Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Конева Татьяна Александровна

 

Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

 

Читаю стихотворение в прозе «Собака».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literatury_v_7.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"

                                     

                                         Конева Татьяна Александровна,  учитель литературы 

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

Читаю стихотворение в прозе «Собака».

– Обращаясь к читателю, Тургенев говорил: «…читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, – и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу…».

Учитель: Заронили ли вам что-нибудь в душу эти произведения? Что для вас «Стихотворения в прозе»?

Ученики: Это размышления автора, поучения, откровения…

Учитель: Когда были написаны стихотворения? Что происходило в жизни Тургенева?

Ученики: Стихи в прозе были написаны в последние годы жизни Ивана Сергеевича Тургенева (1878-1882 гг.) Мучительная болезнь, старость, одиночество, тоска по Родине – были его спутниками.

Учитель: Конец жизни. Человек должен сделать что-то самое важное, значимое. И вдруг он пишет эти «легонькие листки». Но так ли уж они легки? Что скрывается за незначительным, простым сюжетом?

 Автор довольно долго искал название своему «детищу».

Запись на доске:

«Посмертное»

 “SENILIA” – песни старости;

 старческое;

 стариковское

 сновидение старца.

 «Стихотворения в прозе» – 1882 г.

 Сам он называл их «последние вздохи старика», «зигзаги».

 Какую особенность «Стихотворений в прозе» отражало это название?

 (Запись на доске по ответам учащихся)

Ученики: Контрастность тем, мотивов, образов, интонации, необычность жанра. Ставит и решает самые сложные  нравственные и социальные общечеловеческие проблемы.

Учитель: Какими настроениями проникнуты известные вам стихотворения в прозе?

Ученики: Многие лирические миниатюры посвящены теме одиночества, старости, смерти, болезни. Это продиктовано возрастом и одиночеством. Тем не менее, нота оптимизма пробивается через понятную нам печаль.

 Стихотворения все же оптимистичны, полные веры в человека, они воспевают большие и маленькие человеческие радости, любовь, духовное величие и красоту, честность, милосердие, вечное движение и обновление жизни.

Учитель: Стар, одинок, раздавлен болезнью. Откуда оптимизм? Где его истоки?

Ученики: Истоки тургеневского оптимизма – это неистребимая любовь к России, ее людям, природе.

Учитель: Обратимся к стихотворению «Воробей». Определите тему стихотворения в прозе.

Ученики:  Прославление любви, побеждающей смерть.

Учитель: Каким выводом хотел поделиться Тургенев?

Ученики: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью, держится и движется жизнь».

Учитель: А как он смог это понять? Как здесь выразился сам автор? Соотнесите сюжет стихотворения с выводом? Почему не люди герои этого сюжета?

Учитель: Прочитаем стихотворение «Нищий». Почему пожатие руки нищий назвал подаянием?

Ученики: не пренебрегли, не отнеслись с презрением, дали возможность подняться с колен…

Учитель: «Я понял, что и я получил подаяние от моего брата».  О каком подаянии идет речь?

Ученики: Герой утвердился в мысли, что способен сострадать, чувствовать чужую боль…

Учитель:  Познакомимся со стихотворением в прозе «Два богача»  О чем это произведение?

Ученики: О нравственном богатстве, милосердии, самопожертвовании во имя любви к другому человеку.

Учитель: Что же такое, по Тургеневу, настоящее милосердие? Объясните смысл слова «милосердие».

Ученики: Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Учитель: 17 марта 1877 г. Тургенев записал в своем дневнике: «Полночь. Сижу я опять за своим столом… а у меня на душе темнее ночи…Могила торопится проглотить меня, как миг какой пролетает день, пустой, бесцельный. Смотришь: опять вались в постель. Ни права жить, ни охоты нет; делать больше нечего, нечего ожидать, нечего даже желать». В каких стихотворениях вы уже слышали эти ил  подобные мысли?

Ученики:  «Старик», «Последнее свидание», «Старуха».

Учитель: В чем смысл жизни для бедного старика?

Ученики: Смысл жизни в воспоминаниях о прошлом, о молодости и любви, в памяти о Родине, потому что в настоящем только болезнь, одиночество, а в будущем – смерть. « Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!»

Учитель: Предлагает ли Тургенев в своих стихотворениях какой-то выход из того состояния, о котором пишет в дневнике?

Ученики: В стихотворении «Мы еще повоюем!» слышен оптимизм, надежда на лучшее.

Учитель: Показывает ли в этом стихотворении Тургенев человеческую силу, которая содействовала бы развитию общества?

Ученики: Самопожертвование, любовь, честь…

Учитель: К какому выводу приходит автор в других стихотворениях?

 «Житье дуракам между трусами», «Смерть нас примирила», «Бывают улыбки хуже слез», «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать».

Учитель: Стихотворения в прозе – это слияние прозы и поэзии. В чем вы видите это единство? Чем стихотворения близки лирике?

Ученики: Глубокий лиризм, эмоциональность повествования, краткость формы.

 Коллективное составление и запись таблицы.ЭПОС        ЛИРИКА

Отображает всю полноту, многогранность жизни человека в ее развитии, всю глубину человеческой психологии.        Внутренний мир, собственное «я» поэта. Поэт выражает себя в страстном споре со временем, друзьями, врагами, с самим собою.

Учитель: Попробуйте сформулировать определение жанра стихотворение в прозе. Зачитываем полученные определения, сопоставляем с определением из словаря литературоведческих терминов:

 Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме, обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция. Форма сложилась в европейской поэзии в эпоху романтизма. Образцом принято считать А. Бертрана «Гаспар из тьмы». (1842 г.) Термин «Стихотворение в прозе» введен Шарлем Бодлером в «Цветах зла».

Учитель: Итак, «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – это?

 (Учащимся предлагается закончить предложение)

Ученики: «Стихотворения в прозе» – это удивительный сплав поэзии и прозы, целый мир размышлений, философское осмысление мира, итог всей его жизни, интимная исповедь художника, отражение исканий, раздумий, противоречий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"

Урок литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С.Гумелёва" разработан в форме пресс-конференции. Цель урока: познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумил...

Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"

Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о не...

Разработка урока литературы для учащихся 7 класса по теме: "Совершенство сонета. И.А.Бунин "Мира". Истолкование. Восприятие"

Разработка  урока литературы для учащихся 7 класса  по теме:  "И.А.Бунин.  Сонет "Мира".  Разработка содержит  тезисный план урока,  предполагаемые от...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатк...