Мои публикации
методическая разработка по литературе по теме

Муковникова Татьяна Андреевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Атамановская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: Круг чтения

Тема: Отражение исторических событий в произведениях разных литературных жанров. (Обобщающий урок. Сравнение «Слова о полку Игореве» и Ипатьевской летописи)

Класс: 8

Учитель: Муковникова Т.А.

20012 год

Цель:  Обобщение знаний обучающихся, полученных в ходе изучения «Слова о                    полку Игореве» и Ипатьевской летописи.

Задачи:          Увидеть отражение исторических событий в произведениях разных литературных жанров.

          Показать красоту и богатство языка «Слова...» и лаконизм языка лето-                   писи.

          Показать актуальность произведения в наши дни.

Оборудование урока: 1. Наши современники о «Слове....»

                                        2. Выставка художников и иллюстраций учащихся -                                               отражение идеи «Слова...» в изобразительном ис-                                               кусстве.

                                       3. Словарик языческой мифологии.

                                       4. Эпиграф к уроку.

Эпиграф:          “В «Слове...» соединились могущество мысли и могущество                                 искусства, вдохновенная импровизация и строгая обдуман-                                ность”.

                                                        Б. Рыбаков.

I . Организационный момент.

Объявление темы урока, постановка целей, задач урока. Настрой детей на успех.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть, слышать, чувствовать. Я желаю вам успеха на этом уроке.

II.   -         На прошлых уроках мы познакомились с произведением «Слово о полку         Игореве» и с Ипатьевской летописью, рассказывающих об одних и тех же         событиях. Попробуем определить особенности разных литературных жан-        ров, повествующих о походе князя Игоря на половцев. И поможет нам в         этом ваше домашнее сочинение «Мое восприятие «Слова...», где вы напи-        сали об особенностях жанра художественной литературы. (Сочинения          детей, зачитать 2-3 фрагмента).

III. Работа с текстом.

У вас на столах сегодня тексты «Слова...» и летописи. Мы  поработаем с тем и другим текстом, попробуем сравнить их.

Обратимся к началу «Слова...» (читает Пахомов А.), а теперь - к началу летопис-ного текста (Иванова В.)

- Что вы можете отметить .

Ответ детей.

- А теперь прослушаем чтение отрывка наизусть. (Внукова Е.)

- А в летописи есть такой отрывок? (Нет.)

- Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

- Ребята, когда вы учили отрывки из «Слова...» наизусть, вам трудно было запоминать? (Нет.)

- Почему?

Ответы детей.

- А если бы пришлось выучить отрывок из летописи? (труднее, т.к. ...)

Но вернемся к текстам. В чем наблюдается различие, в чем сходство?

летопись

«Слово...»

лаконизм

хронологическая последователь-ность событий

отсутствие образных средств

отсутствие эмоций

наличие идеи

присутствие автора

эмоциональный язык

наличие пейзажа

Вывод: Художественное произведение воспроизводит  более полную картину               событий о походе князя Игоря.

Физкультминутка. Мы поработали, немного отдохнем.

- Закройте глаза, положите руки на парты и подумайте о самом хорошем.

IV. Работа по определению актуальности произведения. Обращение к словарю Ожегова.

«Слово о полку Игореве» - замечательное произведение, но и летопись не менее зна-чима. Вы  согласны со мной? Тогда давайте убедимся в этом.

Летопись рассказывает очень подробно о бое князя Игоря с половцами, но не содержит призыва к единению. Однако, летопись имеет определенное значение. Какое? (Ответы детей.)

А «Слово...» - это призыв к единению. Это хорошо видно во всем произведении, но особенно ясно звучит идея единства в золотом слове Святослава, которое является центральным в произведении. В летописи его нет. Почему? Итак, Золотое слово- призыв русских князей к единству, ибо в единстве - сила. Но сейчас нет раздробленности, на русскую землю не совершаются набеги половцев, а почему же произведение звучит современно, актуально?

Ответы детей.

V. Итог  урока.

Итак, сегодня мы проследили сходство и различие произведений разных жанров. («Слово...» и летопись) Увидели богатство языка художественного произведения, а также отметили актуальность обоих жанров в настоящее время.

Д.З. Дома, ребята, вы закончите работу по сопоставлению произведений, которую оформите в виде сопоставительной таблицы.

Оценки за урок.

Спасибо всем за работу. До свидания.



Предварительный просмотр:

Произведения Л.Н. Толстого в контексте времени

Дубовый листок оторвался от ветки родимый

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

М.Ю. Лермонтов «Листок»

Оборудование урока:         

Портрет Л.Н. Толстого

                Выставка иллюстраций к произведениям Л.Н. Толстого

                Высказывания Л.Н. Толстого о войне, о мире и другие (2-3)

                Творческие  работы учащихся по произведениям Л.Н. Толстого

        На доске запись темы урока, эпиграф, цель урока:

- выявить гуманистическое звучание произведений Л.Н. Толстого о войне;

- показать актуальность проблем, поднимаемых писателем в рассказе «Кавказский пленник» и повести «Хаджи Мурат».

1 ведущий:

Чем дальше от нас толстовское время, тем ярче перед нами вырисовывается необычный художественный мир писателя, тем неповторимей язык его произведений. Произведения Толстого – это произведения на все времена.

2 ведущий:

Поэтому современный человек вновь и вновь обращается к творчеству великого писателя и мыслителя, чтобы получить ответы на многие, волнующие нас вопросы:

- Что такое война? Как удается человеку пережив страшное потрясение войной, остаться самим собой, не превратиться в труса, предателя, ничтожество? Как сохранить чувство собственного достоинства, чести? И произведения великого Толстого помогают нам найти ответы на эти и другие вопросы.

Учитель:

Сегодня мы с вами будем говорить о произведениях Толстого, которые объединены одной темой – темой войны «Кавказский пленник» «Хаджи Мурат». Будем размышлять о поступках героев, о мотивах, которыми руководствуются они, о характерах и взаимоотношениях героев. И прежде всего, давайте ответим на вопрос: «Почему во многих своих произведениях Толстой обращается к теме войны? Каково его отношение к войне?»

- Ответы детей. (Толстой не любит войну, он называет войну «противным человеческой природе явлением». И обращаясь к этой теме, показывая войну без прикрас, писатель как бы говорит: «Одумайтесь, люди! Что вы делаете?».  

Но рисуя   картины войны, писатель показывает истинную   суть человека,

ведь, по словам Толстого «Война ярче и глубже всего раскрывает душу

человека .»Учитель:

Современная литература наполнена тревогой дня, и старые книги стали

казаться написанными вчера. Л. Н. Толстой обращался к теме Кавказа в

течение всей жизни. Он  служил на Кавказе и любил эту землю.

Ведущий:

Рассказ «Кавказский пленник »написан в 70-ые годы 19 века, и в основе

его    лежит   случай,   произошедший   с   самим  писателем: 13   июня   1853

года чеченцы напали на пятерых русских офицеров, среди которых был

и Л.  Н. Толстой.  Для них тогда все окончилось удачно:  они ушли от

погони.  А для  героев  рассказа-  Жилина  и  Костылина    все  произошло

гораздо печальнее. Они попали в плен.

Учитель:

Автор по-разному изображает двух офицеров. Почему?

  1. Ответы   детей: Чтобы   показать   их   характеры,   чтобы     показать,   что
    Жилин   смелый, он противопоставляет   героев.
  2. Как  называется прием противопоставления    в литературе?
  3. Антитеза. Покажите  в  тексте  использование  этого    приема  (Зачитать:
    внешность, поведение, поступки).

Учитель: В рассказе звучит еще одна важная тема: Дружба между Жилиным и Диной. Для чего автору понадобилась эта тема.

-        Чтобы усилить антивоенное, гуманистическое звучание рассказа.
Обращаясь к повести «Хаджи Мурат», нельзя не увидеть сходства этих
произведений. Определите, пожалуйста, в чем они похожи?

Ответы детей: Место действия, время, герои попадают в ситуации, требующие выбора, например: Жилин выбирает свободу, Костылин предпочитает дождаться, когда его выкупят из плена, Хаджи Мурат делает свой выбор, после предательства Шамиля, переходит на сторону русских: сходство в характерах Жилина и Хаджи Мурат, их смелость, принимать решение.

Учитель: Главный герой повести Хаджи Мурат - это сильный и гордый человек, автор нам представляет Хаджи Мурата великим воином с гордым характером, изломавшим об эту гордость и свою судьбу, и судьбы близких и соратников, метавшегося от аварцев к Шамилю, от Шамиля к русским, как будто гонимого слепой волей войны и наконец загнанного этой волей в смерть. Когда читаешь повесть, хочется понять, как хороший с острым чувством чести человек с детской улыбкой, сразу располагающей к нему доброе русское сердце. Жены коменданта Марьи Дмитриевны, молодого офицера Бутлера, самого автора - не может найти места на земле, льет свою и чужую кровь, воюет на той и на этой стороне и ни разу не спрашивает, зачем живет человек. Восхищает мужество Хаджи Мурата, на долю которого выпало много испытаний, но ничто не могло сломить гордого человека, не случайно Толстой начинает повествование с описанием перепаханого поля и покалеченного куста татарника (зачитать).

Учитель: Повесть «Хаджи Мурат» начата в 90-х годах XIX века, закончена в 1904 году.

1        ведущий: В наше время, к сожалению, тоже идет война в Чечне. Как и в то
далекое время, сейчас тоже   гибнут люди, сеется вражда между народами.
Но,    хочется    верить,    что    книги    Толстого    научат    людей    доброте,
толерантности.

Ведущий: Лев Николаевич Толстой - великий художник слова. Герои его произведений предстают перед читателем ярко и живо. Автор подробно останавливается не только на внешности героя, но и на его внутреннем мире. Учитель: Сегодня мы постараемся увидеть героя по-своему. Помогут нам в этом художественное слово и кисть живописца.

Групповая работа: Группы детей и взрослых усаживаются вокруг столов, на каждом     из     которых     табличка:     «Художники»,     «Мастера     слова», «Корреспонденты». ^ 1 группа получает задание:

1)        проиллюстрировать пейзаж в рассказе «Кавказский пленник»: а) чеченское
селение; б) панорама, открывшаяся перед Жилиным во время прогулки с
чеченским мальчиком.

2)        проиллюстрировать    пейзаж    в    повести    «Хаджи    Мурат»:    поле,
изображенное в начале повести.

2        группа (Художники слова) получает задание:

1) напишите сочинение-миниатюру «Последний бой Хаджи Мурата», «Дина помогает Жилину бежать из плена».

Учитель: Еще на понадобятся корреспонденты для того, чтобы написать репортаж с места событий:

  1. Жилин и Костылин бегут из плена;
  2. Хаджи Мурат спешит на выручку своей семьи;
    Подведение итогов урока:

 Можем ли мы сказать, что произведения Толстого актуальны в наше время. Способствуют ли они воспитанию доброты, терпимости. Подумайте, какие чувства пробудились в ваших сердцах по отношению к героям произведения Л.Н. Толстого. I—- Ответы детей. Домашнее задание:

1        вариант:  написать сочинение-рассуждение о значимости произведений
«Кавказский пленник» и «Хаджи Мурат»;

2        вариант: написать киносценарий по обоим произведениям.

Учитель:    Лучшая    работа    будет    напечатана    в    школьном    журнале «Вдохновение».



Предварительный просмотр:

Урок – проект « Подготовка к олимпиаде» в 10а классе.

Три пути ведут к знанию: путь

размышления – самый благородный,

                                     путь подражания – самый легкий,

                                     и путь опыта – это самый  трудный…

                                                                                                            Конфуций.

Сегодня нам предстоит выполнить олимпиадные задания по литературе, и результатом этой деятельности будет выполненная олимпиадная работа.

Наше занятие будет состоять из трех частей:

  1. Литературный ринг, где вы продемонстрируете знание художественных произведений русской литературы Х1Х века.
  2. Терминологическая работа, которая явится подготовкой к самой значимой части нашего занятия – анализу поэтического текста.
  3. Анализ поэтического текста

Ход занятия: Начинаем литературный ринг, две команды по очереди задают друг другу вопросы, связанные со знанием художественных произведений русских писателей. Время ответа – одна минута.

Итог данного этапа работы.

   Перед вами на слайде литературоведческие термины:

Анафора – ( от греч. – вознесение вверх )- повторение созвучных или одинаковых слов в начале стихотворения.

Катрен – (от франц. – четыре) – четверостишие, самая частая строфа в русской лирической поэзии ХIХ – ХХ века

Строфа – (от греч. – поворот) – сочетание стихов, образующее единство. Строфы отделяются друг от друга большой паузой

 Метафора – (от греч. – перенос) – вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Синтаксические фигуры – группа художественных приемов, выразительность которых основана на особенностях порядка слов в поэтическом высказывании и его интонации. Синтаксические фигуры призваны усилить эмоциональную выразительность художественной речи и подчеркнуть важнейшие образы в том или ином фрагменте произведения. Важнейшие синтаксические фигуры – анафора, повтор, инверсия, градация, антитеза.

Ваша задача – объяснить их значение.

Спасибо.

 А теперь переходим к самой важной части нашей с вами работы – анализу поэтического текста:

     А. А. Фет « Пришла, - и тает все вокруг…»

Достаточно один раз прочитать стихотворение, чтобы почувствовать, что между первой и последней строфой существует значительный эмоциональный перепад. Направление движения лирического сюжета очевидно.

В стихотворении обилие глагольных форм, в   которых наиболее явственно реализуется тема перемен, происходящих в мире и человеке. Глаголы стоят в форме настоящего и прошедшего времени, причем почти все формы прошедшего времени выражают действия, которые не закончились и в момент речи еще продолжаются: заговорило, зацвело – это значит и сейчас говорит и цветет. Пятая строфа – итоговая. Поэтический смысл, выраженный в этой строфе, показывает, что здесь – соединение прошлого, настоящего и будущего времен. Перед вечной красотой вообще всегда нельзя не петь, не славить, не молиться. В стихотворении выявляются две временные доминанты: сейчас, миг и жизнь вообще, вечность. Лирический герой стихотворения обладает двойным видением: освоение внешнего мира происходит параллельно с погружением в самого себя. Таким образом, перед читателем возникают два ряда: субъективные переживания и внешние впечатления.

Внешний и внутренний мир взаимообъясняют друг друга. Внешний  мир у Фета предстает как видимый и слышимый: тает все вокруг, заговорило, зацвело, вздохи неба, туч поход, деревьев хоровод, Внешний и внутренний мир взаимообъясняют друг друга. Природный мир дан открытым, распахнутым. И часто нельзя различить, где мир внешний, где внутренний. Внутренняя жизнь человека уподоблена природному миру и наоборот. И сделано это через метафорические сближения.

- Обратите внимание на метафоры. Назовите их.

-Вздохи неба, поет ручей…

Все стихотворение – реальное описание весны, данное через наиболее характерные ее признаки, и развернутая метафора возрождения души человека.

Каждый катрен стихотворения представляет собой интонационно завершенное целое.

- Стихотворение напевно, что очень характерно для Фета. С помощью чего достигается напевность?

- Напевность достигается синтаксическим параллелизмом: тает все – все жаждет; нельзя не устыдиться – нельзя не петь; повторы: все – все.

- Первая строфа настолько тематически завершена, что очень похожа на отдельное стихотворение. Здесь уже выявлена и художественно оформлена параллель природа – человек. Но здесь  лирическое чувство только названо. Качественно нового взгляда на себя  и на мир еще нет. Он появится позже, только в конце четвертой строфы.

В первой строфе главным оказывается образ, выраженный словосочетанием « жаждет жизни».

Вторая строфа содержит один из самых сложных образов:  вздохи неба… из растворенных врат эдема. Автор использует славянизм «врат» и мифологизм « эдем», что придает стиху поэтическую изысканность.

Третья строфа – о внешнем, природном мире. Это новый шаг в освоении красоты, разлитой в мире.

В четвертой строфе – разрешение эмоционального напряжения. С неба песня – это песня жаворонка и небесная песня, благая весть. Песня звучит и вверху, и внизу, она как бы заполняет весь мир, дает возможность угадать, почувствовать главное, наиболее существенное из происходящего в мире и в душе человека.

« Истина чувства» песни, о которой  говорит поэт в стихотворении « Пришла…» в том, что как природа, так и душа способны возрождаться. Главное – услышать песню. Но это дано не всякому. Человек с обыденным взглядом на мир может не услышать, не заметить весны.

 В стихотворении « Пришла…» говорится о песне узнаваемой, родной, освященной памятью. Она и раньше – « как бывало» - помогала сердцу выходить из « плена вьюг».

Пятая строфа состоит из двух частей с одинаковым синтаксически рисунком. Анафора усиливает синтаксический параллелизм. Слово « нельзя» влияет на эмоциональный строй строфы. С точки зрения образности и звукового решения пятая строфа гораздо скромнее предыдущих. Здесь почти  нет метафорической приподнятости, нейтральная лексика. Это закономерно. В первых четырех строфах красота явлена поэтом как ряд ее конкретных проявлений, а в заключении говорится о красоте вообще. Вчувствование  в мир красоты приводит к более глубокому постижению мира и себя, к эстетическому потрясению и нравственному очищению.          

Вопросы для литературного ринга.

По отрывку вы должны определить автора, название произведения, имя героя.

1. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите.

2. Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Вид с трех сторон  у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как « последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается  Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона.

3.Зимма! Крестьянин торжествуя,

На дровнях обновляет путь:

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как – нибудь.        

4.Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из нее вышла. На лице ее и во всех движениях обнаруживалась сердечная радость. « Он меня любит!» - думала она и сею мыслию.

5.Счастливые часов не наблюдают.

6. Это был человек лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно – серыми глазами, но отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

7. Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой- нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть.

8. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару.

9.Хрипун, удавленник, фагот,

 Созвездие маневров и мазурки!

  1. Раз в крещенский вечерок

            Девушки гадали:

        За ворота башмачок,

        Сняв с ноги, бросали.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...