Урок внеклассного чтения в 9 классе по произведению А.С.Пушкина "Каменный гость"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Урок по произведению Пушкина "Каменный гость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kamennyy_gost.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Каменный гость» А.С.Пушкина

Цель и задачи:

Формирование представления о многогранности таланта А. С.Пушкина.

Углубление знаний о драме как роде литературы.

Знакомство с легендой о Дон Жуане и выяснение особенностей

переосмысления образа севильского озорника в трагедии Пушкина

Знакомство с музыкальной трактовкой образа Дон Жуана (В.А.

Моцарт. Опера «Дон Жуан») и со сценическим воплощением пушкинской трагедии.

Эпиграфы:

«И была у Дон Жуана - шпага,

И была у Дон Жyaнa - Донна Анна...»

(М. Цветаева)

«Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец»

(А.С.Пушкин)

Оборудованuе:

портреты А.С.Пушкина, Н.Н. Гончаровой-Пушкиной; ксерокопия рисунка

А.С.Пушкина к «Каменному гостю»; иллюстрации к трагедии П.Бунина и

Ф.Константинова; рисунки учащихся; аудиозапись увертюры к опере

В.А.Моцарта «Дон Жуан»; фрагмент кинофильма «Болдинская осень»;

видеофрагмент кинофильма «Маленькие трагедии»; видеомагнитофон,

магнитофон.

Ход урока

Слово учителя. Taлaнт  А.С.Пушкина был многогранным:

современников и потомков одинаково восхищали его эпические

произведения, лирика и драматургия. Творения Пушкина невелики по

объему, он умел в малой форме сконцентрировать глубокое содержание.

стихи, поэмы, повести, романы, драмы этого замечательного художника

слова отличаются особым своеобразием.

Сегодня мы поговорим о произведении, созданном в наиболее

плодотворный период жизни Пушкина - Болдинскую осень. Об одной из

«мaленьких трагедий» - «Каменный гость».

Тема урока. Тема любвu а образ севильского озорнuка в

mрагедии А. С. Пуuлкuна»Каменный гость».

Сообщение первого ученика. Болдинская осень как этап творческой

деятельности Пушкина.

В 1830 году 11ушкин сделал повторное предложение пленившей его

московской красавице Наталье Николаевне Гончаровой, которое было

принято. В наброске чернового письма от 6-11 апреля 1830 года поэт пишет

родителям в Петербург: «Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в

минуту, которая  определит мою судьбу на всю остальную жизнь. Я намерен жениться на  молодой девушке, которую люблю уже год, м-ль Натали

Гончаровой. Я получил ее согласие а также и согласие ее матери. Прошу

вашего благословения - и да будет вторая половина моего существования

более для вас утешительна, чем, моя печальная молодость».

«Да благословит небо тебя и твою милую подруry жизни, которая

составит твое счастье...) - писал ему отец, который благословил сына и

частью имения.

Отправившийся по имущественным делам в Нижегородскую губернию

Пушкин из-за холерного карантина задержался там на целых три месяца. В

сложнейшую пору своего развития, в решающий момент жизни он оказался

отделенным от всего мира, а своеобразной изоляции. В болдинском

уединении он размышляет о прошлом и будущем. Все сошлось здесь:

деревня, осень, одиночество... Само время словно остановилось...

Вынужденная задержка в Болдино стала для Пушкина порой высочайшего

творческого взлета. В Болдино созданы такие шедевры пушкинской прозы,

как «Повести Белкина», «История села Горюхина», написаны «Маленькие

трагедии», несравненные по психологизму и драматургическому мастерству.

здесь же он работал над завершающими главами романа «Евгений Онегин».

Пушкин долго колебался В выборе названия цикла драматических

произведений («драматические сцены... опыты... изучения... «). Закрепилось

- «маленькие трагедии», которым суждено было стать великими. Малая

форма обеспечила большую сосредоточенность мысли. Герои трагедий

исключительны, сами произведения - это размышления о человеке, его

возможностях, О проблемах Добра и Зла. Все они созданы на основе сюжетов западноевропейской литературы и фольклора, но проблемы, затронутые в них, универсальны. В цикл входят следующие произведения: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»; «Каменный гость», «Пир во время чумы».

Сообщение второго ученика. Легенда о Дон-Жане и ее интерпретация

предшественниками Пушкина.

Сюжет о Дон Жуане восходит к средневековой испанской народной

легенде. Севильские летописи сохранили рассказ о некоем Доне Хуане, графе

де Тенорио, гуляке, распутнике, первом дуэлянте в Севилье. Однажды он

Похитил дочь командора Гонсало де Ульоа, его самого сразил насмерть.

Монахи заманили Дона Хуана в храм францисканского монастыря к

усыпальнице рода Ульоа. Поздней ночью, в условленный час, он

прибыл на место свидания, но обратно уже не вернулся. Он исчез бесследно,

тело его нигде не нашли. Наутро монахи распустили слух, будто Дон Хуан

пришел ночью в храм, оскорбил статую убитого командора, и тогда она

ожила, притянула к себе нечестивца и столкнула его в разверзшуюся бездну.

В те времена ни один благоверный католик не усомнился в истинности

этой истории. Убив Дона Хуана, монахи, сами того не ведая, дали ему

бессмертие в легенде о «севильском озорнике».  Она долго бытовала в народе

и впервые была обработана в ХVII веке испанским драматургом Тирсо де

Молина. Легенда привлекала внимание и за пределами Испании: своего Дона

Жуана создавали драматурги и поэты Франции, Италии. России, Германии и

других стран.

Тирсо де Молина историю Дона Хуана Тенорио изложил в комедии

«Севильский озорник, или Каменный гость», созданной между 1618 и 1621

годами. История была обработана в духе католической религии: Дон Хуан

Представлен как великий грешник, бросивший вызов законам человеческим и божеским. Сам автор относился к нему резко отрицательно, финал пьесы

воспринимался как справедливое возмездие. В изображении испанского

драматурга Дон Хуан - жестокий циник, его жажда обладания женщинами не

знает предела, каждая соблазненная девушка - это лишь «боевой трофей»,

ему не важны переживания жертвы, герой попирает саму любовь, так как им

движет животное начало, жажда завоевания. Ему чуждо раскаяние, жизнь

для Дона Хуана - череда наслаждений, обманов, предательств. Это типичный

антигерой; Тирсо де Молина не придал ему ни одной положительной чёрты.

l

1

Одной из самых замечательных обработок легенды о Дон Жуане

является комедия французского драматурга Мольера «Дон Жуан, или

Каменный гость». Именно его трактовка образа известна большинству

людей, именно французский вариант произношения имени героя остался в

словоупотреблении. Известный сюжет Мольер обработал в соответствии с

собственными взглядами, создав образ комедии классицизма. Отношение

автора к герою двойственно. В отличие от Тирсо де Молины он (позволяет)

герою иметь положительные качества: несмотря на цинизм, герой Мольера

смел, благороден, честен. Просто он исповедует иные принципы, чем

принято в обществе. Он безбожник, но, оправдывая свои поступки, ссылается

на небо. Дон Жуан Мольера воплощает в своем поведении древнее

феодальное право владетельного сеньора - право первой брачной ночи, он

предъявляет права на всех женщин. Он так же быстро остывает к

соблазненным, как и его предшественник из пьесы Тирсо де Молины. Цель

Мольера - обличить произвол дворянства, осудить пороки класса феодалов,

но его Дон Жуан исповедует принцип свободы.

Пушкину были хорошо знакомы произведения Мольера и Байрона о Дон

Жуане, а также опера В.А.Моцарта «Дон Жуан» 1887 года (эпиграф к

трагедии - слова из либретто оперы Моцарта, автор их Да Понте).

Беседа:

- Почему Пушкин обратился к сюжету о Дон Жуане? Как это могло быть

связано с его личной жизнью?

- Что такое трагедия?

- Что является способом ерактеристики героя драмы?

(монологи героя, диалоги, высказывания о нем других персонажей драматического произведения, ремарки, поступки героя).

- Что говорят о герое другие персонажи?

(Монах счumаеm его «развратным, бессовестным, безбожным Дон Гуаном».

Лаура называеm его «верным другом», « ветреным любовником». Дон Карлос

«безбожником и мерзавцем». Донна Анна высказывает сложившееся о нем мнение: «О, Дон Гуан красноречив - я знаю, Слыхала я: он хumрый uскусumель. Bы, говоряm, безбожный развраmumель, Вы сущuй демон. Сколько бедных женщин Bы погубuлu?»).

- Для чего автор вводит сцену ужина у Лауры? О чем и о ком идет речь?

(В этой сцене показано отношение к Дон Гуану мадридцев, мы узнаем о его нраве, о mом, чmо он является автором замечательных, трогающих души стихов, что он  пленил сердце Лауры).

- Что читатель узнает из монологов самого Дон Гуана?

(Герой любит жизнь и живых людей, ценит красоту, способен сочувствовать другим, но быстро забывает о бывших возлюбленных).

- Что говорит о своем господине Лепорелло?

(У вас воображенье в минуту дорисует остальное; Оно у вас проворней живописца,

Baм все равно, с чего бы ни  начать, С бровей ли, с ног ли. Вот ещё! Куда как нужно! Мужа повалил Да хочет поглядеть на вдовьи слёзы. Бессовестный! Испанский гранд как  вор Ждёт ночи и луны боится - Боже! Прокляmое жumье. Да долго ль будет Мне с ним возиться?

- Что говорит Дон Гуан о любви? Можно ли верить его словам? Почему?

(Е,сть ли в тексте трагедии хоть одна ремарка («говорит в сторону») к словам

Дон Гуана? На что таким образом указывают авторы драматических

произведений?).

«Давно или недавно, сам не знаю, Но с той поры лишь только знаю цену Мгновенной жизни, только с той поры И понял я, что значит слово счастье»; «Не правда ли, он был описан Вам злодеем, извергом. – О Донна анна, - Молва, быть может, тяготеет. Так разврата Я долго был покорный ученик. Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился»; «Вас полюбя, люблю я добродетель И в первый раз смиренно перед ней Дрожащие колени преклоняю».

Герой признается Донне Анне в том, что он убил ее мужа, объясняя это

искренним, глубоким чувством к ней: «Когда б я вас обманывать хотел,

Признался ль я, сказал ли я то имя, Которого не можете вы слышать? Где ж

. видно тут обдуманность, коварство?».

- Выделите элементы сюжета.

(Завязка: «Я с нею познакомлюсь». (Здесь уместно показаmь видеофрагмент  3-й сцены у памятника Командора.) Кульмuнацuя: «Донна Анна, Где твой кинжал?Вот грудь моя». Развязка: «...о, тяжело Пожатье каменной его десницы!»)

- Прочитаем сцену объяснения с Донной Анной (сцена IV). Любит ли

она Дон Гуана? Что об этом свидетелъствует?

(Она беспокоuтся о нем, о чем  свидетельствует фраза: «Но как же отсюда выйти, вам, неосторожный! Ах, если б я могла вас ненавидеть!» Здесь можно показать видеофрагмент развязки.)

 - У предшественников Пушкина сюжет о Дон Жуане воплощался в комедии. Почему русский драматург избирает форму трагедии? Что это меняет в трактовке образа?

(Для Пушкuна Дон Гуан сmановumся героем трагическим: в mоm моменm, когда он  находumся на пороге счастья, гоmов переменumо прежний образ жизни, судьба в образе сmаmуи командора разруuшеm eгo надежды u планы, насmuгаеm героя, наказывая даже не за прежние прегрешения, а за желанuе обресmu счасmье).

- Докажите, что Дон Гуан для Пушкина трагический герой.

- Какие чувства его герой вызвал у вас?

- Какой из предложенных эпиграфов соответствует Пушкинскому

пониманию образа?

- Определите тему произведения

- Какие нравственные ценности утверждает автор в своем произведении?

- Прослушайте фрагмент оперы Моцарта «Дон Жуан». Каким предстает

перед вами герой оперы?

- Рассмотрите иллюстрации художников П.Бунина и Ф.Константинова к

трагедии Пушкина. Чья трактовка образа Дон Гуана вам кажется адекватной пушкинскому образу?

Слово учителя. Образ Дон Жуана чаще становится предметом

изображения в литературе: драма А.К.Толстого «Дон Жуан», новелла

Э,Т.А.Гофмана «Дон Жуан», поэма Дж.Г.Байрона «Дон Жуан», комедии

Тирсо де Молини и Мольера, пьеса Леси Украинки «Каменный властелин», цикл стихов М.Цетаевой «Дон  Жуан», стихотворения Н.Гумилева,

В.Брюсова,  И.Северянина, апокриф К.Чапека, пьеса Макса Фриша «Дон жуан, или Любовь к геометрии», пьеса нашего современника Эдварда Радзинского Окончание Дон Жуана». Возможно, список не полон. Но

именно с Пушкина началось в литературе переосмысление образа

севильского озорника.

Почему, по вашему мнению, именно в литературе, искусстве слова этот образ так популярен?

 Рефлексия.

Домашнее задание.

Прочитайте одно из перечисленных произведений о Дон Жуане.

 Напишите сочинение-эссе на тему: «Дон Гуан Пушкина и

А.К.Толстого (или герой  другого автора, по выбору)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...