Разработка урока литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Александрова Надежда Егоровна

 

Разработка урока литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино».    Предметные цели: показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г; учить сравнивать взгляды писателей и историков, раскрыть отношение автора к простым защитникам Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Цели урока:

  1. Предметные: показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г; учить сравнивать взгляды писателей и историков, раскрыть отношение автора к простым защитникам Родины.
  2. Регулятивные: учить работать с историческими и литературными источниками, развивать умение анализировать художественный тест. Формирование коммуникативных и образовательных компетенций.
  3. Личностные: воспитывать у учащихся любовь к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов, их готовности стоять насмерть, защищая Родину. Воспитывать гуманизм, стремление жить в мире, желание противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на Земле.

                                    Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа. Актуализация знаний..

-Ребята, а бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

-Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, смелость, отвагу, показал  преданность своей родине, являются предметом гордости всего русского народа.

И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий –

Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”.М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.

Каковы причины войны 1812г?
Какой характер носила война для воюющих сторон?

Каковы были планы воюющих сторон накануне войны?
Как и почему изменились планы воюющих сторон в ходе войны?

Почему война 1812 г. являлась для России Отечественной войной?
В чем проявлялся народный характер войны?

3). Постановка учебных задач (УЗ).

Вопрос: “Как вы думаете, достаточны ли наши знания о Бородинском сражении? Сформулируйте учебные задачи, исходя из темы и особенностей урока.

Обсуждение в группе. Ответы учащихся, дополнения.

Предполагаемые УЗ:

Узнать о ходе Бородинской битвы и ее значении в ходе Отечественной войны 1812г.

Сравнить исторический и литературный материал и выяснить, совпадают ли точки зрения историков и писателя Л.Н.Толстого на события.

Познакомиться с примерами проявления героизма русских солдат.

4) Изучение новой темы.

А) Выразительное чтение стихотворения учителем.

Б). Анализ стихотворения. 

- Найдите и прочитайте строфы, где описана картина ожидания артиллеристами Бородинского сражения.

(Чтение 4, 5, 6, 7 строф стихотворения).

Михаил Юрьевич не мог участвовать в этом сражении, так как родился позже. Он узнал об этом из рассказов Афанасия Алексеевича Столыпина, брата Елизаветы Арсеньевой, бабушки поэта.

- Как готовятся артиллеристы к сражению? Текстом ответьте на вопрос.

Артиллеристы готовятся упорно, молча, веря в свою победу.

- Назовите героев стихотворения «Бородино.

(Артиллеристы, молодой и старый солдаты, полковник)

- Найдите строфы из стихотворения «Бородино», описывающие Бородинский бой? ( Чтение строф 10,11, 12)

-Какими словами передаёт автор музыку боя, движение, свист пуль, визжание картечи?

Ответы учеников: «Рука бойцов» и т.д. Жужжание картечи, свист пуль автор передаёт звуками «Р», «Ж», «Ш», а движение с помощью глаголов.

- Что хотел сказать нам автор, изображая так талантливо картину боя?

Ответы учеников: О том, что артиллеристы совершили беспримерный подвиг, самоотверженность, патриотизм. Автор показал величие русского народа.

- Какими строками заканчивается стихотворение?

( Чтение 13,14 строф)

- Кто победил под Бородином? Какая это была победа?

Физическую победу одержали французы, моральную русские, они готовы были «За утра бой затеять новый, и до конца стоять!

?-Закончилась ли на этом Отечественная  война 1812 года?

На совете в Филях было решено оставить Москву, но сохранить армию, чтобы отстоять Россию.

Анализ художественных средств стихотворения.

Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами.  Выпишите их.

Метафоры

Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Восклицательные предложения

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью

- Современно ли стихотворение «Бородино» в наши дни? Докажите примерами из истории Великой Отечественной войны.

Ответы учеников: 16 ноября 1941 года под Москвой смертельный бой, Москву обороняли со стороны Волоколамского шоссе дивизия Панфилова, их бомбили немецкие самолёты, был рукопашный бой, затем пошли немецкие танки. Командир Василий Клочков обратился к бойцам со словами:

                               «Велика Россия,

                               А отступать некуда,

                               Позади Москва»

Защита Родины – это всегда современная тема.

5). Итог урока. Рефлексия:

- Почему Лермонтов называет участников Бородинской битвы богатырями?

- Зачем поэт повторил одни и те же строки в начале и конце стихотворения

- Понравилось ли стихотворение? Какие строки произвели на вас впечатление?

6). Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Урок литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино" на тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"

Это урок литературы и истории в 5 классе  по стихотворению М.Л.Лермонтова "Бородинона тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"...

Урок литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок знакомит учащихся с краткой биографией М.Ю. Лермонтова и его стихотворением «Бородино», с патриотическим пафосом произведения, с элементам анализа произведения....

Турнир эрудитов для учащихся 5 класса по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Данное мероприятие можно использовать в качестве закрепления и обобщения в 5 классе по теме "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"...

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»....