"Ключи от счастья женского" в поэзии Некрасова
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Родионова Марзия Наильевна

Форма урока: устный журнал, основанный на самостоятельной поисковой работе учащихся (групповой).

Иллюстрация - презентация с музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока113 КБ
Office presentation icon prez-nekrasov.ppt610.5 КБ

Предварительный просмотр:

Челябинская область

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Брединская средняя общеобразовательная школа № 3

457311 п. Бреды, ул. Мира, 9. Тел. (835141)  3-41-72. email: MOU_BSOSH_3@mail.ru

Конспект урока по литературе в 10 классе

Учитель высшей категории Родионова М.Н.

Тема: «Ключи от счастья женского» в поэзии Н.А.Некрасова.

Форма урока: устный журнал.

Цели и задачи урока:

1.Обобщить ранее изученный и самостоятельно подготовленный материал, систематизировать знания по теме «Русские женщины в творчестве Н.А.Некрасова», пробудить  творческий потенциал учащихся (умение отобрать необходимый материал в соответствии с заданной темой, грамотно оформить его, умение выразительного чтения поэтического произведения), подвести итог самостоятельной работе учащихся.

2.Совершенствовать навыки речевого общения, публичного выступления, обобщения изученного в рамках  «творческого сотрудничества»

3.Формировать, (углубляя, развивая, совершенствуя), представления о нравственной красоте человека, о силе его духа, о роли моральных принципов в жизни человека, об отношении к женщине как продолжательнице рода человеческого на земле и олицетворению всего прекрасного, что есть  на земле (Всё прекрасное на земле – от женщины), о  серьёзном отношении к формированию семьи.

4.Перспективная цель: подготовка к восприятию темы «О красоте человеческих лиц» при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Оформление урока:

1.Портрет Н.А.Некрасова.

2.Иллюстративный стенд «Доля ты! – русская долюшка женская!..» (иллюстрации русских художников к произведениям Н.А.Некрасова «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо?» - гл. «Крестьянка», портрет матери поэта). 

3.Эпиграф:

Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

        Н.Некрасов. «Русские женщины. Княгиня Трубецкая»

Чиста наша жертва –

Мы всё отдаём

Избранникам нашим и Богу.        

Н.Некрасов. «Русские женщины. Княгиня Волконская»

Оборудование урока: мультимедиа-оборудование для демонстрации презентации.

Этап урока

Содержание урока

№ слайда

I

Оргмомент.

Учитель: Уважаемые ребята! Начнём наш урок. Все глубоко вздохнули, выровняли дыхание, улыбнулись, пожелали мысленно  друг другу удачи! Начинаем наш устный журнал.


№ 1-2

II

Пролог. От редактора. Вступительное слово учителя:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!..

Да вряд они и сыщутся… - так утверждает устами святой старицы крестьянка Матрёна Тимофеевна в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Цель нашего урока: проследить, как развивается тема женского счастья, женской судьбы в поэзии Некрасова, и обобщить изученное.

Судьба русской женщины волновала поэта всю его сознательную жизнь. Его героини предстают перед нами в разную пору своей жизни: девушка, невеста, жена, мать и…вдова.

Откроем первую страницу устного журнала. Заглянем в портретную галерею поэта, полюбуемся на его героинь.


№ 3

III

Страница 1. Портретная галерея. Викторина.

Назовите произведения, из которых взяты строки, и, если возможно, имена героинь:

1.Ей ленты алые вплели в две русые косы,

Цветы, наряды принесли невиданной красы.

Пришёл папаша – сед, румян, - к гостям её зовёт:

Ну, Катя! Чудо сарафан! Он всех с ума сведёт!

                                               («Русские женщины. Княгиня Трубецкая»)

2.Рдеет румянец и ярче, и краше…

Мило  и молодо дитятко ваше, -

Бегает живо, горит, как алмаз,

Чёрный и влажный смеющийся глаз,

Щёки румяны, и полны, и смуглы,

Брови так тонки, а плечи так круглы!

                                               («Саша», гл.2)

3.На тебя заглядеться не диво, полюбить тебя всякий не прочь:

Вьётся алая лента игриво в волосах твоих чёрных, как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой пробивается лёгкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой смотрит бойко лукавый глазок.

                                                («Тройка»)

4.Очей моих тёмных огонь голубой, и чёрная с синим отливом

Большая коса, и румянец густой на личике смуглом, красивом,

И рост мой высокий, и гибкий мой стан, и гордая поступь –

Пленяли тогдашних красавцев: гусаров, улан, что близко с полками стояли                                  («Русские женщины. Княгиня Волконская»)

5.Я там была нарядная, дородства и пригожести

Поднакопила за зиму, цвела, как маков цвет!

                            («Кому на Руси жить хорошо?». Матрёна Тимофеевна)

6.Цветёт красавица,  миру на диво, румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива, во всякой работе ловка.

                                                            («Мороз, Красный нос»)

Учитель: Обратите внимание: галерея юных красавиц. О чём мечтает девушка в 16-17 лет? Конечно, о любви, как и Катерина в поэме «Коробейники». Откроем вторую страницу устного журнала.


№ 4-6

Страница 2. Доля ты! –  Русская долюшка женская!..

Песня на стихи Н.А.Некрасова в исполнении Лидии Руслановой.

Ой, полна, полна коробушка, есть и ситцы, и парча.

Пожалей, моя зазнобушка, молодецкого плеча!

Выди, выди в рожь высокую! Там до ночки погожу,

А завижу черноокую – все  товары разложу.

Цены сам платил немалые, не торгуйся, не скупись:

Подставляй-ка губки алые, ближе к милому садись!

Вот и пала ночь туманная, ждёт удалый молодец.

Чу! Идёт! – пришла желанная, продаёт товар купец.

Катя бережно торгуется, всё боится передать.

Парень с девицей целуется, просит цену набавлять.

Знает только ночь глубокая, как поладили они.

Распрямись ты, рожь высокая, тайну свято сохрани!           (гл.1, 1861 г)

Учитель: Как замирает душа девушки, когда нашёптывает милый:

    Постой же! Нерушимое обещаньице даю:

…На Покров домой приду и тебя, душа-зазнобушка,

    В Божью церковь поведу!

Девушка предпочла всем щедрым подаркам бирюзовый перстенёк – символ святой девической любви. В трудовых крестьянских заботах прячет  Катеринушка свою тоску по суженому в ожидании его возвращения.

Ученик наизусть:

Хорошо было детинушке сыпать ласковы слова,

Да трудненько Катеринушке парня ждать до Покрова.

Часто в ночку одинокую девка часу не спала,

А как жала рожь высокую, слёзы в три ручья лила!

Извелась бы неутешная, кабы время горевать,

Да пора страдная, спешная – надо десять дел кончать.

Как ни часто приходилося молодице невтерпёж,

Под косой трава валилася, под серпом горела рожь.

Изо всей-то силы-моченьки молотила по утрам,

Лён стлала до тёмной ноченьки по росистым по лугам.

Стелет лён, а  неотвязная дума на сердце лежит:

Как другая девка красная молодца приворожит?

Как изменит? Как засватает на чужой на стороне?

И у девки сердце падает: ты женись, женись на мне!

Ни тебе, ни свёкру-батюшке николи не согрублю,

От свекрови, твоей матушки, слово всякое стерплю.

Не дворянка, не купчиха я, да и нравом-то смирна,

Буду я невестка тихая, работящая жена…

                                                                       («Коробейники», гл. 4, 1861 г)

Учитель: В думах девушки о замужестве – устоявшиеся представления русского крестьянства о положении женщины в семье: покорная невестка, работящая жена. Некрасов с горечью предопределяет дальнейшую судьбу своих юных героинь-крестьянок, традиционно отданных замуж за ровню мужика и несущих свой крест с терпением рабы, хотя мечталось о любви и счастье.

 Романс неизвестного композитора на стихи Некрасова «Что ты жадно глядишь на дорогу…» в исполнении Л.Зыкиной (начало):

Что ты жадно глядишь на дорогу в стороне от весёлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу – всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед?

На тебя, подбоченясь красиво, загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво, полюбить тебя всякий не прочь:

Вьётся алая лента игриво в волосах твоих чёрных, как ночь.

Сквозь румянец щеки твоей смуглой пробивается лёгкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой смотрит бойко лукавый глазок.

Ученик наизусть (продолжение):


Взгляд один чернобровой дикарки, полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки, в сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю, будет жизнь и полна, и легка…

Да не то тебе пало на долю: за неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник, перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной, и трудной отцветёшь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный, будешь нянчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья, полном жизни, - появится вдруг

Выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу, как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,

Бесполезно угасшую силу и ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки, и сыты, и бойки,-

И ямщик под хмельком, и к другой мчится вихрем корнет молодой…

                                                                                      («Тройка», 1846 г)

Ученик наизусть: «В полном разгаре страда деревенская»

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! –  русская долюшка женская!.. Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени

Всевыносящего русского племени  многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная – солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается, жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжёлую,

Баба порезала ноженьку голую – некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда – растрепалися косыньки, - надо ребёнка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении, пой, терпеливая мать!

Слёзы ли, пот ли у ней под ресницами, право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, канут они всё равно!

Вот она губы свои опалённые жадно подносит к краям…

Вксны ли, милая, слёзы солёные с кислым кваском пополам? (1862 г)

Учитель: Образ женщины-матери естественно возникает в поэзии Некрасова. Поэт уверен: это самое дорогое, что есть у человека в жизни. Мать способна не только дать жизнь ребёнку, но подвигнуть его на великие дела.

Ученик наизусть «Великое чувство!..»:

Великое чувство! У каждых дверей, в какой стороне ни заедем,

Мы слышим, как дети зовут матерей далёких, но рвущихся к детям.

Великое чувство! Его до конца мы живо в душе сохраняем.

Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем!

                                                                                                   (1877 г)

Учитель: О своей матери с благоговением поэт писал:

               О мать моя! Подвигнут я тобою, во мне спасла живую душу ты!

Елена Андреевна, мать поэта, - дворянка, а судьба её не менее печальна, чем судьба крестьянки, ибо в её семье царили произвол и самодурство мужа – отца поэта – Алексея Сергеевича Некрасова. Но мужественная женщина терпеливо несла свой крест, жертвуя собой во имя детей.

Ученик наизусть. Отрывок из стихотворения «Родина»:

…Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил!.. О! Знаю, знаю я!..

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде –

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И всё, что вынести тебе достало сил,

Предсмертный шёпот твой губителю простил!...      (1846 г)

Учитель: Доля ты! –  русская долюшка женская!.. Вряд ли труднее сыскать! – таков печальный итог судьбы русской женщины.

Но в 1864 г. поэт заканчивает поэму «Мороз, Красный нос», в центре которой – судьба крестьянской семьи и образ «величавой славянки».

Страница 3. Образ «величавой славянки» в поэме «Мороз, Красный нос». Представляет страницу группа учащихся.

1 ученик наизусть:

Три тяжкие доли имела судьба, и первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба, а третья – до гроба рабу покоряться.

И все эти грозные доли легли на женщину русской земли.

Века протекали, всё к счастью стремилось,

Всё в мире по нескольку раз изменилось,

Одну только Бог изменить забывал суровую долю крестьянки.     (гл. 3)

2 ученик: Поэма «Мороз, Красный нос» - своеобразный апофеоз народного мира. Жизнь крестьянской семьи здесь изображена очищенной от всего наносного, как бы сама по себе. И смерть здесь тоже сама по себе, извечная трагедия бытия, а не только социальная драма. Семья в поэме – не «хозяйственная ячейка», залог физического выживания, а органическое, основанное на жертвенной любви единство, которое наделяет высокой духовностью повседневное человеческое существование. Семья поддерживает человека в битве- сотрудничестве с природой, позволяет ему преодолеть ограниченность своего «Я», даёт счастье продолжиться в другом. И смерть Прокла ужасна для Дарьи не тем, что теперь ей трудно будет управиться с хозяйством, а тем, что нанесён смертельный удар семье как миру, распалось целое, утеряна почва для полноценного бытия.  Крестьянская семья в поэме – частица всероссийского мира, поэтому мысль о Дарье переходит в думу о величавой славянке.

Из фонохрестоматии: «Есть женщины в русских селеньях»…(читает В.Енютина):

Есть женщины в русских селеньях с спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит:

«Пройдёт – словно солнце осветит, посмотрит – рублём подарит!»

Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идёт,

Ног грязь обстановки убогой к ним словно не липнет. Цветёт

Красавица, миру на диво, румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит, всегда терпелива, ровна…

Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна!..

По будням не любит безделья. Зато вам её не узнать,

Как сгонит улыбка веселья с лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха, и песни, и пляски такой

За деньги не купишь. – «Утеха!» - твердят мужики меж собой.

В игре её конный не словит, в беде – не сробеет, - спасёт:

Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!..

В ней ясно и крепко сознанье, что всё их спасенье в труде,

И труд ей несёт воздаянье: семейство не бьётся в нужде…

3 ученик:

И ты красотою дивила, была и ловка, и сильна,

Но горе тебя иссушило, уснувшего Прокла жена!

Горда ты – ты плакать не хочешь, крепишься, но холст гробовой

Слезами невольно ты мочишь, сшивая проворной иглой.

Слеза за слезой упадает на быстрве руки твои.

Так колос беззвучно роняет созревшие зёрна свои.           (гл. 5)

4 ученик: Событие, случившееся в крестьянской семье, потерявшей кормильца, как в капле воды отражает исторические беды российской женщины-матери. Горе Дарьи – «великое горе вдовицы и матери малых сирот». За ним – трагедия многих поколений русских женщин – невест, жён, матерей. Дарья в своём горе печётся не о себе, но «полная мысли о муже, зовёт его, с ним говорит». Даже в сиротском будущем она не может помыслить себя одинокой:

Я ли о нём не старалась? Я ли жалела чего?

Я ему молвить боялась, как я любила его!

Дарью согревает в трагической ситуации тепло одухотворённого сострадания. Образы природы, мотивы печали, горя создают впечатление о глубине чувств крестьянки, сливаются в единое ощущение русской жизни. Мы видим снежные равнины, сугробы, дороги в ухабах, слышим вой метели, и всё это открывается нам через думы Дарьи об ушедшем из жизни Прокле. Дарья подвергается двум испытаниям: за смертью мужа её настигает собственная смерть. Однако и её как бы преодолевает Дарья: и, умирая, больше себя она любит Прокла, детей, крестьянский труд. Образ крестьянки, её внутренняя стойкость, сила духа и красота чувств открывают идеал человека, живущий в сердце поэта.

Учитель: По мнению Некрасова, единственно возможный путь к счастью – это путь искупления, путь подвижничества. И этот путь предназначено судьбой пройти другой героине Некрасова – Матрёне Тимофеевне Корчагиной. Эту страницу журнала представит вторая группа учащихся.

Страница 4. «Крестьянка» («Кому на Руси жить хорошо?»)

1 ученик:

Матрёна Тимофеевна – осанистая женщина,

Широкая и плотная, лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью, глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие, сурова и смугла.

Она вспоминает о многих испытаниях, выпавших ей на долю. Тяжелейшее – смерть Дёмушки и обида, нанесённая молодой матери следствием и допросом.

2 ученик наизусть:

Допрашивали дедушку, потом за мной прислали.

Становой по горнице похаживал, как зверь в лесу порыкивал…

«Эй, жёнка, состояла ты с крестьянином Савелием

В сожительстве? Винись!» Я шёпотом ответила:

- Обидно, барин, шутите! Жена я мужу честная,

А старику Савелию сто лет…Чай, знаешь сам? –

Как в стойле конь подкованный, затопал, о кленовый стол

Ударил кулаком: «Молчать! Не по согласью ли

С крестьянином Савелием убила ты дитя?..»

Владычица! Что вздумали! Чуть мироеда этого

Не назвала я нехристем, вся закипела я…

Да лекаря увидела: ножи, ланцеты, ножницы натачивал он тут.

Вздрогнула я, одумалась. – нет, - говорю, - я Дёмушку

Любила, берегла…- «А зельем не поила ты?

А мышьяку не сыпала?» - нет, сохрани Господь!...-

И тут я покорилася: будь жалостлив, будь добр!

Вели без поругания честному погребению

Ребёночка предать! Я мать ему!...-

Упросишь ли? В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести, на шее – нет креста!        (гл.4)

1 ученик: Сменяют друг друга, сплетаются и взаимодействуют в её истории боль, гнев, обида. Через сильно выраженное чувство открывается «гроза душевная», наложившая отпечаток на отношение крестьянки к миру. В поэзии Некрасова лирическое и драматическое начала часто сочетаются, взаимодействуют, и эта особенность помогает раскрыть глубину чувств любящеё матери и глубину её страданий:

Всему я покорилась: первая с постели Тимофеевна,

Последняя – в постель; за всех про всех работаю, -  

С свекрови, с свёкра пьяного , с золовушки бракованной

Снимаю сапоги… Лишь деточек не трогайте!

За них горой стояла я…

3 ученик: Матрёна Тимофеевна, жертвуя собой, ложится под розги, защищая восьмилетнего Федота. Крестьянка жалуется на жизнь, видит себя уступающей жизненным обстоятельствам, когда обобщает свои чувства, впечатления:

Я пошла на речку быструю, избрала я место тихое

У ракитова куста. Села я на серый камушек,

 Подперла рукой головушку, зарыдала, сирота!

Но запоминается другое – решимость защитить сына, чувство достоинства, сила в терпении. В речи героини – соседство горестных и горьких слов:

Ночь – слезами обливаюся, день – как травка пристилаюся…

Я потупленную голову, сердце гневное ношу!

В рассказе Матрёны Тимофеевны не только гнев, но и острая потребность в справедливости. Душа её предстаёт как любящая, отзывчивая к поэтическим мгновениям жизни, памятливая и на трагически – тяжкое  и жестоко обидное, и на доброе и прекрасное.

1 ученик: Хранительница семейного очага, верная жена, заботливая мать, Матрёна Тимофеевна воплотила в себе представления поэта о лучших качествах русских женщин. Жертвенные, подвижнические начала, увиденные в народной душе, давали Некрасову надежду на грядущее духовное возрождение родины.

Учитель: Поэзия Некрасова учит нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обострённая чуткость к другому человеку, умение радоваться его счастьем или страдать его страданием. Именно такими предстают перед нами жёны декабристов в поэме «Русские женщины». Эту страницу журнала представляет третья группа учащихся.

Страница 5. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)

1 ученик наизусть(«Княгиня Трубецкая»):

Вперёд! Душа полна тоски, дорога всё трудней,

Но грёзы мирны и легки – приснилась юность ей.

Богатство, блеск! Высокий дом на берегу Невы,

Обита лестница ковром, перед подъездом львы,

Изящно убран пышный зал, огнями весь горит.

О, радость! Нынче детский бал. Чу! Музыка гремит!

Ей ленты алые вплели в две русые косы,

Цветы, наряды принесли невиданной красы.

Пришёл папаша – сед, румян – к гостям её зовёт:

«Ну, Катя! Чудо сарафан! Он всех с ума сведёт!»

Ей любо, любо без границ. Кружится перед ней

Цветник из милых детских лиц, головок и кудрей.

Нарядны дети, как цветы, нарядней старики:

Плюмажи, ленты и кресты, со звоном каблуки…

Танцует, прыгает дитя, не мысля ни о чём,

И детство резвое шутя проносится… Потом

Другое время, бал другой ей снится: перед ней

Стоит красавец молодой, он что-то шепчет ей…

Потом опять балы, балы…Она – хозяйка их,

У них сановники, послы, весь модный свет у них…

       Под звуки «Вальса» к  драме М.Лермонтова «Маскарад» вальсируют юноша  и девушка в бальных костюмах.

2 ученик: А впереди – Сибирь, непонимание родных, близких, преграды на пути к мужественным, сильным людям – мужьям, любимым:

Уже два месяца почти бессменно день и ночь в пути

На диво слаженный возок, а всё конец пути далёк!

Её в Иркутске встретил сам начальник городской;

Как мощи сух, как палка прям, высокий и седой.

Театрализованный диалог, участники -  в соответствующих костюмах: (на фоне романса Г. Свиридова . из к/ф «Метель»)

Губернатор: Пришёл я встретить Вас.

Княгиня: Велите ж дать мне лошадей! Готов ли экипаж?

Губернатор: Позвольте-с. Я согласен сам, что дорог каждый час,

                      Но хорошо ль известно Вам, что ожидает Вас?

                      Бесплодна наша сторона, а та – ещё бедней…

                      Там – знаете ли Вы? Там люди редки без клейма,

                      И те душой черствы…Ужасен там тюремный дом,

                      Глубоки рудники… Поверьте, Вас не пощадят,

                      Не сжалится никто! Пускай Ваш муж – он виноват…

                      А Вам терпеть… за что?

Княгиня: Ужасна будет, знаю я, жизнь мужа моего.

                 Пускай же будет и моя не радостней его!

                 Пусть смерть мне суждена – мне нечего жалеть!..

                  Я еду! Еду! Я должна близ мужа умереть!

Губернатор: Когда б не доблестная кровь текла в Вас – я б молчал.

                      Но если рвётесь Вы вперёд, не веря ничему,

                      Быть может, гордость Вас спасёт… Достались Вы ему

                      С богатством, с именем, с умом, с доверчивой душой,

                      А он, не думая о том, что станется с женой,

                      Увлёкся призраком пустым, и – вот его судьба!..

                      И что ж?.. бежите Вы за ним, как жалкая раба!

Княгиня:  Нет, я не жалкая раба, я женщина, жена!

                 Пускай горька моя судьба – я буду ей верна!

                 О, если б он меня забыл для женщины другой,

                 В моей душе достало б сил не быть его рабой!

                 Но знаю: к родине любовь соперница моя,

                 И если б нужно было, вновь ему простила б я!

                                                                                 (ч. вторая, гл.6)

2 ученик: Перед великой силой самопожертвования, перед мужеством княгини Трубецкой склонил голову видавший виды генерал:

Губернатор: Острожным жёстким сухарём и жизнью взаперти,

                      Позором, ужасом, трудом этапного пути

                      Я Вас старался напугать. Не испугались Вы!

1 ученик: Подвижничество княгини Трубецкой и княгини Волконской  - воплощение высокого морального принципа, свойственного русским женщинам: Ему я Богом отдана, я буду век ему верна.

Учитель: Откроем последнюю страницу журнала.


№ 7















































№ 8




























№ 9





























№ 10





















№ 11
























№ 12




















































№ 13




































































№ 14

































№ 15

IV

Обобщение.

Страница 6. Диалог с читателем. Вопросы от редактора:

- Какой вы увидели русскую женщину в изображении Некрасова:

        - её внешний облик

        - её характер

        - её поступки

        - её мораль

        - её цель в жизни?

- Каков, на ваш взгляд, некрасовский идеал русской женщины?

Учитель: подведём  итоги: некрасовская женщина –  красивая: высокая, статная, румяная, смуглая, с длинными чёрными или русыми косами; сильная духом, верная жена, заботливая мать, хранительница семейного очага; гордая, способная преодолеть людское непонимание, презрение;

Высоконравственная даже в своём бесправии, как сама Русь: «Ты и могучая, ты и бессильная…»(смотри эпиграф к уроку).


№ 16

V

Домашнее задание: сочинение-размышление «Моё представление о женском счастье» (Актуальна ли тема женского счастья в наши дни? В чём, по-вашему, заключается женское счастье?)

№ 17

VI

Оценивание работы учащихся.

№ 18


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Брединская средняя общеобразовательная школа № 3 учитель высшей категории Родионова М.Н. презентация к уроку литературы в 10 классе "Ключи от счастья женского" в поэзии Н.А.Некрасова /устный журнал/

Слайд 2

Пролог. От редактора. Страница 1. Портретная галерея./Викторина/ Страница 2. Доля ты! – Русская долюшка женская! «Коробейники» «Тройка» «В полном разгаре страда деревенская…» Страница 3. Образ «величавой славянки». «Мороз, Красный нос» «Суровая доля крестьянки» «Есть женщины в русских селеньях…» Страница 4. «Крестьянка». «Кому на Руси жить хорошо?» Страница 5. «Русские женщины. Княгиня Трубецкая» Страница 6. Диалог с читателем. Вопросы от редактора. Домашнее задание. Оглавление Устный журнал

Слайд 3

Пролог. От редактора. Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!.. Да вряд они и сыщутся… Н.Некрасов. Цель: проследить, как развивается тема женского счастья, женской судьбы в поэзии Н.Некрасова

Слайд 4

Ей ленты алые вплели в две русые косы, Цветы, наряды принесли невиданной красы. Пришёл папаша – сед, румян, - к гостям её зовёт: Ну, Катя! Чудо сарафан! Он всех с ума сведёт! Портретная галерея /викторина/ 1 («Русские женщины. Княгиня Трубецкая») Рдеет румянец и ярче, и краше… Мило и молодо дитятко ваше, - Бегает живо, горит, как алмаз, Чёрный и влажный смеющийся глаз, Щёки румяны, и полны, и смуглы, Брови так тонки, а плечи так круглы! («Саша», гл. 2)

Слайд 5

На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: Вьётся алая лента игриво В волосах твоих чёрных, как ночь; Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается лёгкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. 1 («Тройка») Очей моих тёмных огонь голубой, И чёрная с синим отливом Большая коса, и румянец густой На личике смуглом, красивом, И рост мой высокий, И гибкий мой стан, и гордая поступь – Пленяли тогдашних красавцев: Гусаров, улан, Что близко с полками стояли… («Русские женщины. Княгиня Волконская»)

Слайд 6

Я там была нарядная, дородства и пригожести Поднакопила за зиму, цвела, как маков цвет! 1 («Кому на Руси жить хорошо?». Матрёна Тимофеевна) Цветёт красавица, миру на диво, румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, во всякой работе ловка. («Мороз, Красный нос»)

Слайд 7

Доля ты! - Русская долюшка женская!.. "Коробейники" 1861 г. 2

Слайд 8

Доля ты! - Русская долюшка женская!.. "Тройка" 1846 г. 2

Слайд 9

Доля ты! - Русская долюшка женская!.. "В полном разгаре страда деревенская..."1862 г. 2

Слайд 10

Доля ты! - Русская долюшка женская!.. О мать моя! Подвигнут я тобою, Во мне спасла Живую душу ты! 2

Слайд 11

Образ "величавой славянки" Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая – быть матерью сына раба, А третья – до гроба рабу покоряться. И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Века протекали, всё к счастью стремилось, Всё в мире по нескольку раз изменилось, Одну только Бог изменить забывал Суровую долю крестьянки. («Мороз, Красный нос») 3 Суровая доля крестьянки

Слайд 12

Образ "величавой славянки" "Есть женщины в русских селеньях..." 3

Слайд 13

"Кому на Руси жить хорошо?" Матрёна Тимофеевна – Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. 4 "Крестьянка"

Слайд 14

"Русские женщины" "Княгиня Трубецкая" Вперёд! Душа полна тоски, Дорога всё трудней, Но грёзы мирны и легки – Приснилась юность ей. 5

Слайд 15

"Русские женщины" "Княгиня Трубецкая" Нет, я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба – Я буду ей верна! О, если б он меня забыл Для женщины другой, В моей душе достало б сил Не быть его рабой! Но знаю: к родине любовь Соперница моя, И если б нужно было, Вновь ему простила б я!

Слайд 16

Диалог с читателем - Какой вы увидели русскую женщину в изображении Некрасова: - её внешний облик - её характер - её поступки - её мораль - её цель в жизни? - Каков, на ваш взгляд, некрасовский идеал русской женщины? Вопросы от редактора: 6

Слайд 17

Домашнее задание Сочинение - размышление "Моё представление о женском счастье" - Актуальна ли тема женского счастья в наши дни? В чём, по-вашему, заключается женское счастье ?

Слайд 18

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема декабристов в поэзии Некрасова

К началу 70-х годов наступает эпоха нового революционного подъёма. В 1869 году возникает замысел поэмы «Дедушка», где Некрасов хочет...

Тема декабристов в поэзии Некрасова

Презентация к внеклассному мероприятию "Тема декабристов в поэзии Некрасова" ( к 190-детию поэта)...

Классный час "Семья - ключ к счастью"

Цели: учить просчитывать свои действия и поступки;формировать представления о жизненном идеале семьи, на­выков семейной дипломатии; формировать умение убеждать;осмысливать своё мнение; воспитывать стр...

Народные мотивы в поэзии Некрасова

Интегрированный урок (литература и музыка) для обучащихся 10 классов на тему: "Народные мотивы в поэзии Некрасова". Урок в форме музыкальной гостиной будет интересен и познавателен, так как ...

Памятка для родителей "12 ключей счастья"

Памятка для родителей "12 ключей счастья"...

"Ключи счастья". Рекомендации старшеклассникам.

Материал для психологического стенда для подростков....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателя Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова. Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАдля преподавателяТема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»Дисциплина ОУД 02. Литература...