Автор – образ – читатель. Авторская позиция (на примере повести Н.В. Гоголя «Шинель»).
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме

Гаврилова Елена Борисовна

Разработка урока

литературы  в 9 классе (2 часа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shinel.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

литературы  в 9 классе (2 часа)

Тема: Автор – образ – читатель.

              Авторская позиция (на примере повести Н.В. Гоголя «Шинель»).

Цели: 1. Выявить художественные средства, при помощи которых автор создает художественный образ. Обобщить знания по теории литературы.

             2. Развивать творческое мышление учащихся, прививать любовь к родному языку и родной литературе.

             3. Организовывать учащихся на усвоение навыков доказательно отстаивать свою точку зрения, работать с текстом.

             4. Обработать навыки работы самостоятельно и в группах, уметь дать оценку и самооценку.

Тип урока: урок-диспут

Метод: частично-поисковый

Оформление:

  1. Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Шинель»
  2. Рисунки учащихся
  3. Театральный реквизит

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока.

Учащиеся делятся на 3 группы и предварительно получают задания, связанные с текстом произведения.

  1. Кто такой автор:

Дается понятие слова «автор» после того, как учащиеся сами определяют, что означает это слово.

Запись в тетрадях:

Автор – реальный человек, создатель текста и носитель художественного мира.

Автор – это образ, оставленный человеком в его тексте.

Автор может предстать как персонаж.

Автор – нейтральный повествователь, который все обо всем знает.

Автор часто раздает героям свой жизненный опыт.

  1. Что такое образ?

Учащиеся дают свою трактовку, вспоминая сведения из литературоведения. Потом делаются записи в тетради: образ разный в эпосе, лирике и драме.

Литературный герой, персонаж – это действующее лицо литературного произведения.

Характер – это образ человека с ярко выраженными индивидуальными чертами.

- Какие средства будет использовать автор эпического произведения, чтобы создать образ героя?

Учащиеся вспоминают, что это, в первую очередь, внешность и поступки героя, пейзаж, интерьер, авторские отступления.

2. Какие художественно-изобразительные средства могут быть использованы?

Теперь на примере повести Н.В. Гоголя «Шинель» посмотрим, как создавался образ

А. А. Башмачкина, главного героя произведения.

А. Отчет первой группы: внешняя характеристика. Учащимся предлагается исследовать текст и выбрать внешние признаки Акакия Акакиевича.

Б. Отчет второй группы: внутренняя характеристика героя.

Учащиеся первой и второй группы делают вывод и предлагают его остальным: внутренняя характеристика дополняет внешнюю, усиливая неприятное впечатление.

- А значит ли это, что автор с нелюбовью относится к своему герою?

В ходе ответа на этот вопрос учащиеся делятся на две группы: те, кто считает, что автор презирает своего героя (чересчур много отрицательных описаний внешности, унизительная речь), и тех, кто на примере текста доказывает обратное.

  1. Отчет третьей группы: использование функции художественного времени (портрет дан в динамике). Учащиеся наблюдают по тексту  за изменением характера и даже внешности персонажа. На доске и в тетрадях появляются записи:

До покупки шинели

       С шинелью

После кражи шинели

Служил только на работе, не обращал на себя внимание.

Человек, получивший новую цель в жизни. Жизнерадостный, счастливый.

Потерял цель жизни, счастье и радость. Заболел и умер.

   - Почему повесть называется «Шинель»?

Именно вещь заменяет человека, определяет его сущность и значимость Петербурга – города социальных катастроф.

  1. Анализ фрагмента повести, где рассказывается о том, как восприняли смерть Акакия Акакиевича его сослуживцы.

Вывод: нет трагедии, есть только форма канцелярского вердикта.

  1. Анализ фрагмента, повествующего о том, что изменилось после смерти Башмачкина в департаменте: «… на другой день уже на его месте сидел новый чиновник…»

Вывод: никто не заметил отсутствия Акакия Акакиевича. Произошла замена одного винтика на другой. Все это подчеркивает бездушие, безразличие чиновничьего аппарата.

  1. Для чего Н.В. Гоголь в финале повести моделирует ситуацию «жизнь после смерти»? Учащиеся делятся на группы, анализируют финал повести и доказывают свою точку зрения.

Точки зрения две:

А. Такой финал оправдан.

Б. Такой финал не оправдан.

  1. Индивидуальное сообщение: «Творческая история «Шинели»».
  2. Индивидуальные отчеты  учащихся: рассказ о роли деталей в повести «Шинель».
  3. Обсуждение слов В. Набокова: «Шинель» Гоголя – гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни. Поверхностный читатель увидит в этом рассказе лишь тяжеловесные ужимки сумасбродного шута; глубокомысленный – не усомнится в том, что главное намерение Гоголя было обличить ужасы русской бюрократии. Но и тот, кто хочет всласть посмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое «заставляет задуматься», не поймут, о чем же написана «Шинель».

- Почему были сказаны эти слова?

- Прав ли Набоков?

Учащиеся делятся на группы, определяют свою точку зрения на вопросы и дают аргументированный ответ. (Правы все, кто обосновал свою точку зрения).

  1. Работа с литературоведческими понятиями: гротеск, абсурд, сюжет, фабула, гипербола, парадокс, антитеза.
  2. Подведение итогов первой части уроков. Подводя итоги, отмечаем, что индивидуальность художественной манеры каждого автора устанавливает собственные законы в создании образа. Для Гоголя в повести «Шинель» характерны портретные характеристики, смена временных планов, которые подчинены не только созданию «пошлых характеров», но и «пошлой среды Петербурга», формирующей такие характеры.

II. Гоголь и современность.

Актуален ли образ Башмачкина сегодня? Надо ли считать «братом» любого, даже самого ничтожного человека?

Первое задание. Создайте образ современного успешного человека (внешность, антураж, интеллектуальные и волевые качества).

Сопоставьте получившийся образ с образом Башмачкина. Сопоставим ли он? Конечно, нет.

- Значит, Башмачкин не годится для современной жизни?  

- А надо ли быть милосердным к таким людям?

Чтобы ответить на вопросы, моделируем три жизненные ситуации.

Первая группа моделирует ситуацию карьеры и работы.

Представляем, что вы совладельцы фирмы, которая разорилась из-за нерадивости, нерасторопности и бестолковости его главного ведущего сотрудника – Башмачкина.

Ваши действия?

  1. Уволить.
  2. Оставить на прежней должности, но с определенными условиями.

Вторая группа (девочки) моделируют ситуацию «любовь».

Вам предлагают руку и сердце Башмачкин и начальник крупной процветающей фирмы.

Кому вы отдадите предпочтение?

Третья группа («крутые» мальчики, претендующие на роль лидеров) моделируют ситуацию: современный подросток Башмачкин пытается войти в вашу компанию.

Ваше отношение?

Далее обсуждаем ответы участников групп. Они очевидны.

- А как же милосердие и сострадание к таким людям? Ведь они есть среди нас.

После недолгого спора, приходим к выводу, что надо представить данную проблему в таком виде: что нужно предпринять, чтобы Башмачкины в нашем мире не чувствовали себя лишними людьми, и кто за это должен быть ответственен?

Учитывая, что подросткам еще не хватает жизненного опыта, чтобы ответить на этот вопрос, принимая во внимание их максимализм, учителю необходимо немного помочь учащимся.

Совместно приходим к решению, что данную проблему надо решать в трех аспектах:

а) на государственном уровне (социальная помощь малоимущим);

б) на уровне формирования общественного мнения о необходимости быть милосердными;

в) на личностном уровне

Далее учащиеся разделились на три группы и попробовали сформулировать задачи к каждому аспекту проблемы.

Подводя итоги этой части урока учащиеся отметили, что повысилась их самооценка, они почувствовали себя ответственными за то, чтобы Башмачкины в нашем обществе не чувствовали себя лишними.

Таким образом, история жалкого, смешного человека заставляет не только думать о том, что человеческие чувства могут таиться в самом приниженном существе, что несправедлив порядок, при котором человек может считаться ничтожнее мухи, что порядок этот не вечен, но и понять, каким надо быть, как помочь, если рядом с тобой слабый человек с сильными чувствами.

Домашнее задание: написать творческую работу по теме: «Смех или слезы?» (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель".

ТИП УРОКА: творческая мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты); 2) закрепить и систематизировать знания по теории лит...

Образ "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Данная презентация содержит наглядный материал, иллюстрации к повести Н.В.Гоголя "Шинель"....

Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Цель: Раскрыть образ "маленького человека".Задачи: ·         Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного ...

Понятие <Финансовая грамотность> на примере повести Н.В.Гоголя <Шинель>

Учащиеся должны понимать, что многие проблемы, которые затрагивали писатели русской и зарубежной литературы 19-20 в.в., актуальны и в наши дни....

Открытый урок «Две жизни – два пути. "Маленькие люди" в светской и житийной литературе 19 века. (На примере повести Н.В. Гоголя "Шинель" и "Жизнеописания Ивана Григорьевича Босого /Ковалевского/")». Евдокимов О.В.

На основе анализа фрагментов из 2-х текстов, при сравнении личности А.А. Башмачника с личностью И.Г. Ковалевского, учащиеся под руководством учителя размышляют над вопросами бытия человека, целями жиз...

Конспект урока на тему «Как сформулировать позицию автора. Отражение авторской позиции на примере текстов духовно-нравственного содержания»

В работе  представлен материал по развитию речи обучающихся 11 класса при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, в частности формулировке позиции автора...

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе....