Лекции по теории литературы для одарённых учащихся (10-11 классы)
статья по литературе (11 класс) на тему

Кутняхова Наталия Анатолиевна

ЛЕКЦИЯ 1. ТИПИЗАЦИЯ ФОРМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕКЦИЯ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

ЛЕКЦИЯ 3. ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ. ИДЕЯ, ТЕМА, ХАРАКТЕРЫ

ЛЕКЦИЯ 4. КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ 5. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛЕКЦИЯ 6. СТИХОВЕДЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ВИДЫ. СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekcii.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ 1. ТИПИЗАЦИЯ ФОРМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

План:

1.Понятие о характере и типе.

2. Многообразие форм типизации.

3. Типы положительных героев.

4. Изображение типичных героев в типичных обстоятельствах.

Ключевые понятия: Понятие о характере и типе, характер человека, общественный смысл образов, создание типа, многообразие форм типизации, художественные средства, типы положительных характеров, художественное преувеличение, изображение типичных героев в типичных обстоятельствах, процесс диалектического саморазвития.

 Проблема типичности непосредственно связана с правдой жизни, ибо, только проникая в сущность явлений, характеров, ситуаций можно составить Правильное представление об окружающей нас действительности. Поскольку главным предметом литературы является человек, постольку в центре внимания писателей - характеры людей, общественные типы. Характер – определенная человеческая индивидуальность во всем живом многообразии присущих ей черт качеств. В подлинно-реалистических произведениях многогранным является характер человека, охваченного сильной страстью, которая подавляет в нем другие помыслы и чувства. Скупой рыцарь Пушкина поглощен страстью скупости. Но это не исчерпывает его характер - он скуп и сознание своего могущества через богатство, способного купить и добродетель, и человеческий гений, доводит его к презрению человечества, к неприязни сына. В то же время он придерживается ритуала рыцарской чести, испытывает муки совести. Раскрывая ведущие черты изображаемых характеров, художник соотносит его с реалиями и закономерностями общественной жизни и это общественное, делает их типичными. В подлинно художественных произведениях тип обязательно является характером, но не каждый характер становится типом. Типическими они становятся тогда, когда выдающиеся художники действительно сумели передать в них общественно-значимое симптоматическое для определенного времени. Создание типа - всегда открытие огромного значения, результат длительного проникновения художника в процесс жизни. При анализе созданных писателями типических характеров всегда можно иметь в виду две стороны вопроса:

– важно установить, что обобщено, типизировано;

–  при помощи каких художественных средств сделано такое обобщение.

Типы положительных героев: это отнюдь не выдуманные, идеальные персонажи, а типические обобщения действительности, черт и свойств тех или иных групп людей и необходимо рассматривать их конкретно исторически (Тарас Бульба, Пугачев, Калашников).

Художественное преувеличение - гротеск и гипербола становятся наиболее частыми приемами в сатирической типизации. Художественное преувеличение, сознательно нарушающее правдоподобие, становится средством более выпуклого отношения сущности изображаемого (лилипуты и умные лошади в «Путешествии Гулливера» Д. Свифта, образ Органчика в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Рождение реализма как творческого метода, позволяющего художнику глубоко постигать объективную реальность мира, привело к повышению роли типического в художественной литературе. Своеобразие реалистической типизации проявляется в динамическом взаимодействии следующих элементов:

– типичных обстоятельств, окружающих характеры и заставляющих их действовать;

– типичных характеров, действующих под влиянием обстоятельств;

– действий совершаемых характерами под действиями обстоятельств.

Таким образом, типическое в реалистическом произведении - это процесс диалектического саморазвития характеров и обстоятельств в самом сюжете. Иное дело - романтическая типизация. Это всегда исключительные характеры в исключительных обстоятельствах, своими действиями романтические персонажи пытаются победить любые обстоятельства. (Д’Артаньян, таинственный граф Монте-Кристо Дюма, разочарованный лермонтовский Демон и т.д.).

Литература:

1. А.И. Ревякин Проблема типического в художественной литературе. -М.,1979.

2. С. Петров Проблема реализма в художественной литературе, -М.. 1981.

3. М. Бахтин Литературно- критические статьи. -М., 1986.

4. Литературно-энциклопедический словарь. Под общей ред. В. Кожевникова. - М.,1987.

5. В.С. Тураев, Л.И. Тимофеев. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.,1985.

6. Мастерство писателя. //Сборник статей о художественности искусства. - М.. 1981.

7. С. Грузенберг Гений и творчество. - М., 2000.

 

ЛЕКЦИЯ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

 

План:

1. Образность и художественность литературы.

2. Верность обобщения литературного творчества.

3. Жизненность изображения.

4. Народность – как важная категория национального, человеческого.

Ключевые понятия: Образность, художественность, принцип жизненной правды, верность обобщения, качество художественного произведения, критерии художественности, жизненность изображения, народность. эстетические ценности, художественный отбор.

 

Понятие художественности есть понятие родовое, отличающее литературу (шире искусство) от других видов идеологической деятельности. В этом смысле, оно в сущности совпадает с понятием образности; художественное отражение жизни и есть отражение жизни в образах. Но совершенно очевидно, что два произведения не могут быть осуществлены чрезвычайно полно, удачно и богато, в другом, наоборот, - грубо и бедно. Таким образом вопрос о художественности - это вопрос о том, в какой мере сумел писатель полноценно осуществить возможности, присущие литературе как особой форме отражения жизни. Вопрос о художественности, следовательно, становится и вопросом о его качестве. Поскольку перед нами встает вопрос о качестве, то необходимо определить принцип ее оценки. Очевидно, что в установлении этого принципа критерия художественности, мы должны исходить из того, в какой мере в данном произведении осуществлялись свойства, присущие литературе. И. первым требованием здесь прозвучит требование правдивого отражения жизни жизненной правды, верности обобщения. Критерий жизненной правды является определяющим при оценке художественного произведения, требует не только, определения внешних соответствий иди несовпадений между ними и изображенной в нем областью жизни, но и главным образом проверки самого понимания писателем жизни, вероятности и верности характеров, на основе учета окружавшей его исторической обстановки. Произведение не может и не должно давать точной копии жизни. Принцип жизненной правды в искусстве не сводится к описанию рядовых и распространенных жизненных явлений, хотя отнюдь и не исключает внимание к ним писателя, если в них не содержится существенное и характерное для жизни.

Жизненность изображения еще одно необходимое условие художественности. Говоря о жизненной правде, как об, относительно истинном отражении жизни, мы имеем в виду жизненную правду характеров и событий изображенных писателем. Положение о типических характерах в типических обстоятельствах включает в себя как момент глубокой жизненной правды, как и переход ее в живые Характеры и события.

Одной из эстетических ценностей литературного творчества является народность. Вот почему в критике весьма давно укоренилось понятие народности, как наиболее высокого уровня художественности. Понятие народности менялось в связи с самим развитием литературы. В первой половине XIX в. понятие народности прочно входит в литературу, термин был предложен Г. Вяземским (1792-1878). Наиболее радикальное развитие оно находит у В.Белинского утверждающего, что «если изображение жизни, верно, то и народно». А.С.Пушкин по этому поводу писал, что «климат, образ, правление, вера дают каждому народу особенную, физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии».

Критик Н. Надеждин писал: «Под народностью я разумею, совокупность всех свойств, наружных и внутренних и духовных, из которых слагается физиономия русского человека».

Такое понимание народности не лишено существенного значения. Каждая национальность обладает своей исторической судьбой, находится в определенной исторической и природной обстановке. Важнейшая задача художника уловить эти черты, изобразить жизненную обстановку национального характера, передать национальные особенности природы, духа, колорита, языка народа и через это национальное, прийти к общезначимому, общечеловеческому.

Литература:

1.Г.Н. Поспелов Эстетическое и художественное. // Изд. МГУ, 1995.

2. Н.Г. Чернышевский Эстетические отношения искусства к действительности. - М., 2000

3. Мастерство писателя. // Сборник статей о художественности искусства. - М., 1981.

4. Ю. Боров О трагическом. - М., 1985.

5. А. Лосев Эстетика. Философская энциклопедия. - М., 1995.

6. М. Бахтин Литературно-критические статьи. - М., 1986.

7. И. Мотяшов Жизненная правда и художественный вымысел. - М., 1992.

8. И.В.Гете Статьи и мысли об искусстве. - М., 1978.

 

ЛЕКЦИЯ 3. ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ. ИДЕЯ, ТЕМА, ХАРАКТЕРЫ

 

План:

1. Литературно-художественное произведение, как системно-целостное единство.

2. Понятие формы и содержания.

3. Единство формы и содержания - закон художественности в литературе.

4. Множественность идей и тем произведения. Основная идея произведения. Авторская идея.

5. Характеры.

Ключевые понятия: Целостное переживание, художественное произведение, обобщение, форма, содержание, единство формы и содержания, процесс взаимовлияния, мировоззрение, отбор художника, круг жизненных проблем, множественность идей, тема произведения, художественный образ, основная идея произведения, осмысление всего изображенного, авторская идее, объективная идея произведения, характер, эстетические нормы писателя.

 

Каждое литературное произведение представляет собой целостную картину жизни или выражает какое-либо целостное переживание. Поэтому В.Белинский и назвал художественное произведение замкнутым в себе миром. Писатель показывает нам жизнь целостно. Человек не существует в действительности изолированно. Он находится в непрерывном взаимодействии с окружающей обстановкой, людьми, природой. Характер обрисовывается во взаимодействии с другими характерами, следовательно, они должны выступить в произведении в той или иной мере разносторонне.

Произведение всегда представляет собой сложное идейное целое, цепь обобщений писателя, ряд его наблюдений над действительностью, организованных единой мыслью, основной идеей произведения. Для того чтобы разобраться в этой сложности литературного произведения, нужно ясно представить себе его строение, те законы, которые управляют этим строением, соотношением его частей, ролью, которую играют те или иные средства, используемые писателем для создания конкретных картин жизни. Основным положением, которое дает нам ключ к правильному пониманию всех этих вопросов, является положение о единстве формы и - содержания. Содержание и форма - это, прежде всего понятия соотносительные, т.е. не могущие существовать одно без другого: форма является формой чего-то, иначе она бессмысленна; содержание должно иметь форму, придающую ему внешнюю определенность, иначе оно не сможет проявить себя. Поэтому - содержание и форма неразрывно связаны друг с другом. Содержание должно облечься в форму и форма имеет смысл и значения тогда, когда она служит проявлению содержания. Для того, чтобы наше представление о троянской войне, изображенной в «Илиаде», получило определенность, необходимо, чтобы мы представили себе столкновения людей, их вооружение, их подвиги, чувства, приведшие к войне. Содержание не может себя проявить, также как и форма не может себя проявить вне содержания. В процессе взаимовлияния форма часто переходит в содержание. Понятно, что в основе этого процесса взаимоперехода формы и содержания лежит многообразие содержания. Оно ищет для себя форму, благодаря которой может наиболее полно выразить свою сущность.

Вопрос о форме художественного произведения возникает тогда, когда мы рассматриваем содержание произведения. Оно предстает, прежде всего, как круг жизненных явлений, которые художник отобрал в действительности. Понятно, что в самом отборе художник, прежде всего, исходил из своих интересов и оценок действительности. В его выборе выразилось его мировоззрение, его идеи, относящиеся к этим фактам, т.е. идейное содержание, которое несет его произведение. Вместе с тем собранный материал, может быть шире и разнообразнее идей самого автора. Поэтому, анализируя художественное произведение, необходимо определить круг жизненных проблем, отобранных автором для изображения и представляющий собой основу содержания этого произведения или его тему. То есть - это то, что писатель изображает, идея - это то, что он хочет сказать об изображаемом.

Материал художника - это человеческая жизнь (через которую отражается в искусстве весь многообразный круг явлений действительности). Для художника вытекает необходимость дать своей идее такую форму, благодаря которой она получила бы возможность развитого существования.

Художественный образ, входя в целостную ткань произведения, взаимодействует с рядом других образов, имеющих место в художественном тексте. Это же положение относится к таким понятиям как тема и идея. В каждом литературном произведении мы сталкиваемся с множественностью тем и идей. В сущности, каждый образ, каждая жизненная ситуация, о которой рассказывается в произведении, уже несут к себе и своеобразную тему, и своеобразную идейную оценку, являются самостоятельной проблемой. В этом смысле всякое произведение многопроблемно, т.е. многотомно и многоидейно. Это положение о множественности проблем произведения особенно важно подчеркнуть, т.к. весьма распространено представление о том, что произведение следует свести к. какой-то одной, определенной идее. В то же время, при всей идейно-тематической многомерное произведение обладает определенным единством. Такого рода проблему, объединяющую вокруг себя все частные проблемы, называют основной идеей. Основная идея не устраняет произведение и составляющих его идейно-тематическую ткань.

Основная идея литературного произведения, как и тема, раскрывается во всем богатстве его содержания. Каждый эпизод, каждое лицо и даже отдельные детали в подлинно художественных произведениях участвуют в ее раскрытии. Понимание идеи произведения требует осмысления всего изображенного в нем: без этого представление об идее будет весьма отвлеченным и поверхностным.

 Анализ авторской идеи жизни, изображенной в произведении необходим, но недостаточен. Специфика художественного произведения в том, что оно несет в себе значительно большей идей, чем в него вложено автором. Так в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» автор пытается рассмотреть проблему человеческого индивидуализма, и бунтарства героя как дорогу, приведшую к нравственной катастрофе. Но эта идея не исчерпала сложности романа. Она обозначила основную проблему и привела к множеству других, домысливаемых читателем. Образ получился настолько емким и своеобразным, что рамки одной идеи оказались для него тесны и роман был - «дочитан» читателями в плане «множественности идей» и судеб персонажа.

Характер - это присущий исторической обстановке тип человеческого поведения (поступка, мыслей, переживаний), преображенный соответственно эстетическим нормам писателя. В характере может быть в различной мере подчеркнуто то, что есть, и то, что хочет воплотить художник в человеке. Он может иметь в той или иной мере условную или фантастическую форму, как богатыри былин или герои сказок, суммарно вбирая в себя и исторический материал (борьбу русскою народа с кочевниками), и его идеальные представления о человеке. Таким образом, в зависимости от исторических условий, определяющих отбор и обобщение писателем жизненных факторов и формы их изображения характеры в произведениях будут чрезвычайно разнообразны. Характеры есть нечто иное, как развитая форма содержания, необходимая для того, чтобы она полностью раскрыла все, что вложено в него жизнью и писателем. Чтобы характер был воспринят как конкретная целостная многогранная личность, необходимо включение в его характеристику всякого рода частых потребностей, подробности, детали, речевые оттенки и т.д., задача которых придать, изображаемому характеру максимальную жизненную убедительность. Важными элементами, необходимыми для создания характера, являются средства изображения, которыми располагает литература, композиция и язык.

Литература:

1.Л.И. Тимофеев Основы теории литературы - М., 1993

2. В.Г. Белинский О русской повести и повестях Гоголя (любое издание)

3. А.М. Горький О кочке и о точке. Беседы с молодыми (любое издание).

4. А. Твардовский Как был написан «Василий Теркин» (любое издание).

5. Храпченко М.Б Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1985.

6. А. Бушмин Наука о литературе - М., 1992.

7. В. Шкловский Заметки о прозе русских классиков. - М., 1985.

8. Гегель Эстетика. - М., 1999.

9. Г. Гачев, В.Кожинов Содержательность литературных форм.- М,1984.

10. Г.Н.Поспелов Проблемы литературного стиля. - М., 1996.

11. Л. Бушмин Наука о литературе. - М., 1990.

12. Л. Потебня Теоретическая поэтика. - М., 1990.

13. И. Виноградов Проблемы содержания и формы литературного произведения. - М., 1988.

 

ЛЕКЦИЯ 4. КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

План:

1. Композиция.

2. Сюжет и система образов.

3. Основные и вспомогательные элементы сюжета

Ключевые понятия: Композиция, художественное средство создания, сюжет, мастерство писателя, система образов, элементы сюжета, экспозиция, завязка, развязка, кульминация, развитие действия, эпилог, пролог.

 

Сложность художественного произведения отражает сложность тех жизненных отношений, той жизненной среды, которую стремится показать писатель. Отражение писателем связи жизненных явлений, их развитие будет зависеть от того, как понимает писатель жизненный прочесе, что он будет считать нем наиболее важным, на какие факты в силу этого будет обращать внимание. Такого рода сложную организацию художественного произведения, его построение называют композицией. Композиция - необходимое условие отражения жизни в художественном произведении, она, как и язык, является основным средством литературно-художественного творчества. Какое бы произведение мы не взяли, оно имеет определенную композицию - оно определенным образом организовано на основе сложности той реальной жизненной обстановки, которая в нем отражена, и того понимания жизненных связей, причин и следствий, которое присуще данному писателю и определяет его композиционные приемы.

Композиция есть художественное средство создания, раскрытия, обрисовки характера путем определенною, последовательного изображения его свойств и признаков, путем соотношения его с другими характерами. Как писатель строит тот или иной характер, как соотносит его с другими, в какой последовательности располагает события, какие причины и следствия выдвигает на передний план, как организует структуру (система частей, глав, эпизодов) - все это определяется композиционными принципами

В эпических и драматургических произведениях сюжет - система событий, отражающих общественные противоречия и конфликты. Горький, говоря о сюжете, называет его «связи, противоречия, симпатии, антипатии, вообще взаимоотношения людей, истории роста и организации того или иного характера». Сюжет, т.о., представляет собой конкретную систему событий в произведении, которая раскрывает данные характеры в их взаимоотношениях и взаимодействии. Огромное значение в построении сюжета имеет художественное мастерство писателя. Сюжет только тогда выполнит свое значение когда:

– будет внутренне завершен, т.е. раскрывающим причины, характер и пути развития изображаемого конфликта;

– когда будет приковывать к себе интерес писателя, и заставлять их вдумываться в смысл каждого элемента.

Сюжет - сложное целое, включающее ряд элементов. К этим элементам относятся экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В некоторых произведениях имеются пролог и эпилог.

Экспозиция - изображение бывших до возникновения конфликтов, условий формирования действующих лиц и черт характеров. Назначение - мотивировка поведение действующих лиц.

Завязка - изображение возникающих противоречий, начинающих развитие событий в произведении.

Развитие действие - представление о возможных путях разрешения противоречий и проблем, возникающих в завязке.

Кульминация - момент высшего напряжения в развитии действия, в ней  заключается наибольшее заострение проблемы произведения.

Развязка - разрешает изображаемый конфликт и подводит к пониманию возможностей его разрешения.

Пролог - своеобразное вступление к основному сюжетному развитию. Пролог раскрывает первопричины (подчас весьма далекие по времени), показываемых в произведении событий.

Эпилог - изображение окончательных следствий, вытекающих из событий в произведении (к эпилогу писатель прибегает, когда считает, что развязка произведения недостаточно полно разъяснила судьбы героев).

Литература:

1. В. Шкловский Заметки о прозе русских классиков. - М., 1985.

2. А. Цвиркунов Проблемы сюжета в литературоведении. - М., 2000.

3. В. Кожинов Сюжет, фабула, композиция. - М., 1999.

4. А. Ревякин Композиция //В кн: «Словарь литературоведческих терминов. - М., 1984.

6. В.Г. Белинский. Избранные сочинения. - М., 1999

7. М.Б. Храпченко Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1995.

8. Л.И. Тимофеев Основы теории литературы. - М.,1993.

ЛЕКЦИЯ 5. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

План:

1. Язык - средство создания художественных образов.

2. Язык действующих лиц - средство типизации и индивидуализации характеров.

3. Синонимы и антонимы.

4. Особые лексически ресурсы языка.

5. Специальные изобразительные средства языка. Эпитет и сравнение. Тропы.

6. Своеобразие поэтического синтаксиса.

Ключевые слова: Язык художественного произведения, поэтическая мера, типизация и индивидуализация языка, синонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, профессионализмы, вульгаризмы, варваризмы, эпитет, метафора, троп, сравнение, метанимия, синекдоха, гипербола, ирония, сарказм, литота, перифраз, повторение.

 

В художественном произведении основным средством, при помощи которого художник достигает индивидуализации изображения жизни, является язык. Язык представляет собой форму общественного сознания, охватывающего все стороны окружающей человека действительности. Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка. Лишь при этом условии он сумеет найти те немногие или даже единственные, как говорят, слова и выражения, которые наиболее адекватно передадут изображаемое им. Язык, играя колоссальную роль при создании художественных образов, может быть понят лишь в связи с той образной системой, - которая лежит в основе произведения.

Образная система определяет мотивировку и отбор лексических, интонационно-синтаксических, звуковых средств, при помощи которых создается тот или иной образ. В этом смысле язык есть форма по отношению к образу, как образ есть форма по отношению к идейному содержанию произведения. Следовательно, изучать язык поэтического произведения, значит по-новому, тоньше и вернее понимать его образы - идеи. Язык того или иного человека характеризует особенности его жизненного опыта, культуры, склада ума, психологии.

Индивидуализация языка действующих лиц служит в то же время и средством его типизации. Очень важно понимать соотношение между типическим и особенным в языке действующих лиц. Гак в творении великого писателя ощутимо выступает в языке действующего лица взаимопроникновении общего и единичного, типичного и особенного. Организующую роль в языковом оформлении произведения играет, авторская речь, часто-особая интонация, которая сказывается в произношении действующих лиц. Иногда в целях наиболее непосредственного выражения авторского отношения к изображаемому писатели выступают как рассказчики в качестве действующих лиц.

Иногда писатели делают рассказчиками людей другого, чем у них, социального облика другой культуры, другого психологического склада. Это делается для создания нужного угля зрения или внутреннего взаимодействия голосов рассказчика и самого писателя. Поиски писателем необходимого слова – дело нелегкое. Черновые рукописи поэтических произведений убедительно демонстрируют тщательность, кропотливость, а порой грандиозность замыслов. Войти в рассмотрение всех словесных богатств - следовательно разобраться в том, что называется языком художественного произведения.

Синонимы – слова, близкие по своему значению. Создание синонимов фиксирует различные оттенки в близких, но не тождественных понятиях. Употребление синонимичных слов и выражений помогает писателю разнообразить речь, избегать повторений.

Антонимы - слова, противоположные по своему значению. Они употребляются в тех случаях, когда писателю нужно резко противопоставить друг другу различные, явления, создать впечатление контраста. В качестве средств образного воспроизведения действительности писателями используются особые лексические ресурсы языка. Историческое прошлое является источником, откуда берутся устаревшие, вышедшие из употребления слова - архаизмы.

Архаизмы употребляются в произведениях, рисующих далекое прошлое и способствуют созданию соответствующего исторического колорита. Историзмы - слова, обозначающие уже не существующие ныне явления прошлого (стрельца, мушкетон, дьяк и т.д.).

Неологизмы - новые, ранее не существовавшие в языке слова: аэроплан, автомобиль (необходимо отметить еще и авторские неологизмы: новые слова, созданные самими писателями).

Средствами художественного изображения служат и диалектизмы, или провинциализмы, т.е. слова, не употребляемые и в литературном языке, а характерные лишь для жителей отдельных областей. Профессионализмы - слова и выражения, свойственные представителям тех или иных социальных групп и людям определенных профессий.

Варваризмы - слова и обороты речи иностранного происхождения, которые еще не вошли в национальный язык писателя, или не могут войти. Вульгаризмы - слова грубо-бытового характера, ругательства и т.д.

Художественной выразительности литературного изображения способствуют и эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы.

Эпитет - художественное определение, отличающее существенную, с точки зрения автора, черту в изображаемом явлении. Например: Белеет пapyc одинокий и т.д. Эпитеты бывают изобразительные (... «В тумане моря голубом»...), лирические (здесь прямо выражено отношение писателя к изображенному «Божественная ночь! Очаровательная ночь!»), постоянные (устойчивые, фольклорные сочетания: красна девица, добрый молодец, поле чистое и т.д.). Эпитезация является чрезвычайно существенным средством для индивидуализации, конкретизации писателем явления или частного его свойства.

Простейшим видом тропа является сравнение, т.е.- сближение двух явлений с целью прояснения одного другим при помощи его вторичных признаков. Например: глаза, как звезды, и т.д. Писатели прибегают к нему тогда, когда выделение существенных признаков в изображаемом может быть выразительно осуществлено при помощи сопоставления его с чем-то. Классическим примером сравнения, проходящего через все произведения является знаменитое лермонтовское стихотворение «Поэт», в котором через сравнение поэта с кинжалом раскрывается состояние поэта и поэзии.

Метафора - троп, основанный на сходстве двух явлений, скрытое сравнение. В отличие от простого сравнения, где есть что, сравнивается и с чем сравнивается, метафора располагает только вторым. Тем самым явление, о котором идет речь, в метафоре лишь подразумевается. Близка метафоре аллегория (иносказание).

Аллегория может охватывать все произведение целиком, под изображаемыми в аллегорических произведениях существами, явлениями, предметами - всегда разумеются другие лица, факты, вещи.

Метонимия - создается не путем сопоставления сходных предметов и их признаков, а путем сближения родных предметов, находящихся в той или иной внешней или внутренней связи между собой.

Синекдоха - особая разновидность метонимии. Она основана на перенесении значения по признаку количественного отношения между этими явлениями.

Гипербола художественное преувеличение, литота - художественное - преуменьшение. Функции гиперболы и литоты в том, чтобы заострить внимание на преувеличиваемых или преуменьшаемых признаках явлений как на существенных.

Ирония - выражение насмешки, при котором внешняя форма противоположна внутреннему значению.

Сарказм - злая или горькая ирония. Ирония выявляет существо изображаемого предмета и отчетливо раскрывает авторское отношение к нему.

Перифраз - замена собственного имени или названия описательным выражением.

Синтаксическое строение языка каждого писателя весьма своеобразно. Общий характер творчества писателя накладывает определенную печать и на поэтический синтаксис. Л.Н. Толстой стремился показать людей во всей «подробности мыслей и чувств: раскрыть диалектику души». Эта внутренняя установка обусловила столь характерные для него, внешне очень сложные, но чрезвычайно точные по смыслу фразы. А.С.Пушкин в своих прозаических произведениях раскрывал характеры людей, изображая главным образом их поступки, поведение. Потому-то пушкинские фразы коротки, лаконичны: факты переданы с прозрачной ясностью. М.Лермонтов усвоил пушкинскую манеру передачи фактов в коротких предложениях, но в то же время был склонен и к более полному раскрытию психологических состояний действующих лиц. Таким образом, общие принципы художественного изображения действительности, которых придерживается данный писатель, являются основой тех синтаксических средств, необходимых ему для более полного изображения окружающего мира. Повторение - синтаксическая конструкция, которая основана на повторении отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Повторение начальных слов и словосочетаний в предложениях, стихах или строках называется анафорой. Эпифора – повторение конечных слов и выражений в стихах, или строках.

Литература:

1. Б.В. Томашевский Стилистика и стихосложение - Л., 1990.

2. Русские писатели О языке художественной литературы. - М., 1989.

3. С.Я. Маршак Воспитание словом. - М., 1981.

4. А.В. Федоров Язык и стиль художественного произведения. - М, 1988.

6. М.М. Бахтин Эстетика словесного творчества. - М.,1989.

7. О. Шарафуддинов Особенности поэтического языка и стиля. - Т., 1988.

 

ЛЕКЦИЯ 6. СТИХОВЕДЕНИЕ

 

План:

1. Стиховедение.

2. Стихосложение.

3. Вспомогательные рифмические элементы стиха

4. Рифма. Способы рифмовки

5. Строфика.

Ключевые слова: Стиховедение, стихосложение, стих, проза, мера, ритм, стопа, тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение, размер стиха, ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий, рифма, виды рифм, способы рифмовки, строфа, виды строф.

 Стиховедение - отрасль литературоведения, изучающая звуковую форму литературных произведений. Основным материалом при таком изучении, являются стихи, т.е. речь наиболее организованная в звуковом отношении.

Стиховедение разделяется на три части: фонику (эвфонику) - учение о сочетаниях звуков: собственно метрику (ритмику) - учение о строении стиха: строфику - учение о сочетаниях стихов.

Первоначально стиховедение было наукой нормативной, системой правил и «вольностей» учившей, как «должны» писаться стихи. Только в XIX веке оно становится наукой исследовательской, изучающей, как в действительности писались и пишутся стихи. Конечной целью стиховедения является установление места звукового ряда в общем, строении произведения.

Стихосложение - способ организации звукового состава стихотворной речи, изучаемой стиховедением. Изучение стиховедения позволяет ответить на три вопроса:

– чем отличается стих от прозы?

– чем отличается стих одного языка от стиха другого языка или эпохи?

– чем отличается стих одного стихотворения от стих другого?

Слово «стих» в переводе с греческого значит «ряд», т.е. речь, четко расчлененная на относительные отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой. Каждый - из таких отрезков тоже называется стихом и на письме обычно выделяется в отдельную строку. Конечно - и проза при осмысленном чтении тоже членится, на отрезки, речевые такты; но это членение синтаксично произвольно.

– Разницу между стихотворной речью прозой, удачно определил Б. Томашевский: стихотворная речь делиться на сопоставимые между собой единицы, а проза есть сплошная речь;

– стих обладает внутренней мерой, а проза ею не обладает».

Для современного восприятия первый пункт значительнее второго. Оба признака придают речи ритмичность. Первый признак интернационален. На языках всех народов принято каждый стих печатать отдельной строкой, выделяя его тем самым как основную единицу стихотворной речи. Второй признак сугубо национален и зависит от фонетического строя данного языка, прежде всего от рифмовки соседних стихов:

– Перекрестной называется рифмовка первого стиха с третьим, второго с четвертым.

– Кольцевой называется рифмовка, при которой первый стих рифмуется четвертым, а второй с третьим.

– Парной называется рифмовка, при которой первый стих рифмуется со вторым, а третий с четвертым.

На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица как строфа. Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм. Строфа - законченное синтаксическое целое. Самая элементарная строфа - двустишие, где строки рифмуются между собой. Элегический дистих состоял из двух строк: первая - гекзаметр, вторая - пентаметр.

Четверостишие (катрен) - рифмовка может быть разнообразной.

Октава - восьмистишие, в которой первый стих рифмуется с третьим, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой с восьмым. Терцины - трехстишие с оригинальным способом рифмовки.

Сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия.

Девятистишие - дает различные виды расположения рифм, среди которых известна Спенсерова строфа.

Рубаи - афористическое четверостишие с рифмовкой и энергичным развитием мысли.

Литература:

1. Л.И. Тимофеев Очерки теории и истории русскою стиха. - М., 1988.

2. В.Е. Холшевников Основы стиховедения. Русское стихосложение. - М., 1992.

3. В.А. Коваленко Практика современного стихосложения. - М., 1982.

4. Б.В. Томашевский Стих и язык Филологические очерки. - М., 1989.

5. М. Бахтин Эстетика словесного творчества. - М., 1989.

6. Б.В. Томашевский Стилистика и стихосложение. - Л., 1989.

|7. Л.И. Тимофеев Основы теории литературы. - М., 1983.

8. М.Б. Храпченко Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1985.

 

ЛЕКЦИЯ 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ВИДЫ. СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД

 

План:

1. Литературные роды, виды и жанры.

2. Эпос. Лирика. Лиро-эпический род.    .

3. Драматургия.

4. Стиль писателя. Понятие о стиле и художественном методе писателя.    

5. Литературное течение, метод, литературный процесс.        

Ключевые слова: Литературное изображение, эпический род, лирический род, драматургический род, виды, жанры, эпос, эпический образ, лирика, драма, роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия, стиль, единство, художественный метод, литературное направление, течение, классицизм, романтизм, литературный процесс, художественное открытие, литературные традиций; новаторство.

 

В древние времена были созданы действующие и поныне способы или роды литературного изображения: эпический, лирический и драматургический. Этими родами определились пути разрешения тех задач, которые ставились и ставятся человечеством перед созданиями литературного творчества.

Эпический род был основан на художественном воспроизведении нынешнего по отношению к писателю мира.

Лирический - на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни.

Драматургический способ органически сочетал возможности двух первых, лирически выражая характеры самых различных действующих лиц: участвующих в показываемых писателем событиях.

В каждом из этих случаев мы имеем дело с особым построением произведения с различным его композиционным оформлением. Таким образом, эти три типа композиционной организации называют литературными родами. Внутри каждого из них легко заметить дополнительное членение: так, и рассказ, и повесть, и роман относятся к эпическому роду. Такие вариации внутри литературного рода называют литературными видами. Внутри вида могут быть дополнительные членения, называемые жанрами. Так, роман есть вид литературного рода - эпоса, а философский роман есть жанр романа наряду с другими жанрами: приключенческим, философским, историческим романом и т.д.

В историко-литературном смысле эпосом называют народные поэмы и сказки. В теоретическом смысле эпос - жанр, основной чертой которого является развернутое изображение человеческих характеров. Термин эпос от греч. - «слово» и представляет собой повествовательный жанр, в котором рассказывается о жизненном пути человека, обрисовываются события, в которых он участвует, поступки, которые он совершает, показываются взаимоотношения людей между собой. Эпический образ - это образ, в основе которого лежит развитый многосторонний человеческий характер, представляющий определенную индивидуальность, показанный в известном законченном моменте своего жизненного пути, т.е. отражающий в своей судьбе характерные черты жизненного процесса. В зависимости от типа изображения жизненного процесса можно говорить о трех основных формах эпического рода - малой, средней и большой.

Малая форма (рассказ) - показывает человека лишь в определенном эпизоде, характерном для его жизненного пути; средняя (повесть) охватывает период, этап его жизни, ряд таких эпизодов; большая (роман) - жизненный путь человека в его наиболее сложных проявлениях, в переплетении с жизненным путем других людей, показанных столь же многосторонне, как и он.

Различие форм лирического жанра основано главным образом на тематическом принципе. Такова любовная, философская, политическая лирика и т.д., в зависимости от тех тематических тенденций, которые характерны для данного периода, данного стиля. Попытки определения более подробных и точных тематических видов лирики неизбежно упрощают ее содержание, затрагивают лишь внешние стороны ее содержания.

Наряду с лирическим и эпическим произведениями мы можем наблюдать и произведения, объединяющие в себе особенности лирического и эпического изображения жизни. Здесь наряду с эпическим изображением жизни в сюжете и в характерах вплетаются не связанные с сюжетом переживания, которые дают субъективное изображение жизни. Это соединение лирического и эпического начал, выражающееся в переплетении сюжета и стихотворной речи, говорит о том, что перед нами несколько особый тип композиционной организации. Такого рода произведения относят к лирико-эпическому роду-литературы.

Поэма - стихотворная повесть, в ее основе лежит сюжет, данный в единстве с лирическим раскрытием поэмы.

Баллада - краткий стихотворный рассказ, в которой излагается тот или иной сюжет! лирически окрашенный благодаря стихотворной форме.

Басня - краткий сюжет, изложенный в стихотворной форме, основанный на иронической, полной скрытых намеков аллегорической форме речи, где характеры людей представлены животный и растительный мир.

Для драмы характерно следующее:

– драма чрезвычайно близка к эпосу;

– в ней есть своеобразная особенность: драма лишена речи повествователя;

– персонажи самостоятельно действуют на сцене, и зритель самостоятельно делает выводы, которые вытекают из их переживаний и поступков;

–  в ее основе лежит действие и интрига;

– драматургические сюжеты отражают острые жизненные конфликты, поэтому в них на первый план выступает изображение жизненной борьбы, столкновение стремлений и воли героев, приводящих их к гибели или к победе.

С этим еще в античности выделились две основные формы драматургического жанра - трагедия и комедия. Происхождение этих терминов связано с искусством, не отделенном от обрядовых представлений, и древнегреческие песни и пляски в честь бога Диониса привели к созданию трагедии; с обрядовыми представлениями связано было и возникновении комедии, в основе которого лежат хоровые песни, переплетенные с веселыми бытовыми сценками. В своем развитом виде трагедия и комедия представляют особые композиционные формы драматургического рода, определенные своеобразием изображения в них характеров. Трагедия - это изображение неразрешимых противоречий, в результате которой происходит гибель героя.

Комедия - изображение таких конфликтов, которые кончались победным успехом героев и неожиданным разоблачением всех комических характеров.

Драма - изображение разрешимых конфликтов в жизненных обстоятельствах. Кроме основных видов драматургического рода литературы существуют различные вариации, зависящие от характера сценического исполнения.

Водевиль - комедия на легкие бытовые темы с музыкой.

Фарс - комедия бытового, гротескного характера.

Мелодрама - драма подчеркнуто эмоционального характера.

Творчество писателя неразрывно связано с его личностью, с его неповторимым жизненным опытом, с мировоззрением, культурой, биографией. Произведение всегда шире личности художника, но в то же время очевидно, что индивидуальность писателя не может не проявить себя в произведении. Это сказывается в выборе материала, в его оценке, в речи повествователя и т.д. И в языке, и в сюжете, и в характерах, и в темах, и в идеях проявляется личности писателя. Тем самым и ряд произведений, принадлежавших одному писателю, будет обнаруживать сходство во всех этих отношениях.

Такое единство называют стилем писателя. Термин представляет собой непрерывно расширяющуюся метонимию. Первоначально стилем называли палочку, имевшую на одном конце острие, на другом - лопаточку; такую палочку римляне употребляли для того, чтобы писать на дощечке, покрытой тонким слоем воска. Затем стилем стали называть почерк человека. Затем стилем стали называть саму манеру письма, особенности языка, слог. И, наконец, стилем стали называть все индивидуальные особенности творчества писателя в целом, руководствуясь известным афоризмом: «Стиль - это человек». Стиль - это в общем смысле слова, повторяющиеся в многообразии отдельных проявлений, единство основных особенностей, присущих всем этим явлениям в целом, короче, стиль - это единство в многообразии.

Мы непосредственно ощущаем стилевое единство рода произведений крупного писателя, улавливая его, прежде всего в языке, а затем уже в характерах, персонажах и т.д. Мы часто угадываем, кем написано то или иное произведение, хотя не знаем ни названия, ни автора. Это и значит как раз, что мы чувствовали стиль писателя.

Стиль накладывает мощный отпечаток на всё, что изображает художник. В том случае, если художник» говорит об одном и том же, они и то же время проявляют в этом и свою творческую индивидуальность, без понимания которой нельзя помять и того, что им изображено.

Понятие стиль важно еще и потому, что позволяет охватить все творчество писателя в его развитии и тем самым представить себе всю картину художественного развития и весь круг жизненных явлений, которые он затронул в своем творчестве в целом, Если понятие стиль - это то неповторимое своеобразие отдельного художника, то понятие метод - это то общее, что свойственно отбору изображения и оценке жизненных явлений у целых групп писателей. Стиль и метод - разные понятия. Исследование стиля - исследование системы художественных средств в их закономерных взаимосвязях. Исследование художественного метода - исследование основ идейно-художественной концепции жизни в творчестве писателя, концепции, которая раскрывается в закономерных связях и взаимодействиях художественных образов. Исходя из этого, при анализе стиля и метода писателя правильнее начинать с анализа метода и на этой основе переходить к рассмотрению стиля.

В каждом определенном историческом периоде в творчестве ряда писателей мы улавливаем определенное сходство, единство формы и содержания, единство метода, сближающее писателей друг с другом. Это единство определяет особенности творчества ряда писателей, их близость. Часто эта близость настолько осознается писателями, что они выражают ее в творческих декларациях («Литературные манифесты»), объявляя себя определенной литературной школой, направлением, группой и присваивают себе определенное название.

Иногда эта близость не подчеркивается с такой ясностью, но, тем не менее, отчетливо обнаруживается в единстве творческих особенностей ряда писателей. Это творческое единство обозначают таким понятием - как литературное течение.

Литературное течение - это единство основных идейно-художественных особенностей, обнаруживающееся в определенный исторический период в творчестве ряда писателей, близких друг другу по своему художественному методу. Литературное течение также исторически неповторимо, как и стиль в творчестве художника приобретает свои особенные качества.

В реальном процессе развития литературы стиль, течение, метод находятся в тесном переплетении друг с другом. Писатели включаются в литературный процесс новыми художественными открытиями, изменяющими принципы изучения человека и мира. Эти открытия совершаются не на пустом месте. Писатель непременно опирается на традиции как ближайших, так и отдаленных предшественников участников литературного процесса отечественной и зарубежной литературы в той или иной форме, используя весь опыт, накопленный в художественном развитии человечества. Можно сказать, что литературный процесс - есть борьба художественных идей, борьба новых и старых творческих принципов.

Так, в XVII во Франции были провозглашены принципы классицизма, установлены жесткие правила «поэтического искусства» в противовес своеволию поэтов и драматургов барокко. В начале XIX в. романтики резко выступили против норм и правил классицизма. Вскоре реалисты отвергли субъективизм романтиков, выдвинув требование объективного, правдивого изображения жизни. Важную роль для понимания литературного процесса играет изучение влияний зарубежных литератур на национальный литературный процесс, или национальной литературы на зарубежные литературы мира. Наглядно литературный процесс раскрывается в истории разных веков. Так если рассматривать в европейских масштабах развитие романа, можно проследить смену художественных методов и направлений. Например, роман М. Сервантеса «Дон Кихот» характерен для - эпохи Возрождения. «Робинзон. Крузо» Д. Дефо - для века Просвещения. «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго - для эпохи романтизма, романы Стендаля, Бальзака. Тургенева, Толстого - для эпохи реализма.

Писатель в своей работе имеет возможность опираться на творческий опыт своих предшественников (литературные традиции) и при помощи накопленного опыта и традиций создать нечто новое (новаторство), помогающее отразить особенности своего времени.

Литература:

1. Аристотель Поэтика (любое издание).

2. В.Г. Белинский. Разделение поэзии на роды и виды, О русской повести и повестях Гоголя (любое издание).

3. Л.И. Тимофеев Теория литературы. - М., 1983.

4. В. Кожинов Происхождение романа - М..1983.

6. В. Хализев Драма как явление искусства. - М.,1988.

7. Г.Н. Поспелов Лирика среди литературных родов. - М., 1985.

8. М. Бахтин Вопросы литературы и эстетики. - М., 1985.

9. Д.С. Лихачев Контрапункт стилей как особенность искусства. - Л., 1983.

10. Д.С. Лихачев Литературный процесс. - Л., 1983.

11. Д.С. Лихачев Литературные направления и стили. - М., 1986.

12. А.Н.Соколов Теория стиля. - М., 1987.

13. В.В. Виноградов Проблема авторства и теория стилей. - М., 1981.

БИ №4

1. Литература и СМИ. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

 Литературоцентризм — характерное явление русской культуры, имеющее тысячелетнюю историю, которая делится на четыре периода.

 1.  Древнерусский культ книги (XI — XVII вв.), выросший из почитания священных книг и обожествления письменного слова. Если, вслед за В.И. Далем, считать интеллигенцией "разумную, образованную умственно развитую часть жителей", то древнерусских книжников следует назвать первым поколением русских интеллигентов, а книжность — колыбелью и обителью русской интеллигенции.

 2.  Книга — апофеоз разума и просвещения (XVIII — первая половина XIX в). Начинает постепенно складываться книжный рынок: в начале царствования Петра I издавались 12 книг в год, в конце царствования Екатерины II — 360 книг; Петр I положил начало газетному делу, Екатерина II — журналистике. Золотой век дворянской культуры, время существования изысканной, духовно и экономически независимой "республики высшего света" (В.А. Жуковский) дал прекрасные образцы изящной словесности, русской истории и филологии.

 3.  Становление и расцвет книжного социального института (вторая половина XIX — начало XX в.) Пережив николаевский "цензурный террор" (1848 — 1855), обретя общественное признание и индустриальную полиграфическую базу, русская словесность начала стремительно развиваться. Общеизвестна роль литературы в подготовке общественного мнения к отмене крепостного права (Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов), в становлении и развертывании нигилизма, народничества, толстовства, эмансипации женщин, мифологизации русской этико-политической интеллигенции, героизации образов самоотверженных боевиков подпольной России. В это время складывается характерная для критического реализма тенденция учительства.
    Книжный социальный институт (КСИ) — это совокупность учреждений и профессиональных кадров, обеспечивающих удовлетворение коммуникационных потребностей общества в целом и отдельных его членов путем предоставления книжной продукции. В КСИ объединяются следующие социальные группы: а) авторы — профессиональные литераторы, в том числе — журналисты, и непрофессиональные писатели, эпизодически выступающие на страницах изданий; б) книгоиздатели, обеспечивающие редакционную подготовку и тиражирование произведений печати, включая редакции журналов, газет, сборников; в) книготорговцы, стимулирующие и удовлетворяющие по возможности платежеспособный спрос публики; г) библиотекари и библиографы, обеспечивающие регистрацию, хранение, общественное использование литературы.

     Это группы практиков книжного дела, деятельность которых определяется количественными показателями КСИ. Так, в 1913 г. выпуск книг в Российской Империи составил 34 тыс. названий, а в 1814 г. — только 234 названия (возрос в 145 раз); газет и журналов издавалось соответственно 2 028 и 33 (увеличение в 61,5 раза). Издательская динамика XIX в. свидетельствует о бурном росте значимости литературы в России. В дореволюционной России получил развитие научный сектор — литературоведение, филология, литературная критика. Стал формироваться сектор профессионального образования (библиотечные курсы, школа книгопродавческого дела, проекты специальных школ), появилась профессиональная периодика, профессиональные общественные организации; С точки зрения развития книжных коммуникаций начало XX в. по праву является золотым веком русской книжности, это вершина русского литературоцентризма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для Олимпиады по литературе среди неслышащих учащихся 5-8 классов. тест по произведениям Л.Н. толстого "Филипок", "Как мужик гусей делил".

Тестовые задания разработаны для неслышащих учащихся по произведениям Л.Н. Толстого. Данный тест предлагается выполнить глухим детям на Олимпиаде по литературе. Предварительно учащиеся знакомятся с эт...

«За страницами учебника» Программа по математике для одарённых учащихся 8-10 классов.

Данная программа рассчитана на 68 часов.В основу составления программы положены тематический и проблемный принципы.Она составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Конце...

Тест по литературе для неслышащих учащихся 10(9) класса. Тема: биография М.Ю. Лермонтова.

Предложенный тест, позволяет проверить знания учащихся по изученной теме: биография М.Ю. Лермонтова (материал уроков литературы по учебнику В.Ф. Чертова для учащихся 9 классов общеобразовательных учре...

Методическая разработка "Теория фитнес тренировки для учащихся 3-11 классов на базе дополнительного образования"

Данную методическую разработку можно использовать, как для подготовки занятий с учащимися, ппроведения контрольных срезов, подготовки планов конспектов, а  так же как учебный материал для учащихс...

Рабочая тетрадь по литературе № 1 для учащихся 5-х классов II отделения школы II вида

Рабочая тетрадь по литературе содержит вопросы по содержанию текстов, словарь новых слов и сочетаний слов, таблицы. Отвечая на вопросы, учащийся сможет грамотно построить свой ответ, избежать речевых ...

Рабочая тетрадь по литературе № 2 для учащихся 5-х классов II отделения школы II вида

Рабочая тетрадь по литературе содержит вопросы по содержанию текстов, словарь новых слов и сочетаний слов, таблицы. Отвечая на вопросы, учащийся сможет грамотно построить свой ответ, избежать речевых ...