Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Творческие задания помогут учащимся полнее представить содержание и главных героев рассказа, а фотографии из одноименного кинофильма повысят эмоциональность урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_granatovyy_braslet.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.И. Куприн (1870 – 1938)

Слайд 2

Формулирование темы Опираясь на портрет писателя и обложку книги, скажите, какое произведение мя будем изучать? Формулирование темы: . Опираясь на портрет писателя и обложку книги, назовите произведение, которое мы будем изучать. Целеполагание: Определите тему стихотворения Ф.И.Тютчева и сформулируйте цели урока.

Слайд 3

Любовь, любовь - гласит преданье – Союз души с душой родной - Их съединенье, сочетанье , И роковое их слиянье, И… поединок роковой… И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец… Ф.И. Тютчев Ф.И. Тютчев (1803 - 1873)

Слайд 4

Цели урока Выявить особенности изображения любви в рассказе А.И Куприна «Гранатовый браслет» Цели урока: - выявить особенности изображения любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»; - обогатить свое представление о любви; - определить самоценность чувства любви для человека.

Слайд 5

В каком произведении звучит тема «маленького человека»? Назовите это произведение В произведениях каких авторов звучит тема «маленького человека»? . Актуализация: Назовите эти произведения.

Слайд 6

Ф.М. Достоевский (1809 – 1856)

Слайд 7

задание Найдите соответствие отрывкам из рассказа Работа в парах. Задание: Найдите соответствие отрывкам из романа «Бедные люди» Ф.М.Достоевского в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» и сделайте вывод.

Слайд 8

1. Макар Девушкин – чиновник казенной палаты. Желтков служит в казенном учреждении чиновником. 2. Лестница «винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны … запах дурной. «Заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой». 3. «Поставил я у себя кровать, стол, комод, стульев парочку, образ повесил». «Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине – стол, накрытый цветной малороссийской скатертью». 4.»Кое – кто там пересмеивались да, правда, и все они пересмеивались». «Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата…»

Слайд 9

5. «Оно, знаете ли, родная моя, чаю не пить как-то стыдно… Ради чужих и пьешь его, … для вида, для тона…» «Простите…Я сам знаю, что очень виноват, - прошептал Желтков, глядя вниз, на пол, и краснея. – Может быть, позволите стаканчик чаю?» 6. «Вы, случайно узнавши о моем бедственном положении тронувшись им, решились издержать свое жалованье, забрав его вперед…» «…Я растратил казенные деньги…» 7. «Хотел было прощения просить, да не мог, убежать покуситься не смел, и тут… пуговка, что висела у меня на ниточке – вдруг сорвалась, отскочила, запрыгала (я, видно, задел ее нечаянно)». «Желтков, совершенно растерявшись, опустился вдруг на диван и пролепетал омертвевшими губами: «Прошу, господа, садиться… Но, должно быть, вспомнил, что уже безуспешно предлагал то же самое раньше, вскочил, подбежал к окну, теребя волосы, и вернулся обратно на прежнее место. И опять его дрожащие руки забегали ,теребя пуговицы ,щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо».

Слайд 10

Запись темы урока Подберите антоним к слову «маленький» и зпапишите тему Запись темы урока: Подберите антоним к слову «маленькая» и запишите тему урока, используя ключевые с слова «любовь», «маленький человек».

Слайд 11

Большая любовь «маленького человека» в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Слайд 12

ррррр ооооо Функция пейзажа: Сопоставьте иллюстрацию и описание осеннего сада в рассказе и определите функцию пейзажа.

Слайд 13

Иллюстрация к рассказу Осенний сад «…наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле… Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья».

Слайд 14

Вопрос: Рассмотрите слайд с иллюствацией и назовите героев рассказа Вопрос к классу: Рассмотрите снимок из спектакля по произведению А.И.Куприна и расскажите о его героях. Какой момент отображен на снимке? Кто впервые говорит об истинной любви, о которой «грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»? О

Слайд 15

«…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Слайд 16

З з Задание по группам: о Опираясь на описание персонажа и ключевые слова, выделенные в тексте, составьте характеристику героя и ответьте на проблемный вопрос.

Слайд 17

Проблемный вопрос: Кто из персонажей способен любить истинной любовью и кто из героинь действительно «грезит» о такой любви?

Слайд 18

Князь Шеин и Николай Николаевич Тугановский 1. «Князь Шеин, несмотря на свое видное положение в обществе, а может быть, и благодаря ему, едва сводил концы с концами . Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей т.д. Княгиня Вера… всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения». 2. «Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин». 3. У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. 4. «Вера тихо дотронулась до его плеча. - Лучше не нужно, - сказала она. Но Василий Львович или не расслышал ее слов, или не придал им настоящего значения . 5. «Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты ». 6. «Все живут точно в стеклянных банках ». «…если я здесь о чем хлопочу и о чем волнуюсь, - так это только о добром имени Веры и твоем , Василий Львович». «Он и в самом деле был скуповат ».

Слайд 19

Густав Иванович, Васючка, поручик Бахтинский, полковник Понамарев «Богатый и очень глупый человек, который ровно ничего не делал , но числился при каком-то благотворительном учреждении и имел звание камер-юнкера». «ухаживал так влюблено и самодовольно , что часто становилось за него и жалко и неловко ». «…богатый шалопай и кутила Васючка…» Поручик Бахтинский «лучший танцор и несравненный распорядитель балов ». Полковник Понамарев – состарившийся, худой, желчный человек, изможденный непосильной канцелярской работой.

Слайд 20

Желтков «Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами». «…очень бледный с нежным девичьим лицом, голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине, лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».

Слайд 21

Анна Младшая - Анна - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца… Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, - лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью …которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры. 2. «…отличалась щедрой добротой и глубокой искренней набожностью …» 3. «Мужа она терпеть не могла », «…охотно предавалась самому рискованному флирту… но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза». 4. «Мне все равно, я все люблю ».

Слайд 22

Вера Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. 2. Вера же была строго проста , со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна . 3. Море – «и волнует, и радует, и поражает». «Когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой… Я скучаю . 4. Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения. Она во многом, незаметно для него, отказывала себе и насколько возможно экономила в домашнем хозяйстве.

Слайд 23

«…на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…»

Слайд 24

задание вопрос В Подведем итоги: Перечитайте письмо Желткова к Вере Шеиной и сделайте вывод о том, каковы особенности изображения чувства любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприна?

Слайд 25

задание вопрос З Подготовка Раскройте смысл столкновения двух позиций, двух взглядов на чувства Желткова к Вере. Чья позиция Вам ближе? Свой ответ обоснуйте. к творческому заданию:

Слайд 26

«…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…» «…разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь…»

Слайд 27

Творческое задание: Неразделенная любовь – «громадное счастье» или «громадная трагедия души» ? (сочинение – рассуждение)

Слайд 28

Обогатилось ли мое представление о творчестве А.И.Куприна после работы на уроке?

Слайд 29

Спасибо всем за работу на уроке!

Слайд 30

презентация дудко Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №35 г.Белгорода Дудко Светлана Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...

Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет".

Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"....

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Разработка урока "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет")

Разработка урока "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет" и по творчеству Мустая Карима)...

Презентация к уроку "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет")

Презентация к уроку  "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет" и по творчеству Мустая Карима)...