М.А. Шолохов "Алешкино сердце"
статья по литературе по теме

Кутняхова Наталия Анатолиевна

Лекция по рассказу М.А. Шолохова "Алешкино сердце" из цикла "Донские рассказы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleshkino_serdce_tekst.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ М.А. Шолохова «Алешкино сердце» в школьном изучении

Кутняхова Н.А.

учитель литературы МОУ СОШ № 2

г. Зверево Ростовской обл.

Современная школьная программа по литературе предлагает учителю и учащимся немало произведений с особой эстетикой: рассказы А.Платонова, А.Г.Алексина, Л.Н. Андреева, А.И.Приставкина. Произведения этих писателей объединяет стремление авторов правдиво, подчас реалистично и жестко,  показать мир, в котором есть место смерти, голоду, войне, обману, предательству, и не всегда ребенок, герой произведения, столкнувшийся с этими реалиями мира, встречает милосердие, сострадание, помощь. Дискуссии педагогов, поддерживающих изучение таких произведений в школе, и противников знакомства детей с неприглядной реальностью человеческого существования, как правило, находят точки соприкосновения только в одном: если в школу приходят произведения эмоционально сложные, неоднозначные в трактовке, то к их изучению и анализу в первую очередь  должен быть готов учитель.

Рассказ М.А. Шолохова «Алешкино сердце»  в рамках регионального компонента, обязательного в любой авторской программе по литературе можно предложить к изучению в 7  классе. Сложна, многопланова, экспрессивно многообразна стилистико-речевая структура шолоховского рассказа, он не оставляет равнодушным читателей, однако требует тщательной работы над тем, как и почему этот рассказ оказывает сильное эмоциональное воздействие на читателя.

Название рассказа – яркий ключевой образ, который появляется уже в первом абзаце и проходит до последних  строк: «На полвершка от сердца попал тебе осколок гранаты… А теперь мы тебя вылечили, пускай сердце твое еще постучит…». В первом абзаце используются автором и другие не менее яркие образы: засуха, голод, смерть, степь, ветер, мужицкие слезы.

Картины, открывающиеся читателю,  одновременно завораживают и потрясают: повествование идет неторопливо, мелодика фраз («два лета подряд засуха …вылизывала», «два лета  подряд ветер дул»), обилие олицетворений  подчеркивает трагичность описываемых событий: «следом шагал голод», «идет», «душит людей», «стиснет насмерть». Голод, безглазый человек, идет «бездорожно», «шарит руками по поселкам, хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце».  Образ главного героя рассказа  постепенно (поступательно) раскрывается автором через  портретную зарисовку, через показ отношения Алешки к окружающему миру, через воспоминания о материнских словах (сравнение с отцом), через несобственно прямую речь Такие переключения авторского повествования в план героя без  формального изменения субъекта речи выдают присутствие Алешки, его мировосприятие.

  Зримо передает автор  внешний вид длительно голодающего подростка, его постоянное желание наесться. Нежданная и настоящая радость для Алешки – «еще теплый трупик жеребенка», «теплый, парной от крови». «До последней тоненькой кишочки» собирает Алешка трупик. «Объевшись волокнистого мяса», умирает сестренка, «младшая, черноглазая», Нюратка. У Алешки с матерью нет сил похоронить девочку, ее тельце и «курчавую головку» родные лишь «слегка прикидали землей». «Редкий конденсат жути» (С.Г. Семенова) обрушивается на голодающую семью Алешки: умирает младшая сестренка, через неделю соседка Макариха,  «баба ядреная и злая», убивает старшую сестру Алешки Бросив в колодец, «торопливо прикидала землей».  Настойчиво повторяющийся образ «земля», не принимающая, как должно быть по христианскому обычаю, умерших, вызывает в памяти строки начала: сухая степь, выжженные засухой поля, глаза мужиков, чьи слезы сушит жестокий ветер.

Рассказ построен на строгом временном соотношении происходящих событий («два лета подряд», «к вечеру», «неделя прошла», «на другой день», «дня три пожил – освоился»). Это придает рассказу достоверность, конструктивность, реалистичность.

В рассказе  используется и традиционный для творчества М.А.Шолохова прием  воспроизведения запахов, ароматов окружающей природы.  Ночь, когда решается Алешка на воровство, пахнет «земляной сыростью, крапивным ветром и дурманным запахом собачьей бесилы». Эти запахи напоминают запах земли, брошенной Макарчихой в колодец. Клубящиеся собаки, рвущие в пыльной земле розоватое мясо (трупик жеребенка или «середку» черноглазой Нюратки»), рождают ощущение   безнадежности, безысходности. Как пишет С.Г.Семенова, неприятный  спектр запахов начинается там, где на страницах рассказа проявляется «трупная изнанка человеческой плоти». Тошнотворно «воняет» от Алешки, от «круглой гноящейся раны», в которой «из сукровицы кажут острые головки черви».  Неприятный запах и у ночи, в которую тихо, почти обреченно идет Алешка к воротам Макарчихиного двора. Воровство не свойственно Алешке, но голод  сильнее, и он, «прислушиваясь к ударам тарахтящего сердца, не передыхая пил из кувшина молоко» до тех пор, пока «комом упала Макарчиха в погреб».

Макарчиха – неоднозначный персонаж, построенный на контрасте внешней религиозности и внутреннего зверства: под Троицу пытается убить Алешку, потом, принарядившись, входит к Алешкиной матери в дом, «на светлый образ …  истово» крестится. Этот образ рисуется автором несколькими яркими деталями: желтый платок, «ядреная и злая», «перекрестилась истово». Образ Макарчихи  перекликается с образом  Алешкиного «благодетеля» Ивана Алексеевича, с его зубами ядреными и желтыми, с его твердой убежденностью, что пригрел мальчишку он «Христа ради». Ни жалости, ни сочувствия, ни милосердия не дождался Алешка ни от соседки, ни от односельчан, ни от попа, несшего домой, видимо ради праздника,  «пироги и солонину». Спас его очкастый политком Синицын, заставший Алешку в сарае, где «из щелей струею желтой сочится хлеб». Желтый цвет с этого момента обретает свое идеальное вещественное  воплощение: хлеб, зерно, которое голодный Алешка пригоршнями бросает в рот; пареная пшеница, подсолнечное масло, которыми кормит политком Алешку.

Два центральных момента рассказа требуют особого внимания учителя и учащихся: это эпизод, в котором Алешка  рассказывает о пулеметах Синицыну, и эпизод, в котором Алешка телом накрывает гранату. При анализе первого эпизода необходимо помнить, что не  месть хозяину за побои  толкает Алешку в контору: «сердце  у Алешки простецкое, сроду ни на кого не серчал», «доброе Алешкино сердце, ему ли на хозяина злобиться, коли тот ему кусок дал?». Понимая, что означают приготовления Ивана Алексеевича, почему у очкастого на поясе появилась кобура  «с ремнем витым и блестящая штука, на бутылку похожая», вспоминая, видимо, прочитанное в клубе, после которого «долго ворочался на рваной дерюжке», решает Алешка, «придерживая руками барабанящее сердце», предупредить о готовящемся нападении банды человека, спасшего его от  голодной  смерти.

 Во втором эпизоде, Алешка, увидевший в дверном проеме «девчонку лет четырех», женщину, заслонившую собой дочь, понимает, что не может и не должен бросать гранату, «на гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонными закрыл».

Поступок Алешки объясняется автором народной приметой: «зубы у Алешки большие и редкие, а у кого зубы редкие, у того и сердце мягкое». Важно, что и очкастый понял - не бросит Алешка гранату,  потому и метнулся к нему, «пинком ноги отбросил его, с перекошенным ртом мгновенно ухватил гранату, швырнул ее в сторону». Изображение поступка подростка, пережившего  голод, смерть матери и сестер, отчужденность односельчан, но пожалевшего незнакомую женщину с ребенком - это  выражение гуманистической сущности автора, его веры в человечество.

В  сюжетную логику рассказа  включен  художественный прием авторских акцентов (детали, зеркальность ключевых образов, диаметральность эпизодов, лексические повторы, однотипные синтаксические конструкции). Они позволяют отметить переживания героев, понять, что происходит в их душе. Внимательный читатель отметит, как два раза в тексте рассказа смеется Алешка: когда увидел «трупик» жеребенка («рядом сидит Алешка, … и смеется, смеется…», и  «когда очнулся… увидал над собою зеленое – от бессонных ночей – лицо очкастого», почувствовал себя живым); два раза Алешку называют ласково, по-домашнему Леней (мать и Синицын);  два раза решается Алешка на воровство (погреб Макарчихи, и хлебный амбар);  два раза в мучительном чувстве тревоги бледнеет Синицын (когда слышит простой рассказ Алешки «меня Макарчиха убивала, а теперь жарко, и в голове черви завелись» и когда понимает, что нельзя гранату в хату кидать, да и не бросит ее Алешка).

Одной деталью, повторяющейся часто, противопоставляет автор двух людей, принявших участие в судьбе Алешки - Ивана Алексеевича  и Синицына - очкастого заготовителя из конторы Донпродкома. И тот, и другой улыбаются Алешке: «успел доглядеть … улыбку, совсем не сердитую», «ощущал на себе пытливо-ласковый взгляд», «улыбался… по спине похлопывал»,  (Синицын), «смотрит на Алешку улыбчиво», «знай похаживает с ухмылочкой по двору» (Иван Алексеевич). По поступкам этих персонажей легко определить их отношение к Алешке. Неслучайно и последние слова рассказа (возвращающие нас  к началу, к образам безглазого человека-голода и мужицких слез) о том, что больше всего поразило Алешку:  «никогда раньше не видал: две небольшие серебристые слезинки и кривую, дрожащую  улыбку».

Синтаксические «стоп-кадры» (односоставные нераспространенные предложения) обращают внимание читателя на эмоционально значимые моменты, на сюжетно важные повороты: «Очкастый пружинисто вскочил на ноги… Бежали. У Алешки во рту горечь и сушь, сердце не умещается в груди»; «Под навесом сарая – полевая кухня, две патронные двуколки, а у амбаров -  шаги и нечищеные жала штыков. Охрана»;  «В заготконторе вторая дверь по коридору направо с надписью: «Помещается политком Синицын!» Вошли»; «Здорово живешь, Анисимовна! Тишина. У Анисимовны рот раззявлен криво, мухи пятнают щеки и глухо жужжат во рту».

Ранние рассказы М.А.Шолохова в большей степени, чем иные классические произведения советской эпохи,  требуют внимательного прочтения. Лаконизм, «сжатость» стиля, скрытое эмоциональное присутствие автора определяют объективность и психологизм в изображении героев, прямо связанных с выявлением авторской позиции. Рассказ «Алешкино сердце» поражает натуралистическим изображением смерти и голода, однако показывает человеческую жизнь такой ценностью, ради которой можно пожертвовать собственной. Поэтому и название рассказа воспевает сердечность даже в самых нечеловеческих и страшных обстоятельствах.

Рассказ опубликован в «Журнале крестьянской молодежи» 31 марта 1925 года, № 5, под названием «Алешка», а затем отдельным изданием в Госиздате (1925 г.), затем вошел в сборник «Донские рассказы» («Новая Москва», 1926 г.) и «лазоревая степь» («Московское товарищество писателей, 1931 г.). рассказ подвергался редакторской обработке в журнальном издании, где была изменена композиция рассказа: финал звучал оптимистически. Алешку принимают в комсомол на комсомольском собрании. Политком Синицын «подходит к Алешке, прижавшумуся возле окна, и долго и горячо под неумолчные крики ребят жмет ему руки». В сборнике «Лазоревая степь» редактор В.М. Кудашев тоже изменил конец рассказа: Алешка не бросает гранату, увидев ребенка на руках бандита и услышав крик: «Сдаемся! Не стреляйте!». В окончательном варианте рассказа, который вошел во все собрания сочинений, Алешка лег на гранату животом, «лицо ладонями закрыл», а осколок «на полвершка от сердца попал» Алешке в грудь. Финал рассказа трудно давался писателю. В архиве ИМЛИ имени А.М. Горького хранится рукопись рассказа «Алешкино сердце», в котором отразились трудности в поиске завершения» На гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонями закрыл, и не слыхал ни грохочущего гула, ни стонущего крика очкастого, не видел, как над канавой, поросшей рыжим бурьяном и крапивою, взметнулся огненный столб, но очкастый метнулся к Алешке, пинком ноги отбросил его, с перекошенным ртом мгновенно ухватил гранату, швырнул ее в сторону, а через секунду над садом всплеснулся огненный столб; услышал Алешка грохочущий гул, стонущий крик очкастого и почувствовал, как что-то вонюче-серое опалило ему грудь, а на глаза навалилась густая колкая пена». Шолохов завершает рассказ трагическим концом, а редакторы делали то, что велела им совесть и обстановка.

Ряд шолоховских рассказов («Нахаленок», «Жеребенок») учителя Дона включают в программу 5,6 классов, а семиклассникам в заключение урока мы рекомендуем познакомиться и с другими произведениями из «Донских рассказов»» «Родника», «Лазоревая степь», «Чужая кровь», обогащающими школьников историческими представлениями, многообразием языка, воспитывающими гуманистические чувства, развивающими навыки художественного восприятия и умения анализа текста.

Литература:

 1. Дворяшин Ю. А. Глаза как зеркало движения жизни в романах М. А. Шолохова / Ю. А. Дворяшин // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 13–17. (Соотношение описания глаз и взгляда персонажей романов М. А. Шолохова с их характерами и душевным состоянием)

2. Дворяшина Н. А. Мир детства в творчестве М. А. Шолохова / Н. А. Дворяшина // Литература в школе. – 2007. – N 12. – С. 5–8. (Детская тема в рассказах М. А. Шолохова "Шибалково семя", "Двухмужняя", "Пастух", "Нахаленок", "Обида", "Алешкино сердце" и "Судьба человека")

3. Муравьева Н. М. Мир детства в рассказе М. А. Шолохова "Нахаленок" / Н. М. Муравьева // Литература в школе. – 2006. – N 3. – С. 22–23. (Детская тема в "Донских рассказах" М. А. Шолохова. Образ Мишки в рассказе "Нахаленок". Литературный анализ рассказа)
4. Палиевский П.  Шолохов сегодня / П. Палиевский // Литература в школе. – 2005. – N 2. – С. 12–13. (Значение творчества М. А. Шолохова для русской литературы 20 века)

5. Семенова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию – М.: ИМЛИ РАН, 2005.

  1. Хализев В.Н. Теория литературы. – М., 2005.
  2. Шолохов М.А. Собрание сочинений.- М., 1985-1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Не жалейте сердца...Добру откроются сердца".

Занятие на тему: "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"Цель: воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм ...

От сердца к сердцу

Эта работа привитие любви к учебе....

"Мост доверия - От сердца к сердцу"

Тренинг для налаживания взаимоотношения между родителя и детьми...

Родительское собрание совместно с учащимися Мост доверия «От сердца к сердцу»

Цель: научить родителей и учащихся умению вести диалог (одно из условий развития личности в семье); поиск вариантов решений проблем взаимоотношений родителей и детей в семье.Источник: Внеклассные меро...

"Не жалейте сердца... Добру откроются сердца"

Классный час для 7 класса по теме "толерантность". В начале урока можно включить видио "всё оставляе свой след"...

Классный час в 7-м классе "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"

Цель: воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоцио...

Социальный проект "От сердца к сердцу"

Творческая работа воспитанников Дома детского творчества, напрвленная на решение социальных проблем...