Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Румянцева Татьяна Николаевна

Рабочая программа по литературе 6 класс  ( 64 часа) (авторы учебника: В.Я.Коровина, В.П.Полухина и др), содержащая развернутое тематическое планирование: цели, планируемые УУД, содержание уроков, домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kalendarno-tematicheskiy_literatura_6_kl.doc302.5 КБ
Файл k_literature_6_klass.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс

Тема урока

К

ч

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые УУД

Теоретико-литературные

понятия

Формы контроля

Домашнее задание

Дата

план

Провед

факт

1

Введение

В дорогу   зовущие, или

Литература открывает мир

1

Вводный урок с элементами беседы

Литература как  художественное  отражение   жизни. Книга и  ее роль в жизни  человека. Художественное  произведение и ее автор

Содержание и форма. Автор и герои.

Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Иметь представление о

литературе как особой

форме познания дейст-ти.

Знать: о роли книги  в жизни человека;

Беседа

Ответить на вопросы: почему

автор статьи В.

Шкловский называет книгу «дорогой»?

Читать с.3-5,

Ответы на вопросы

УСТНОЕ НАРОДНОЕ

ТВОРЧЕСТВО

2+1р.р

2

Обрядный фольклор. Календарно-

обрядовыепесни

1

Урок чтения и изучения.

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни:колядки, масленичные, весенние,осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора

Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии;

уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику

Обрядовый

 Фольклор

(начальные представления)

Беседа, выразительное чтение одной из обрядовых песен

Читать .с 6-10

Ответы на вопросы 7,8

Вспомнить одну из пословиц, нарисовать к ней иллюстрацию. Подготовить её защиту

3

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.

1

Урок чтения и обсуждения

Пословицы и поговорки.Их народная мудрость. загадки как малый жанр фольклора. Афоричность загадок

Т.Л. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадок

Уметь пользоваться поговорками и пословицами в в речи.

Малые жанры фольклора:

Пословицы , поговорки,

загадки

Защита проекта поговорки

Читать с.11-14 пересказ

с14-15 вопросы, заполнить таблицу «Пословицы и поговорки».

4

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению

«В чем красота и мудрость русских обрядов?»

1

Урок развития речи

Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора: обрядовых песен, пословиц, поговорок. Выражение в них народного духа. Афористичность фольклорных жанров

Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать илл-ии по содержанию пословиц и связно рассказывать о них

Оценка устных ответов учащихся

Написать домашнее сочинение

ДРЕВНЕРУССКАЯ

ЛИТЕРАТУРА   1ч

5

Русская летопись.

«Повесть временных лет»«Сказание о белгородском киселе»

Исторические события и вымысел.Отражение народных идеалов в летописях

Т.Л.Летопись

1

Урок чтения и изучения.

Древнерусская   литература    Русская летопись и история её возникновения. Люди  Древней Руси.Отражение в

летописи исторических событий и народныхидеалов (патриотизма, ума,

смелости, отваги, находчивости). Связь

древнерусской   литературы с

устным народным творчеством

Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись»,«летописание»,

«летописец», «сказание», характерные чертыЛит-ры ДревнейРуси, содержание

статьи учебника; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества

Летопись

(развитие представлений)

Беседа, составление плана, устное рисование, выразительное чтение.

Читать С.22-24 пересказ,отв. На вопросы  с.24

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

18  века   2ч+1 р.р

 

РУССКИЕ БАСНИ

6

И.И.Дмитриев.Слово о Баснописце.Басня «Муха».Особенности языка 18столетия.

1

Урок чтения и изучения

Русские басни. Художественная и нравственная ценность басни. Противопоставление труда безделья.Присвоение чужих заслуг.Смех над ленью и хвастоством Особенности языка 18 века. Мораль. Аллегория. Иносказание.

Знать понятия: Мораль. Аллегория. Иносказание. Понимать значение басни.

Мораль в басне,аллегория,иносказание

(развитие понятий)

Ответы на вопросы.,выразительное чтение

Читать с. 28-29 Выразительное

чтение наизусть басни «Муха»

7

И.А Крылов.Слово о баснописце.Басня «Осел  и  соловей» .

1

Урок чтения и изучения

Русские басни. Художественная и нравственная ценность басни. Краткий рассказ о писателеСамообразование поэта. Комическое изображение «знатока» ,не понимающего истинного искусства

Знать понятия: Мораль. Аллегория. Иносказание. Понимать значение басни

Басня.Аллегория.Мораль (развитие представлений)

Выразительное чтение наизусть басни «Муха»

Читать3  с0-34

Выразительное чтение наизусть басни

Крылова

8

Р.Р. «Листы и корни» общественного блага.

«Ларчик»  .Подготовка сочинению « Что осуждается в русских баснях"

1

Урок чтения и изучения,обсуждения

Художественная и нравственная ценность басни. Роль власти и народа в достижении

Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна

Знать понятия: Мораль. Аллегория. Иносказание. Понимать значение басни

Беседа,чтение наизусть

Дописать сочинение

ИЗ РУССКОЙ   ЛИТЕР

А

ТУРЫ  19 века

19ч+6р.р.+4вн.чт

А.С.ПУШКИН  

6+2р.р+1 вн.чт

9

А.С.Пушкин .Слово о поэтеДружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину

1

Урок чтения и изучения

Лицейские годыи лицейскаялирика

А.С.Пушкина.Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях Художественные особенности стихотворного послания

Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды еготворчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, уметь определять средства художественной выразительности и их роль

Беседа,  выразительное чтение.

Читать с.45-52. Выразительное чтение наизусть стихотв.»И.И.Пущиину»

10

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

1

Урок  знакомства, чтения и изучения

Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина.

Народно-поэтический колорит стихотворения

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения;уметь анализировать стихотворение

Эпитет.метафора,композиция

Стихотворное послание (Начальные представления)

Беседа,ответы на вопросы

Ответы на вопросы

 1-3   с.54-55

Выразительное чтение наизусть «Узник»

11

Р.Р.Стихотворение Пушкина «Зимнее утро»

1

Урок развития речи

Пейзажная лирика поэта.Тема и поэтическая идея стихотрения. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.Радостное восприятие окружающей природы Роль  композиции в понимании смысла стихотворения .Анализ стихотворения

Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа

Чтение наизусть,беседа

Выразительно читать55-56

Ответы на вопросы 1-3 с.57.

12

1

Урок-исследование

Двусложныеразмеры стиха:

ямб, хорей.Ритм. Слоги

ударные и безударные, четные и нечетные. стопа. Стих

Знать: определение понятий: «ямб»и «хорей», «ударение», «ритм»,«слог», «стопа»,«стих»; уметь определять размер, расставляя ударения в отдельной строке стих-ния

 составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихот-ния

Выполнить задания: расставитьударения в отдельной строке

стихотворения;

определить ударные и безударные слоги; составить схему расположения ударных и безударных слогов в строках; установить стихотворный размер

Найти по одному примеру стихотворний,

Написанных ямбом и хореем. Прочитать 1-4 главы романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Инд. задание: подготовить краткий рассказ об истории создания романа

13

Роман А.С. Пушкина «Дубровский».

Картины жизни русского барства

.

1

Урок чтения и изучения

История создания романа. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. проблематика произведения.

Знать историю создания романа; понимать ависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.

Сюжет, композиция

Комментированное чтение, беседа по вопросам

 Прочитать 5-11 гл., составить план событий, пересказ эпизода «Обед в Покровском»

14

Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский».Анализ эпизода «Пожар в Костеневке»

1

Урок чтения и изучения,

обсуждения

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма.Пожар в Костеневке.Роль эпизлда в повести

Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.

Выборочное чтение

Описать душевное состояние Владимира Дубровского, прощающегося с родным домом. Ответить на вопросы.

Читать главы: 12-19. художественный пересказ эпизода с кольцом.

15

Романтическая история любви Владимира и Миши.Авторское отношение к героям

1

Урок    чтения,

изучения,

обсуждения

Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского.

Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.

Устно описать героиню романа. Пересказать близко к тексту эпизод с кольцом. Ответить на вопросы.

Составить простой план романа.

16

Р.Р.Сочинение  « Почему повесть «Дубровский «можно назвать повестью о защите человеческой личности?»

1

Урок развития речи

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Отбор материала

Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь отбирать материал для сочинения

Сочинение

Дописать сочинение

Самостоятельно прочитать «Барышня-крестьянка» , «Выстрел»

17

Вн.чт.Цикл    «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»

1

Внеклассное чтение

Урок - обсуждение

. С. Пушкин «Повести Белкина» - жанровое своеобразие. Повествование отлица вымышленного автора как художественный прием .«Выстрел» -главные герои повести, их судьба. «Барышня-крестьянка» -.история любви Лизы Муромской и Алексея Берестова.

Знать понятия: сюжет,  прямая и обратная композиция, экспозиция, кульминация, развязка, ирония, анализировать поступки героев.

Аналитическое чтение, беседа по вопросам, устное рисование

Ответить на вопрос: каково авторское отношение к героям?

Инд. задания: подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ 2+1р.р

18

М.Ю.Лермонтов.Слово о поэте. Стихотворение «Тучи».

Т.Л. Двусложные и трехсложные размеры стиха

1

Урок знакомства, чтения и изучения

Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю. Лермонтова в Москве. Мотивы грусти, одиночества, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Особенности поэтических интонаций стихотворения.

Двусложные и трехсложные размеры стиха

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам;

Двусложные и трехсложные размеры стиха

Ответить на вопрос:

В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек

Беседа, устное рисование, выразительное чтение.

Выучить стихотворение наизусть. Подготовить выразительное чтение стихотворения Лермонтова «Три пальм

19

Р.Р. Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема  поверженной красоты

1

Урок развития речи

Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация

Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;

уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка

Поэтическая интонация

Беседа, устное рисование, выразительное чтение, чтение наизусть.

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Прочитать стихотворения  по ролям «Утес», «Листок», «На севере диком»

20

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок».Антитеза как основной композиционный прием

1

Урок чтения и обсуждения

Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества.

Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение» уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения,

Беседа, устное рисование, выразительное чтение,

Выучить стихотворение « Листок»

Прочитать « Бежин луг»

И.С.ТУРГЕНЕВ 2 ч

21

И.С.Тургенев .Слово описателе

«Записки охотника» ,их гуманистический пафос

Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.Юмор автора

1

Урок знакомства

Иван Сергеевич Тургенев -автор «Записок охотника». Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бежин луг». Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров. Народные верования и предания. Авторское отношение к героям

Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям;

уметь связно рассказывать о героях, характерах

Портретная характеристика персонажей(развитие представлений)

Выразительное чтение, комментированное чтение.Характеристика героев

Ответить на вопросы: какими вы представили себе мальчиковКак можно назвать рассказы мальчиков: россказнями, преданиями, поверьями?

Сопоставить рассказы мальчиков: какие из них особенно интересны? Как они характеризуют самих героев? Как относится автор к своим героям

Найти в тексте и отметить пейзажные зарисовки.

Инд. задание: подготовить художественный рассказ о Бежине луге, включив в него эпитеты,

22

Тургенев- мастер портрета и пейзажа

1

Урок чтения иобсуждения

.С. Тургенев – мастер портрета  пейзажа.Роль картин природы в рассказе . Роль детали. Смысл названия рассказа.

Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст

Пейзаж

Сопоставительный анализ ночного и утреннего пейзажа.

Выразительное чтение ,беседа

Вопросы и задания

С. 199

Инд. Задание: подготовить сообщение о Ф.И. Тютчеве

Ф.И.ТЮТЧЕВ 1+1р.р

23

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

«Неохотно и несмело» «С поляны коршун поднялся»

1

Урок знакомства

Ф.И. Тютчев.  Слово о поэте «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи

Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений.

Читать с.200-206 Ответы на вопросы

1-3   с.206  

24

Р.Р.»Листья» Анализ стихотворения

1

Урок развития речи

«Листья» — символ краткой, но яркой жизни

Анализ стихотворения

Выразительное чтение наизусть

Инд. Задание: подготовить сообщение о А.А. Фете.

А.А.ФЕТ 1+1 р.р.

25

А.А.Фет Слово о писателе « Ель рукавом мне тропинку завесила»

1

Урок знакомства

.А.Фет - русский поэт 19 века. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», Переплетение природы и любви. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики Фета

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; .; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы

Пейзажная лирика

Ответы  на вопросы

Читать с.209-214

Ответы на вопросы с.210,212,214

26

Р.Р.»Еще майская ночь» Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них-у дуба ,у березы»Природа как мир истины и красоты,как мерило человеческой нравственности

1

Урок развития речи

Еще майская ночь» Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них-у дуба ,у березы»Природа как мир истины и красоты,как мерило человеческой нравственности

Уметь анализировать стихотворение,определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении

Звукопись в поэзии (развитие представлений)

Анализ стихотворения, ответы на вопросы

Выразительное чтение наизусть стихотворения на выбор

Н.А.НЕКРАСОВ     2 ч

+

1 Вн.чт

27

Н.А.Некрасов.Слово о поэте. Стихотворение «Железная дорога

1

Урок  чтения и изучения

Н.А.Некрасов -певец тяжелой доли русского народа. Картины подневольного труда и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами

 сообщение о поэте, выразительное чтение, устное

словесное рисование

Ответы на вопросы

  1. с.225.

Объяснить

смысл эпиграфа. Отметить в стихотворении черты реального и фантастического. Выучить наизусть отрывок из стихотворения Некрасова «Железная дорога»: от слов «Славная осень!..» -до «...думаю думу свою».Подготовка к тесту

28

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Тест

1

Урок чтения и обсуждения

Особенности композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций, значение риторических вопросов

Знать: определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль

Диалог. Строфа (начальные представления

Тест

Выписать из стихотворения строфы, в которых сосредоточена основная мысль поэта.

Ответить на вопросы: какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»? В чем суть спора генерала и автора? Почему стихотворение посвящается детям?

Прочитать поэму «Дедушка»

29

Вн.Чт

Историческая поэма «Дедушка».

1

Урок внеклассного чтения

Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова

Знать: содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема; уметь: выразительно читать лирическое повествование

Ответы на вопросы

Подготовиться к контрольной работе

30

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А Некрасова

1

Урок контроля

Знания учащихся по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, И.С. Тургенева. А.А. Фета, Н.А. Некрасова.

Контрольная работа в виде теста

Прочитать сказ Лескова

« Левша»

Н.С.ЛЕСКОВ 2+1р.р+1вн.чт

31

Н.С. Лесков.Слово о писателе «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе».

1

Урок знакомства

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» - «шедевр лесковского творчества» (Ю. Нагибин). Понятие о сказе.Гордость писателя за народ.. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека.

Авторское отношение к героям повести.

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать, как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью;

уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя

Сказ как форма повествования (начальные представления) Ирония (начальные представления).

Рассказать о характере Левши, используя цитатный план в учебнике.

Ответить на вопрос: почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?

Выразительно читать сказ.

Ответ на вопрос с.292

(подобрать цитаты)

32

Авторское отношение к героям повести.

1

Урок чтения обсуждения

Проблема народа и власти в рассказе. Авторское отношение к героям. Роль антитезы в сказе. Образ повествователя

Знать содержание рассказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти, уметь объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе

Ответить на вопросы: как Левша держит себя при разговоре с царем; почему Левша и его товарищи взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию? Сравнить императора Александра с императором Николаем; казачьего генерала Платова и императора Александра: каково авторское отношение к героям

Групповые задания: выписать из текста сказа приемы сказочного повествов; пословицы и поговорки; примеры новых слов. Ответить на вопрос: кто и когда их произносит?

33

Р.Р.Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша».

Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова»Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша»

1

Урок развития речи

Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Понятие каламбура

Знать и понимать

сходство и   различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении

Анализ языка сказа (главы 1,2-первый и четвертый абзацы): стилизация под народную речь. Найти приемы сказочного повествования. Какую роль они играют в произведении? Найти примеры новых слов. Кто и когда их произносит? Какой смысл вкладывает в них рассказчик

Дописать сочинение.

Прочитать «Человек на часах»

Подготовка к тесту

34

ВнЧт Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».

Тест

1

Урок внеклассного чтения

История создания рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Отношение автора к герою. Жанр анекдота. Понятие о парадоксе

Знать историю создания и содержание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «парадокс»;

Понимать авторское отношение к герою; уметь оценивать поступки героев

Тест

Беседа, выборочная цитатная характеристика героев, описание иллюстраций, выразительное чтение

Прочитать рассказ

А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Инд. задания: подготовить рассказ о Чехове

А.П.ЧЕХОВ 1 ч+1 вн.ч

35

А.П.Чехов .Слово о писателе.

Рассказ «Толстый и тонкий»

Т.Л.Юмор

1

Урок чтения и обсуждения

Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе.

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

Комическое.

Юмор.

Комическая ситуация

Ответы на вопросы

Подготовить пересказ.

Прочитать «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника» и другие рассказы Антоши Чехонте.

36

Вн.Чт.

Рассказы Антоши Чехонте

1

Урок внеклассного чтения

Юмор и сатира в рассказе.

Природа смешного в творчестве. Речь героев как источник юмора, юмористическая ситуация.

Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: сопоставлять рассказы.

Презентация прочитанных рассказов

Выразительное чтение наизусть стихотворения о родной природе на выбор

37

Родная природа в творчестве  русских поэтов .Е.А.Баратынский,Я.П.Полонский,

А.К.Толстой

Т.Л.Лирика как род литературы

1

Урок-презентация

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольётся…»; Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…»

Художественные средства,передающие состочни природы и человека в пейзажной лирике

Уметь видеть своеобразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, понимать  настроения и чувства поэтов, уметь определять способы создания образов.

Лирика как род литературы.

Беседа, устное рисование, выразительное чтение. описание иллюстраций словами из стихотворений.

Прочитать А.грин «Алые паруса»

ЛИТЕРАТУРА    20 В

16ч+3р.р.+1вн.ч

38

ВН.ЧТ

А.А.ГРИН Феерия «Алые паруса

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. Победа

романтической

мечты над реальностью.

. Судьба Лонгрена. Ассоль и Грэй. Отношение автора к героям.

Знать: автора,

факты его биографии, творческой

деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы.

Беседа, описание иллюстраций, аналитическое чтение, устное рисование,

Прочитать сказку-быль А.П.

Платонова

«Неизвестный  цветок».

Инд. задания:

подготовить сообщение о писателе по материалам учебника; об истории создания сказки-были «Неизвестный цветок».

39

А.П. ПЛАТОНОВ.  Сказка-быль

«Неизвестный   цветок».

1

Урок чтения и обсуждения.

Слово о писателе. История

создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское  отношение к

героям.Прекрасное вокруг нас.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему

автор назвал свое

произведение сказкой-былью.

 Уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное

Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления)

Беседа, аналитическое чтение, устное рисование, пересказ.

Прочитать сказку-быль М.

Пришвина

«Кладовая

солнца».

Инд. задание:

подготовить

сообщение о писателе, используя статью учебника

М.М.ПРИШВИН 4+1р.р

40

М.М. Пришвин.

Притча «Кладовая солнца».

1

Урок -знакомство

Слово о писателе. Заочная экскурсия в деревню Дунино на родину писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца». Две загадки Антипыча: «что есть правда, какая она, где живет, как ее найти» и совет «ходить голенькими и разутыми». Образ мудрого правдоискателя-рассказчика

Знать автора, содержание,», отношение рассказчика к леснику Антипычу; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать

Отметить художественные об-

разы, отдельные

эпизоды сказки-

были, которые

можно назвать сказочными: какую роль играют они в произведении? Что в сказке является былью? Как вы понимаете слова Антипыча о правде и его совет?

В чем мудрость старого Антипыча?

Групповые задания: Пересказ истории Антипыча, эпизодов «Митраша в беде» и «Приключения Насти в лесу» от лица героев.

41

Тропа Насти

1

Урок обсуждения

Характеристика образа Насти: черты характера, поведение, отношение к окружающим

Знать скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», авторское отношение к главной героине; понимать: что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре; искупить вину перед людьми можно только добротой, любовью и щедростью; уметь находить в указанных эпизодах детали описания,

вопросы: почему Настя забыла о Митраше? Что осуждает в ее поведении автор?    Чему учит нас автор, изображая в повествовании путь Насти?

Выделить в тексте все эпизоды, связанные с образом Митраши, составить план его характеристики

42

Тропа Митраши

1

Урок обсуждения

Характеристика образа Митраши: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Авторское отношение к герою

Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к герою; уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания; уметь прийти к выводу: все тропы человеческие сливаются в одну большую общую дорогу - дорогу жизни; пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу

Комментированное чтение ,обсуждение,

характеристика героя.

Ответить на вопросы: что заставило Митрашу пойти по неизведанному пути; чему учит нас автор, изображая в повествовании тропу Митраши?

Выделить в

тексте эпизоды,

связанные с

образом Насти.

Подготовить

план рассказа о героине произведения.Подготовка к тесту

43

«Великий  храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». смысл названия.

Тест

1

Урок чтения и обсуждения

Особенности   изображения

М.Пришвиным мира природы.

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

Символическое содержание пейзажных образов

Знать определение

понятия «пейзаж»;

понимать взаимосвязь между явлениями природы и

жизнью человека;

уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса

; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы

Символическое содержание пейзажных образов

Тест

Беседа, описание иллюстраций, устное рисование, пересказ

Подготовить тезисы к сочинению

44

Р.Р.Классное сочинение

«Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши.

1

Урок развития речи

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о

своих героях...

Цель сравнения Насти и Митраши

Сочинение

Инд. Задание:

Прочитать стихотворения о войне, выучить наизусть на выбор.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  о

ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЕ

45

Р.Р. Стихотворения о Великой Отечественной войне.

1

Урок развития речи

Слово о поэтах фронтового поколения К.Симонове и Д.Самойлове. Стихотворения о Великой Отечественной войне. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

Обучение выразительному чтению

Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами   проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину

Ответы на вопросы Беседа,выразительное

чтение наизусть.

Выучить стихотворение на выбор

Прочитать рассказ А.Астафьева «Конь с розовой гривой». Инд. задания: подготовить устный рассказ о писателе

В.П.АСТАФЬЕВ 1+1р.р

46

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе.

1

Урок –знакомство,чтения и обсуждения

Жизнь и творчество В.П. Астафьева. Автобиографический характер повести. Композиц, своеобразие языка. Изображ жизни и быта сибирской деревни в рассказе. Нравственные проблемы в рассказе:  честность, доброта, долг.

Иметь представление о жизни и творчестве В.П. Астафьева, знать особенности композиции, своеобразие языка,содержание рассказа

Герой-повествователь

(начальные представления)

Выразительное чтение, комментированное чтение, беседа.

Вопросы и задания с.105

Пересказ. Подготовиться к тесту

47

Р.Р. Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой»

Тест

1

Урок чтения и обсуждения

Роль речевых характеристик в  создании образов героев рассказа. Юмор в рассказе

Знать: определение понятий «речевые пласты языка»,

«диалектизмы»,«поговорки»;

уметь находить и анализировать лингвистич

особенности речи героев рассказа; понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки   в своем произведении

Речевая характеристика героя (развитие представлений)

Тест

Описание иллюстраций, устное рисование, пересказ, анализ текста, выразительное чтение, беседа

Прочитать «Уроки французского» В.Г.Распутина

В.Г.РАСПУТИН 2+1р.р

48

В.Г.Распутин.Рассказ

«Уроки французского»

1

Урок –знакомство, чтения и обсуждения

Слово о писателе.

Герой рассказа

и его сверстники. Отражение

трудностей военного времени

Знать: автора, содержание рассказа;понятия: «герой-

повествователь»,«рассказ», «посвящение»,«предисловие», «приемы характеристики героя»;понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя

Рассказ. Сюжет (развитие понятий)

Беседа.

Ответы на вопросы:

Какие жестокие

уроки преподносит герою жизнь?

Почему мальчик

начинает играть

на деньги? Почему это осуждают взрослые?

Оказало ли влияние на формирование характера героя то время, в котором он жил

Составить план,

пересказ по плану

Подготовиться к тесту

49

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Тест

1

Урок чтения и обсуждения

Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия; уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства

Тест

Ответить на вопросы: почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?

Подготовить тезисы к сочинению

50

Р.Р.Классное сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» «Истинное добро бескорыстно»

1

Урок развития речи

Истинное добро бескорыстно

Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью

Сочинение

 Прочитать рассказ В. Шукшина

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ 2 ч

51

В.М.Шукшин «Срезал»

1

Урок изучения, обсуждния

Слово о писателе. Герои рассказов – «странные люди».  Особенности характеров героев. . «Срезал» -смешное и юмористическое, грустное и печальное в рассказе.

Знать: содержание рассказа; понимать смысл его названия, уметь подтверждать свой ответ цитатами из текста.

Выразительное чтение, комментированное чтение,беседа

Вопросы и задания с. 165

Прочитать «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.А.Искандера

52

Ф.А.Искандер Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла

1

Урок изучения, обсуждения

Слово о писателе. Нравственные вопросы в рассказе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;

уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования

Выразительное чтение, комментированное чтение

Ответы на вопрос:

Можно ли утверждать, что рассказ Ф. Искандера - произведение юмористическое

Подготовить пересказ.

53

Контрольная работа по произведениям писателей  20 века

1

Урок контроля

Контрольное тестирование

Инд. задание: подготовить устный рассказ обА.Блоке,С.Есенине

Выразительное чтение наизусть по выбору о родной природе поэтов 20 века.

РОДНАЯ ПРИРОДА В

ПОЭЗИИ 20 ВЕКА

54

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Стихотворения. С.А.Есенин.

Стихотворения

1

Урок  чтения ,обсуждения

Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Утрата душевного покоя, тоска по гармСлово о поэте и его творчестве. Стихотворения «Мелколесье. Степьда дали»,Пороша»Пушкинские и лермонтовские традиции в стихотворенияхС.Есенина.

Близость поэзии к устному

народномутворчеству. Искренняя любовьк природе. Чувство всеобъемлющего родства с окружающим миромонии.

Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»;

понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века;

уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок,

близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчеств

Выразительное чтение.

Чтение наизусть

Беседа

Подготовить выразительное чтение стихотворений.

Инд. задание: подготовить краткий связный рассказ об А.А.Ахматовой

55

Р.Р.А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты

1

Урок чтения,

обсуждения

Слово о поэтессе. Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики А. Ахматовой

Знать автора; понимать, как в

одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов

уметь выражать впечатления от прочитанного

Выразительное чтение наизусть, беседа

Выучить наизусть стихотворение «Перед весной бывают дни такие...»

Инд групповые задания:

Подготовить выразительное чтение стихотворений Н.М. Рубцова,подготовить кратнкий рассказ о поэте

56

Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика.

1

Урок чения, обсуждения

Слово о поэте. Стихотворения «Звезда полей«,Основные мотивы лирики поэта. Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова. Искренняя любовь к Родине и близким людям. Особенности лирики Н. Рубцова

Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине

Выразительное чтение ,чтение наизусть,беседа

Выучить одно понравившееся стихотворение наизусть.

Вопросы и задания с. 194

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ      

НАРОДОВ РОССИИ

57

Поэзия Г.Тукая и

К Кулиева

Тема Родины и народа

1

Урок чтения и

обсуждения

К. Кулиев. Слово о поэте «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Г. Тукай. Слово о поэте «Родная деревня», «Книга» Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека

Знать:сведения о авторах.,оновные мотивы их творчества

Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов

Выразительное чтение

Чтение наизусть

беседа

Прочитать мифы с.210

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ  

ЛИТЕРАТУРЫ

6 + 2 вн.чт

58

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1

Урок –знакомство, урок чтения и обсуждения

Мифы Древней Греции - древнейшие произведения народного творчества, колыбель европейской культуры и литературы. Боги и герои древнегреческой мифологии. Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке

Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов, отличие мифа от сказки;

уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки -

Миф. Отличие мифа от сказки

Выразительное чтение, комментированное чтение, устное рисование, анализ текста, беседа, описание иллюстраций.

Ответы на вопросы:

 Названия каких планет солнечной системы, звезд и созвездий, известных вам, взяты из античной мифологии?

Какие качества человека прославляют мифы о двенадцати подвигах Геракла?

Читать с.212-214

Инд. задание: подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Арион»

59

Сказания о  поэтах-певцах  в греческой мифологии.

Геродот.Легенда об

Арионе

1

Урок чтения, обсуждения

Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность

Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); уметь составлять художественный рассказ о герое

Выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, описание иллюстраций

Ответить на проблемный вопрос: почему поэты, музыканты, певцы почитались древними греками наравне с героями, совершающими многочисленные подвиги, избавляющими мир от чудовищ?

Прочитать отрывок из «Илиады» (песнь 18) и «Одиссеи» («Одиссей на острове циклопов»). Подготовить выразительное чтение отрывков.

60

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

1

Урок чтения, обсуждения

Жизнь мифа в литературе. Гомер - автор героических поэм «Илиада» и «Одиссея». Изображение героев и героических подвигов. Великие испытания, выпавшие на долю героев. Противоречивые образы Одиссея и Ахилла. Мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека

Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса,

понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха

Понятие о героическом эпосе (начальные представления)

Выразительное чтение, комментированное чтение

Ответы на вопросы:

Гомер назвал Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «богоравным». Как Одиссей оправдывает эти характеристики в эпизоде с циклопом Полифемом? В чем схожи и чем отличаются герои Ахилл и Одиссей? Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга?

Вопрос и задания с. 248

Прочитать 4,6,7 главы из романа «Дон Кихот». Инд. задание: подготовить устное сообщение о Мигеле де Сервантес

61

Вн.Чт В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»;

уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть

«Вечные» образы в искусстве

комментированное чтение,анализ текста, беседа

Ответить на вопросы: почему перед смертью Сервантеса о нем говорили, что умирает последний рыцарь и совесть Испании? Сравните Дон Кихота и Санчо Пансу: в чем проявляется их противоположность и глубокое внутреннее сходство?

Вопросы и задания

 с. 251-252

Подготовить выразительное чтение баллады Ф. Шиллера «Перчатка»

Инд. задание: подготовить устное сообщение о поэте и драматурге

62

И.Ф.Шиллер.  Баллада

«Перчатка»

1

Урок-знакомство, чтения, обсуждения

И.Ф. Шиллер -великий немецкий поэт и драматург. Жанр баллады. Повествование о феодальных нравах. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий достоинство и честь. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера

Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя

Рыцарская баллада

Выразительное чтение,беседа

Ответы на вопросы

Ответить на вопросы: почему рыцарь Делорж, герой баллады, отказался от награды за свой подвиг?

Сравнить два перевода, сделанные В.А. Жуковским и М.Ю. Лермонтовым: какой из переводов легче читается? В каком ярче выражена мысль об игре жизнью человека и более резко и выразительно прозвучал ответ рыцаря?

Вопросы и ответы с. 258

Прочитать новеллу П. Мери-ме «Маттео Фальконе». Подготовить рассказ о нравах корсиканцев.

Инд. задание: подготовить сообщение о П.Мериме

63

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе

1

Урок –знакомство,

Урок чтения и обсуждения

Слово о писателе. Проспер Мериме -французский писатель-реалист, мастер новеллы и разносторонняя личность. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение

Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение

Комментированное чтение, беседа

 Ответить на вопросы: как сочетаются романтика, окружающая Маттео Фальконе, с уродливостью сознания, порожденного окружающей дикостью? Свой ответ подтвердить цитатами.

Прочитать отрывки из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

64

Вн.Чт А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. Удивительная жизнь удивительного писателя. Основные темы и мотивы сказки.

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);

понимать философский смысл сказки;

Притча

Комментированное чтение.

Беседа

Подробный пересказ эпизодов на выбор

65

Мечта о естественных отношених между людьми. Вечные истины в сказке.

1

Урок -обсуждение

Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца Маленький принц, его друзья и враги.

Понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки

Комментированное чтение.

Беседа

Подготовиться к итоговой контрольной работе

66

Итоговое контрольное тестирование

1

Урок контроля

67

Анализ контрольного тестирования

1

Урок коррекции знаний

Список литературы на лето

68

Проверка техники чтения

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.-М. Просвещение 2011.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

1

Из русской литературы ХVIII века

3

Из русской литературы XIX века.

29

Из русской литературы XX века.

20

Зарубежная литература.

8

Итоговые уроки

3

Содержание тем учебного курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

        

В результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 6 класса должны уметь

устно:

правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;

осуществлять устный пересказ  —  подробный,  выборочный,  сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных   особенностей текста)  — небольшого отрывка,  главы повести, рассказа, сказки;

давать развернутый ответ на вопрос, составлять рассказ о литературном герое, характеристику героя или героев (в том числе групповую,  сравнительную;

составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

подготовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (воображаемых, на основа прочитанного);

свободно владеть  монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр.);

использовать    словари   (терминологические, энциклопедические,   мифологические, словари имен и т. д.), каталоги;

письменно:

давать развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым   художественным   произведением;

писать   сочинение - миниатюру, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах;

создавать  рассказ-характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);

создавать  небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм спектакль;

создавать  план будущего сочинения, доклада (простой и сложный);

создавать  оригинальное произведение (поучение, наставление, сказку, былину, частушку, рассказ, стихотворение);

свободно  владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах;

вести читательский дневник.

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

Сочинение (отзыв, ответ на вопрос в форме рассуждения, по рисунку).

Тест.

Устное монологическое высказывание на заданную тему.

Выразительное чтение текста (диктором, наизусть).

Читательский дневник.

Письменный анализ лирического произведения.

Письменный анализ эпизода.

Проверка техники чтения.

Список литературы

Литератураю 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.П.Полухина и др.]. – М.: Просвещение, 2007

.Литература :рабочая программа для 5-9 классов: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред.В.Я Коровиной.-М.: Просвещение ,2011

Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: универсальное издание для 6 класса.-МП.:ВАКО,2005

Еремина О.А.Поурочное планирование по литературе:6 класс:к учебнику В.Я.Коровиной .-М.: Экзамен,2008

Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе 5-11 классы.-М.:Олимп.Астрель,2007

КИМы:Литература .-6 класс.-М.: ВАКО,2010

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...