связаны с перечисленными выше мотивами?   Чем изображения мира и человека в известных вам реалистических произведениях и "Легком дыхании" Бунина отличаются друг от друга?

Обратите вниамание на:

 1) мотив красоты  как дара Божьего 2) реминисценцию с Фаустом   Гете 3) мотив поруганной красоты 4) мотив греха и смерти 5) сопоставьте рассказ с романом Набокова «Лолита»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).

Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...

Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).

Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...

Вопросы по рассказу И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Устная работа по рассказу И.Бунина рассчитана на 1 урок...

Система вопросов к рассказу Ивана Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Вопросы настроят на внимательное отношение к тексту и помогут настроиться на глубокое понимание замысла автора...

К уроку литературы по рассказу И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско". Вопросы для аналитической беседы.

К уроку литературы по рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Вопросы для аналитической беседы....