Занятия по развитию техники чтения
материал по литературе (5 класс) по теме

Представлено 9 занятий  для корректировки  и повышения техники чтения, для детей имеющих отставание в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_razvitiyu_tehniki_chteniya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Занятия по развитию техники чтения.

Занятие 1.

Тема: Работа над развитием техники чтения. Упражнения для развития техники чтения.

Цель: Развитие техники чтения, речи, памяти.

                                                    Ход занятия.

1.Постановка цели занятия.

2.Определение скорости чтения, качества усвоения чтения.

 Ребята читают тексты (5 минут) жужжащее чтение. После прочтения закрывают глаза, воспроизводят в памяти основное содержание прочитанного. Через 2-3 минуты отвечают на вопросы после текста.

3.Чтение художественной литературы. Замер техники чтения за одну минуту.

(Время чтения 15 минут).

4. Упражнение для выработки навыков мгновенного схватывания информации.

Просматривание заголовков газет, журналов, чтение объявлений, лозунгов. Запоминание номеров автомобилей.

5.Упражнение «Учитесь быть внимательными».

 Смотрите в одну точку на протяжении одной минуты при полном сосредоточении внимания на этой точке: в эту минуту думать только об этой точке.

Пристально рассмотрите какой-нибудь предмет в течение одной минуты, постарайтесь рассмотреть его детально; закройте глаза, воспроизведите все детали предмета, откройте глаза и вновь посмотрите на предмет, чтобы увидеть детали, ранее не замеченные.

6. Упражнение «Чтение строчек наоборот».

Итог занятия:

Чем сегодня занимались на занятии? Чему новому научились? Какие задания вам понравились больше всего?

                                                                                                                                         

       Занятие 2

Тема: Работа над развитием техники чтения. Развёрнутые и связные ответы на вопросы.

Цель: Развитие техники чтения, речи, тренировка зрительного аппарата.

                                                     Ход занятия.

1.Постановка цели занятия.

2.Упражнение: Внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы.

3.Упражнение:

Из одной точке в любой обстановке старайтесь увидеть, как можно больше предметов, изображений справа, слева, снизу. Зрачками двигать нельзя. Это очень важное упражнение, тренируйтесь постоянно.

4.Упражнение на развитие техники речи.

«Произнесите сочетание звуков МИ,МЭ,МА,МО,МУ,МЫ,  так, как будто вы жалуетесь.

Ах, как больно… Вы стонете, громко стонете от сильной боли».

5. Упражнение: «После грозы».

Закройте глаза. Нарисуйте в своём воображении картину: вы находитесь в лесу, только что отгремела гроза, прошёл дождь, блестят мокрые листья на берёзах, на траве серебристые капли… Как хорошо пахнет в лесу. Как легко дышится. Вон ландыши. Сорвите их… Вдохните их запах… Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.

6. Упражнение «Чтение строчек, наоборот по словам».

7. Чтение художественной литературы. Жужжащее чтение.

Итог занятия.

           Занятие 3.

Тема: Работа над развитием техники чтения. Осознанность, выразительность чтения.

Цель: Развитие речи, техники чтения.

                                             Ход занятия.

1.Постановка цели занятия.

2.Упражнение.

Перед началом чтения давайте самоприказы: «Я буду внимателен 5 минут! За это время я прочитаю текст (или страницу в книге). Я прочту только один раз… и пойму главное содержание!» Начинайте с приказов на короткое время, постепенно увеличивая время.

3.Упражнение.

Жужжащее чтение 5 минут.

4.Упражнение.

Игра.  Ведущий называет существительное. Играющие называют глаголы, подходящие по смыслу. Или наоборот, сперва будет назван глагол, а к нему существительное. Затем другие назовут прилагательные, группы слов, так, чтобы получилось законченное распространённое предложение. Ведущий, назвав существительное или глагол, указывает пальцем на того, кто должен сказать очередное слово. На размышление даётся 2-3 секунды. Когда предложение составлено, переходят к другому. Тот, кто не уложился во времени или ошибся, проигрывает.

5.Упражнение.

Игра. Теперь ведущий называет какой-нибудь город, последняя буква которого должна быть первой следующего слова, название города.

Например: Омск – Калуга – Армавир - Рига…

6.Самостоятельное чтение художественной литературы. Жужжащее чтение.

Итог.

  Занятие 4.

Тема: Работа над развитием техники чтения. Упражнения на развитие техники чтения.

Цель: Развитие внимания и памяти, техники чтения.

                                                Ход занятия.

1.Постановка цели занятия.

2.Жужжащее чтение. Самозамер техники чтения (5 минут).

3.Упражнение.

Прочитайте текст статьи или книги по абзацам, стараясь за 2 -3 секунды определить главную мысль абзаца. Через 15 минут прочитайте этот текст ещё раз обычным методом, обращая внимание на каждое слово. Затем сравните, что нового узнали после второго прочтения.

4.Упражнение.

Установите, какая смысловая неточность, какие стилистические ошибки допущены в этих предложениях, скажите правильно:

Мы шли из лесу домой, там было тепло и страшно. В молодости я часто ездил на велосипеде в город, который был старый. В этом саду хорошо растут фруктовые деревья, картофель, кустарники и помидоры. Всё посажено уже несколько лет назад. Мать обращается к своему сыну и мужу за помощью.

5. Упражнение.

Возьмите газетную статью, закройте справа и слева по 4 – 5 букв и прочтите текст как можно быстрее. Уясните его содержание.

6.Упражнение.

Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.

7.Чтение художественной литературы. Самозамер техники чтения за 1 минуту.

Итог занятия.

   Занятие 5

Тема: Работа над развитием техники чтения.

Цель: Развитие техники чтения, памяти.

                                        Ход занятия.

1.Постановка цели занятия.

2.Упражнение.                                                                                                            Жужжащее чтение. (5 минут).

3.Упражнение.

Самозамер техники чтения за 1 минуту.

4.Упражнение.

Чтение текста, после прочтения отвечают на вопросы.

5.Упражнение.

Чтение строчек, наоборот, по буквам.

«На улице совсем весна. Мостовые покрыты бурым месивом, на котором уже начинают обозначаться будущие тропинки; крыши и тротуары сухи; под заборами сквозь гнилую прошлогоднюю траву пробивается нежная, молодая зелень.

В канавах, весело журча и пенясь, бежит грязная вода… Щепочки, соломинки, скорлупа подсолнухов быстро несутся по воде. Кружатся и цепляются за грязную пену. Куда, куда плывут эти щепочки. Очень возможно, что из канавы попадут они в реку, из реки в море, из моря в океан.

6.Упражнение.

Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.

7.Упражнение.

Чтение только второй половины слов.

8.Самостоятельное чтение художественной литературы.

Итог занятия.

  Занятие 6.

Тема: Работа над развитием техники чтения. Осознанность, выразительность чтения.

Цель: Развитие памяти, речи, техники чтения.

                                        Ход занятия.

1.Постановка цели занятия.

2.Жужжащее чтение (5 минут).

3.Упражнение.

Чтение строчек наоборот и по слогам.

4.Упражнение.

Возьмите газетную или журнальную статью, закройте справа и слева по 4 – 5 букв и прочтите текст как можно быстрее. Уясните его содержание.

5.Упражнение.

Прочтите абзац статьи из газеты или книги. Закройте глаза и воспроизведите прочитанное в наиболее кратком варианте, выделив главное.

 Можно организовать взаимопроверку.

6.Упражнение.

Пусть товарищ отыщет в газете название статьи и попросит вас найти её. Время поиска 2 – 3 секунды.

7.Самостоятельное чтение художественной литературы. Самозамер техники чтения.

Итог занятие.

  Занятие 7.

Тема: Работа над развитием техники чтения.

Цель: Развитие речи, памяти, техники чтения.

                                           Ход занятия.

1.Постановка цели занятия.

2.Жужжащее чтение (5 минут).

3.Упражнение.

Закройте одну колонку слов бумажкой, затем другую. На каждую колонку смотрите только одну секунду. Потом запишите названия крупнейших городов нашей страны.

       Москва                                Харьков

       Киев                                     Горький

       Ташкент                               Новосибирск

        Баку                                     Свердловск

Сверти свои записи с текстом. Вы должны назвать правильно 8 городов.

4.Упражнение.

«Стоп».

5.Упражнение.

«После грозы».

6.Упражнение.

«Классификация слов на группы». (кухня, школа, спорт).

7.Упражнение.

«Чтение перевёрнутого текста».

8.Самостоятельное чтение художественной литературы.

9.Самозамер техники чтения.

Итог занятия.

  Занятие 8.

Тема: Работа над развитием техники чтения.

Цель: Развитие речи, памяти, техники чтения.

                                                  Ход занятия.

1.Постановка цели занятия.

2.Жужжащее чтение.

3.Упражнение.

Прочтите текст статьи или книги по абзацам, стараясь за 2 -3 секунды определить главную мысль абзаца. Через 15 минут прочитайте этот текст ещё раз обычным методом, обращая внимание на каждое слово. Затем сравните, что нового узнали после второго чтения.

4.Упражнение «Стон».

5.Упражнение «Чтение перевёрнутого текста».

6.Упражнение «Чтение текста через слово».

7.Упражнение «Двукратное произношение каждого слова».

8.Упражнение «Прочитать слова сначала слева направо, а потом справа налево».

9.Самостоятельное чтение художественной литературы.

Самозамер техники чтения.

Итог занятия.

Занятие 9.

Тема: Работа над развитием техники чтения.

Цель: Развитие техники чтения, памяти, внимания.

                                    Ход занятия.

1.Постановка цели занятия.

2.Жужжащее чтение.

3.Упражнение на развитие внимания.

«Учитесь быть внимательными».

Перед началом чтения давайте самоприказы: «Я буду внимателен 5 минут! За это время я прочитаю текст (или страницу в книге). Я прочту только один раз! Только один раз… И пойму главное содержание! Начинайте с приказов на короткое время, постепенно увеличивая время».

4.Упражнение. «Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот».

5.Упражнение. «Чтение только второй половины слов».

6.Упражнение. «Двукратное произнесение каждого слова».

7.Упражнение. «Чтение строчек, наоборот по словам».

8.Самостоятельное чтение художественной литературы. Проверка техники чтения.

9. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития техники чтения

Упражнения для развития техники чтения...

Развитие техники чтения с элементами ИКТ.

На каждом уроке чтения я организую учебную деятельность так, чтобы она была направлена на достижение целей уроков чтения: научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому...

Комплекс упражнений, направленных на развитие техники чтения

Комплекс упражнений, направленных на развитие техники чтения...

Рекомендации по развитию техники чтения

Рекомендации и приёмы по развитию техники чтения...

Г.Г Мисаренко. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.

Автор подробно описывает технологию развития техники чтения, группирует слова по типу слоговой структуры от простого к сложному....

Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Странички для чтения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения

Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...

Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Тренировочные упражнения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения

Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...