Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Александрова Надежда Егоровна

 

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявление душевной щедрости, высокой человечности, чуткости героя; нравственного уродства других обитателей дома барыни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_2-go_uroka_po_rasskazu_1.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (Второй урок). Герасим и Татьяна.

Целиурока:

Обучающие:обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Гера­сима; выявление душевной щедрости, высокой человечности, чуткости героя; нравственного уродства других обитателей дома барыни.

Развивающие: формирование навыка составления устного рассказа о герое, лексической работы, работы с иллюстрациями.

Воспитательные: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: всепрощение, краснобайство, никчемность, паразитизм, забитость, ограниченность, бессловесность и др.

                                                      Ход урока

1) Оргмомент.

2) Повторение изученного.

- Характеристика Герасима.

  1. Необычайная сила Герасима.
  2. Отношение к крестьянскому труду.
  3. Новые обязанности Герасима в городе.
  4. Отношения с остальными слугами.
  5. Случай в околотке.
  6. Нрав Герасима.

3) Изучение новой темы.  Взаимоотношения Герасима с прачкой Татьяной. Беседа с учащимися по тексту.

    - Кого автор выделяет из многочисленной дворни барыни?

    - Кто такой шорник? (Шорник — тот, кто изготавливает шорные изделия, ременную упряжь, конскую упряжную сбрую. Жизнь дворовых людей в доме барыни ничего не стоит: человек, ниче­го не понимающий в медицине, считается одновременно и ветеринарным врачом, и лекарем. И.С. Тургенев, характеризуя отношения барыни к дворовым людям и челяди между собой, употребляет слова глумиться, шпынять. Подберите синонимы к данным словам. Что рассказывают эти слова о порядках в доме?)

 - Почему барыня решила женить Капитона? (Таким образом барыня хотела наставить Капитона на путь истинный, Избавить от страшного порока — пьянства.)

 - Задумывалась ли барыня о том, что может сделать героев несчастными?

- Почему «неожиданное распоряжение» барыни «озадачило» дворецкого Гаврилу?

 - Выразительное чтение по ролям эпизода «Беседа дворецкого с Капитоном и Татьяной».

- Каким тоном говорит Капитон? Как это характеризует героя?( Герой сначала ведет себя вызывающе, затем тон его речи становится плаксивым и брюзжащим. Герой труслив и ограничен, но при этом склонен к краснобайству, любит щеголять разными учеными словечками. Его никчемность и паразитизм проявляется в разговоре с Гаврилой и «мрачным» приятелем. - В каком значении употреблено слово красноречие в контексте?

- Что известно читателю о Татьяне?

- Какие качества характера Татьяны проявляются в беседе с дворецким? Лексическая работа

-Объясните значение слов: покорность, безропотность, забитость, бес­словесность.

 - Как проявляется отношение автора к героям в этой сцене?

 - Для чего, рассказывая о Капитоне, писатель постоянно прибегает к уменьшительно-ласкательным суффиксам? (Капитон «...поставил правую ножку крестообразно перед левой...»; «Капитон только плечиками передернул»; «Капитон только прищурил немного свои оловянные глазки»).

 - Почему о Татьяне в рассказе сказано, что она «белокурая», а о Капитоне — что у него «белесоватые волосы»? (В авторских ремарках звучит иронически-сатирическая интонация при характеристике Капитона, сочувствующая — при характеристике Татьяны.)

 - Какие качества характера Герасима проявляются в его отношении к Татьяне?

 - Как Герасим расправляется с обидчиками Татьяны?

 - Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?

 - Какие качества характера Капитона проявляются в его отношении к Татьяне?

 - Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?

 - Какой эпитет сопровождает высказывания автора о Татьяне?

 - Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны».

- Какие поступки свидетельствуют о глубоких переживаниях Герасима?

 - Какие детали портрета дополняют картину душевных страданий Герасима?( Взгляд героя, его горькая усмешка, тяжелая поступь красноречивее многих слов рассказывают о глубоком разочаровании и обиде.)

 - Как ведет себя Герасим после этого случая? Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.( Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь», стараясь отвлечься от тяжелых дум. Герасим — сильный и волевой человек, который умеет управлять свои­ми чувствами. О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам.)

 - Чьими глазами мы видим отчаяние Герасима? (Форейтор Антипка наблюдает за Герасимом, не сочувствуя ему, а пугаясь его отчаяния)

 - Определите, в чем состоит сходство характеров Герасима и Татьяны?

Герасима и Татьяну объединяет трудолюбие, ответственность, терпение, искренность.

 - Выразительное чтение эпизода прощания Герасима с Татьяной.

 - Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? (Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...».)

4) Итог урока. Рефлексия.

В трудную для него минуту он нашел силы помочь другому, согреть его душу. Испытания не согнули, а закалили Герасима, вызвав к жизни дремавшие силы, внутренний протест, стремление к независимости.

 5. Домашнее задание.

 Составить художественный пересказ фрагмента от слов «Дело было к вечеру» до слов «Так прошел еще год...». Приготовить пересказ эпизода «Пропажа Муму», ввести в пересказы описание жестов, поз, мимики героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение.  9 класс...

Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»

Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...

Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"

Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной....

Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"

В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...