Классный час, посвященный творчеству К.П.Брюллова "Великий Карл"
классный час по литературе (7 класс) по теме

Спис Татьяна Савельевна

Обзор творчества К.П.Брюллова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

Красноармейского района Краснодарского края

Классный час, посвящённый творчеству  К.П.Брюллова

"Великий Карл"

в 7 классе

подготовила

учитель русского языка и литературы

Спис Татьяна Савельевна

Ст.Староджерелиевская

2012 г

Великий Карл... Восхищённые современники так называли замечательного художника Карла Павловича Брюллова. Он родился 12 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Его предки-французы Bruleau, которые бежали из Франции и поселились в Северной Германии, в городе Люнебурге. Написание и произношение их фамилии стало Brullo. Прадед Великого Карла Георг Брюлло приезжает в Россию и поступает лепщиком на петербургский фарфоровый завод. Фамилия Брюлло сохранялась и у всех его потомков. Но когда общество поощрения художников решило послать братьев Карла и Александра в Италию для совершенствования мастерства, произошла некоторая заминка. Общество должно было заботиться об отечественных художниках, и по просьбе общества братьям были высочайше пожалованы к фамилии две буквы "въ", и их фамилия стала писаться и звучать на русский лад.

Окончив Академию художеств с золотой медалью и проявив чудесные способности и стремление к совершенствованию, 23-летним юношей К.Брюллов уезжает в Италию. Природа Италии, её солнце и воздух, её жители, памятники искусства античности и возрождения - всё повлияло на молодого художника. Италия тогда была центром художественной жизни того времени.

Картина Брюллова "Последний день Помпеи" - самое известное произведение художника. Он приступил к разработке композиции исторической картины в конце 1827 года. Работал над ней 6 лет. Она ошеломила Италию и стала гордостью русского искусства. В Италии в честь картины был устроен триумф (торжество). В 1834 году была выставлена в Париже. В том же году картина прибыла в Россию, где вызвала восторженные отклики современников. А.С.Пушкин посвятил ей стихотворные строки.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Извержение вулкана Везувия и гибель итальянских городов Геркуланума и Помпеи, событие, давшие сюжет картине Брюллова, произошло 24 августа 79 года.

Страшна и великолепна мощь разыгравшейся стихии. Прекрасен мир человеческой природы даже в минуту смертельной опасности. Обезумевшие от страха жители города пытаются спасти не только себя. Юноша держит на руках и горестно всматривается в лицо, увы! уже не живой невесты. Сыновья торопливо несут на плечах старика - отца. Отец семейства прикрывает плащом свою жену и детей, пытаясь оберечь их от пепла и смерти. Мать умоляет сына оставить её и спасаться одному, но сын уговаривает мать подняться, чтобы уйти от опасности вместе. Брюллов сумел передать самое ценное в людях - чувство любви к ближнему. Фигуры матери и сына - это выражение тех чувств, которые пережил участник этих событий, Плиний Младший, спасшийся в тот страшный день вместе со своей матерью.

Всё, что видим на картине, рождено воображением художника при чтении писем Плиния Младшего к римскому историку Тациту.

"Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей ,другие детей или жён и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель ,другие трепетали за близких."

"... чудные моменты пережил я, писавши эту картину", - вспоминал Брюллов. В картине остался отблеск вдохновения "упоения работой", заставлявших художника работать до такого изнеможения, что его выносили на руках из мастерской. Художнику рукоплескали в Риме, Петербурге, итальянские академии художеств избирали К.П.Брюллова почётным членом и профессором. В Москве граф Мусин-Пушкин дал вольную своему талантливому крепостному и Илья Липин стал первым учеником Брюллова. Император Николай Павлович пожаловал Брюллова кавалером ордена святой Анны III степени, благосклонно принял от А.Демидова, заказчика картины, в дар "Последний день Помпеи" и распорядился выставить картину в зале Академии Художеств для обозрения публики.

Н.В.Гоголь писал: "Фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой У Брюллова является человек для того, чтобы показать свою красоту, всё верховное изящество своей природы. Страсти, чувства, верные, огненные выражаются на том прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения."

Профессора Академии Художеств должны были быть удовлетворены. Их ученик в совершенстве владел мастерством.

В 1830-1834 годах Брюллов пишет несколько больших портретов. Наиболее известные из них "Всадница", "Портрет графини Орловой-Давыдовой", "Портрет графини Самойловой с Джованиной Паччини и арапчонком".

А в женских образах картины современники узнавали черты графини Юлии Павловны Самойловой, ставшей для Брюллова воплощением идеала женской красоты.

Ослепительной, прекрасной, лёгкой, стремительной предстаёт графиня Самойлова в первом портрете работы Брюллова. Рядом с Юлией Павловной её воспитанница Джованина и арапчонок. Юную красавицу приветствует, встав на задние лапки, собачка. Этот портрет, как впоследствии и все другие женские портреты Брюллова, даёт почувствовать - Великий Карл умел сочинить парадный портрет! Каждый раз художник создавал зрелище и зрелище увлекательнейшее. Героини его портретов величавы и грациозны, их жесты изящны, а поступь - легка.

И обрамление женского образа - пышное великолепие, в котором соединяются лестницы дворцов и аллеи парков, парадно убранные залы и гарцующие лошади, симпатичные собачки и блистательно переданные гладкие атласы, ломкие шелка, тяжело-мягкий бархат, упругие меха и воздушно-лёгкие кружева.

Нежной жемчужиной предстаёт Джованина Паччини в портрете-картине "Всадница". В личике 14-летней воспитанницы графини Самойловой нет ни тени волнения или возбуждения. Не растрепавшиеся локоны украшают её головку, поза её полна покоя и грации, пальчики чуть касаются поводьев. А конь - великолепный с косящим диковатым взором вставший на дыбы -пьедестал, на который художник вознёс юную красавицу. Любуйтесь, восхищайтесь ею так, как её маленькая сестрёнка. И пусть всё оттеняет нежную прелесть Джованины - и мощная энергия коня, и тяжесть каменной громады виллы, движение гнущихся вершин деревьев. Заметьте! Лёгкая зелёная вуаль развивается в сторону, противоположную движению предполагаемого ветра. Так красивее! Вуаль развивается так, чтобы были ощутимы и её лёгкость, и прозрачность, и мастерство художника, написавшего зелень листвы, просвечивающую сквозь зелёную вуаль. Тревожно по небу бегут перистые облака, беспокойными пятнами ложатся на землю пробивающиеся сквозь густую листву лучи заходящего солнца. Маленькая девочка, подбежавшая к балкону, восхищена всадницей. Лохматая собака ожесточённо лает на вздыбленного коня. Изображая юную девушку - Джованину Пачини и её маленькую приятельницу Амацилию, Брюллов создал полотно, воспевающее радость жизни.

Брюллов любил писать портреты и создал их немало. И хотя он всегда обращал внимание на детали окружающей обстановки, главным для него было - показать характер, внутренний мир человека, чаще всего идеальный. Вот блистательная красавица Юлия Самойлова неспешно удаляется с бала. Она решила передохнуть, снятую с лица маску держит в одной руке, другой оперлась на плечо Амацилии, своей юной воспитанницы. Лицо Юлии, в обрамлении чёрных локонов, обращено в зал, где она, вероятно, только что царила; взгляд Амацилии спокойно и внимательно устремлён на зрителя. Во всей картине чувствуется какое-то неспешное, завораживающее великолепие: и в облике светской красавицы, её богатых туалетах, и даже в красном занавесе, который ниспадает каскадом тяжёлых складок. Вся картина звучит как торжественный гимн женщине, её величию и красоте. В глубине картины изображён император в костюме султана, а царедворец с жезлом бога Меркурия указывает на олицетворяющую невинность девушку в белом покрывале.

Конечно, художник отразил и жизнь современной ему Италии. На его картинах это страна яркой, пышной природы, красивых весёлых людей. Вот молодая женщина любуется кистью сочного, спелого винограда - картина "Итальянский полдень". Брюллов сумел донести до зрителя ощущение знойного полдня, жгучего солнечного света, который сквозь сень листвы оттеняет смуглое лицо женщины, её восторженные лучистые глаза. Молодая итальянка в густой зелени сада срывает виноградную гроздь. В мягком абрисе (контуре) головы, плеч, рук, в румянце щёк, блеске увлажняющих глаз искрится радость жизни. Солнечные лучи скользят по рукам, лицу, одежде девушки; создаётся атмосфера живой связи человека с природой.

Рим захватил Брюллова. Первое время он ходил по его улицам опьянённый прозрачным воздухом, светом, сверкающими красками, песнями, лишь урывками рисуя со статуй и фресок находящихся в Ватикане. Вскоре он приступил к картине, сюжет которой и был навеян прогулками по Риму. В ней Брюллов изображал девушку-итальянку, умывающуюся у фонтана. Девушка подставила свои ладони под струю воды. Солнце уже взошло и освещает стену водопровода, а отражённый свет падает на лицо и грудь девушки, в то время как голова и спина сзади освещены солнцем. Первое впечатление от картины - это ощущение чистоты и свежести, свойственных раннему утру, тому часу, когда на деревьях и цветах ещё не высохла роса. Брюллов и назвал свою картину "Итальянское утро".

В 1835 году К.Брюллов возвращается в Россию, совершив из Италии путешествие через Грецию и Малую Азию. В петербургский период Брюллов остаётся мастером парадного портрета, однако основные творческие силы отдаёт созданию камерных портретов. Им создана галерея портретов русских писателей-артистов, музыкантов (около 80). Лучшие из них: портреты Ивана Андреевича Крылова, поэта и переводчика А.Н.Струговщикова, А.К.Толстого, автопортрет художника. Портрет Василия Андреевича Жуковского современники считали одним из лучших портретов "как по сходству, так и по выражению характера", то есть он объективный. Всмотритесь! У него спокойная, полная достоинства поза, умный, внимательный глаз устремлён на зрителя. У портрета Жуковского кисти Брюллова совершенно особая судьба: сумма, вырученная от его продажи, пошли на выкуп Т.Г.Шевченко из крепостных.

Все эти портреты - это жемчужины портретного искусства. О них писал В.Г.Белинский: "Уметь верно списать портрет - есть уже своего рода талант, но этим не оканчивается всё... Пусть с него снимет портрет Брюллов и Вам покажется, что зеркало не так верно повторяет образ Вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся душа оригинала".

Сидящим в кресле Брюллов написал себя в 1848 году во время тяжёлой болезни сердца, удерживающей его в постели семь месяцев. По свидетельству его ученика этот самый известный автопортрет Брюллов написал всего лишь за 2 часа. Бледная болезненность лица, печаль размышления и трагизм взгляда глаз звучат как представление о романтическом художнике и как исповедь души. Триумфальный успех и слава, сопровождавшие жизнь Брюллова, его собственное ощущение своего мастерства, силы и способности расписать целое небо сменяет разочарование от неудачи при работе над картиной "Осада Пскова", боль от развода с женой, болезнь, оборвавшая уже воплощающую мечту большой работы - росписи Исаакиевского собора.

В апреле 1849 года по настоянию врачей Брюллов навсегда уезжает из России. Через Бельгию, Англию, Испанию он едет в столь милую его сердцу Италию, в Рим, где жил у близкого друга Анджело Титтони. Брюллов написал и его портрет, и портреты членов его семьи. Много и с удовольствием рисует счастливых беззаботной беспечностью бродяг, галшущих здоровьем детей, которых их отцы любовно катают на ноге или играют с ними. Умер Брюллов в 1852 году. Комната в Риме, где К.П.Брюллов провёл последние годы, сохранена. Это ещё одно свидетельство почитания Великого Карла.

Список используемой литературы

1.Стасов В.В.Избранные статьи о русской живописи. Москва 1984.

2.Яковлев В.Н. О великих русских художниках. Москва 1962.

Интернет –источники

 1.Биография  http://smallbay.ru/brullov.html

 2.Брюлов Карл Павлович http://ru.wikipedia.org/wiki/

 3. Последний день Помпеи (Карл Брюллов) http://www.artrussia.ru

4.«Всадница» Карла Брюллова http://www.chernorukov.ru

Источники иллюстраций

1.Репродукции из личного архива

2. Репродукции http://gallerix.ru/album/Brullov

                             http://smallbay.ru/brullov.html

          http://www.chernorukov.ru

                http://www.artrussia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа, посвященного дню Конституции.

Цель:    1. Познакомить детей с Конституцией России;    2. Закреплять знания детей о государственной символике...

Классный час, посвященный Международному женскому дню

Разработка классного часа содержит материал к празднику 8 марта, а так же витроину для мам....

Классный час посвященный Дню Победы.

Классный час посвященный Дню Победы, разработан для старших классов. Цель - воспитание патриотизма, любви к Родине. Имеется конспект мероприятия....

Классный час посвященный Дню знаний

Классный час разработан для учащихся 6 класса. Может использоваться 1 сентября в День знаний....

Классный час,посвященный Дню Семьи"Всякий рад,когда в семье лад"

Цель: способствовать укреплению отношений между школой и семьёй, сплочению детей и родителей. Задачи: 1.Развивать творческие способности детей, умение работать в команде.2.Формировать уважение и любо...

Классный час, посвященный 19 января

Внеклассное мероприятие об истории празднования Крещения на Руси...

Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...