Рабочая программа по литературе 8 классТ.Ф.Курдюмова
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Кушнарева Татьяна Кузьминична

Рабочая программа по литературе по учебнику Т.Ф.Курдюмовой с контрольно-измерительными материалами на весь год для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature.8klass.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Усть-Брянская основная общеобразовательная школа

Согласовано на МО                 Согласовано                          Утверждено                                            

гуманитарного цикла            Зам  директора по УВР             Директор школы

«___»_________2010год    «___»_________2010 год   «___»_________2010 год                                                    

Кушнарёва Т.К.                       Ерофеева Л.А.                               Будожапова Л.Я.

                           

Рабочая программа по литературе   8класс

Составитель: Кушнарёва Татьяна Кузьминична

учитель русского языка и литературы

МОУ Усть-Брянская основная школа

12 разряд

п.Усть-Брянь 2010г.

                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена с учётом авторской программы Т.Ф.Курдюмовой которая полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утверждённому Приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному плану.

Программа рассчитана на  68 учебных часа (2 часа в неделю)

Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими  потребностями.

Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – приобщение учащихся к искусству слова.

ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями об авторах произведений и историко – культурными фактами.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Чтобы чтение стало интересным, для этого необходимо:

  1. Развить эмоциональное восприятие ребёнка
  2. Научить его грамотному анализу прочитанного произведения
  3. Развить потребность в чтении книги
  4. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые признаны классическими с точки зрения их художественного качества. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с образцами  мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающие  высокие нравственные чувства.
  5. Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, -  трудная задача.
  6. Содержание литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра(5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы(5-6 7-8,9 классы) первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Вторая группа- владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому с первой группой нужно больше внимания уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, а со второй –  активному чтению вслух и углублению истолкования художественного произведения. В 9 классе  изучение литературы идёт

На принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателей, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

В 10 -11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко- литературной основе, монографическое изучение творчества классиков литературы.

Объектом изучения являются произведения искусства слова.

В старших классах изучение литературы происходит на базовом уровне, который сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся  об историческом развитии литературы.

Курс  строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы:

От мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе от неё к русской литературе 19 и 20 веков.

Соблюдена системная направленность : от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме « Фольклор и литература» в старших классах, от сказок, стихотворных и прозаических произведений А.С.Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в старших классах(вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов(горизонталь). Это и помогает подвести учащихся к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики литературных направлений, течений.

Программа включает в себя произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы(добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие и т.д)

В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем : 5 класс- внимание к книге, 6 – художественное произведение и автор, 7 класс – особенности т руда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема в литературе, 8 класс -  взаимосвязь литературы и истории, 9 класс- литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы, в 10 и 11 классах -  линейный курс на историко – литературной основе.

ВАЖНО:

Предусмотреть весь процесс чтения ( восприятие, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного) Только тогда школьники придут к самостоятельному чтению, смогут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе. В решении этой важной задачи особую роль играют МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ С ВЯЗИ – обращение к другим видам искусства, к традициям внутри литературы.

ПРИнцип концентризма предполагает последовательное возвращение к одним и тем же произведениям. При этом на каждом этапе изучения перед учащимися ставятся различные задачи: познакомиться с писателем и его лучшими произведениями, углубить первоначальное впечатление, раскрыть контекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

 Данная программа сохраняет преемственность с программой начальной школы, готовит школьников к восприятию линейного историко – литературного курса 10-11 классов. Подобный подход помогает учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы- это живое поступательное движение.

Одним из признаков правильного пони мания текста является выразительное чтение.

Поэтому формирование навыков чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроке, к  конкурсному чтению.

Особое внимание стоит уделить совершенствованию речи учащихся, систематически проводя работу по составлению рецензии, написанию сочинения, исследовательской работы.

 УРОКИ внеклассного чтения имеют целью не только расширение читательского кругозора, но и формирование у учащихся самостоятельности.

Учебно – методический комплект:

1. Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 185, [7] с.

2. литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 класс \ Т. Ф. Курдюмова – М.: Дрофа, 2006.

3. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова – М: дрофа, 2008).

4. Поурочные разработки по литературе Н.В.Егорова  8класс, Москва «ВАКО», 2007год

5. Поурочные разработки по литературе Л.Н.Савина  Издательство «Учитель»,Волгоград

6. Поурочные разработки по литературе  И.В.Золотарева 8класс, Москва «Вако», 2006год

Поурочное планирование

урока

Тема урока

Кол-во

часов

дата

Оснащение

Формы и виды контроля

Планируемый результат

1

Вводный урок. Литература и время.

Ханс Кристиан Андерсен. «Калоши счастья».

Должны уметь представлять какую роль играет литература в жизни общества и человека. Учить анализировать произведения

2

Народная историческая песня. «Правеж», «Петра 1 узнают в шведском городе».

3

Народный театр «Как француз Москву брал».

Д\ы знать пьесу и ее особенности, уметь анализировать и выразительно читать

Древнерусская литература (7ч.)

4

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи.

Должны знать, что такое древнерусская литература, как она развивалась.

5

Повесть временных лет «Смерть Олега от своего коня».

Д\ы знать особенности изображения исторической личности.

6

Воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем».

.

Д\ы знать понятие воинской повести, ее связь с фольклором, уметь раскрывать художественные особенности повести

7,8

Житие. Сказание о житии Александра Невского.

Развить понятие о древнерусской литературе, расширить представление об особенностях житийного жанра, ознакомить с текстом «Повести о житии… Александра Невского».

Словесный

практический

Дать знать, что такое жанр « Житие», знать его историческую основу, его особенности.

9,10

Б.К.Зайцев. «Преподобный Сергей Радонежский».

Раскрыть историческую основу «Жития Сергея Радонежского», показать художественные особенности произведения, развивать навыки анализа текста.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

.

Должны знать художественные особенности произведения, уметь анализировать текст.

11

Литературная игра по теме Древняя Русь.

(стр.333)

Вспомнить о своих корнях, показать знания о древнерусской литературе.

Словесный

Практический

Коллективная

индивидуальная

Должны знать азы древнерусской литературы.

Русская литература XVIII века(3ч.)

12

События истории в произведениях XVIII века.

Дать обзор выдающихся произведений русской литературы XVIII века, Рассказать об их авторах, ознакомить с отдельными произведениями,, показать их значение для развития русской литературы.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать выдающиеся произведения русской литературы XVIII века

13,14

Н.М.Карамзин «Марфа- посадница, или Покорение Новагорода».

Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством  писателя, дать понятие о сентиментализме как литературном направлении, ознакомить с исторической основой повести, работать над выразительностью.

Словесный

Практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать биографию и творчество Карамзина, знать литературное направление сентиментализм, историческую основу повести.

Литература XIX века (46ч.)

15

Проблема человека и времени в произведениях XIX века, Былины и их герои в произведениях XIX века.

.Развивать навыки ораторской речи, показать значение жанра исторического романа в литературе XIX века, значение былин в поэзии XVIII века, развивать навыки анализа поэтического текста.

Словесный

Практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать значение исторического романа в литературе XIX века, уметь анализировать поэтический текст, иметь навыки ораторской речи.

16,17

Генри Уодсворт Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

Ознакомить с особенностями творчества американского поэта Г. Лонгфелло, фрагментами из «Песни о Гайавате» написанной на основе индийской мифологии.

Словесный

Практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать особенности творчества американского поэта, знать фрагменты его «Песни о Гайавате

18,19

Вальтер Скотт «Айвенго».

.Расширить понятие о жанре исторического романа. Рассказать о Вальтере Скотте как родоначальнике исторического романа. о его концепции истории и человека в романе, развивать навыки анализа текста.

Словесный

Практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать Вальтера Скотта как родоначальника исторического романа, уметь анализировать текст.

20

И.А.Крылов «Волк на псарне».

Расширить знания учеников о баснописце и его баснях, Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать баснописца и его басни, уметь анализировать, выразительно читать.

21

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»,

Показать причины интереса Пушкина к истории, сопоставить балладу Пушкина и летописный источник, развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительный анализ.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать причины интереса Пушкина к истории, уметь сопоставлять, анализироват

22

А.С.Пушкин «Полтава».

Познакомить учеников с содержанием поэмы Пушкина, показать ее значение, определить значение художественных приемов в тексте.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать содержание поэмы, ее значение и значение приемов в тексте

23

А.С. Пушкин «Борис Годунов».

Познакомить учеников с содержанием трагедии Пушкина, определить конфликт трагедии, показать значение проблем, поставленных Пушкиным в трагедии.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать содержание трагедии Пушкина, уметь определять конфликт, знать проблемы поставленные в трагедии

24

А.С.Пушкин- историк. «История Пугачевского бунта».

Расширить представление учеников о личности А.С.Пушкина как историка, ознакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».

Словесный практический

Коллективная индивидуальная

Д\ы иметь представление о Пушкине как историке, знать творческое написание повести «Капитанская дочка».

25

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ 1-2главы).

Показать жанровое своеобразие повести, проследить истоки образования личности  Петра Гринева, развивать навыки анализа текста.

Словесный практический

Коллективная индивидуальная

Д\ы знать жанровое своеобразие повести, истоки образования личности Петра Гринева, уметь анализировать.

26

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин (разбор 3-5глав).

Проследить путь духовного становления Гринева, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Словесный практический

Коллективная индивидуальная

Д\ы знать духовный путь становления Гринева, уметь анализировать, выразительно читать

27

Пугачев и народ в повести . Разбор 6-7глав.

Проверить знание устаревших слов, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.

Словесный практический

Коллективная индивидуальная

.

Д\ы знать устаревшие слова , уметь анализировать ,выразительно читать.

28

Средства характеристики героев повести на примере 8-12 главы.

Выявить способы и средства характеристики героев, развивать навыки анализа текста, монологическую речь, выразительное чтение.

Словесный практический

Коллективная индивидуальная

Д\ы знать способы и средства характеристики героев, уметь анализировать, выразительно читат

29

Образ Маши Мироновой, Смысл названия повести, Анализ эпизода.

Раскрыть смысл названия повести, доказать, что образ Маши Мироновой- нравственный идеал Пушкина, развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал.

Словесный практический

Коллективная индивидуальная

.

Д\ы знать смысл названия повести, уметь анализировать, обобщать и систематизировать материал.

30

Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

Развивать навыки анализа текста, обобщать и систематизировать материал, учить работать над сочинением.

Словесный практический

Коллективная индивидуальная

Д\ы уметь анализировать, обобщать, систематизировать, уметь работать над сочинением.

31

Литературная игра по повести «Капитанская дочка». (стр.90)

Углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Уметь видеть замысел автора, хорошо знать текст, уметь ориентироваться быстро в нем.

32,33

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея .

Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.

Словесный

Практический

Коллективная

индивидуальная

Знать историю создания поэмы, знать ее особенности, уметь читать выразительно.

34

Н.В,Гоголь.Историчес5кая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Проблема национального самосознания, веры и гуманизма.

Кратко ознакомить учеников с особенностями историзма Гоголя, с исторической и фольклорной основой повести Тарас Бульба», создать начальное представление об образах повести, их характерах и устремлениях.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Ды знать особенности историзма Гоголя, иметь представление об образах повести, их характерах и устремлениях.

35

Система образов повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Выявить систему образов повести, совершенствовать умения и навыки сравнительной характеристики героев.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать систему образов повести, уметь делать сравнительную характеристику героев.

36

Приемы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои.

Выявить прием создания героического характера в повести «Тарас Бульба», сопоставить героев Гоголя с древнеэпическими героями.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать прием создания героического характера в повести, уметь сопоставлять героев Гоголя с древнеэпическими героями.

37

Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести.

Учить определять авторскую позицию в произведении, совершенствовать умения и навыки выразительного чтения, анализа текста, навыки характеристики героев.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

.Д\ы уметь определять авторскую позицию, анализировать текст.

38

Художественные особенности повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа в повести.

Углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении, определить функцию художественной детали, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.

Словесный

Практический

Коллективная

Индивидуальная

Д\ы знать о роли пейзажа в произведении, уметь определять функцию художественной детали в произведении

39

Р\Р. Подготовка к сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба».

Подготовиться к написанию домашнего сочинения.

Словесный

Практический

Коллективная

Индивидуальная

Д\ы уметь собирать материал к написанию сочинения.

40,41

В\Ч А.Дюма «Три мушкетера».

Прививать интерес к чтению хорошей исторической и приключенческой литературы, охарактеризовать особенности мастерства Дюма, развивать навыки монологической речи.

Словесный

Практический

Коллективная

Индивидуальная

Д\ы знать историческую и приключенческую литературу, уметь рассказывать.

42

А.К.Толстой «Василий Шибанов».

Расширить представление учеников о биографии и творчестве А.К.Толстого, показать значение художественных приемов в балладе «Василий Шибанов», выявить идею произведения.

Словесный

Практический

Коллективная

Индивидуальная

Д\ы иметь представление о биографии и творчестве А.К.Толстого, знать художественные приемы в балладе

43,44

А.К.Толстой «Князь Серебряный».

Показать значение изображения Толстым эпохи Ивана Грозного, выявить идейный замысел писателя, Развивать навыки анализа текста.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы иметь представление о эпохе Ивана Грозного, знать замысел писателя, развивать навыки анализа текста.

45

Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте.

Показать соотношение вымысла и реальности в романе А.К.Толстого, прояснить главную мысль романа, показать значение народной речи в тексте романа.

Словесный практический

Коллективная

индивидуальная

.

Д\ы уметь видеть вымысел и реальность, находить главную мысль романа, знать значение народной речи в тексте романа

46,47

. Мотивы былого в лирике поэтов XIX века.

Показать разнообразие тематики лирики поэтов XIX века, показать как отражается в лирических произведениях эпоха, развивать навыки анализа поэтического текста.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать тематику лирики поэтов XIX века, видеть как отражается эпоха в лирических произведениях.

48

Л.Н. Толстой .Слово о писателе. История создания рассказа «После бала».

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания рассказа

Словесный

Практический

Коллективная

Индивидуальная

Должны знать о Л.Н. Толстом

49

«После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа.

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел

Словесный

Практический

Коллективная

Индивидуальная

Должны понять особенности рассказа, что хотел показать писатель.

50

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее.

Довести до детей главную мысль рассказа, личная ответственность человека за все, что совершается в жизни, контроль знаний.

Словесный

Практический метод контроля

Коллективная

индивидуальная

Должны знать в чем заключается суть, основа рассказа, уметь отстаивать свое мнение

Русская Литература XX века.

51,52

Былины и их герои в поэзии XX века.

Показать традиции фольклорных жанров в поэзии XX века, развивать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения.

Словесный

практический

Коллективная

Индивидуальная

Д\ы знать традиции фольклорных жанров в поэзии XX века, анализировать поэтический текст, выразительно читать

53

.В\ч Ю.Н.Тынянов «Подпоручик Киже».

Показать особенности осмысления исторического сюжета Ю.Н.Тыняновым, помочь понять идею рассказа.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать особенности осмысления исторического сюжета Ю.Н.Тыняновым, понимать идею рассказа

54,55

.Ю.Н.Тынянов «Восковая персона».

Показать особенности Петра первого в повести, развивать навыки анализа текста.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать особенности Петра I в повести, уметь анализировать текст.

56

В\ч М.Алданов «Чертов мост».

Показать особенности воссоздания писателем исторической эпохи, развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать особенности создания исторической эпохи писателем, уметь работать самостоятельно, анализировать текст.

57

.В\чС.Цвейг. «Невозвратимое мгновение» (Ватерлоо,18 июня 1815года).

.Показать особенности жанра исторической миниатюры, развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста.

Словесный

практический

Коллективная

Индивидуальная

Д/ы знать особенности жанра исторической миниатюры, уметь анализировать текст.

58-60

. Б.П.Васильев «Утоли мои печали…»

Показать актуальность проблем романа Васильева, развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д/Ы знать актуальность проблем романа Васильева, уметь самостоятельно работать , анализировать текст

61,62

Великая Отечественная война в лирике 20 века.

Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии того времени сочетались с глубоко личными переживаниями.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

Д/ы знать значение поэзии в годы Великой Отечественной войны.

63,64

.Л.М.Леонов «Золотая карета».

Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством писателя, Обозначить проблемы, поднятые Леоновым в пьесе, развивать навыки выразительного чтения, анализ текста.

Словесный

практическая

Коллективная

индивидуальная

Д\ы знать биографию и творчество Л,М, Леонова, знать проблемы поднятые им в пьесе, уметь анализировать.

65,66

Мотивы былого в лирике поэтов XX века.

Дать понятие о серебряном веке русской литературы. Дать обзор поэзии XX века, показать разнообразие тематики поэзии, влияние истории страны на творчество поэтов.

Словесный

практический

Коллективная

индивидуальная

.

Д\ы знать понятие серебряный век, знать влияние истории страны на творчество поэтов.

67

Контрольная работа

Проверить знания детей полученные за год

Словесный

практический

Коллективная индивидуальная

Д\ы показать полученные знания за год.

68

Подведение итогов за год

Обобщить и систематизировать полученные знания.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Ученик должен знать/понимать:

  1. авторов и содержание изученных художественных произведений;
  2. основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические  жанры,  особенности  решения  проблемы  времени на страницах художественного произведения).

Ученик должен уметь:

  1. определять связь литературного произведения со временем (соотношение времени изображенного, времени создания, времени прочтения);
  2. использовать различные формы изучения произведений исторической  тематики: исторический комментарий,  исторический документ, сопоставление изображения одного события в произведениях разных жанров и писателей;
  3. определять авторскую позицию писателя;
  4. создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
  5. пользоваться различными справочными материалами;
  6. грамотно и осмысленно читать.

Контрольно- измерительные материалы

Приложение 3

Тест “Песня про купца Калашникова…”

1. В каком веке происходят события в поэме “Песня про купца Калашникова…”

А) XV в.
Б) XVI в.
В) XVII в.
Г) XVIII в
.

2. Кто стоит на пиру позади царя?

А) Стольники
Б) Сплетники
В) Сводники
Г) Сокольники

3. Что Кирибеевич попросил у царя?

(А) Сосватать его. 
(Б) Дать должность при дворе. 
(В) Отпустить в монастырь. 
(Г) Отпустить сражаться с басурманами.,

4. Как звали старую работницу в семье?

(А) Елисеевна.
(Б) Еремеевна.
(В) Егоровна.
(Г) Евстигнеевна.

5. Где в Москве происходили кулачные бои?

(А) На Соборной площади.
(Б) На Каменном мосту.
(В) На Москве-реке.
(Г) В Александровском саду.

6. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?

(А) Владимирская.
(Б) Киевская. 
(В) Суздальская.
(Г) Тульская.

7.Что такое аргамак?

(А) Конь.
(Б) Оружие.
(В) Одежда. 
(Г) Напиток.

8. Какого цвета традиционно была одежда палача?

(А) Белого. 
(Б) Черного.
(В) Красного.
 
) Голубого.

9. Где происходят события в первой части поэмы

(А) В Зимнем дворце/" 
(Б) В Кремле. 
(В) В Коломенском. 
(Г) В Белом доме.

10. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?

(Б) С ЯХОНТОМ. 
(В) С бирюзой.
(Г) С жемчугом.

11. Какой особый знак принадлежал опричникам?

(А) Метла и собачья голова. 
(Б) Черная лента через плечо. 
(В) Ястреб на левом плече. 
(Г) Перстень с изображением волчьей морды.

12. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?

(А) Царского суда. 
(Б) Немилости мужа. 
(В) Людской молвы. 
(Г) Лютой смерти.

13. Каков размер места, огороженного для поединка (приблизительно)?

(А) 100 метров. 
(Б) 20 метров. 
(В)300 метров. 
(Г) 50 метров.

Приложение 1

Контрольная работа (тест)

по русскому фольклору и древнерусской литературе      

  1. Какое словосочетание не является названием группы бытовых песен?

        1. календарные песни; 2. шуточные песни; 3. хороводные и плясовые  песни; 4. игровые песни

  1. Какую группу календарных песен в разных областях называют по-разному?

        1.коляды; 2. веснянки

  1. Как называется группа медленных, протяжных песен –раздумий, песен-сетований?

        1. лирические; 2. трудовые; 3. обрядовые; 4. исторические

  1.  Какие из перечисленных песен не входят в группу лирических? 

        1. любовные; 2. семейные; 3. шуточные; 4. причитания-плачи

  1.  Какая группа песен предназначена для свадеб, проводов в армию, похорон и т.п.?

        1. лирические; 2. бытовые; 3. частушки; 4. обрядовые

  1.  Какие песни обычно рассказывают о горькой участи вдов и сирот?

        1. бытовые; 2. семейные; 3.  плачи-причитания

  1.  Небольшие лирические песни в форме 4-х строчных рифмованных куплетов – это  

        1. частушки; 2. заклички; 3. веснянки; 4. речёвки

  1.  Группа песен о действительно живших известных людях и исторических событиях - это  

        1. бытовые песни; 2. трудовые песни; 3. исторические песни; 4. любовные песни

  1.  Соотнесите цитаты из народных песен с их жанрами  

        1. «Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла…»     А) лирическая

        2. «Вдоль по улице метелица метет;

              За метелицей мой миленький идет.»                              Б) хороводная

        3. «Ух, дубинушка, ухнем!

        Эх, зелёная, сама пойдет…»                                             В) историческая

        4. «Как во темнице, во тюремнице

       Сидел добрый молодец,

       Добрый молодец Емельян Пугачёв.»                               Г) бытовая(трудовая)

  1.  Какое чувство не передают исторические песни о Пугачёве?

        1. уважение; 2. жалость; 3. сострадание; 4. осуждение

  1. О временах какого русского царя рассказывает предание «О покорении Сибири Ермаком»?

        1. Иван Грозный; 2. Пётр 1; 3. Иван III; 4. Пётр III

  1. Кто нашёл нужного царю Ермака?

        1. бояре; 2. дворяне; 3. купцы; 4. мужик-слуга

  1. Где нашли атамана Ермака Тимофеевича  по поручению царя?

        1. на Дону; 2. на Урале; 3. в Тоболе; 4. на Иртыше

  1.  С каким ханом бился Ермак в Сибири?  

        1. Батыем; 2. Узбеком; 3. Кучумом; 4. Селимом

  1.  Каких действий не совершали Ермак и его дружина?

        1. победили ханское войско;      2. убили злого и жадного хана;

        3. привели сибирские племена под власть русского царя;     4. вернулись в Москву

16. Неизвестен год рождения святого, но Церковь отмечает 7 октября как день преподобного Сергия Радонежского, потому что он:

а) в этот день родился;

б) принял постриг в монастыре;

в) скончался.

17. Какое имя носил Сергий до пострига?

а) Варфоломей;

б) Еремей;

в) Птолемей.

18. Сергий Радонежский в лесах Подмосковья в середине XIV века основал лавру (мужской православный монастырь), который позже получил название:

а) Александро-Невская лавра;

б) Киево-Печерская лавра;

в) Троице-Сергиева лавра.

19. Перед Куликовской битвой с татарами Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, предрёк ему победу и подарил:

а) икону;

б) крест;

в) просфору (пресный белый хлебец).

20. В “похвалу” Сергию Андрей Рублёв написал знаменитую икону, которая много лет находилась над могилой великого старца:

а) «Благовещение»;

б) «Вознесение»;

в) «Троица».

21. Сохранилось только вышитое изображение Сергия Радонежского. Многие художники пытаются изобразить его в разном возрасте. Кто является автором картины «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890)?

а) Михаил Врубель;

б) Михаил Нестеров;

в) Николай Рерих.

Приложение 2

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

1 вариант

1. А.С.Пушкин часто выступает не только как писатель, но и как историк. Объедините историческое событие и произведение, ему посвящённое.

А) Восстание Пугачёва                                      а) «Полтава»

Б) Походы князей Киевской Руси                     б) «Борис Годунов»

В) Война со шведами                                          в) «Капитанская дочка»

Г) Смутное время, Лжедмитрий                        г) «Песнь о вещем Олеге»

2. В каком из произведений А.С.Пушкина нет образа Петра I?

А) «Стансы»

Б) «Капитанская дочка»

В) «Медный всадник»

Г) «Полтава»

3. Лицейская дружба освещала Пушкина всю жизнь, даже его секундантом на Чёрной речке был один из лицеистов. И всё же только одного из друзей поэт назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кого так назвал А.С.Пушкин?

А) Дельвига

Б) Данзаса

В) Кюхельбекера

Г) Пущина

4. Какой жанр оказался невостребованным в творчестве А.С.пушкина?

А) повесть

Б) песнь

В) ода

Г) рассказ

5. Как А.С.Пушкин определил жанр «Медного всадника»?

А) поэма

Б) роман в стихах

В) повесть

Г) рассказ

6. К какой теме относится стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»?

А) к теме любви

Б) к теме поэта и поэзии

В) к теме свободы

Г) к теме дружбы

7. Что означал день 19 октября для А.С.Пушкина? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какое исследование, посвящённое Пугачёву, писал А.С.Пушкин одновременно с повестью «Капитанская дочка»? _________________________________________________________________

9. Объясните смысл эпиграфа к «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как называется крепость, в которой происходит действие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? _____________________________________________________________________________

11. Укажите название главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. _________________________________________________

12. Укажите фамилию коменданта крепости, в которой служил главный герой повести «Капитанская дочка», казнённого Пугачёвым. _____________________________________________

13. Укажите имя царя, которое присвоил себе Емельян Пугачёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». _________________________________________________________________

14. Укажите фамилию офицера, героя повести А.С.Пушкина «капитанская дочка», который перешёл на сторону Пугачёва. __________________________________________________________

15. Каково отношение автора к теме «русского бунта» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Среди знаменитых «учителей», изображённых в русской литературной классике, найдите наставника Петруши Гринёва из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

А) Monsieur I, Abbe

Б) Дефорж

В) Бопре

Г) Вральман

17. Кто из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина рассказывает калмыцкую сказку о вороне и орле?

А) Пугачёв

Б) Швабрин

В) Зурин

Г) Миронов

18. Кому из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина Гринёв подарил заячий тулуп?

А) Савельичу

Б) Зурину

В) Пугачёву

Г) Миронову

19. В повести А.С.Пушкина «капитанская дочка» рассказ о жизни Петруши Гринёва в родительском доме является:

А) экспозицией

Б) кульминацией

В) завязкой

Г) эпилогом

20. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» эпизод, рассказывающий о встрече Маши Мироновой с императрицей, становится в определении судьбы Гринёва

А) завязкой

Б) кульминацией

В) экспозицией

Г) развязкой

21. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А) антитезы

Б) сопоставления

В) взаимодополнения

22. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет:

А) фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки)

Б) сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике

В) сцена на военном совете

23. В связи с чем и кто из героев повести рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете её иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя? Дайте развёрнутый ответ. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Тест по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

                           1 вариант

1. Что насмешило Тараса Бульбу во внешнем виде сыновей во время их первой встречи?

А) нелепые причёски      В) кружевные рубашки

Б) длинные свитки          Г) сумки с книжками

2. Чем Андрий и Остап «стали заметными между другими молодыми» в Запорожской Сечи?»

А) умением выпивать, не пьянея      В) удалью и удачливостью

Б) умением играть в карты                Г) юмором

3. «Теперь все уже хотели в поход, и старые и молодые…отомстить за всё зло и посрамленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов…» Против кого отправились воевать казаки?

А) поляков            Б) турков      В) русских       Г) кого встретят

4. О чём попросила панночка Андрия?

А) оружия                          В) хлеба

Б) признания в любви       Д) мира

5. О ком из персонажей повести идёт речь в данных отрывках?

А) «…считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в коем случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».

Б) «Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение видел он в битве».

В) « …Она была жалка, как всякая женщина того удалого века… Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки…»

6. Дополните фразу.

А) «Неразумная голова,- говорил ему Тарас.- Терпи, козак,-……. будешь!»

Б) «Нет уз святее ………..!»

7. Какова судьба Тараса Бульбы?

А) был казнён           В) возглавил Запорожскую Сечь

Б) ушёл за Днестр    Г) попал в плен

8. Кому принадлежат следующие слова?

А) «Нет, братцы, так любить, как русская душа,- любить то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог….Нет, так любить никто не может!»

Б) «Кто сказал, что моя отчизна Украина?... Отчизна есть то, чего ищет душа наша…»

9. Объясните значение данных слов и выражений.

А) бурса                 В) «берите в зубы люльки»

Б) басурман          

                            Тест по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

                                                      2 вариант

1. Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?

А) из Киева              В) из Москвы

Б) из Харькова         Г) из Варшавы

2. Какие поступки по законам Запорожской Сечи заслуживали наказания?

А) воровство          В) обман в картах        Д) убийство

Б) пьянство             Г) неотданный долг     Е) неподчинение  старшему

3. О чём идёт речь? «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой».

А) жизнь в Сечи     В) учёба в бурсе

Б) осада Дубны

4. Что взял с собой в Дубну Андрий?

А) оружие                В) пленных

Б) хлеб                      Г) секретные карты

5. О ком из персонажей повести идёт речь в данных отрывках?

А) « Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам…он был очень хорош собою».

Б) « О! да этот будет со временем добрый полковник!...ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!»

6. Дополните фразу.

А) «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!- сказал Тарас…»

Б) «Бывали и в других землях …, но таких, как в Русской земле, не было таких ……»

7. Какова судьба Тараса Бульбы?

А) был казнён           В) возглавил Запорожскую Сечь

Б) ушёл за Днестр    Г) попал в плен

8. Кому принадлежат следующие слова?

А) «Не смейся, не смейся, батьку! ..хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!... За обиду не посмотрю и не уважу никого».

Б) «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,- так никому ж из них не доведётся так умирать!..»

9. Объясните значение данных слов и выражений.

А) бандура                           В) курень

Б) «чубатая голова»

Приложение 6

Тест по трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетта".

1. Где происходит действие пьесы?

А) Мантуя;

Б) Верона;

В) Рим;

Г) Неаполь.

2. О каком чувстве говорит Ромео:

«… Игра огнем, ведущая к пожару.

Воспламенившееся море слез,

Раздумье необдуманности ради,

Смешенье яда и противоядья»

А) Ненависть;

Б) Дружба;

В) Ревность;

Г) Любовь;

3. Какое художественное средство (троп) используется?

«Пустая тягость, тяжкая забава,

Нестройное собрание стройных форм,

Холодный жар, смертельное здоровье,

Бессонный сон, который глубже сна»

А) Метафора;

Б) Сравнение;

В) Гипербола;

Г) Оксюморон.

4. Найдите, где есть сравнения?

А) «Вы попадете на богатый съезд,

Как звезды ночи, блещущих невест»

Б) «Ей в праведности жить,

А мне конец:

Я не жилец на свете,

Я мертвец»

В) «Я потерял себя, и я не тут.

Ромео нет, Ромео не найдут»

Г) «Огонь огнем встречают,

Беду - бедой,

и хворью лечат хворь»

5. Кто она? О ком говорит Меркуцио?

«Она пересекает по ночам

Мозг любящих, которым снится нежность,

Горбы вельмож, которым снится двор,

Усы судей, которым снятся взятки,

И губы дев, которым снится страсть»

А) Совесть;

Б) Любовь;

В) Королева Маб, богиня снов;

Г) Богоматерь.

6.  Чей портрет?

«Ее сиянье факелы затмило.

Она, подобна яркому бериллу

В ушах арапки, чересчур светла

Для мира безобразия зла…»

А) Розалия;

Б) Леди Капулетти;

В) Джульетта;

Г) Кормилица;

7. «Лишь это имя мне желает зла…»

О чьем имени говорит Джульетта?

А) Меркуцио;

Б) Тибальд;

В) Парис;

Г) Ромео.

8. Почему Джульетта уговаривает Ромео не клясться луной?

А) Она меняется раз в месяц;

Б) Она (луна) красивей солнца;

В) Она светит ночью, когда правят силы зла;

Г) Потому что ею уже поклялась Джульетта;

9. К кому отправился Ромео, уверившись, что Джульетта его любит?

А) К родителям Джульетты;

Б) К друзьям, отмечать свою радость;

В) Домой, спать;

Г) к монаху Лоренцо;

10. «Вчера я ранен был, придя на бал,

И на удар ударом отвечал.

Перевяжи нас поскорей обоих,

Вот я зачем в твоих святых покоях»

Кто обращается и к кому?

А) Ромео к Меркуцио;

Б) Ромео к Лоренцо;

В) Ромео к Джульетте;

Г) Ромео к врачу;

11. «Тибальд, природа чувств моих к тебе

Велит простить твою слепую злобу.

Я вовсе не мерзавец…»

Почему Ромео отказывается от поединка с Тибальдом?

А) Они близкие друзья;

Б) Он сильнее Тибальда;

В) Он женат на его сестре;

Г) Тибальд не раз выручал Ромео;

12. Кто это говорит?

«Он - мой друг и родич князя,

и ранен тяжело из-за меня»

А) Тибальд;

Б) Ромео;

В) Меркуцио;

Г) Бенволио;

13. Какое наказание за дуэль получил Ромео?

А) Пожизненное заключение;

Б) Денежный штраф;

В) Его казнили;

Г) Он выслан из города;

14. «Вот это слово.

Этот звук страшнее смерти тысячи Тибальдов»

О каком слове говорит Джульетта?

А) Изгнан;

Б) Убийца;

В) Свадьба;

Г) Смерть;

15. С какой целью Лоренцо женит Ромео и Джульетту?

А) Чтобы позлить их родных;

Б) Чтобы померить их семьи;

В) За деньги;

Г) Чтобы Джульетта не стала женой Париса, врага Лоренцо;

16. Почему Джульетта должна быть рада браку с Парисом?

А) Он знатнее, чем ее родня;

Б) Он любит ее;

В) Он красивее Ромео;

Г) Парис – друг Тибальда;

17. В какой строчке перечислены все, кто умер в пьесе?

А) Ромео, Меркуцио, мать Ромео;

Б) Тибальд, Парис, Лоренцо;

В) Кормилица, отец Ромео, Джульетта;

Г) Ромео, аптекарь, Тибальд;

18. Определите размер стиха:

«О, господи! Чьей это крови след?

На плитах пред решеткою? А это?»

А) Ямб;

Б) Хорей;

В) Дактиль;

Г) Амфибрахий;

Приложение 7

Годовая контрольная работа

по литературе 8 класс

1. Действующее лицо в художественном произведении называется:

  1. образом,
  2. персонажем;
  3. типом.

2. Композиция – это:

  1. последовательность событий и действий;
  2. движение произведения от завязки к развязке;
  3. последовательность частей и элементов произведения.

3. Завязка – это:

  1. момент возникновения или обнаружения конфликта;
  2. начало произведения;
  3. первое появление главного героя.

4. Сюжет – это:

  1. основное содержание произведения;
  2. последовательность событий и действий;
  3. последовательность всех элементов произведения.

5. В основе сюжетного действия  лежит :

  1. композиция;
  2. конфликт;
  3. кульминация.

II. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений:

название произведения

автор

Капитанская дочка

Николай Гоголь

Песня про купца Калашникова

Александр Пушкин

После бала

Алексей Толстой

Тарас Бульба

Лев Толстой

Василий Шибанов

Михаил Лермонтов

III. Дайте определение жанра летопись

Подчеркните из приведённого списка изученной художественной литературы  произведение относящееся к данному жанру.

«Правеж»

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«После бала»

«Подпоручик Киже»

 «Смерть Олега от коня своего»

«Василий Шибанов»

IV.Найдите и подчеркните в стихотворении Сергея Есенина олицетворение. Дайте определение этого изобразительно – выразительного средства.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Определите какие изобразительно – выразительные средства подчёркнуты в строфах стихотворения Алексея Суркова  Дайте определение одного из  этих  изобразительно– выразительных  средств?

«Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. VI. Соотнесите строчки из произведений и термины, означающие средства выразительности, использованные в этих строчках автором

пример из текста

художественное средство

Море огромное, лениво вздыхающее   у берега, уснуло...

Деревня, будто большим пуховым одеялом была укрыта туманом.

Гипербола,

Маки  ослепили  своей озорной,  обжигающей яростью

Метафора.

В сто сорок солнц закат пылал..

Олицетворение

...Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился...

Сравнение

Выходит Пётр. Его глаза
Сияют, лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как Божия гроза.

Эпитет

Горит восток зарёю новой

Антитеза

Приложение 5

Тест    Л. Н. Толстой «После бала»

1. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий;

б) цикличность излагаемых событий;

в) антитеза;

г) ретроспектива.

2. Каков тип композиции рассказа?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

в) последовательное авторское изложение событий.

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение;

б) возмущение;

в) восторг;

г) пренебрежение.

4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а) важность судьбы героя после бала;

б) особое значение сцены расправы с солдатом;

в) важность утра, следующего за балом.

5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

а) антитеза;

б) подбор эпитетов;

в) прямая авторская оценка;

г) цветопись;

д) звукопись;

е) описание одного героя;

ж) внутренний монолог.

6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

а) автор показывает двуличие героя;

б) на балу надел «маску» добропорядочности;

в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;

г) искренне верит в необходимость жестокой расправы.

7. Определите основную идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка;

б) белые усы и бакенбарды;

в) блестящие глаза и радостная улыбка;

г) «домодельные» сапоги.

9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»;

б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

10. Отметить импонирующее вам утверждение:

а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности;

б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее;

в) в рассказе автор призывает бороться с произволом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....