Экзаменационный материал по литературе, 8 класс
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

Степанова Наталья Витальевна

Экзаменационный материал предназначен для проведения устного экзамена по литературе за 1 полугодие. Билет состоит из двух вопросов. Второй - практический.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Билеты для проведения  устного экзамена по литературе за 1 полугодие, 8 класс. Билет № 1

  1. Что такое житийная литература? Когда она возникла? Кого причисляла церковь к лику святых? За что Сергия Радонежского причислили к лику святых?
  2. Определите по отдельным репликам, кому они принадлежат Свой ответ аргументируйте.

А) «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Б) «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь».

В) «Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

Г)«Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

Д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки…»

Е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штраф. Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились».

Билет № 2

1.Что мы называем песней? Какие виды фольклорных  песен вы знаете?

2. Попробуйте назвать, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

Экспозиция –

Завязка –

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Билет № 3

  1. Какие песни можно назвать народными лирическими? В чем их своеобразие? Чему они посвящались?
  2.  Какими средствами художественной выразительности пользуется поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Билет № 4

  1. Почему повесть «Капитанская дочка» называется исторической? Какому событию она посвящена? В чем историческая правда и в чем  художественный вымысел?
  2. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри?» Как это влияет на характер стихотворной речи?

Билет № 5

  1. Вспомните сон Гринева. Когда он ему привиделся? Чем интересен этот сон? Зачем А.С. Пушкин включил сон в повествование?
  2. Прочитайте текст песни. Каким событиям она посвящена?

Под славным городом под Полтавой

Подымалась Полтавская баталья.

Запалит шведская сила

Из большого снаряда – из пушки;

Запалит московская сила

Из мелкого ружья – из мушкета.

Не крупен чеснок* рассыпался –

Смешалась шведская сила.

Распахана шведская пашня,

Распахана солдатской белой грудью;

Орана шведская пашня

Солдатскими руками;

Посеяна новая пашня

Солдатскими головами;

Поливана новая пашня

Горячей солдатской кровью.

*чеснок – частокол, полевые укрепления

Какие свойственные народной песне художественные приемы можно отметить в этом произведении? Какова основная мысль этой народной песни?

Билет № 6

  1. В связи с чем и кто из героев повести рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя?
  2.  Прочитайте песню. Какова ее тема? Какое настроение она передает? К какому виду песен можно ее отнести?

Уж ты, ночка, ты ночка темная,

Ты темная ночка, осенняя!

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Нет у девицы родного батюшки, нет ни батюшки, нет ни матушки,

Нет ни братца, ни родной сестры,

Нет ни рода, нет ни племени!

Уж как был-то у ней мил сердечный друг,

Да и тот теперь далеко живет.

Какой распространенный прием построения лирической песни встречается здесь? В чем он состоит?

Билет № 7

  1. Вспомните эпиграф к поэме «Мцыри»? Как он связан с идеей произведения?
  2. Прочитайте описание. Какими художественными средствами пользуется автор? Какую роль в произведении играет этот отрывок?

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»..

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь? – спросил я ямщика с нетерпением». «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».

Билет № 8

  1. Почему Петр Гринев, называя Пугачева самозванцем, разбойником, злодеем, все-таки симпатизирует своему незнакомцу, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?
  2. 2 Прочитайте песню. Какова ее тема? Какое настроение она передает? К какому виду песен можно ее отнести?

Уж ты, ночка, ты ночка темная,

Ты темная ночка, осенняя!

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Нет у девицы родного батюшки, нет ни батюшки, нет ни матушки,

Нет ни братца, ни родной сестры,

Нет ни рода, нет ни племени!

Уж как был-то у ней мил сердечный друг,

Да и тот теперь далеко живет.

Какой распространенный прием построения лирической песни встречается здесь? В чем он состоит?

Билет № 9

  1. Каким вы представляете себе Петра Андреевича Гринева? Как вы думаете, почему его портрета нет в «Капитанской дочке»?
  2. Попробуйте назвать, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

Экспозиция –

Завязка –

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Билет № 10

  1. Что называется эпиграфом? Какой эпиграф выбирает А.С. Пушкин для своей повести «Капитанская дочка»?
  2. Прочитайте текст песни. Каким событиям она посвящена?

Под славным городом под Полтавой

Подымалась Полтавская баталья.

Запалит шведская сила

Из большого снаряда – из пушки;

Запалит московская сила

Из мелкого ружья – из мушкета.

Не крупен чеснок* рассыпался –

Смешалась шведская сила.

Распахана шведская пашня,

Распахана солдатской белой грудью;

Орана шведская пашня

Солдатскими руками;

Посеяна новая пашня

Солдатскими головами;

Поливана новая пашня

Горячей солдатской кровью.

*чеснок – частокол, полевые укрепления

Какие свойственные народной песне художественные приемы можно отметить в этом произведении? Какова основная мысль этой народной песни?

Билет № 11

  1. Почему повесть о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка»? Кто главный герой повести и почему ты так считаешь?
  2. Определите по отдельным репликам, кому они принадлежат Свой ответ аргументируйте.

А) «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Б) «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь».

В) «Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

Г)«Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

Д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки…»

Е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штраф. Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились».

Билет № 12

  1. Перечислите произведения, входящие в цикл «Повести Белкина»? Кто их автор? Назовите главного героя повести «Метель». Аргументируйте свою точку зрения.
  2. Попробуйте назвать, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

Экспозиция –

Завязка –

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Билет № 13

1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму и почему?

2 Прочитайте текст песни. Каким событиям она посвящена?

Под славным городом под Полтавой

Подымалась Полтавская баталья.

Запалит шведская сила

Из большого снаряда – из пушки;

Запалит московская сила

Из мелкого ружья – из мушкета.

Не крупен чеснок* рассыпался –

Смешалась шведская сила.

Распахана шведская пашня,

Распахана солдатской белой грудью;

Орана шведская пашня

Солдатскими руками;

Посеяна новая пашня

Солдатскими головами;

Поливана новая пашня

Горячей солдатской кровью.

*чеснок – частокол, полевые укрепления

Какие свойственные народной песне художественные приемы можно отметить в этом произведении? Какова основная мысль этой народной песни?

Билет № 14

  1. Поэма «Мцыри» - романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.
  2. Определите по отдельным репликам, кому они принадлежат Свой ответ аргументируйте.

А) «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Б) «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь».

В) «Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

Г)«Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

Д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки…»

Е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штраф. Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились».

Билет № 15

1.Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме. Почему он так стремится на родину?

          2. Что такое житийная литература? Когда она возникла? Кого причисляла церковь к лику святых? За что Сергия Радонежского причислили к лику святых?

Билет № 16

  1. Какова роль пейзажа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
  2. Попробуйте назвать, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

Экспозиция –

Завязка –

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Билет № 17

  1. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия? Что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии «Ревизор».
  2. Прочитайте описание. Какими художественными средствами пользуется автор? Какую роль в произведении играет этот отрывок?

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»..

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь? – спросил я ямщика с нетерпением». «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».

Билет № 18

  1. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники?
  2. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри?» Как это влияет на характер стихотворной речи?

Билет № 19

  1. Что называется сюжетом? Перечислите все его элементы Любая пьеса начинается с перечня действующих лиц. В своей комедии Н.В. Гоголь дает еще замечания для господ актеров с краткой характеристикой героев. С какой целью? Какими средствами добивается писатель комического эффекта?
  2. Прочитайте песню. Какова ее тема? Какое настроение она передает? К какому виду песен можно ее отнести?

Уж ты, ночка, ты ночка темная,

Ты темная ночка, осенняя!

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Нет у девицы родного батюшки, нет ни батюшки, нет ни матушки,

Нет ни братца, ни родной сестры,

Нет ни рода, нет ни племени!

Уж как был-то у ней мил сердечный друг,

Да и тот теперь далеко живет.

Какой распространенный прием построения лирической песни встречается здесь? В чем он состоит?

Билет № 20

1. Вспомните, какой эпиграф Н.В. Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?

  2. Прочитайте описание. Какими художественными средствами пользуется автор? Какую роль в произведении играет этот отрывок?

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»..

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь? – спросил я ямщика с нетерпением». «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный материал по русскому языку и литературе в переводных классах

Экзаменационные билеты по русскому языку и литературе в 10 класса...

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ 5 КЛАССА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Этот материал предназначен для проверки знаний учащихся 5 классов....

Экзаменационный материал для 9 класса

Экзаменационный материал составлен для учащихся 9 классов, которые выбирают традиционную форму аттестации. Матерал составлен на основе учебно-методического пособия под редакцией В.Н.Доронькина....

Экзаменационный материал.История. 10 класс

Варианты экзаменациооной работы по истории....

Экзаменационный материал.История. 10 класс

Варианты экзаменациооной работы по истории....

Экзаменационный материал по литературе

Экзаменационный материалпо учебной  дисциплине «Русский язык и литература»для специальности 09.02.02 Компьютерные сети....

Экзаменационный материал для 8 класса по курсу «География России. Природа и население»

Экзаменационная работа предназначена для проверки уровеня подготовки обучающихся по географии, а так же ознакомления с требованиями, предъявляемыми на итоговой аттестации по предмету в 9-ом классе....