"Вот что может сделать с человеком..."
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Краснова  Галина Николаевна

Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubov_v_zhizni_geroev_romana_i.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

         

         Тема урока: "Вот что может сделать с человеком…"

(Любовь в жизни героев романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".)

Цели урока:

-сопоставить разные истории любви и сделать выводы о том, какова концепция любви в романе.

-формирование целостного представления о Базарове как центральном образе романа.

-совершенствование навыков работы в форме чтения-анализа.

Любовь…сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и

движется жизнь.

И. С. Тургенев.

Любовь – это всё, что мы есть,

Всё, что мы есть…

Нет движения, кроме любви,

Нет места, кроме любви,

Нет времени, кроме любви,

Нет желаний, кроме любви;

Нет жизни, кроме любви,

Нет смерти, кроме любви,

Нет движения, кроме любви,

Нет защиты…

Любовь – это всё, что мы есть…

Б. Гребенщиков

На доске столбиком записаны слова:

Дурь,

уродство,

болезнь,

белиберда,

кошмар

   Проблемный вопрос: "Как вы думаете, нашла ли своё отражение

в романе точка зрения Тургенева на роль любви  в жизни человека, высказанная им в стихотворении в прозе "Воробей"?

Ход урока.

   Каким из этих слов мы можем дополнить название темы нашего урока?

Какое чувство определяет этими грубыми словами один из героев?

В романе Тургенева чувство любви является одним из основных средств раскрытия характера героя. Обратите внимание на то, что главные герои проходят испытание любовью.

Что вы думаете о любви? Каким видится вам это чувство? Что делает с человеком любовь? (Зачитать свои мини-сочинения)

Я расскажу вам новеллу Феликса Кривина. Одна былинка влюбилась в солнце. Маленький хиленький росточек и большое яркое солнце… Но былинка стала тянуться вверх изо всех сил. И она превратилась  в прекрасное большое растение. Вот что может сделать любовь. Даже неразделённая.

Обратимся к эпиграфам. Имена авторов пока не названы. Здесь представлено две точки зрения на роль любви в жизни человека.

-Любовь-стихия, которая сильнее смерти.

-Любовь это всё, что мы есть.

Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?

Выстройте данные ниже жизненные ценности по степени убывания:

-богатство;

-любимая работа;

-слава;

 -любовь;

-дети;

-вера;

-семья;

-власть;

-здоровье.

   Каждый человек имеет свои жизненные ценности. Очевидно, Тургенев поставил бы на первое место Любовь. Слова, используемые в первом эпиграфе, принадлежат ему.

Автор второго высказывания – известный петербургский поэт-бард Борис Гребенщиков.

   На доске проблемный вопрос. Зачитаем его. Мы ответим на него в конце урока.

Герои романа, как ни увлечены они идейными спорами, постоянно говорят о любви. Эта тема им интересна и важна.  В романе четыре сложившиеся пары

 Николай Петрович - Фенечка  (Мария)

Павел Петрович – княгиня Р. (Фенечка)

Аркадий – Катя (Одинцова)

Базаров – Одинцова (Фенечка)

Верно ли я всё записала? Никто не хочет уточнить?

В жизни наших героев было ещё по женщине. Дополним нашу запись.   

Что для каждого из героев – любовь?  Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев-мужчин?

Послушаем их исповедь в форме дневниковых записей.

Николай Петрович.

.Вывод: добрый и скромный человек, дважды выбирает один и тот же тип женщин. Это небогатые, юные, чистые и доверчивые девушки, преданные, кроткие - настоящие матери и жёны. Мария более образованная, Фенечка более проста. Он любит музыку, поэзию, природу, красоту. Одним словом, романтик, как сказал бы Базаров. Тяга к красоте и молодости, неумение жить в одиночестве, необходимость семьи приводят его к такому выбору. Для него главное в жизни – семья. Он не общественный человек.

   Мы прослушали историю любви Н. П. Может, у кого-то из вас возникли  к нему вопросы, ответы на которые вы не нашли в тексте романа

Дорогой Н. П., вы, пожалуйста, не обижайтесь, но вас не смущает, что Ф. столько же лет, сколько и Аркадию?

Павел Петрович.

Две женщины, которые поразили П. П. , слишком непохожи. Княгиня непредсказуема в своих чувствах, а Фенечка даже не знает о его привязанности. Для него любовь – прекрасная загадка, которую невозможно разгадать.

В истории П. П. любовь, ради которой он бросил всё, зачеркнул свою карьеру, всё-таки вытеснила из жизни всю силу человека и привела к духовной гибели этого по-своему хорошего человека.

П. П., вы любите своего брата, но мне непонятно, почему интересуетесь Ф.?

Прав ли Аркадий, говоря,  что П. П. скорее сожаления достоин, чем насмешки?

Аркадий

Очень похож на отца. Он любит то же : природу, красоту, поэзию, музыку. Его увлечение Одинцовой понятно: она прекрасна. Но с Катей у него много общего, а для него важно, чтобы у мужа и жены были общие интересы. Для него семья – главная ценность жизни.

Почему вы отдаёте предпочтение Кате, ведь вы же были влюблены в её сестру?

Базаров.

Объясняет свой интерес к женщинам физиологическими причинами, поэтому для него главное, чтобы женщина была молода и прекрасна. Остальное неважно

Тургенев сводит аристократа Кирсанова и демократа Базарова в сердечном влечении к Фенечке и её простотой, народным инстинктом выверяет ограниченность того и другого героя.

 П. П. в чертах Ф. находил сходство с его роковой возлюбленной. Она привлекает его своей непосредственностью, но его любовь слишком заоблачна и бесплотна.

Б. инстинктивно ищет в Ф. жизненное подтверждение  взгляду на любовь как на простое и ясное чувственное влечение. Но это глубоко оскорбляет Ф., и нравственный укор, искренний, неподдельный. слышится из её уст. Очевидно, в самой женской природе (крестьянской или дворянской – какая разница!) заложены отвергаемые героем одухотворённость и нравственная красота.

Почему Б. сближается с Ф.? Стремление отвлечься, пусть немудрёным флиртом.

. Между Фенечкой и Одинцовой ничего общего. Базаров не признаёт брака, считая его явлением обветшалым, и для себя не мыслит судьбы семейного человека. Любовь для него – неожиданность, потрясение, страсть, которой он захвачен. Он хочет, но не может освободиться от неожиданного и непривычного чувства. Не сразу, но постепенно он осознаёт. что спасовал перед женщиной. перед чувством, и эта слабость глубоко травмирует его. приводит в состояние депрессии. Он отрицал любовь как ненужное чувство, а сам "рассыропился" Убеждения, которые он проповедовал, пошатнулись на практике, не выдержав испытания жизнью.

История П. П. и Б. очень похожи .Кто это сказал:"Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту разбили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способным, этакий человек – не мужчина…".

 Однако, сам Б. испытал на себе тоже самое. Повесть погибшей жизни П. П. явилась предсказанием того, что вскоре произойдёт и с ним.

Но поговорим подробнее о взаимоотношениях между Б.и О

Проанализируем сцену объяснения.  Это эпизод психологически сильной, сверхэмоциональной сцены

 Обратите внимание  на поведение персонажей, их внутреннее состояние.

Инсценировка ключевого диалога  в развитии линии Базаров – Одинцова.

Почему Б. во время разговора с О. стоял к ней спиной?

Б. испытывает бурю чувств Сколько любви, силы и страсти в его словах. .Если до этого он ещё боролся с непроизвольными движениями своей души, то теперь понимает, что все его принципы, все его взгляды рушатся мгновенно и безвозвратно. Как удивительно ярко, реально показал Тургенев внутреннее состояние героя.

..

.

Тайная психология играет важную роль в романе. Ведь, не прибегнув к ней, Тургенев не смог бы изобразить Б. реальным, живым человеком, способным страстно любить и в то же время страдать от этой любви

Он мучается, терзает себя, изнемогает от любви. А Анна С.? Она не может ответить взаимностью Почему? Да потому, что Базаров для неё – это любопытная игрушка, которую она "внимательно рассматривает", исследует.

???Тургенев говорил, что Одинцова так же мало влюбляется  в Аркадия, как в Базарова, а Писарев утверждал, что у неё зародыш чувства и она только не даёт ему развиться.

 После разговора с Б. О. остаётся одна. С каким мастерством изображает Тургенев сложные и тонкие душевные движения, - психологическое состояние О.

Зачитать (Она до обеда не показывалась…)3абзаца по очереди с комментариями.

Смятение героини передано Т. в первом абзаце в основном через подробности внешнего поведения. Это очень тонкий приём, указывающий именно на то, что О. не может полностью осознать своё состояние, что она неспокойна. Мысли героини, о которых мы узнаём из этого отрывка, - это лишь часть её внутреннего состояния, и не в мыслях тут основной интерес, а в том ощущении душевной смуты, когда человек сам не знает. чего хочет, когда нет внутренней ясности и поток психологических состояний протекает бесконтрольно.

.          Второй абзац начинается с неожиданного "Или?" Что стоит за этим "Или?" .для самой О. не осознано. Это эмоциональный порыв неожиданная для самой героини возможность решения. Внешнее поведение характерно именно для этого состояния: "и остановилась, и тряхнула кудрями…" Это жесты человека, принявшего какое-то внезапное, может быть. отчаянное решение, но всё же решившего не до конца, лишь на эмоциональном уровне. Ей хочется броситься за ту черту. к которой она подошла, и в то же время она этого боится, её и манит. и пугает возможность круто переменить свою жизнь Вот и проясняется это незаконченное "Или?" Или ответить на любовь Б., рискнуть соединить свою жизнь с этим человеком, который и притягивает её, и пугает? Только у Т. всё это выражено не в той форме ясного и логически оформленного вопроса самой себе, которую мы сейчас воссоздали, а иначе. Художественный эффект здесь тот, что сквозь приметы внешнего поведения, неясность мыслей, неосознанность чувств в отрывке передано не только содержание внутреннего мира. но и ощущение эмоциональной зыбкости. смятенного душевного состояния, воспроизведено переживание, настроение.

Обратим внимание и на то. как искусно пользуется автор таким простым приёмом. как многоточие: многоточия обрывают мысль героини именно там. где кончается осознанное и начинается то, что и для самой А С. затаённое, то, в чём даже признаться себе страшно. Таково эмоциональное состояние героини.

А в третьем абзаце это эмоциональное состояние уже прошло рациональный самоконтроль. О. уже пережила необычное для себя состояние, успокоилась и снова в состоянии здраво рассуждать. "Нет, - решила она наконец…"Решение принято, и в последнем абзаце нам дано уже не эмоциональное состояние, а только мысли. О. полностью овладела собой. И здесь нет уже  недоговорённостей, двуплановости. многоточий.

Для Т. важно и интересно, каков человек в его глубинной сущности. каким проявляет он себя неосознанно.

.

Видеозапись "Последняя встреча Базарова с Одинцовой"

   Почему Одинцова поцеловала умирающего от тифа Базарова? Что значил для неё этот поцелуй?

.Подумайте, с какими чувствами вошла она? Боясь приблизиться, дыша с опаской, не снимая перчаток…И вдруг после всего этого целует его в лоб с заразной испариной…Не кажется ли вам всё это не таким простым, даже, может быть, имеющим какой-то сокрытый смысл?

Между Одинцовой и Базаровым происходит своеобразная дуэль. Дуэль двух сильных личностей. И даже сейчас перед лицом смерти никто не хочет проигрывать. Конечно, Одинцова боялась ,целуя больного, но показать свой испуг, струсить она не могла. А Базаров был уверен, что она не поцелует и он сильнее её. Но она не позволила Базарову ещё раз восторжествовать над собою. Это был её последний шанс  утвердить своё душевное равновесие, нарушенное им. Базаров в свою очередь не оставляет Одинцовой шансов на успех. Вот его последние слова в жизни:"Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…" Он умер в темноте, и никто не увидел его слабым – в предсмертной агонии…Да, дуэль на равных до последней минуты                                                                                

   Сколько бы мы не анализировали условия жизни, характеры, пристрастия главных и второстепенных героев, идеи, ими декларируемые, мы неизбежно придём к одному выводу: главное место в жизни героев занимают их чувства, их привязанности, их личная судьба

Тургенев даёт нам четыре примера мужских судеб. Они различны, и это нормально: каждый проживает свою жизнь, непохожую на жизнь другого. Так чью же судьбу мы можем назвать счастливой ? Прежде, чем мы ответим на этот вопрос, вспомним, о чём же мечтает каждый из наших героев и каков итог этих мечтаний.

Н. П. метает о жизни вместе с сыном и Фенечкой. О дружбе с Аркадием, о том, что А. займётся хозяйством и они вместе будут проводить вечера. читать. слушать музыку, спорить.

Итог – Ещё лучше, чем он себе представлял: женится на Ф.,живут вместе с семьёй сына, обожает невестку, да ещё и попал в мировые посредники – чувствует свою нужность людям.

   П. П. хочет закончить жизнь в семье брата, живя воспоминаниями,"на краю чужого гнезда и радуясь счастью брата.

Итог – Уехал в Дрезден, где придерживается прежних взглядов. Его уважают туземцы.

Аркадий мечтает заниматься хозяйством в семье отца

Итог – Сделался рьяным хозяином, и ферма уже приносит довольно значительный доход.

   Базаров мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы необъятные, но при этом говорит О. о том, что вскоре будет уездным лекарем, не желая напрасно болтать о будущем.ю которое не от нас зависит.

Итог – Умер. заразившись от больного тифом.

Кого же из наших героев можно назвать счастливым человеком?

Для счастья же человеку необходимо слишком много и слишком мало: любовь, семья, дети, материальное благополучие, осознание своей нужности людям.

А счастье – оно ведь просто

Бывает разного роста.

От кочки и до Казбека

В зависимости от человека.

Почему несчастлив Базаров? Не потому ли, что в расцвете своей жизни, когда он наконец выстроил себя в соответствии с собственными представлениями и ни перед кем в жизни не спасовал – именно в этот момент он встречает женщину, не уродливую, свободно мыслящую, которая не только не пасует перед ним, но и обретает над ним власть, от которой он не может освободиться. И тогда происходит переоценка ценностей.

Любовь – стихия, которой не может управлять ни один человек на свете, даже если он нигилист, даже если он такой сильный и волевой, как Базаров.

Он умирает от неверия: вера – это тоже любовь. Последнее, что "мгновенно отразилось на помертвелом лице" Базарова в момент соборования, "когда святое миро коснулось его груди" – было "что-то похожее на содрогание ужаса". Почему? Осознание своей греховности и неправоты?

Чтение наизусть описания сельского кладбища.

Почему автор заканчивает роман именно этим описанием?

Как оно помогает нам разгадать тайну романа?

Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева  - о любви?

Открывается описание  печальной картиной: "вид печальный", "деревянные кресты поникли и гниют", "каменные плиты…сдвинуты", "два-три ощипанных деревца", "скудная тень", "овцы…бродят по могилам"

Но постепенно тон меняется., автор возвышает голос до тожественного пафоса; это создаётся и синтаксическими средствами(однородные придаточные, короткие бессоюзные предложения), и лексическими("не касается человек", "не топчет животное", но "одни птицы садятся" у могилы Базарова). Затем снова скорбная картина описания одиноких старичков. Она подробна и завершается риторическими вопросами:"Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?", ведущими нас к философскому выводу о вечной жизни природы, "о вечном спокойствии", "вечном примирении", "о жизни бесконечной".

   Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви. Он как бы говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его "идейные битвы", но вечна жизнь, и вечна любовь, благодаря которой "держится и движется жизнь". И только она права. И в этом смысле роман Тургенева – о любви. Которая сильнее смерти, ибо она вечна.

Вот мы и ответили на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Мережковский назвал Тургенева "гением меры" и "гением культуры".Он увидел главную особенность таланта писателя: его философичность, умение видеть и создавать произведения, живущие вне времени, способные пережить политические баталии и объяснить читателям, в чём же состоят главные ценности человека: не в спорах, но в любви, согласии и взаимопонимании.

Домашнее задание: "Отцы и дети" в русской критике.  (Д. И. Писарев, М. А. Антонович,

Н. А. Добролюбов, Н. Страхов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что может сделать человек, если ему 13 лет?"

Классный час в 7 классе по профилактике асоциальных явлений...

открытый урок по теме "Может ли современный человек жить в гармонии с природой?"

Урок является оббощающим по теме.На данном уроке  преследовались следующие задачи:Образовательные задачи:формировать лексико-грамматические навыки в формате ЕГЭ;cпособствовать формированию целост...

Статья по теме: Использование новых форм обучения. Приложение Plickers может сделать урок иностранного языка интересным.

В настоящее время, в современных условиях реализации ФГОС, нельзя забывать о том, что мы обучаем поколение Z и альфа, которые появились на свет вместе с гаджетами и привычные формы обучения, например,...

Эссе «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу…» (Р. Олдингтон)

Может быть, мои слова покажутся слишком помпезными, но я верю, что учитель выполняет на Земле особую миссию: передает молодому подрастающему поколению опыт человечества на пути познания Вселенной, на ...

Эссе на тему "Что может сделать школу лучше?"

Размышления после прочтения материалов о влиянии экономики на состояние современной школы...

Социальный проект «Экология: что может сделать каждый?» « Покормите птиц зимой»

Социальный проект  «Экология: что может сделать каждый?» « Покормите птиц зимой»...