Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме:
    Урок по литературе "Свет и во тьме светит..." (по рассказам Л.Петрушевской)

    Подрезова Ирина Ивановна

    Художественный мир Л.С.Петрушевской оставляет ощущение беспросветности, безысходности: люди, погруженные в бытовые проблемы, не способны к взаимопониманию. Но можно выделить ряд произведений, которые возвращают веру в добро и справедливость. Это циклы "Сказки для всей семьи", "Настоящие сказки".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon svet_i_vo_tme_svetit.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вводные замечания

            Художественный мир Л.С.Петрушевской оставляет ощущение беспросветности, безысходности: люди, погружённые в бытовые проблемы, не способны к взаимопониманию в силу своей закрытости. Но, тем не менее, можно выделить ряд произведений, которые возвращают веру в добро и справедливость, учат выбирать жизненную дорогу и идти по ней достойно. Это циклы «Сказки для всей семьи», «Настоящие сказки».

    Класс: 11

    Цели урока:

    1. Приобщать учащихся к сложным духовным поискам, воспитывать нравственный потенциал, формировать неравнодушное отношение к жизненным проблемам;
    2. Развивать ассоциативное мышление через эмоциональную реакцию, через осмысление своего отношения к изображаемым событиям;
    3. Совершенствовать  умения и навыки анализа текста.

    Оборудование: таблички с терминами «конфликт – специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей», «культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику», «экспозиция - составная часть сюжета, логически предшествующая завязке. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей)»

       

    Эпиграф:                                                                   Какая бы тень не набежала на вашу жизнь, -

    посетит ли вас тревога о судьбе России,

     придут ли вам «мысли чёрные» о вашей личной судьбе,

    или просто жизнь покажется «несносной раной», -

    вспомните о сказке и прислушайтесь к её тихому,

     древнему, мудрому голосу…

    И.А.Ильин    

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя

            - Мне хочется начать наш урок со слов замечательного русского философа И.А.Ильина: «Какая бы тень не набежала на вашу жизнь, - посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли вам «мысли чёрные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о сказке и прислушайтесь к её тихому, древнему, мудрому голосу…

    II. - Зачем, в каких жизненных ситуациях человек обращается за ответом к сказкам? (Сказка даёт ответы на многие вопросы: что есть добро, что зло, что такое счастье; в сказке собрана народная мудрость, она подсказывает пути выхода из самых сложных ситуаций; сказка учит верить в то, что после опасностей, несчастий всегда будет любовь и добро; сказка – это надежда на чудо, хотя бы самое маленькое).

            - Ваши слова во многом созвучны размышлениям о сказке И.А.Ильина. Прислушаемся и мы к мудрому голосу «Настоящих сказок» современной сказительницы Л.С.Петрушевской.

            - Какой смысл вы вкладываете в понятие «настоящие»? (Жизненные, правдивые, реальные, философские, современные, мудрые). Все ассоциации записываются на доске.

            - Сегодня мы будем говорить о сказках «Чёрное пальто» и «Фонарик». Какие ощущения у вас возникли при чтении сказки «Чёрное пальто»? (Необычно то, что это сказка о реальной жизни, о наших проблемах; было тяжело, даже страшно читать сказку; начало сказки создаёт ощущение безысходности).

    III. Анализ экспозиции сказки

            - Какие слова, словосочетания использует Л.С.Петрушевская для создания мрачной, тягостной атмосферы начала сказки? («на непонятном шоссе», «чёрное пальто», «темнеющая дорога», «пустой и плохо освещённый вагон», «безлюдный вокзал», «безобразные ямы», «мёрзла», «становилось темно»).

            - Обозначим время и место действия в сказке. («На краю дороги зимой в незнакомом месте», «на непонятном шоссе зимой, ближе к вечеру»).

            - Как вам кажется, это сказочное начало? (Нет, всё очень реально). Докажите свою мысль. Какие предметы из современной жизни вы можете назвать? («спортивный костюм», «кроссовки», «грузовик», «шоссе», «платформа», «электричка»). Для произведений Л.С.Петрушевской характерен особый взгляд на мир, скрытый смысл обычных слов. Рассмотрим экспозицию сказки с этой стороны. (Я думаю, что выражение «на краю дороги» можно объяснить так: дорога – это жизнь человека, гладкая и ровная, ухабистая, с ямами; край дороги – это край жизни, за ним уже следует смерть; на краю дороги – это пороговое состояние между жизнью и смертью).

    Культурологический анализ символов

            - Вспомните, с чем в народной мифологии обычно ассоциируются слово «зима», «вечер, темнота»? (Зима в славянской мифологии ассоциируется с умиранием природы, смертью; вечер – вечер жизни, её закат; чёрное пальто – это своеобразное покрывало смерти).

            - Какие культурологические символы вы видите уже в начале сказки? (Мне кажется особо интересным мрачный спутник шофёра грузовика. На него наброшен чёрный плащ с капюшоном – это всегда узнаваемый образ смерти. Шофёр – это перевозчик душ из живого мира в мёртвый. Его можно сравнить с Хароном из древнегреческой мифологии, только вместо ладьи – современный грузовик).

            - Как попали в этот ирреальный мир молодая девушка и женщина, главные героини сказки? (Девушку бросил любимый, несмотря на то, что у неё будет ребёнок. Девушка решила повеситься. Женщина не смогла пережить измену мужа, поэтому она решает отравиться).

    Анализ эпизодов

            - Прочитаем монолог женщины («Пока горит спичка …. Я сейчас очень многое поняла»). Выделите ключевые слова в монологе («безразлично», «всё очень просто», «не надо дышать», «я теперь равнодушна»). Что означает слово «тьма» для Л.С.Петрушевской? (Равнодушие, безразличие, пустота, холод, зло). Ассоциации записываются на доске.

            - Что может противостоять тьме? (Свет. В сказке свет заключён в спичках. Я думаю, спички обозначают кратковременность жизни. Жизнь состоит из мгновений. Каждое мгновение – это спичка. Таких спичек десять – десять мгновений).

            - Что видит девушка в свете спички? Чтение отрывка («Вдруг всё осветилось перед ней … девушка поняла всё). Что означает слово «свет» для Л.С.Петрушевской? (Тепло, любовь, забота, добро, вера в Бога: девушка ясно чувствовала чьё-то присутствие, любовь). Ассоциации записываются на доске.

            - Итак, что может спасти человека, вернуть к жизни? (Любовь и забота близких; память о близких, тепло родного дома; раскаяние, вера в Бога).

            - Почему просит прощение женщина? (Нельзя распоряжаться жизнью бездумно; жизнь – это ценность, дарованная свыше; необходимо беречь каждое мгновение жизни).

    Работа с термином

            - Что можно сказать о конфликте в сказках Л.С.Петрушевской? Рассмотрим записи на доске. (Это вечная борьба добра и зла, тёмных и светлых сил; добро – это жизнь, поэтому нужно постараться сохранить её, несмотря на все невзгоды).

    IV.  Анализ сказки «Фонарик»

            - Обратимся к сказке «Фонарик», ещё одной сказке о спасительной силе любви. Сказки во многом похожи. В чём вы видите сходство? (Место и время действия в этой сказке очень похожи на экспозицию сказки «Чёрное пальто»: «зимним вечером», «дорога шла через мостик», «было уже поздно и темно»; создаётся общее ощущение страха, только вместо спичек появляется фонарик).

            - Какова роль фонарика в сказке? Подумайте над смыслом названия. (Свет фонарика для девушки – это спасение, так как он уводит её от места взрыва газопровода. Фонарик приводит девушку на могилу бабушки. Свет фонарика – это свет в душе бабушки, которая спасает свою внучку; фонарик – это современный символ древнего оберега, который защищает девушку; фонарик – это душа бабушки).

            - Что вы можете сказать о взаимоотношениях бабушки и внучки? («Бабушка Поля умерла не так давно, она растила свою внучку от рождения и всё время разговаривала с ней»; мне кажется, что и после смерти между бабушкой и внучкой сохранились тонкие ниточки памяти; память не даёт внучке забыть свою бабушку, поэтому та спасает её; автор говорит о неразрывной связи поколений: человек может погибнуть, если порвётся эта связь).

    V. Подведение итогов

            - Любовь матери и отца, память бабушки сохраняют жизнь, уводят от смерти, свет снова побеждает тьму. В начале урока  мы говорили о смысле названия сборника Л.С.Петрушевской «Настоящие сказки». Обращение к записям на доске. В чём же заключается мудрость сказок П.Петрушевской? (Сказки помогут найти выход в трудной ситуации; сказки учат беречь жизнь, с трепетом относиться к каждому её мгновению; нужно заботиться о близких, не огорчать их, не забывать своих бабушек и дедушек, не разрывать нити взаимопонимания; автор говорит об очень важных проблемах: жизни и смерти, памяти и забвении, любви и предательстве, истинной вере).

            - Л.Петрушевская в «Настоящих сказках» сохраняет нравственные законы народной сказки, многовековую мудрость народа: победу добра над злом,  веру в милосердие, ценность жизни. Как звучит тема нашего урока: «Свет и во тьме светит…»

     Литература

    1. Петрушевская Л.С. Настоящие сказки. – М.: Вагриус, 1999. С.244-260.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"

    урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента....

    Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа"

    В центре внимания на уроке проблема истинных и ложных ценностей в жизни человека...

    "Ничего не кончилось… Но все были живы…" (урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской "Глюк")

    Данный урок был разработан на  районный    антинаркотический  конкурс «Мы выбираем жизнь»  в номинации «Лучший урок по профилактике наркомании».Урок по по...

    Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».

    К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...

    Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

    Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

    Урок по чтению "Путь восхождения к свету" по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант"

    Цель данного урока показать духовные обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький путь к осознанию своего предназначения. Рассматривается проблема человеческого предназначения, опред...