Использование элементов лингвостилистического анализа при целостном изучении эпического произведения (на примере рассказа М.А.Шолохова «Жеребенок»)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Кутняхова Наталия Анатолиевна

     Целостное изучение эпического произведения как один из путей школьного анализа прочно закрепил свои позиции в практике преподавания литературы. Такой путь анализа (по ходу действия) позволяет раскрыть идейно-нравственное содержание произведения, почувствовать его языковую эстетику, овладеть основными аналитическими принципами работы с художественным текстом. Анализ «… повторяет обычное, естественное восприятие книги, когда после ее прочтения остается представление о произведении как едином целом». Путь целостного изучения художественного произведения позволяет рассмотреть текст в гармонии его композиционных, жанровых, сюжетных и языковых особенностей, дает возможность привлечения к лингвостилистическому анализу эпизодов, «имеющих основополагающее значение для раскрытия идейно-художественной концепции произведения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zherebenok.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов лингвостилистического анализа при целостном изучении эпического произведения (на примере рассказа М.А.Шолохова «Жеребенок»)

                                                           

      Целостное изучение эпического произведения как один из путей школьного анализа прочно закрепил свои позиции в практике преподавания литературы. Такой путь анализа (по ходу действия) позволяет раскрыть идейно-нравственное содержание произведения, почувствовать его языковую эстетику, овладеть основными аналитическими принципами работы с художественным текстом. Анализ «… повторяет обычное, естественное восприятие книги, когда после ее прочтения остается представление о произведении как едином целом» [2, с.26]. Путь целостного изучения художественного произведения позволяет рассмотреть текст в гармонии его композиционных, жанровых, сюжетных и языковых особенностей, дает возможность привлечения к лингвостилистическому анализу эпизодов, «имеющих основополагающее значение для раскрытия идейно-художественной концепции произведения» [2,с.26].

       Использование элементов лингвостилистического анализа ключевых эпизодов в контексте целостного изучения позволяет наполнить работу с текстом  стилистическими и лингвистическими  наблюдениями, имеющими определенное значение для его понимания, «не впадая только в «суффиксально-эпитетное» изучение языка писателя» [2, с.34]. Точки соприкосновения путей целостного изучения и лингвостилистического анализа  основываются на  общей конечной цели – постижении идейно-нравственного содержания произведения во всей его глубине.  

        Анализ эпического произведения подразумевает обращение к его жанру, сюжету, композиции, особенностям художественного мира, образам, авторской позиции. Используя путь целостного изучения рассказа М.А.Шолохова «Жеребенок»  с учащимися 6 класса общеобразовательной школы, мы обращаем внимание на элементы ритмики, стиля, изобразительные и выразительные особенности текста, экспрессию фразы, ключевые слова, образы и символы, художественную доминанту (семантическую, стилистическую, эмоциональную), средства выражения авторской позиции, проявляющиеся на разных языковых уровнях (фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис).

      Жанр рассказа предполагает наличие у текста ряда особенностей: как правило, одна сюжетная линия, ограниченное количество персонажей, четкая логика стиля, композиция, определяющая связность содержания и единство темы, и один-два ключевых мотива. Рассказ «Жеребенок» имеет четко выраженную новеллистическую форму, то есть в нем можно отметить такие признаки новеллы, как компактность фабульной конструкции, однонаправленность действия, острота конфликта, эмоциональный эффект финальной сцены. Некоторые из этих особенностей (эмоциональность и напряженность финала, малое количество персонажей, мотив) можно отметить вместе с учащимися, определив и их значение в рассказе.

       Говоря о композиции, отметим, что деление текста на определенные части, их последовательность и взаимосвязь, систему образов персонажей, динамику содержания (смена точек зрения в структуре текста), систему деталей. Сильные позиции рассказа (заглавие,  начало, конец) и с точки зрения лингвостилистического анализа – самые выигрышные позиции.

     Начало рассказа – описание появления на свет жеребенка. Первое, что почувствовал жеребенок «тут, на земле» - ужас. Его окружил град картечи, напоминающий дождь, но дождь смертельный, разящий.

      Перечитаем с учащимися первые строки рассказа. Детали мирной жизни переплетаются с реалиями военного существования. Жеребенок, первое, что увидел – «нежный комочек … шрапнельного разрыва», пение петуха, которому сопутствует «кряхтенье раненого пулеметчика».      Оксюморон – «стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо понятия» [5, 129].  «нежный, сизый, тающий комочек шрапнельного разрыва», «смерть по девичьи засматривала ему в глаза».

      В этом же отрывке использованы слова «высокого стиля»: в последовавшей, по причине, под сенью, знойная тишина, шелковистый багрянец. Торжественная окраска подчеркивает одновременно и чудо рождения жеребенка и  трагичность его появления среди смерти и ужаса.

         Немаловажную роль в рассказе играет пейзаж. Он подчёркивает противоестественность для человеческой природы всего происходящего. Здесь Шолохов сумел найти удивительно точные эпитеты, метафоры, сравнения: « Луг, на котором розовеет роса - истоптан сапогами, изрыт окопами, и напоминает заплаканное, измятое горем лицо девушки. Показывая красоту природы, автор подчёркивает незащищенность этого мира: «Вода кучерявится завитушками», «зелёные гривистые волны с наскока подталкивают меловые глыбы». Рассказ наполнен звуками войны, они создают фон и настроение.

           Образ стригунка-несмышленыша приобретает в рассказе символическое значение. Нравственная тематика произведения (гуманизм человека в минуту тяжелых испытаний) затрагивает вопросы нравственного самоопределения человека. В рассказе можно обнаружить мотивы самопожертвования, главенствования общечеловеческих ценностей, милосердия. В рассказе «Жеребенок» среди смерти, войны и братоубийственных сражений жеребенок пробудил в людях, пусть на короткое время, то истинно человеческое, что хранили в глубине своей души и Трофим, и эскадронный комиссар, и белый офицер.  Душа человека «по природе христианка» (Бл.Августин), и остановить безжалостную машину смерти может только человек, способный на любовь ко всему живому, на сострадание, на самопожертвование.

      Человеческая душа противится жестокости: первой мыслью Трофима было убить жеребенка, а в конце рассказа он гибнет, спасая его. Эскадронный решает пощадить жеребенка, который вызывает в нем тоску по дому, воспоминания о трудовых, исконно крестьянских занятиях. Казачий офицер, на время ставший просто человеком, приказывает не стрелять в плывущего Трофима, и никто не нарушает этого приказа. Все, что связано с жеребёнком и его матерью окрашено в светлые, жизнерадостные тона: «глаза лучили горделивую радость», «атласная верхняя губа ёжилась улыбкой», «жеребёнок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конёк». Напротив, всё связанное с войной окрашено в мрачные тона: «воющий гул», «вонючий град картечи», и т.д.

       Возможные вопросы и задания учителя для коллективного обсуждения композиции, сюжета  и системы персонажей произведения:

  1. Какие основные события рассказа можно выделить в рассказе?
  2. Какие из эпизодов можно назвать ключевыми?
  3. Как события рассказа соотносятся с его композицией?
  4. Какие особенности кульминационного момента вы можете отметить?
  5. Охарактеризуйте основных персонажей рассказа (эскадронный командир, Трофим). Каковы взаимоотношения персонажей?
  6. Каковы особенности создания их портретов?
  7. Что сближает героев рассказа?

       Особое внимание при анализе необходимо уделить рассмотрению образного строя рассказа. Под образным строем текста  мы понимаем  образные (художественные) средства, которые  использованы автором для раскрытия сюжета и темы и определяют основные мотивы, символы и идейно-нравственное содержание произведения.

       Доминирующая художественная антитеза – человечность – бесчеловечность. (Трифон – эскадронный – офицер). Вывод: две стихии: мир и война, жизнь и смерь, созидание и разрушение. Все, что  должно жить и расти, согрето любовью и нежностью, поэтому Трофим не может пристрелить жеребенка.

      Через антитезу человечность – бесчеловечность можно проследить по тексту основной мотив рассказа, раскрывающийся на отношении героев к жеребенку, к тому, что жестокая логика войны требует  его «сничтожить», а  то человеческое, что еще хранят в душе люди – не позволяет, потому что слишком домашним, родным и дорогим веет от «рыжего чертенка», тем, что и защищают сейчас и Трофим, и эскадронный, и другие бойцы отряда, потому  и «сердце из камня обращается  в  мочалку».  Анализ мотива возможно построить на основе внешней композиции  (т.е. архитектоники текста), проследив его через выражение авторской позиции во всех четырех частях, ограничив  эпизодами,  связанными с отдельными персонажами – жеребенком, Трофимом, командиром эскадрона.

      Опираясь на текст каждой из четырех частей, систему образов можно  представить  схемой:

                жеребенок – кобыла;

                жеребенок – Трофим;

                жеребенок – командир эскадрона;  

                жеребенок – офицер.  

      Через взаимоотношения персонажей, осложненные суровыми законами  войны,  передано идейно-нравственное содержание рассказа. В основе – почти языческая связь человека с землей и со всем живущим на земле. Вопреки жестокой логике войны появился на свет «жеребенок на тонких пушистых ножках», который своим домашним видом напоминает воюющим о мирном быте, о семье.

      Ключевые слова  (жеребенок, его домашний вид, пушистый хвост, материнские чувства лошади, детали, описывающие внутренние переживания Трофима и эскадронного, портретные и пейзажные детали)

составляют семантическую доминанту текста:

  1. Какие ключевые слова вы можете отметить в рассказе? Какова их роль?
  2. При помощи каких художественных приемов автор передает чувства Трофима по отношению к новорожденному жеребенку?
  3. Как соотносятся внутренние переживания персонажей с их внешними поступками? Какие художественные средства использует автор, чтобы передать внутренний мир своих героев?

       Ключевые слова – это один из способов выражения авторской позиции. Поиск ключевых слов (в рамках целостного изучения отмечаем их повторяемость, символичность и информативность, эстетическую организованность, образную многозначность, семантическую сложность) тесно связан с определением эмоциональной доминанты рассказа.  Анализируя авторскую позицию, используем вопросы:

  1. Проанализируйте с точки зрения использованных языковых средств первый (кульминационный, заключительный) абзац рассказа.
  2. С какой целью автор использует антитезу?
  3. Обратите внимание на авторские комментарии, сопутствующие описанию основных событий рассказа. Какова их роль? Какие чувства своих героев старается передать нам автор?      

      Внимание к ключевым доминантам текста (анализируемые мотивы, средства их проявления в содержании и форме произведения) при использовании элементов лингвостилистического анализа  предполагает смысловое единение многих эпизодов и сохраняет принципы целостности. Однако учителю не стоит ставить задачу описать систему доминант отдельного художественного текста всех уровней его речевой организации, это затруднит восприятие учащихся. Стремясь увидеть как можно больше символических составляющих и сквозных мотивов в эпическом тексте небольшого объема, учащиеся легко могут уйти от главной идеи художественного произведения и прийти к неверным выводам об авторской позиции. Важно выявить действительно доминирующие текстовые средства с учетом их роли в формировании текста как эстетического целого.

      Подводя итог урока, отметим важнейшие вопросы анализа:

  1. В какой исторический период происходят события, изображенные в рассказе?
  2. Какова главная мысль рассказа? При помощи каких художественных средств она раскрывается?
  1. Объясните смысл названия рассказа.
  2. Какие художественные средства передают главную антитезу произведения  человечность-бесчеловечность, мир-война, жизнь-смерть, созидание-разрушение?
  3. Какие вечные проблемы затрагивает произведение?    

       Таким образом, использование лингвостилистического анализа  позволяет максимально раскрыть авторский замысел (через детали, название, символы, анализ  ключевых мотивов и слов, лексические изобразительные возможности текста, анализ средств выразительности и т.д.).

Литература:

  1. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. //Пособие для учителя.-СПб: Фирма «Глагол», 2000г.
  2. Киселева Л.Ф. О значимости ключевых и доминантных основ художественного мира М.А.Шолохова.// Тезисы докладов международной научно-практической конференции: Творчество М.А.Шолохова в контексте мировой культуры.
  3. Никаноров В.В. Из опыта лингвостилистического анализа на уроках литературы в IV – VI классах./ Литература в школе, №12, 1989.
  4. Шолохов М.А. Собрание сочинений.- М., 1985-1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения.

    Проблема развития интереса к  чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт -  сниже...

Проектная дистанционная деятельность по литературе в 6 классе на материале рассказа М.А. Шолохова "Жеребенок"

Пошаговая инструкция реализации дистанционного проекта по литературе в 6 классе. М.А. Шолохов, рассказ "Жеребенок"...

Статья "Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения"

Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чт...

Обучение анализу идеи эпического произведения на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Открытый урок-практикум «Конфликт и его роль в художественном произведении (на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)» завершает серию уроков по изучению повести А.С....

Статья "Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения"

Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чт...