Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования
статья по литературе на тему

 

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры, мобильники. Соответственно, дети чуть ли не с рождения привыкают видеть динамичные картинки, крупные планы, контрастные перебивки монтажа, моменты детектива, недосказанности… Сплошное движение! Не захочешь – будешь смотреть. А урок?... И первое, что приходит на ум, - надо использовать технические средства: тот же телевизор, тот же компьютер. Конечно, надо. Но не слишком ли уж простое это  решение проблемы. Я бы предложила другой выход – сделать урок тоже динамичным, зримым, попытаться превратить его в произведение искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования.

   Я работаю с 1982 г. каких только нововведений не было за это время. Но никогда не затмевали они главную, на мой взгляд, цель – сделать урок интересным для детей, чтобы им хотелось на него идти. Только в этом случае будет нужный результат, только в этом случае урок будет действительно развивающим. А самым мощным импульсом к развитию, как известно, является творчество.

   Я сейчас хочу поговорить не о творчестве вообще, а о творчестве художественном, о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру.

    Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры, мобильники. Соответственно, дети чуть ли не с рождения привыкают видеть динамичные картинки, крупные планы, контрастные перебивки монтажа, моменты детектива, недосказанности… Сплошное движение! Не захочешь – будешь смотреть. А урок?... И первое, что приходит на ум, - надо использовать технические средства: тот же телевизор, тот же компьютер. Конечно, надо. Но не слишком ли уж простое это  решение проблемы. Я бы предложила другой выход – сделать урок тоже динамичным, зримым, попытаться превратить его в произведение искусства.

     Расскажу о некоторых находках, которые кажутся удачными мне и моим ученикам. Кроме того, они проверены и откорректированы  на многих поколениях ребят.

      Начну с уроков по теме «Бардовская песня». Мы с одиннадцатиклассниками начали проводить их задолго до того, как эта тема появилась в программе. Естественно, каждый год уроки эти получаются разными, это объясняется и сменой учеников, и моими творческими поисками. Поэтому обрисую урок лишь контурно.

    Во-первых, ребята заранее знают о нём и ждут его. Знают не от учителя, а от старших товарищей. Т. о., мотивация осуществляется без моего участия. Более того, они загодя начинают «мотивировать» меня.

     А непосредственно перед уроком самовыдвигаются костровые, которые на определённом месте – у воды, среди берёз и сосен – готовят всё для костра.    

                                       

   Урок проводим вечером. Чтобы и костёр, и урок были ярче. Заранее подготовлены тексты песен для разучивания. А самое интересное – приглашаем на урок настоящего автора-исполнителя, нашего односельчанина Андрея Садчикова, который рассказывает о знаменитом Грушинском фестивале, где он неоднократно бывал, исполняет замечательные свои песни. Естественно, говорим и об особенностях жанра, и о его основателях, о тенденциях развития, с удовольствием поём только что разученную песню Ю. Визбора «Солнышко лесное».

       Не всегда, к сожалению, есть возможность организовать реальную встречу с творческим человеком. Тогда на помощь приходит ролевая игра. Так мы проводили «встречу в студии» с писателем В. Распутиным, роль которого доверяется самому компетентному в его творчестве ученику. А остальные – выбирают себе роли журналистов, писателей, либо просто читателей, интересующихся творчеством, взглядами Распутина.

     Стремясь уйти от шаблона, подчеркнуть необычность нашего предмета, причастность его к художественному творчеству,заменяю традиционные тетради по литературе дневниками чтения ( в 5 -7 кл.) . Основной принцип здесь – максимум свободы, минимум запретов. «там, где много запретов и указов, - утверждал один мудрец, - растут разбои и грабежи». Не имею возможности остановиться  подробнее на этом. Хотя на эту тему у меня есть целая статья.

       Частой гостьей на наших уроках является музыка. Песни, романсы на стихи изучаемых поэтов, чтение стихов и прозы в музыкальном сопровождении. Очень помогают диски, кассеты.

 Однако никакая техника не идёт в сравнение с живой музыкой, с живым общением с талантливым, творческим человеком. Урок по творчеству Н. Рубцова много лет неизменно открывается песней «В горнице» в чудесном исполнении под гитару нашего земляка В. Агапова.

А песню «Букет», всем известную, подпеваем уже всем классом. Не меньше 10 раз приходил этот человек ко мне на урок по этой теме. Я надеюсь и на дальнейшую бескорыстную и такую ценную помощь.

       Ну и о самом близком к литературе искусстве – театре. Инсценируем мы очень много и с удовольствием с детьми всех возрастов. Есть у меня отработанные технологии работы с пьесой Горького «На дне», с булгаковскими «Собачьим сердцем» и «Мастером и Маргаритой». Главная ценность этих наработок в том, что артистами являются все без исключения.

  Театром, искусством худ. слова занимаюсь и во внеклассной работе. Много выступаем у себя в селе, на районных мероприятиях, в Нижнем были на Пушкинском празднике. По мере возможностей организую встречи ребят с профессиональным театром. Бывали во всех театрах Арзамаса, в гл. театрах Нижнего.

        Чум больше работаю, тем больше убеждаюсь, что уроки литературы и уроки русского языка должны быть неразрывно связанными между собой, должны быть уроками словесности, уроками открытий в слове и через слово.

   Кстати, вспомним, что означает слово «школа» в переводе с греч. Досуг! А учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался магистэр луди, т.е. «учитель игр». Не хочу своей деятельностью искажать значения этих важнейших для нас слов и делаю игру одним из главных приёмов не только литературы, но и русского языка.

        Коллеги согласятся со мной, что многие ребята, будь то 5-й или 10 –й класс, чувствуют себя неуверенно, когда дело касается соч-й. расскажу в этой связи, как мы работаем над самым первым сочинением в 5 кл. на полянке среди начинающих желтеть берёз сооружаем игрушечный костёр при помощи чьей-нибудь красной  кофточки и рассказываем интересные истории из своей жизни. В качестве домашнего задания прошу записать свою историю на листочке. После проверки и редактирования мы выпускаем сборник. Пугающее сочинение превращается в увлекательное коллективное дело.

           Если говорить о результатах такого подхода к преподаванию, то он, во-первых, воспитывает людей читающих, мыслящих, душевно и духовно развитых. Во-вторых, среди бывших своих учеников нередко встречаю представителей таких профессий, в которых вряд ли может состояться человек нетворческий: работников культуры, журналистов, дизайнеров, ну и продолжателей нашего дела – учителей-словесников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа учащихся на уроках русского языка и литературы как залог повышения качества образования

Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставитвысокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможностиобщества (отдельной семьи, ученика). Говорить о современных техноло...

«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»

Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...

Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития...

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования.

Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки русского языка и литературы станут такими, то р...

Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Презентация "Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

Выступление на педагогическом совете школы "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

Выступление на педагогическом  совете "Эффективность уроков  русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

Статья "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

В статье представлен опыт использования элементов технологии развития критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку. Автор предлагает посмотреть какие  эффективные приемы и спос...