Нравственное воспитание на уроках литературы
методическая разработка по литературе по теме

Материал содержит выступление на педчтениях по нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы + презентация .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya.rar407.99 КБ

Предварительный просмотр:

Макаревич Анна Петровна,

учитель русского языка  и литературы

МОУ «Николаевская средняя

общеобразовательная школа»

Черлакского района

т. раб.: 8-381-53-5-12-06

т. дом.: 8-381-53-5-13-58

Нравственность на уроках  литературы и во внеклассной работе по предмету как средство воспитания

социально – адаптированной личности.

     

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой  невозвратимый и невосполнимый  урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.

Изменения, произошедшие за последние несколько лет в российском обществе, делают настоятельно необходимым теоретически пересмотр системы ценностей. Изменения в молодежной культуре: игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм, рост сексуальной ориентации во взаимоотношениях – существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы.

Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В.Г.Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общее представления. Другое дело – этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

На формирование нравственной личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающими являются педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют уроки литературы, русского языка и риторики, расширяющие возможности педагогического влияния на ребенка, позволяющие формировать целостное представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений. Эти предметы позволяют учителю решать такие задачи:

 1) обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств;

2) вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие сущности социальной и психологической целесообразности моральных норм; привитие культуры, формирование привычек и навыков нравственного поведения;

3) систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности;

4) организация нравственного самовоспитания учащихся.

Действительно, трудно представить человеческое общество на любом этапе его истории без нравственных норм. Даже во времена тотального нравственного падения имелись какие-то представления о добре и зле, о хорошем и плохом.

Что такое нравственность? Нравственность – это личное качество человека, его внутренний закон. На нравственности основывается поведение людей, строятся личные и общие представления о приличиях. Нравственность каждого человека неотделима от существующих в обществе норм морали. Жизнь общества, его культура, опыт поколений должны быть осмыслены, чтобы последующие поколения совершенствовали и продолжали лучшее во имя людей, добра и справедливости. Человеческая жизнь так же должна быть осмыслена самой личностью, чтобы каждый задался вопросом, для чего он живет и как. Наша жизнь – сложная цепь поступков, восприятия и реакций на поступки других. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда сознаем это. А ведь это наш след в жизни… Мы родились, чтобы оставить след: дом или тропинку, дерево или слово.

Память и душа каждого человека хранит в себе опыт поколений, все наиболее ценное в системе человеческих отношений к миру, людям, окружающей действительности. Этот опыт и есть культура в самом широком смысле этого слова. И именно здесь виден и ощутим след добра и зла, прекрасного и безобразного, щедрого и корыстного, оставляемый людьми. Отсюда и следует черпать понимание этической культуры, основой которой является, по выражению И. Канта, нравственный закон в душе каждого человека. ( Диагностика нравственной самооценки)

 Нравственные ценности: честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность, патриотизм, любовь, уважение, доброта, трудолюбие, здоровье, семья, родители.

Нравственные учения мира заложены в христианстве, иудаизме, индуизме, исламе, буддизме. Азбукой нравственности является человеческое достоинство.

Достойный – (по словарю Даля) – это стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания, надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в поведении, сообразный с требованиями правды и чести ни при каких обстоятельствах. ( Анкета - самооценка)

Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между тем вся наша жизнь состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и недостойных. И не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело, а в так называемых не писаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что Иван не должен подсказывать Сергею на уроке, а Наталья, случайно услышав чужой секрет, не должна сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы – то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других.

Актуально это и в наши дни. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации новых жизненных установок личности. Каким хочет видеть сегодняшнего российского гражданина наше общество, государство?

Это прежде всего честный труженик с высокой сознательностью и дисциплиной, деятельной заботой о благе своей семьи, убежденный патриот, активно борющийся за укрепление мира на земле. Он бережет и приумножает богатства природы, заботится о своих родителях. Обществу нужна активная жизненная позиция, нетерпимость к бесхозяйственности и разгильдяйству, лжи, мести и подхалимству. Нужна личная ответственность за себя, за дело, за других, за всю страну, нужен личный пример уважения норм права и нравственной морали.

В программе по литературе достаточно примеров нравственного поведения героев: в среднем звене – это сказки, былины, неиссякаемый источник нравов басни И.А.Крылова, произведения И.С.Тургенева, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.Г Распутина, Л. Андреева, А.П. Платонова и других авторов, который учат доброте, честности, трудолюбию и любви к близким, к Родине. В старшем звене – это «вечные темы»: любовь, свобода, право жить; обличение самодурства, грубой силы и невежества; отношения «отцов» и «детей»; «война и мир»; тема ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Литература богата примерами высокой нравственности героев, которые помогают воспитывать социально – адаптированную личность российского общества.

У каждого есть внутренний мир, личность ребёнка – это и есть его внутренний мир, а воспитание личности – помощь молодому человеку в созидание им своего внутреннего мира, своей личности. В литературе есть самое главное для понимания мира ребёнка: слово, образ, мысль, мудрость, творчество, а для партнерства в этом вопросе надо включить свой «душевный экран», если самым главным человеком считать того, кто перед нами. Все дети способны! Смыслу жизни нельзя научить, он должен быть найден человеком самостоятельно, а ценности, знания, идеалы, цели – это и есть ориентиры в поиске смысла жизни.

 Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные решения и их последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно встать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Задачи воспитания на уроках литературы:

1) формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

2) духовности и нравственной культуры;

3) инициативности и самостоятельности;

4) толерантности;

5) способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Никогда не устареют слова А.Макаренко: «Дети – это наша старость. Неправильное воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Нравственное становление детей, их жизненное самоопределение – важнейшая составляющая общественного развития. Наиболее активный период развития и воспитания детей протекает сегодня в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей. Социально – экономические процессы характеризуются падением темпов промышленного производства, резкой дифференциацией доходов, криминализацией общества, ростом преступности, коммерциализацией сфер здравоохранения, культуры, образования. Продолжается снижение уровня жизни большинства российских семей. Численность ежегодно выявляемых детей – сирот постоянно увеличивается. Остается неблагоприятной динамика развития наркомании, алкоголизма, преступности в детской среде. На положение детей отрицательно влияние оказывает высокий уровень безработицы родителей. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей.

В условиях разрушения прежних ценностных ориентаций неизбежна снизился и воспитательный потенциал образовательных учреждений. И в этих сложных условиях школа была и остается одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс, нравственная совершенствование учащихся.

Мерилом эффективности воспитания должны стать такие критерии:

1) сформированность общешкольного коллектива;

2) удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе, т.е. создание благоприятного нравственно – психологического климата.

Говоря о проблемах девиантного поведения обучающихся, росте негативных проявлений среди подростков, надо помнить, что часть вины за это ложится на плечи учителя – предметника, который подчас, обладая высоким профессионализмом в области преподавания своего предмета, не владеет элементарными педагогическими приемами, не пытается оказать ребенку психологическую поддержку, таким образом, отвращая его от собственного предмета, от классного коллектива, в целом – от школы. Как показывает реальная практика, в школе удержать подростка можно не уроком, а отношением к нему, особой атмосферой, укладом жизни в школе. Вот как отвечает на вопрос об идеальном учителе ученица 11 кл.: «На мой взгляд, хороший учитель – это не только тот, кто умеет вести урок и знает материал. Это еще и увлеченный воспитатель, способный организовать нас после занятий, научить чему-то доброму и полезному в жизни». Вот почему повышение воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении является одной из ведущих задач реформирования структуры и содержания общего образования. Установка на интеллектуализацию образования детей вступает в противоречие с тем, что в учащихся большее развитие получают интеллектуальные и даже телесные, а не анимационные способности ребенка. Живой душевный опыт у детей незначителен. А ведь «душа обязана трудиться – и день и ночь, и день и ночь…». Душа и разум человека должны быть в гармонии. Сегодня наше общество поражено бездуховностью. Причину такого положения следует искать в недооценке воспитания, объектом которого является нравственное развитие детей. Именно воспитание определяется такими критериями, как: ценности, отношение, поведение, мораль и нравственность. Только немногие люди могут противостоять безнравственности. Остальные находятся в плену у всевозможных страстей, это является знаком антропологического кризиса, который надвигается вместе с экологической и демографической опасностями.

Воспитание (от древнерусского) – взъпътание, возвышенное духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное. Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на десять лет вперед – сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей». Однозначного ответа на вопрос как воспитывать детей – дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор того единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Воспитывать – значит помогать, содействовать тому, чтобы ребенок состоялся как индивидуальность. как личность. Воспитание есть приспособление педагогического процесса к духовно-нравственному развитию ребенка, а самой природой учащегося – к требованиям социальной жизни. Технологий воспитания много. Концепция Е.В. Бондаревской рассматривает воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ключевой идеей этой концепции является личностно ориентированный подход в воспитании, которому следует воспитательная работа нашей школы. Автор идеи признает ребенка активным субъектом воспитательного процесса, это личность гуманная, духовно-нравственная, творческая.

В рамках внеклассной работы по предмету наша школа является активной участницей почти всех конкурсов сочинений, темы которых имеют большую нравственную направленность. Название тем говорят сами за себя: «Великий язык великой нации», «Любовь, доброта в сказках Х.К. Андерсена», «Чеченская война», «Афганистан», «Село детства моего», «Замечательные дела нашей молодежи», «Я выбираю спорт», «Спасатель – это призвание», «Красота спасет мир», «Овеянные славою флаг наш и герб» и др.

Я как учитель русского языка и литературы занимаюсь с ребятами после уроков по этим темам и вижу, как много дают учащимся размышления над поставленными вопросами, как постепенно вырабатывается нравственный идеал у школьников, они учатся понимать и дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца, лучше представляют цели и смысл жизни, как закладывается единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности; расширяется богатство духовного мира, интересов и потребностей; развивается потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей, совершенствуется чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, чуткость к оценке собственного поведения окружающими; дети на других примерах учатся любить труд и высокую нравственность трудовых отношений; видна открытость сердца радостям и горестям других людей. А это и есть черты нравственной личности, Современная школа – это школа доброты, человечности, чуткости.

Богатство духовной жизни начинается там, где живут, сливаясь воедино, благородная мысль и моральное чувство, переходящее в высоконравственные поступки.

ребята, сердца которых откликаются на озвученные темы сочинений, являются не только хорошими сочинителями прозы или поэзии, за что заслуженно отмечены районом и областью, но и в реальной жизни всегда «огоньки» и «звездочки» в школе, дома, в обществе. Это воспитанные, трудолюбивые, любящие людей. отзывчивые учащиеся, ими можно гордиться и учителям, и родителям: это Гольман Света (9 кл.), Вагнер Наталья (9 кл.), Дурейко Алексей (9кл.), Брауэр Ирина и Степовая Земфира (прошлогодние выпускницы)

В заключение я хочу привести слова Д.С.Лихачева: «Я мыслю себе 21 век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей… Образование, подчиненное задачам воспитания, возрождение чувства собственного достоинства. не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в 21 веке».

Воспитывать душу и силу чувств

Не только труднейшее из искусств,

Но сверхважнейшее дело! – сказал поэт Асадов.

Список литературы.

1.Базаркина Е.Л. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград : Учитель, 2006.-155с.

2. Воспитать гражданина/ сост. Т.Е.Заводова. – МН.: Красико – Принт, 2006.- 176с.

3. Воспитать человека: Сб. нормативно – правовых, научно-методических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной и др..- М.: Вентана – Граф, 2003.-384с.

4. Литература. 9-11 классы. Воспитание любви к слову/ авт.-сост. О.Н.Абезина и др. – Волгоград: Учитель, 2008.- 223с.

5. Нравственное воспитание в средней школе/ сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград.: Учитель, 2007.-156 с.

6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Март, 2002.- 320с.

7. Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. – М.: ЦГЛ, 2006.-160с.

8. Сухомлинский В.А. О воспитании/ сост. Д.И. Латышина.-М.: Школьная Пресса, 2003.-192с.

9. Учебно – воспитательная работа на уроках русского языка/ сост. Г.А. Богданова и др.- М.: Просвещение, 1988.-143 с.

Приложение.

1. Исследовательская работа. Реферат: «Овеянные славою флаг наш и герб». Автор Степовая Земфира.

2. Конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб». Творческая работа. Викторина. Автор Вагнер Наталья.

3. Конкурс. «Овеянные славою флаг наш и герб». Творческая работа. Сочинение. Автор Гольман Светлана.

4.Конкурс. «Овеянные славою флаг наш и герб». Творческая работа. Стихотворение «Проходит время, люди развивают…». Автор Брауэр Ирина.

5. Областной заочный конкурс сочинений «Я выбираю спорт». Спорт –это жизнь. Автор Потапова Марина.

6.Сценарий поэтической композиции по стихам Павла Когана и Всеволода Багрицкого «Они не вернулись из боя». Составитель учитель русского языка и литературы Макаревич А.П.

7. Литературно – музыкальная композиция вечера поэзии «Еще раз о любви…». Составитель учитель русского языка и литературы Макаревич А.П.

8. Разработка устного журнала «Великая Отечественная война в жизни нашей страны». Разработала учитель русского языка и литературы Макаревич А.П.

9. Сочинение «Великий язык великой нации». Автор Первушина Татьяна.

10. Фотографии одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы...

Личность учителя и нравственное воспитание на уроках литературы

Выступление на методобъединении из опыта работы...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс

Размышления о  возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...

Статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"

Задача духовно-нравственного воспитания молодежи имеет чрезвычайную значимость. Её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных, потому что молодые люди часто не понимают,...