конспект урока по изучению стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» в IX классе.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi2_a.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

конспект урока по изучению стихотворения                      А. С. Пушкина «Памятник» в IX классе.

Тема урока: «А. С. Пушкин. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»": анализ стихотворения».

Эпиграф к уроку: «У нас все от Пушкина» (Ф. М. Достоевский).

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

1) познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», с личностью поэта;

2) развивать умения анализа художественного текста, а также сравнительно-сопоставительного анализа;

3) формировать умения работы с литературоведческими понятиями (эпитет, антитеза, олицетворение);

4) формировать навыки комментированного и выразительного чтения художественного произведения;

5) расширить культурный кругозор, словарный запас учащихся и формировать их эстетический вкус.

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);

4) развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся.

3. Воспитывающие:

1) воспитывать чувство прекрасного;

2) воспитывать любовь к слову, уважение к поэтическому дару;

3) воспитывать интерес к предмету.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод комментированного и выразительного чтения.

Оформление и оборудование урока: тексты стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и Г. Р. Державина «Памятник»; портреты авторов; фото Александрийского столпа; на доске записан эпиграф.

План урока:

I. Вступительное слово учителя – 5 мин.

II. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» – 5 мин.

III. Анализ стихотворения – 20 мин.

IV. Работа со средствами художественной выразительности – 10 мин.

V. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку? (ответы учащихся).

На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства. О ком идет речь?

Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, еще недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.

II. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема? (читает наизусть учащийся).

III. Анализ стихотворения (у каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина).

– Какие аналогии у вас возникли при прочтении?

(Аналогия с державинским стихотворением «Памятник»).

– Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт?

(«...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить, / В сердечной простоте беседовать о Боге. / И истину царям с улыбкой говорить»).

– О чем стихотворение А. С. Пушкина? Каков сюжет?

(Сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).

– Рассмотрим непонятные для вас слова, которые встретились в тексте стихотворения.

Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского (демонстрируется фотография).

Пиит – поэт.

Всяк сущий – существующий.

Тунгус – народность Восточной Сибири.

Муза – богиня поэзии, вдохновение.

– Начинается стихотворение со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Что значит «нерукотворный»? Какие ассоциации возникают при слове «нерукотворный»?

(Икона «Спас нерукотворный»).

– Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. Какое еще значение несет эпитет «нерукотворный»?

(Священный, возвышенный).

– Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом?

(Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно).

(чтение 2 строфы).

– Где будет жить душа поэта после смерти?

(В поэзии).

– Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина («доколь Славянов род вселена будет чтить»). К кому обращена поэзия Пушкина?

(«…доколь в подлунном мире…» – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству).

– Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина?

(Пока «жив будет хоть один пиит», пока людям будет нужна поэзия).

– Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика?

(Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами, поэтому поэзия всегда будет актуальной).

(чтение 3 строфы).

– Почему Пушкин употребил старинное название «Русь», а не Россия, «язык», а не народ?

(Россия – определенное государство с границами, понятие «Русь» значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт).

(чтение 4 строфы).

– Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин?

(«… истину царям с улыбкой говорить»).

– В чем Пушкин видит предназначение поэта?

(Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству).

– Каково назначение поэзии?

(Помогать человеку стать человеком с большой буквы).

– Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.

(чтение 5 строфы).

– «Веленью Божию, о муза будь послушна». Как вы понимаете значение этих слов?

(Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то).

– Каким должен быть поэт?

(Отважным – «обиды не страшась»; бескорыстным – «не требуя венца»; равнодушным к похвале и клевете – «хвалу и клевету приемли равнодушно»).

– Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: «В чем предназначение поэта?».

IV. Работа со средствами художественной выразительности. Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?

(Эпитеты: «нерукотворный» – это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет «непокорный» – тоже христианское понятие. Возникает противопоставление, антитеза. «Душа переживет» – олицетворение, «чувства добрые» – «жестокий век» – эпитеты и антитеза).

– Какую роль играют эти тропы в стихотворении?

(Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта).

V. Подведение итогов урока. Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. «Я» – это кто?

(Поэт).

– Почему он творит?

(Это веление Бога).

– Сомкнулись первая и последняя строфа. Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли? Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.

Домашнее задание: сравните стихотворения А. С. Пушкина и Г. Р. Державина. Выучите стихотворение А. С. Пушкина наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по творчеству А.С. Пушкина. 9 класс.

Данный материал предстаявляет собой подробные конспекты уроков по лирике А.С. Пушкина в 9 классе. Сюда входит анализ многих  стихотворений, предусмотренных программой, тексты для д...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Метель" (6 класс)

Урок проходит в компьютерном классе, мультимедийный проектор, на партах текст повести А.С.Пушкина «Метель», отрывки из стихотворений А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Бесы», романа «Капитанская дочка...

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Пиковая дама"(8 класс)

Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Пиковая дама"(8 класс)...

Конспект урока обобщения изученного материала по теме «Квадратные уравнения». 8 класс.

Цели:дидактические:- повторить основные теоретические сведения по данной теме;- повторить основные методы решения квадратных уравнений и задач;развивающие:- умственное развитие обучающихся;- развитие ...

Конспект урока-проекта «Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы» (7 класс)

Конспект урока-проекта«Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы» (7 класс)...