Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка"(с использованием ИКТ)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Урок предполагает погружение учащихся в исторические события ХVIII века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями тесно связано художественное произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка», которое будет изучаться далее на протяжении нескольких уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc50 КБ
Office presentation icon prezentaciya_ikt.ppt615 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы (8 класс)

с использованием ИКТ

                                                  Подготовила:

                                  учитель русского языка и    

          литературы

                                      МКОУ «Крутинский лицей»

                                           Ростовцева Надежда Сергеевна

Крутинка-2012

Предмет: литература

Тип урока: интегрированный

Тема: «Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Класс: 8

Технологии: использование презентации, работа со слайдами

Аннотация

Урок предполагает погружение учащихся в исторические события ХVIII века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями тесно связано художественное произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка», которое будет изучаться далее на протяжении нескольких уроков.

В курсе литературы за 8 класс основой является взаимосвязь литературы и истории. Именно поэтому важную роль в преподавании курса литературы играют интегрированные уроки. Учащиеся должны четко представлять, в какое время творил писатель, какому историческому событию или персонажу посвящены его произведения. Грамотно построенный интегрированный урок поможет учащемуся-читателю спроецировать исторические реалии на литературное произведение, тем самым давая возможность познать глубину характеров персонажей, причины их поступков, время, в котором они живут.

Урок предполагает подготовленность учащихся. Они работают над заданиями в группах: готовят сообщение об исторических событиях ХVIII века, об истории создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», работают с первыми главами повести и «Историей Пугачевского бунта» в поисках ответа на вопросы об описании крепости и образа Пугачева. Таким образом, получаем достаточно большое количество групп, что дает возможность каждому учащемуся самостоятельно поработать с определенным материалом.

Данный урок продолжает цикл интегрированных уроков, когда через знакомство с историей ученики четче воспринимают художественное произведение.

При разработке урока был использован метод групповой деятельности учащихся, выступающих в роли докладчиков. Использование на данном уроке ИКТ в виде работы со слайдами (презентация) позволяет, приходя к конкретным выводам по каждому вопросу, наглядно видеть их, переносить в тетрадь, учит формулировать выводы в виде тезисов, выбирать в потоке информации главное.

Смена деятельности учащихся, использование слайдов с таблицами, схемами, тезисами, портретами и иллюстрациями позволяет наглядно представить весь проговариваемый материал.  

Самостоятельно, с помощью учителя ставя цель в начале урока, учащиеся делают выводы в его конце и получают домашнее задание с использованием ИКТ.

                                                         Конспект урока

Тема: Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Цели: - обучающая: научить сопоставлять события истории и художественное

                                   произведение;

            - развивающая: развивать умение тезисно формулировать главную мысль текста;

            - воспитывающая: воспитать чувство уважения к истории.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, учебник

                            литературы, тетрадь.

                                                      Ход урока

  1. Приветствие, организационный момент.

Слово учителя: В этом году мы снова обращаемся к творчеству А.С.Пушкина – познакомимся с его повестью «Капитанская дочка», произведением, которому сам Пушкин придавал большое значение. В этой повести автор предстает перед нами не только как писатель, но и как историк. История всегда интересовала Пушкина. Прошлое для него – всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем. Давайте вспомним произведения Пушкина на исторические темы (ученики называют «Песнь о вещем Олеге», драму «Борис Годунов» и т.д.).

Перед нами на первом слайде тема нашего урока – «Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке, какова наша цель на урок? (Происходит самостоятельное целеполагание учащихся с корректированием учителя, ученики пишут тему и свою цель урока в тетрадях). Молодцы, цель нашего урока поставлена, вы видите ее на втором слайде.

При подготовке к уроку вы работали в группах, у каждой группы было свое задание. Итак, давайте послушаем ваши выступления. Задача для всех слушающих – из всей информации выделить самое главное и сформулировать тезисы к выступлению.

  1. Сообщение первой группы «Эпоха царствования Екатерины II».

(Примерный текст выступления: ХVII век – век царствования Екатерины II. В 1745 году она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В 1762 году пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Была умна и образованна, ее часто называют продолжательницей Петра Великого за реформы и завоевания. Екатерина II выбирала политику, отвечающую задачам развития страны, придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются «для воспитания граждан». Тяжесть налогов, бесправие отражались на крестьянах, их можно было продавать, наказывать без суда. Бесправие и нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись).

Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.

Слово учителя: Итак, мы имеем представление о деятельности Екатерины II, о положении крепостных крестьян. Одним из крестьянских бунтов в то время было восстание под предводительством Емельяна Пугачева, получившее название Пугачевского бунта. Давайте послушаем следующее сообщение, посвященное этой теме.

3. Сообщение второй группы «Причины Пугачевского бунта».

(Примерный текст выступления: продолжали расти злоупотребления крепостным правом помещиков над крестьянами, их можно было продавать, они платили огромные налоги, терпели наказания и нищету, при этом постоянно работая. Во многих местах начинались бунты крестьян против помещиков и власти. В этой обстановке разнеслись слухи, что Петр III жив, появится и накажет царицу и помещиков, даст крестьянам волю и землю – в народе всегда жила вера в доброго царя. Началось возмущение в казачьей среде, казачество с его преданиями о вольной жизни и враждой к государству не исчезло, тем более, что оно должно было нести гарнизонную службу, что стесняло его свободу. Восстание началось на реке Яике среди яицких казаков с появлением донского казака Емельяна Пугачева, назвавшего себя Петром III. Правительство укрепляло реку своими крепостями – Оренбург, Илецкий городок и т.д. восстание охватило казаков, это был повод для войны против власти, было взято насколько крепостей, кроме Оренбурга. Но восстание было подавлено властью).

Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.

Слово учителя: Об этом бунте, о том времени Пушкин и написал в своей повести «Капитанская дочка». Что послужило причиной написания этого произведения, какая работа предшествовала его появлению – давайте послушаем третье сообщение.

  1. Сообщение третьей группы «История создания произведения «Капитанская

      дочка».

(Примерный текст выступления: в начале 30-х годов ХIХ века после подавления бунта военных поселенцев в Старой Руссе Пушкин начинает изучать архивные материалы, собирает народные песни и предания, свидетельства местных жителей о Пугачеве. Он посетил места, где происходили главные события Пугачевского восстания, сравнивает документы и воспоминания очевидцев. Работа велась в двух планах – историческом (писатель работал как историк, создавая «Историю Пугачевского бунта», ставя целью выяснить причины пугачевщины, крестьянского движения, указать на необходимость преобразований в стране) и литературном (в повести решалась проблема достижения единства нации, улучшения нравов, избежания насильственных потрясений). «История Пугачева» не принесла автору успеха, в отличие от повести «Капитанская дочка», которая была написана позднее. В ее основе исторические события).

Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.

Слово учителя: Давайте попытаемся сравнить исторические события с литературными, доказать, что повесть имеет историческую основу. Сравним в двух произведениях А.С.Пушкина – «История Пугачева» и «Капитанская дочка» - образ Пугачева и крепости. Этим занимались следующие группы ребят, они готовы поделиться результатами своей работы.

 5. Четвертая и пятая группы зачитывают отрывки указанных произведений, где описан образ Пугачева. Данные отрывки поочередно появляются на слайде. Класс наглядно видит тексты, сравнивает их и приходит к выводу о сходности образов.

6. Шестая и седьмая группы зачитывают отрывки указанных произведений, где дано описание крепости. Данные отрывки поочередно появляются на слайде. Класс наглядно видит тексты, сравнивает их и приходит к выводу о сходности описаний.

7. Учитель предлагает сравнить образ Пугачева в произведении и истории. Для этого появляется следующий слайд, подготовленный учителем. Ребята читают цитаты из повести и истории, делают вывод о характере Пугачева, его судьбе.

8. Учащиеся вместе с учителем проговаривают поставленные в начале урока цели и  делают выводы по уроку, опираясь на наводящие вопросы учителя. Выводы в виде тезисов появляются на слайде. Ребята переносят их в тетрадь и акцентируют внимание на том, что поставленная и записанная ими цель в начале урока была выполнена.

Учитель подводит итоги, выставляет оценки, комментируя их и опираясь на оценку выступлений классном.

9. Домашнее задание с использованием ИКТ: на последнем слайде дана иллюстрация казни Пугачева художника Виктора Маторина. Задание: написать эссе на тему «Жизнь и смерть Пугачева» по материалам урока, презентации и данной картины.

Учитель говорит о том, что в конце изучения произведения «Капитанская дочка» ребята должны будут сравнить свои впечатления о Пугачеве, выраженные в эссе, с впечатлениями после прочтения произведения, внести дополнения в свои тексты. Таким образом, происходит дополнительная мотивация домашней деятельности учащихся.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин . Историческая основа создания повести «Капитанская дочка». Вводный урок

Слайд 2

Цель урока: Сопоставить исторические события с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; Доказать, что данная повесть имеет историческую основу.

Слайд 3

Эпоха Екатерины II : свержение с престола и убийство Петра III ; создание законов «для воспитания граждан»; рост налогов, преимущественно для крестьян; бесправие, нищета крестьян

Слайд 4

Причины Пугачевского бунта: Бесправие крестьян, бунты Слух о появлении Петра III Вера в «доброго царя» Емельян Пугачев - Петр III . Пугачевское восстание

Слайд 5

История создания произведения «Капитанская дочка» Работа в архивах, изучение документов Встречи с местными жителями Изучение народных песен и преданий «История Пугачевского бунта», 183 3 г. «Капитанская дочка», 1836 г.

Слайд 6

«История Пугачевского бунта», 183 3 г. «Капитанская дочка», 1836 г. «Емельян Пугачёв... сорока лет отроду, смугл и худощав; волосы носил тёмно-русые, бороду чёрную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышиблен ещё в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое родимое пятно, а на груди знаки, оставшиеся после болезни, называемой чёрной немочью». «Он был сорока лет, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

Слайд 7

«История Пугачевского бунта», 183 3 г. «Капитанская дочка», 1836 г. «Крепости, в том краю выстроенные, были не что иное, как деревни, окружённые плетнём или забором. Несколько старых солдат и тамошних казаков, под защитою одной или двух пушек были безопасны в них от стрел и копий диких племён, рассеянных по степям Оренбургской губернии и около её границ». «Деревушка, окруженная бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными… У ворот … старая чугунная пушка; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломой».

Слайд 8

Образ Емельяна Пугачева в повести … «Улица моя тесна; воли мне мало» «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» «Казнить так казнить, жаловать так жаловать!» … и в истории «Беглый донской казак, много скитавшийся по России, уже раз пойманный и сидевший в Казани в тюрьме» «В подлинность явившегося государя не все верили; но к нему пошли все недовольные из окрестных мест» «Пугачев был выдан Суворову его же сообщниками, которые отчаялись в исходе движения. Он был привезен в Москву и казнен»

Слайд 9

Выводы: Историческая основа создания повести: Пугачевское восстание на Яике Осада Оренбурга Историческая верность образа Пугачева: Предводитель восстания, народный герой Сметливость ума, хитрость, жестокость Трагическая судьба В основе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» лежат исторические события

Слайд 10

Виктор Маторин Казнь Пугачева Д/з: написать эссе на тему «Жизнь и смерть Пугачева» по материалам урока, презентации и данной картины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Интегрированный урок-проект в 8 классе...

Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"

Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....

Историческая основа создания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель урока: сопоставить исторические события с повестью «Капитанская дочка» и доказать ее историческую основу. Задачи урока:- ознакомить учащихся с историческими фактами, на основании...

История создания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель урока: сопоставить исторические события с повестью «Капитанская дочка» и доказать ее историческую основу.Задачи урока:- ознакомить учащихся с историческими фактами, на основании котор...