Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Рабочая программа по литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_10_klass.doc507 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Белгорода

«Согласовано»

Руководитель МО


___________                      Локтева Н.В.


Протокол № ________

 от «____»___________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ

СОШ № 4 г. Белгород


___________         Медведева Л. И.


«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 4 г.Белгород


___________________            Самойлова Т.Н.


Приказ № ______ от «___»____________2012 г.

Рабочая программа

Медведевой Любови Ивановны

по учебному курсу «Литература»

     10 «А»  класс

Базовый уровень

2012  год

Раздел 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образования по  литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010)

     Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

   Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира,  постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

   Этим целям подчинены структура и содержание программы курса литературы 10 класса.

   Цель литературного образования – становление духовного мира человека,  создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

   Содержание курса литературы 10 класса составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным темам». Это позволяет усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся.

   Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

   Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни  из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие – более кратко, однако все они  включают текстуальное изучение художественных произведений.

 Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей.

 В программе обновлены списки произведений литературы  XIX века, в том числе произведений для самостоятельного чтения.

    Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

    Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

    Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

    Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой основной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени среднего образования необходимо продолжать работу по  развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

   Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

   Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

   

   Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  1. поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение, сопоставление, классификация;
  3. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  4. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  5. осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  6. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  7. составление плана, тезисов, конспекта;
  8. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  9. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  10. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

Изучение литературы  в старшем звене  направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  4. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Данная программа предназначена для учащихся 10 «А»  класса МБОУ СОШ  № 4 и рассчитана на 2012/2013учебный год.

Программно-методическое обеспечение: // Литература. 10 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.; // Литература. 10 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. В.И.Сахаров, С.А. Зинин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Общее количество часов: 105

Количество часов в неделю: 3

Раздел 2

Требования к  уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения литературы ученик должен

 знать/понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творческого пути писателей XIX века;
  4. изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспринимать и анализировать художественный текст;
  2. выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  3. определять род и жанр литературного произведения;
  4. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
  5. давать характеристику героев;
  6. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  1. выявлять авторскую позицию;
  1. выражать свое отношение к прочитанному;
  2. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  3. владеть различными видами пересказа;
  4. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  5. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  6. писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  3. поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Раздел 3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Подготовка к ЕГЭ

Дата план.

Дата факт.

1

Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

лекция

ч.1. с.3-14.

2

А.С. Пушкин. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Стихотворение «Воспоминание в Царском селе»,  ода «Вольность».

сообщения,

стих-я,

ч.1. с.15-27

8.09

3

Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.) «Разговор книгопродавца с поэтом» и др.

стих-е наизусть,

ч.1. с.27-36

9.09

4

Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии

Анализ стих-я,

ч.1. с.36-40,

чит. поэму «Медный всадник»

13.09

5

 «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».

текст,

ч.1. с.40-51

15.09

6

М.Ю. Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М. Ю. Лермонтова.

сообщения,

стих-я,

ч.1. с.53-61

16.09

7

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

дифф. зад-е,

ч.1. с.62-65

20.09

8

Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

стихотворение наизусть,

ч.1. с.65-72.

22.09

9

Особенности богоборческой темы в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.

текст,

ч.1. с.72-79

23.09

10

Н.В. Гоголь. Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя.

дифф. задание,

ч.1. с.81-84, чит. повести

27.09

11

Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. «Невский проспект».

текст,

ч.1. с.84-89

29.09

12

Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Повесть  «Нос».

текст,

ч.1. с.89-98.

30.09

13-14

Подготовка и проведение контрольной работы по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» 

ч.1. с.50-51, 78-79, 106-107 вопросы

4.10

6.10

15-16

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. Литература и журналистика второй половины XIX века.

лекция,

ч.1. с.125-140

7.10

11.10

17

А.Н. Островский. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!»

сообщения,

ч.1. с.141-150, чит. пьесу

13.10

18

Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии.

ср. хар-ка;

ч.1. с.150-158

14.10

19

Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала»

Чит. пьесу «Гроза»

18.10

20

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных  полюса народной жизни.

дифф. зад-е, ч.1 стр. 158-173

20.10

21

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе».

дифф. зад-е, стр.173-174, ответить на вопросы

21.10

22

«Гроза» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев).

ч.1. с.175

подгот. к соч.,конспект критической статьи

1.11

23-24

Р/р.

 Классное сочинение по творчеству А.Н. Островского

дифф. задание

3.11

4.11

25

И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами.

сообщения,

ч.1. с.176-208, читать роман

8.11

26

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

текст, характеристика героев

10.11

27

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».

текст,

ч.1. с. 187-189, стр. 190, письменный анализ эпизода

11.11

28

Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

текст, стр 208-209, вопросы

15.11

29

Роман «Обломов» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин).

дифф. зад-е, подготовиться к письменной работе

17.11

30

Р/р.

 Письменная работа по проблематике изученной темы.

Индивидуальные задания

18.11

31

И.С. Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника».

Сообщения, рассказы, стр. 211-222

22.11

32

 «Отцы и дети». Отражение в романе проблематики эпохи.

характеристика героев, стр. 234-249

24.11

33

Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

Стр. 254, вопр. 4

25.11

34.

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий.

Стр. 254, вопросы 5-6; инд. задания

29.11

35.

Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения.

Стр.254, вопр. 7

1.12

36

Философские итоги романа, смысл заглавия.

Русская критика о романе и его герое (статьи Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова, М. А. Антонович»).

Стр.254, вопр. 8-9,  конспект статьи

2.12

37

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя.

Выучить стихотворение в прозе, подготовиться к сочинению

6.12

38-39

Р/р.

 Классное сочинение творчеству И.С. Тургенева

Сообщения, презентации

8.12

9.12

40

«Что делать?» Н. Г. Чернышевского как полемический отклик на роман Тургенева «Отцы и дети».

Вопросы к дискуссии, стр. 256-280

13.12

41

«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

4-й сон Веры Павловны

15.12

42

Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения

Закончить анализ главы

16.12

43

Н.А. Некрасов. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика («Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…»).

Стр. 283-288, анализ стихотворения (по выбору)

20.12

44

Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет («В дороге», «Огородник», «Тройка»).

Стихотворение наизусть

22.12

45

Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Анализ стихотворения «Зеленый шум»

Закончить анализ стихотворения

23.12

46

Гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.)

Вопросы учебника, читать поэму

27.12

47

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни.

Стр. 311-325, вопросы к поэме

29.12

48

Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Стихия народной жизни и ее яркие представители.

Характеристика образов крестьян

12.01

49

Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.)

Характеристика помещиков

13.01

50

Проблема счастья и ее решение в поэме

Н. А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Образ Гриши Добросклонова

17.01

51

Р/р.

Подготовка к домашнему сочинению по проблематике изученной темы.

Д/С на данную тему

19.01

52

Ф.И. Тютчев. «Мыслящая поэзия» Ф. И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность.Тема величия России ( «Умом Россию не понять…», «Цицерон», «Наполеон»)

Ч. 2, стр. 3-30, анализ стихотворения

20.01

53

Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике («Не то, что мните вы, природа…», «Природа – сфинск, и тем она верней…», «Полдень»).

Стихотворение наизусть

24.01

54

Драматизм звучания любовной лирики Тютчева («Денисьевский цикл»).

Сообщения, презентации, анализ стихотворений , стр. 27-28

26.01

55

А.А. Фет. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А. А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта.

Анализ стихотворения

27.01

56

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…»).

Чтение наизусть

31.01

57

Красота и поэтичность любовного чувства  в интимной лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…»).

Подготовиться к письменной работе

2.02

58

Р/р.

 Письменная работа по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Подг. к внеклассн. чт.

3.02

59

Урок внеклассного чтения. Любимые стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Сообщения, презентации

7.02

60

Н.С. Лесков. Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов.

Пересказ с цитированием

9.02

61

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести «Очарованный странник».

Характеристика героя

10.02

62

«Очарованность героя», его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Сказовый характер повествования.

Подготовить устный отзыв

14.02

63

Р/р.

 Отзыв о прочитанном произведении.

Индивидуальные задания

16.02

64

М.Е.Салтыков-Щедрин. « Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина – сатирика.

Вопросы учебника, читать сказки

17.02

65

Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина («Медведь на воеводстве», «Богатырь»).

Подготовиться к дискуссии, стр. 100, анализ сказки

21.02

66

Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь»).

Анализ сказки, прочитать роман

23.02

67-68

Вн. чт. Роман-хроника «История одного города». Летопись Глупова и реальные факты истории.

Стр. 107-108, вопросы учебника

24.02

28.02

69

Р/р.

Подготовка к домашнему сочинению по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина

Д/С по данной теме

1.03

70

А.К. Толстой. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.).

Выучить наизусть стихотворение по выбору

2.03

71

Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики  поэта («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.

Анализ стихотворения

6.03

72

Р/р.

Анализ одного из стихотворений

А.К. Толстого

Индивидуальные задания

8.03

73

Л.Н. Толстой. Жанрово – тематическое своеобразие толстовского романа – эпопеи «Война и мир».

Ч. 2, стр. 129-145, индивидуальные задания, читать роман

9.03

74

Художественно-философское осмысление сущности войны в романе.

Главы из романа, ч. 2 стр 146-155

13.03

75

Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней»

Главы романа

15.03

75

Критическое  изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора.

Вопросы учебника

16.03

77-78

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев. Анализ избранных глав.

Составить план характеристики героев

20.03

22.03

79

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи – имитации (Берги, Друбецкие, Курагины).

Сравнительная характеристика, стр. 156-164

23.03

80

Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Стр. 186, вопр. 6-7

3.04

81

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Анализ отдельных «военных» глав романа

Образы представителей народа, стр. 171-176

5.04

82

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

Рассказ о Платоне Каратаеве и Тихоне Щербатом

6.04

83

Феномен «общей жизни»  и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

Том 4, вопросы

10.04

84

Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Подготовиться к сочинению

12.04

85-86

Р.Р.

Классное сочинение по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого

Сообщения, презентации

13.04

17.04

87

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф. М. Достоевского.

Вопросы учебника

19.04

88

Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

Групповые задания

20.04

89

Мир «униженных и оскорбленных»  и бунт личности против жестоких законов социума.

Составить план к образу Раскольникова

24.04

90

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

Подготовиться к семинару

26.04

91

Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.).

Рассказ о Соне Мармеладовой

27.04

92

Раскольников и «вечная Сонечка»

Стр. 240-242, вопросы

1.05

93

Р.Р.

Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Ф.М.Достоевского

Д/С по данной теме

3.05

94

А.П. Чехов. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А. П. Чехова (рассказ «Ионыч»).

«Человек в футляре»

4.05

95

Образы «футлярных людей» в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости («Человек в футляре», «Крыжовник»).

«Крыжовник»

8.05

96

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад»

«Вишневый сад» читать

10.05

97

Лирическое и драматическое начала в пьесе.

Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии.

Вопросы учебника

11.05

98

Роль второстепенных и внесценических персонажей  в чеховской пьесе. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Подготовиться к сочинению

15.05

99-100

Р.Р.

Классное сочинение по творчеству А.П.Чехова

17.05

18.05

101

Обобщение материала историко-литературного курса.

Подготовиться к зачету

22.05

102

Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века.

24.05

103

Повторение изученного в 10 классе

25.05

104-105

 Итоговые уроки. Что читать летом

29.05

Раздел 4

Содержание программы по литературе

10 класс

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Из литературы первой половины XIX века

А.С. Пушкин

Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др!). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик»,   «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта. *

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).

Н.В.Гоголь

Повести «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).

Литература второй  половины XIX века

Введение

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. Островский

Пьесы «Свои люди сочтемся!», «Гроза». Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди— сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большое, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

И.А. Гончаров

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

И.С. Тургенев

Цикл «Записки охотника» (2-^3 рассказа по выбору), роман «Отцы, и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Н.Г. Чернышевский

Роман «Что делать? » (обзор).

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «гепо'ег-уоиз» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Н.А. Некрасов

Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо». «Муза мести и печали » как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуе-ва, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ"Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Ф.И. Тютчев

Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я » и стихийных сил природы. Тема величия Рос сии, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (СИ. Танеев, СВ. Рахманинов и др.).

А.А. Фет

Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Н.С. Лесков

Повесть «Очарованный странник ».

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприим чивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

А.К. Толстой

Стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

     Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Л.Н. Толстой

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

А.П. Чехов

Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».

Историко-литературный курс «Русская литература XIX века»

Тематическое планирование. 10 класс

Тема

Часы

Опорные понятия

Внутрипредметные связи

Межпредметные связи

1

2

3

4

5

Введение. «Прекрасное начало...» (К истории русской литературы XIX века.)

1

Историко-литературный процесс

Вечные темы русской классики

Литература, история, язык

Из литературы первой половины XIX века

А.С. Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник»

4

Тематические жанры лирики. Лироэпика

Пушкин и Жуковский. Традиции романтической лирики « пушкинской поэзии

Историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник»

Письменная работа по творчеству А.С. Пушкина

-

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Поэма «Демон»

4

Тематические жанры лирики. Романтическая поэма

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова

Живопись и рисунки Лермонтова. Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений

Письменная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

-

Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос»

3

Ирония. Гротеск. Фантасмагория

«Петербургская» тема в творчестве    Гоголя    и Пушкина.   Литературные  реминисценции   в повестях Гоголя

Иллюстрации Н. Альтмана, В. Зелинского, Кукрыник-сов к повестям Гоголя

Письменная работа по творчеству Н.В.Гоголя /по всему разделу «Из литературы первой половины XIX века»

2

Из литературы второй половины XIX века

Литература и журналистика 50—80-х годов XIX века

2

Литературный про
цесс. Литературная
критика

Историко-биографические связи писателей эпохи

Исторические аспекты литературного развития

Творчество А.Н. Островского

16

Семейно-бытовая коллизия. Речевой жест

Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского

Островский и русский театр. Сценические интерпрета-ции пьес писателя

Сочинение по творчеству
А.Н. Островского

2

Творчество И.А. Гончарова

5

Образная типизация. Символика детали

Литературные предшественники Обломова. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе

Музыкальные темы в романе «Обломов». Киноверсия романа (реж. Н. Михалков)

Сочинение по творчеству И.А. Гончарова /письменная работа по роману «Обломов»

1

Творчество И.С. Тургенева

7

Социально-психологический роман. Принцип «тайной психологии»

Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети»

Говорящие» исторические даты в «Отцах и детях». Музыкальные темы в романе

Сочинение по творчеству И.С. Тургенева

2

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

3

Идеологический роман. Литературная утопия

Роль традиционных сюжетов в романе

эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского в романе

Письменная работа по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

-

Творчество НА. Некрасова

7

Народность литературного творчества

Образ пророка в лирике Пушкина, Лермонтова, Некрасова

Некрасовские мотивы в русской живописи

Сочинение по творчеству

2

Лирика Ф.И. Тютчева

3

Интеллектуальная лирика. Лирическая миниатюра

Пушкинские мотивы в лирике Тютчева

Музыкальные интерпретации произведений Тютчева

Письменная работа по лирике Ф.И. Тютчева

-

Лирика А.А. Фета

3

Лирическая испове-дальность. Мелодика стиха

Лирика Фета в зеркале литературной пародии

П.И. Чайковский о лирике Фета

Письменная работа по лирике А.А. Фета/ по лирике Тютчева

2

Творчество Н.С. Лескова

3

Литературный сказ. Жанр путешествия

Былинные мотивы в повести «Очарованный странник»

Язык и стиль лесковского сказа

Сочинение/ письменная работа по прозе Н.С. Лескова

1

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

5

Сарказм. Ирония. Гротеск. Сатирическая сказка

Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина

Иллюстрации художников к произведениям Щедрина (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Ба-шилов и др.)

Сочинение/письменная работа по прозе Щедрина

1

Лирика А. К. Толстого

2

Лирика позднего романтизма. Историческая песня

Традиции русской художественной сатиры в произведениях А. К. Толстого

Романсы

П.И. Чайковского на стихи А. К. Толстого

Письменная работа по лирике А. К. Толстого

1

Творчество Л.Н. Толстого

12

Роман-эпопея. «Диалектика души». Историософская концепция

Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев. Тема «бонапартизма» в русской классике

Исторические источники «Войны и мира». Живописные портреты Л.Н. Толстого

Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

2

Творчество Ф.М. Достоевского

6

Полифония (многоголосие). Герой-идея. Тема «двойничества»

Сквозные мотивы и образы русской классики в прозе Достоевского

Язык и стиль Достоевского. Достоевский в театре и кино

Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

2

Творчество А.П. Чехова

5

Лирическая комедия.
«Бессюжетное»
действие. Подтекст.
Символическая
деталь

А.П. Чехов и Л. Толстой. Тема «маленького человека» в русской классике

Сценические интерпретации комедии «Вишневый сад

Сочинение по творчеству А.П. Чехова

2

Обобщение по курсу

1

Раздел 5

Формы и средства контроля

1. Сочинения;

2.Тестовые задания;

3.Зачеты;

4. Анализ прозаического текста;

5. Интерпретация поэтического текста.

Темы сочинений  расположены в учебнике литературы

Раздел 6

Учебно – методические средства обучения

1. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX – XX веков. 10 – 11 классы: Программа курсов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

2. Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

Дополнительная литература

  1. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века: 10 кл. В 2-х ч. – 3-е изд., испр. – М.: ВАКО, 2003.
  2. Литература: 10 кл.: Поурочные планы / Авт.-сост. Косивцева Л.И. В 2-х ч. – Волгоград: Учитель, 2003.
  3. Аленькина С.Н. Русская литература второй половины XIX века: 10 кл.: Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
  4. Кучина Т.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе: 10 кл.: Метод. пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базовый уровень

Профильный уровень

1

2

3

4

5

6

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по литературе

Д

Стандарт по литературе, примерные программы, рабочие (авторские) программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета литературе.

Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе  (базовый уровень)

Д

Стандарт среднего (полного)  общего образования по литературе (профильный уровень)

Д

Примерная программа основного общего образования по литературе

Д

Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень)  по литературе

Д

Примерная программа среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по литературе

Д

Авторские программы по литературе

Д

Д

Д

Учебник-хрестоматия по литературе. 5 кл.

К

В учебный  фонд библиотеки образовательного учреждения входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством.


При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете литературы, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу литературы. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

Учебник-хрестоматия по литературе. 6 кл.

К

Учебник-хрестоматия по литературе. 7 кл.

К

Учебник-хрестоматия по литературе. 8 кл.

К

Учебник и хрестоматия по литературе. 9 кл.

К

Учебник по литературе. 10 кл.

К

К

Учебник по литературе. 11 кл.

К

К

Учебные издания, соответствующие используемым комплектам учебников: рабочие тетради, практикумы.

Хрестоматии, книги для внеклассного чтения, учебные пособия, дидактические материалы.

К

К

К

Дидактические материалы по всему курсу литературы

Ф

Ф

Ф

Сборники познавательных и развивающих заданий, а  также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.

Художественная литература

Д

Д

Д

Основной фонд библиотеки образовательного учреждения  должен включать художественную литературу, составляющую основу авторских программ (не менее одного текста на трех учащихся)

Методические пособия по литературе для учителя

Д

Д

Д

Справочно-энциклопедическая литература (Словарь литературоведческих терминов, словарь юного филолога, Лермонтовская, Пушкинская энциклопедии и проч.)

Д

Д

Д

Учебники и пособия для элективных и факультативных курсов («Зарубежная литература», «Древнерусская литература», «Искусство анализа художественного текста» и др.)

Ф

Ф

Ф

2

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Портреты писателей (русских и зарубежных)

Д

Д

Д

Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Иллюстрации могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Альбомы раздаточного изобразительного материала

Д

Д

Д

Может использоваться при построении межпредметных связей (соотнесение художественных произведений с произведениями живописи, графики, архитектуры).  

3

информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса литературы и электронные учебники

Д/П

Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся.

Электронные библиотеки по всему курсу литературы.

Справочно-энциклопедическая литература на электронных носителях.

Д

Д

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединённых единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы.  

4

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по основным разделам курса литературы

Д

Д

Д

Видеофильмы могут быть в цифровом (компьютерном) виде.

Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе

Д

Д

Д

Слайды (диапозитивы) по литературе

Д

Д

Д

5

Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

д

д

д

Тех.требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможности выхода в Интернет. Оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ(текстовых, графических и презентационных).

Мультимедиапроектор

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Средства телекоммуникации

Д

Д

Д

Включают: электронная почта,  локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий.

Сканер

Д

Д

Д

Принтер лазерный

Д

Д

Д

Копировальный аппарат

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Диапроектор или оверхэд (графопроектор)

Д

Д

Д

Экран на штативе или навесной

Д

Д

Д

Мин. размеры 1,25х1,25

Видеоплейер,DVD-плейер (видеомагнитофон) 

Д

Д

Д

Телевизор

Д

Д

Д

Диагональ не менее 72 см

Аудио-центр.

Д

Д

Д

С возможностью использования аудио-дисков CDR

Специализированная учебная МЕБЕЛЬ

Аудиторная доска (магнитная поверхность) с набором приспособлений для крепления схем, таблиц и проч.

Компьютерный стол 

Ящики для хранения таблиц

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

Штатив для карт и таблиц 

Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

рабочая программа политературе в 5 классе

Ррабочая программа по литературе для 5 класса.  Учебник -  «Литература»  Москва,  «Просвещение», 2010 год, В. Я. Коровина,  В. П. Журавлёв,   В. И.  Коровин. Пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...