Зачётная работа по теме "А.Н.Островский и его пьеса "Гроза".
тест по литературе (10 класс) на тему

Данная зачётная работа проверяет знание текста художественного произведения, владение теоретико-литературными понятиями, необходимыми для качественного анализа драматургического произведения, а также умение строить прямой связный ответ, отражающий не только сформированность умений анализировать художественный текст, но и личный взляд студента на  произведение, его отношение к героям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл groza._zachyotnaya_rabota.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

А.Н.ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ №1

Дайте определение каждому композиционному элементу, указанному в колонках таблицы, а также укажите, какие события пьесы ему соответствуют. Выберите события из списка ,предлагаемого ниже, и впишите цифру ответа в нужную колонку.

Элемент композиции

Определение термина

События пьесы

экспозиция

завязка

развитие действия

кульминация

развязка

События, описанные в пьесе

Уж это у нас в купечестве такое заведение. ‹…›Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! ‹…› Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?

Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет.

Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя. ‹…› Возьми ты с меня какую-то клятву страшную…

Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а Бориса я увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..

Нет, Борис Григорьевич, вы я вижу, здесь ещё в первый раз, а у меня уж тут место насиженное, и дорожка-то мной протоптана.

Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала.

Всё сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!

Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могилу лучше…

Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, возьмите его; душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

ЗАДАНИЕ №2

Объясните, какую роль в композиционной организации пьесы играет пейзажная ремарка в первом и пятом действиях.

ЗАДАНИЕ №3

Соотнесите персонажа и: 1) ремарки; 2) первые слова, которые он впервые произносит на сцене; 3) реплику, принадлежащую ему; 4) его характеристику, данную другими героями пьесы. Выберите правильный ответ из ниже предложенных списков и вставьте цифры в соответствующие колонки таблицы.

Персонаж

Характеристика персонажа

Ремарки

Речь

Оценка другими персонажами

Первые слова героя

Реплики

Старуха 70-ти лет, полусумасшедшая

Часовщик-самоучка, отыскивающий перпетум-мобиле

Девка в доме Кабановой

Купец, значительное лицо в городе

Мещанин

Богатая купчиха, вдова

Странница

Сестра Тихона

Жена его

Племянник его, молодой человек, порядочно образованный

Молодой человек, конторщик Дикого

Её сын

ПЕРВАЯ РЕПЛИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА

«Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Перестаёт петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу.

Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тебя любит.

Хозяина в дорогу собираю.

А что?

Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живёте!

Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Не уважишь тебя, как же!

Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Красота-то ваша вас радует? Вот куда красота-то ведёт. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут!

Уж такого-то ругателя, как Савел Прокофьевич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт.

Праздник; что дома-то делать!

РЕПЛИКИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА

Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь, что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю.

А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.

Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?

Я для общей пользы…я свои труды хочу даром положить…

Старый человек на ветер слова не скажет.

Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да и последний-то, какой есть, пропью.

Больно трудно мне здесь, без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев здешних не знаю. Я понимаю, что всё это наше русское, родное, а всё-таки не привыкну никак.

ОЦЕНКА ГЕРОЯ ДРУГИМИ ПЕРСОНАЖАМИ

У него вся жизнь основана на ругательстве.

Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив.

Чего сама-то боится, тем  и других пугает.

‹…› как она молится… Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится.

‹…› окаянный человек ‹…› погубитель мой ‹…› враг ты мой ‹…› вольный казак…

ЗАДАНИЕ №4

Основываясь на результатах своей работы по заданию №3, сделайте вывод  о средствах раскрытия художественного образа, используемых А.Н.Островским в пьесе «Гроза».

ЗАДАНИЕ №5

Дайте определение литературоведческому термину «конфликт». Какие типы конфликтов можно выделить в пьесе «Гроза»? Свой ответ аргументируйте.

ЗАДАНИЕ №6

В своём знаменитом монологе Катерина восклицает: «Почему люди не летают как птицы?». Дайте прямой связный ответ, раскрывающий ваше мнение о поступке Катерины (её прыжок с обрыва – это взлёт или падение? проявление протеста против «тёмного царства» или желание спастись от безысходности?) и ваше определение жанра рассматриваемого произведения (драма или трагедия?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачётная работа слушателя курсов

Зачетная работа по IV- VIмодулям программы КПК«Подготовка профессиональных экспертов»...

Зачётная работа по теме : "Моделирование"

Варианты зачётной работы по информатике по теме  : " Моделирование", можно использовать в 9-11 классах...

Зачётные работы по русскому языку 10 класс

практический материал для уроков контроля в 10 классе по программе Гольцовой....

Зачётная работа. Традиционная карельская вышивка.8 класс.

8 класс                    Зачётная работа по модулю «Потенциал предмета для формирования ключевых...

Зачётная работа по теме "Русский фольклор" в 7 классе.

Материал представляет собой ряд заданий для групповой работы учащихся для проверки знаний школьников по теме "УНТ". Содержит 4 варианта....

Зачётная работа по Социально-эконимческой географии

Данная работа я вляется итоговой в изучении курса географии для 10-11 классов или для 1 курсов СПО и НПО...