Патриотические мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова
статья по литературе (9 класс) по теме

Квасова Татьяна Владимировна

Данная работа посвящена анализу патриотических мотивов  в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rf.docx48.13 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотические мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова

Содержание

Введение

Глава 1.  Своеобразие творческого пути  поэта.

1.1.        Этапы в развитии лирики Лермонтова.

1.2.  Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.

Глава 2.Развитие патриотических мотивов в творчестве  Лермонтова.

2.1 Любовь Лермонтова к родине неоднозначна и порой мучительна.

2.2 Воспевание красоты русской природы и интерес к жизни народа.

2.3 .Неприятие самодержавно-крепостнической России.

2.4 .Прославление героического прошлого России.

2.5 Связь темы Родины с другими мотивами.

Заключение

Введение

Данная работа посвящена анализу патриотических мотивов  в творчестве М.Ю. Лермонтова.

М.Ю. Лермонтова  можно назвать певцом родины и свободы. Личность Лермонтова. Она необычайно привлекательна своею многогранностью :в отношениях с друзьями-весёлый и непритязательный ,холодный и недоступный для «пустого» света, человек невозмутимой и дерзкой храбрости-таким его видели на войне, наконец, человек с глубокой напряжённой духовной жизнью ,мыслитель и художник, намного опередивший свой век.. В лирике М.Ю.Лермонтова  выделяют более 30 мотивов .Лермонтов, как и многие его предшественники, понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей. Поэтому в его творчестве тема родины занимает важное место. В основе лермонтовского творчества лежит столкновение стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм произведений Лермонтова :ноты бесконечной тоски, тема одиночества ,вечного скитальчества ,но с другой стороны-презрение к современности, дерзкий вызов, стремление высказать «едкие истины». Лермонтов как человек своего поколения, стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно».Поэту чужд был показной патриотизм, и поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия - почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это - страна рабов, страна господ... Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя.Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в Отечественной войне. Уместно было бы противопоставление героического поколения поколению 30-х годов XIX в. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в жизни - главная беда человека в России того времени. В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна.

Объектом исследования является изображение родины в творчестве М.Ю. Лермонтова.  

 Предметом нашего исследования являются способы и приемы ее изображения в творчестве великого поэта .

 Материалом для исследования послужили  стихотворения из сборников поэта по заданной теме. Выбор текстов продиктован поставленными целями и задачами и обусловлен внутренней логикой научного изыскания. Методологической базой  курсовой работы являются стихотворения М.Ю. Лермонтова и теоретические положения таких исследователей(Андроников И.Л.  Лермонтов: Исследования и находки, Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова).

 В работе применяются различные методы исследования, выбор которых обусловлен характером материала и конкретными задачами анализа. Нами использовались системно-целостный, сравнительно-исторический методы. Актуальность нашей работы обусловлена недостаточной изученностью данной темы в литературе. Это определило цель нашей работы.

 Цель: раскрыть значение патриотических мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова . В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи :

1. Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме .

2 выделить основные особенности изображения родины в творчестве поэта  .

3. дать более детальный анализ творчества  по данной теме.

Цели и задачи нашей работы определили её структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Практическая значимость: материалы данной курсовой работы можно использовать в школьном курсе преподавания литературы, на внеклассных мероприятиях и факультативных занятиях при изучении патриотических мотивов в творчестве Лермонтова.

Глава 1. Своеобразие творческого пути  поэта.

1.1. Этапы в развитии лирики Лермонтова.

Лирическое мышление Лермонтова формировалось в сложный для России исторический период. Это было время жестокой правительственной реакции, охватившей страну после восстания декабристов. Менялось общественное сознание дворянской интеллигенции, которой необходимо было существовать в мире, лишенном духовной и политической свободы. Александр Герцен так охарактеризовал эту эпоху: «Надо было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру, сжиться с неразрешимыми сомнениями, с глубочайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями, надо было с самого нежного детства приобрести привычку скрывать все, что волнует душу, и не только ничего не терять из того, что в ней схоронил, а напротив, — давать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы с кандалами на руках и ногах высоко держать голову». Поскольку творчество Лермонтова определяет собой послепушкинский этап развития русской поэзии, то обычно отмечают, что на смену пушкинским светлым, стремящимся к гармонии строкам приходит трагическая лира Лермонтова. Также подчеркивается стремление Пушкина передать объективные законы жизни в отличие от тяготения к субъективности мироощущения у Лермонтова. Говоря словами Белинского, лирика Лермонтова «вышла из глубины оскорбленного духа; это вопль, это стон человека». Эта сторона творчества поэта сближает его с Гоголем. Субъективное мироощущение выразилось у Лермонтова в предельно полном раскрытии души человека, а у Гоголя в сатирическом изображении действительности.

Своеобразие лирического мышления требует индивидуальных поэтических форм и художественных средств. Отход от устоявшихся жанров — следствие пушкинской традиции. Лермонтов создает философские думы и поэтические новеллы. В отличие от исторических дум К. Ф. Рылеева и политических Н. А. Некрасова произведения Лермонтова («Дума», «Поэт», «Кинжал», «Родина» и др.) представляют собой философские размышления. Лирические новеллы — это стихотворения с отчетливым обобщающим суждением («Три пальмы», «Дары Терека», «Пленный рыцарь» и др.).[2;23]

Среди особенностей лермонтовской поэтической речи выделяется стремление к философской афористичности, что подчеркивает субъективность мысли («Нет, я не Байрон...», «Парус», «Утес», «Пророк»). «Как у Пушкина грация и задушевность, так у Лермонтова живая и острая сила составляют преобладающее свойство стиха», — писал Белинский.

Сближение языка лирических стихотворений с обыденной речью подчеркивает, что со стороны языка творчество Лермонтова тяготеет к пушкинским традициям («Бородино», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»).

В творчестве Лермонтова традиционно выделяют три этапа. Первый — период ученичества (1828— 1832). Лирика этих лет обнаруживает отвлеченность юношеского мышления. В поэтических произведениях ощущается влияние Байрона, Жуковского, Пушкина. Лирический герой несет в себе биографические черты автора. Переживания героя лишены полутонов, гиперболизированы, что подчеркивает романтическую суть лирики этого периода.

Второй этап — период становления поэта, обретение собственного «я» (1833—1836). Осложняется авторский взгляд на происходящее, расширяется палитра эмоционального настроя лирических произведений. Поэт стремится уйти от тождественности своего восприятия и чувств лирического героя. Лирика носит романтический характер, хотя видны реалистические элементы в таких произведениях, как «Новгород», «Жалобы турка», «10 июля 1830».

Третий этап — период зрелой лирики (1837—1841), время высшего расцвета творчества Лермонтова. Поэтические образы приобретают символическую обобщенность. Поиск единения, душевного слияния со всей вселенной — в этом видна устремленность лирического героя. Его не удовлетворяют мимолетная любовь, участие друзей, красота природы. Усиление мотива отрицания до вселенских масштабов не удаляет лирического героя от земных реалий. Он становится ближе к людям, к естественным человеческим проявлениям. Разительно меняется общий тон лирики в этот период: уходит бурная эмоциональность, в лирическую речь входит повествовательность. Этот этап ознаменован переходом к реалистическому письму («Журналист, Читатель и Писатель»).

Однако Лермонтов никогда не оставлял романтических традиций, поскольку тема личности всегда оставалась в центре внимания Лермонтова. «Так, в сложном переплетении романтического и реалистического изображения — при общем со всей передовой литературой движении к реализму — в различных литературных родах и многообразных жанровых формах, всей целостностью структуры произведений осуществлялись Лермонтовым страстные поэтические поиски решения нравственных вопросов о судьбах и правах человеческой личности и через них — о судьбах народа, нации, человечества» [8;65].

1.2. . Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.

Лирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта — это залог осознания всего его творческого мира.

Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Среди отличительных черт тематической направленности его произведений отмечено, что в зрелом творчестве поэт нередко возвращается к темам и мотивам ранней лирики.

Лирический герой высказывает резкое отрицание существующей действительности. В ранней лирике это отрицание направлено ко всему человечеству, а в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание («Жалобы турка», 1829; «Умирающий гладиатор», 1835; «Прощай, немытая Россия...», 1840).

Тема отрицания находит широкое воплощение в сильном поэтическом символе — образе маски. Внешне благополучная жизнь современного общества трансформируется в лирике поэта в бездуховность, маскарадность света («Исповедь», 1831; «Как часто, пестрою толпою окружен...», 1840; «Из-под таинственной, холодной полумаски...», 1841).

Равнодушие толпы рождает ответную реакцию у лирического героя — он тоже вынужден скрывать свои чувства, стремления, помыслы. Так появляется тема гордого одиночества, непонятости («Одиночество», 1830; «Исповедь», 1831; «Чаша жизни», 1831; «Парус», 1832; «Узник», 1837; «Никто моим словам не внемлет... я один...», 1837; «Сосед», 1837; «Соседка», 1837; «Пленный рыцарь», 1840).

Тема одиночества расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности («И скучно и грустно», 1840; «Из Гёте» («Горные вершины...»), 1840; «Выхожу один я на дорогу...», 1841).

Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения («Монолог», 1829; «Дума», 1838).

Поиски гармонии, духовной близости и понимания нашли свое отражение в теме любви и дружбы. Лермонтовской лирике свойственна передача глубокого и емкого понятия любви. Лирический герой испытывает страсть и страдания, которые сопровождают чувство любви («К друзьям», 1828; «Ужасная судьба отца и сына...», 1831; «Я не люблю тебя ; страстей...», 1831; «Подражания Байрону», 1831; «Памяти А. И. Одоевского», 1839; «<М. А. Щербатовой>», 1840; «А. И. Смирновой», 1840; «Нет, не тебя так пылко я люблю...», 1841).

Проблема личности является для Лермонтова определяющей. Она находит отражение в теме самопознания, которая приобретает вселенские масштабы. Личность воспринимается как центр всего сущего, именно поэтому в лирике возникают космические мотивы, мотивы противоборства земных и небесных сил, олицетворяющих борьбу добра и зла как внутри человека, так и вовне его («Мой демон», 1829, 1831; «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...»), 1829; «Небо и звезды», 1831; «Земля и небо», 1831; «Когда б в покорности незнанья...», 1831; «Ангел», 1831; «Мой дом», 1831; «Бой», 1832).

Не покидает Лермонтова мысль об особой роли творческой и исторической личности. Так возникает тема избранности, мотив внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона («Наполеон», 1829; «1830. Мая 16 числа»; «Отрывок» («Три ночи я провел без сна — в тоске...»), 1831; «Св. Елена», 1831; «Нет, я не Байрон; я другой...», 1832; «Воздушный корабль», 1840; «Последнее новоселье», 1841; «Пророк», 1841).

Особое место в творчестве любого поэта занимает тема назначения поэта и судьбы его творений. Судьба одаренной личности в несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого рода оружия в борьбе за высокие идеалы — мотивы, звучащие в лермонтовских произведениях («Я жить хочу! Хочу печали...», 1832; «Смерть поэта», 1837; «Кинжал», 1837; «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), 1837; «Журналист, Читатель и Писатель», 1840; «Пророк», 1841).

 Отражая в лирике проблемы общественной жизни, поэт задумывается о будущем своей родины. В поэзии Лермонтова возникает образ родины, в поисках идеала поэт углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей («Новгород», 1830; «Поле Бородина», 1831; «Бородино», 1837; «Родина», 1841).

Тема родины неразрывно связана с мотивами, рождающими в воображении картины родной природы. Пейзажная лирика Лермонтова наполнена одухотворенной красотой, которая является источником духовных сил. Исходя из особенностей мировоззрения поэта, в природе отражаются трагические моменты жизни, изменения человеческой души («Кавказ», 1830; «Вечер после дождя», 1830; «Когда волнуется желтеющая нива...», 1837; «Дары Терека», 1839; «Тучи», 1840; «На севере диком стоит одиноко...», 1841; «Утес», 1841).

2.Развитие патриотических мотивов в творчестве  Лермонтова.

2.1Любовь Лермонтова к родине неоднозначна и порой мучительна.

Что такое Родина? Для каждого человека оно означает что-то свое, но для всех это очень важное в жизни слово. В детстве Родина — это родной дом, родители, позже это понятие расширяется, и мы осознаем, что Родина огромна, она дает нам силы, радость жизни. Родина бесконечна и величественна.

Тема Родины стала основной в лирике многих русских поэтов. О чем бы ни писали они, образ родной земли, подвиги народа, исторические события, общественные перемены неизменно становились главными источниками вдохновения. Любовью к Родине наполнены и многие стихи М. Ю. Лермонтова. Его любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна, он не может все принять в своем отечестве. Его любовь — искреннее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство. «Люблю отчизну я, но странною любовью», — признается поэт в стихотворении «Родина».Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действительности.Увы, то, что он видит, «иль пусто,иль темно».Поэту чужд показной патриотизм, и, поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия-почти идеальное государство.Россия Лермонтова предстаёт в другом виде-страна рабов, страна господ .[4;121]

Тема родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в его произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому кроме конкретного образа России в его творчестве появляется обобщенно-символический образ родины.

2.2Воспевание красоты русской природы и интерес к жизни народа.

Трижды побывавший на Кавказе в детстве вместе с бабушкой, Лермонтов сохранил воспоминание об экзотической красоте южных гор. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да об небе». В ранних стихах Лермонтов изображает Кавказ как свою поэтическую родину. Стихотворение «Кавказ» 1830 года — это своего рода «сладкая песня», которую поэт поет «отчизне своей», многократно повторяя: «Люблю я Кавказ ».

Образ «малой» родины в более поздних стихах также связан с воспоминаниями детства. Поэт воскрешает в своей памяти уголок родной земли, Тарханы, где он провел годы отрочества. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...» 1840 года лирический герой, оказавшись на маскараде, чувствует себя чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски», неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия, сострадания. Чтобы найти утешение, герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое, дорогое. Бегство в память, в мечту — любимый романтический мотив Jlepмонтова-поэта. Герой стихотворения вспоминает себя ребенком, воссоздает в своем воображении отрадные для него картины детства: «высокий барский дом», «сад с разрушенной теплицей», «спящий пруд», село, «туманы над полями», темная аллея, шорох желтых листьев под ногами. Описывая дорогую его сердцу усадьбу и окрестности имения, принадлежавшего его бабушке, Лермонтов следует пушкинской традиции, заложенной в стихотворениях «Деревня» и «Вновь я посетил...».

В дни одиночества так естественно было обращение поэта к Тарханам, краю детства. Об этом — стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...». Глеб Иванович Успенский в очерках о крестьянском труде зло отозвался о нем. «Тут перемешаны и климаты (?!) и времена года, и все так произвольно выбрано (?!), что невольно рождается сомнение в искренности поэта, что, думается, вникая в его произведение, увидал ли бы он Бога в небесах и разошлись ли бы его морщины и т.д., если бы природа предстала перед ним не в виде каких-то отборных фруктов (?!), при особенном освещении (?!), а в более обыкновенном и простом виде?» Скажем, при «созерцании брусники, ежевики». [5;87]. Можно только удивляться тому, как благородный человек, талантливый писатель мог написать подобное. Лермонтов не стремился воссоздать одну конкретную картину природы, вот почему в стихотворении соседствуют желтеющее поле (позднее лето) и ландыш (весна), утреннее и вечернее освещение растений. В памяти поэта возникли дорогие ему пейзажи: ключ, бегущий по оврагу, сад, бескрайнее поле, нежный ландыш, растущий под кустом...

Лермонтов как бы вновь вдыхает запахи, слышит звуки ветра, видит краски родной земли. Природа видится ему в неустанном движении: нива волнуется, слива прячется под тень листка, лес шумит, ключ играет и что-то лепечет, ландыш кивает головой. Глаз радует богатство цветов: желтый, малиновый, зеленый, серебристый, розовый, золотистый.

Поэтические определения автора многосложны, замедленность в их произношении придает им особую значительность: жел/те/ ю/ща/ я (нива ); ма/ли/но/в а/я (слива); ела/ до/стной (тенью); зе/ле/но/го (листка); ду/шис/той (росой); ру/мя/ным (вечером); се/ре/бри/стый (ландыш); сту/де/ный (ключ); та/ин/ ствен/ну/ю (сагу). Тропы — емки: желтеющая (нива) — это и Цвет колосьев, и их зрелость; волнуется (нива) — колышутся тяжелые колосья, ждущие жатвы; свежий (лес) — лоснящаяся мо лодая зелень, чистый, бодрящий воздух.

Природа покоряет человека своей красотой и гармонией. Общение с этим миром умиротворяет душу, рождает «высокие минуты бытия».

Все 16 строк стихотворения — одно сложное предложение, точнее один период. В Толковом словаре Д.Н.Ушакова дано такое разъяснение этого понятия: « Сложное синтаксическое построение для подробного развития мысли... употребляемое как стилистический прием с целью благозвучия, которое достигается ритмическим расположением частей, повышением и понижением голоса». Итак, период — смысловое и интонационное единое целое Стихотворение состоит их четырех строф. Первая — третья строфы — о многообразной природе края (поле, лес, сад, овраг), общении с ней лирического героя; четвертая, заключительная, строфа — о благотворном воздействии природы на человека.

От первой к третьей строфе усиливается общение героя с природой (об этом обстоятельно — в статье М.Гаспарова «Лермонтов и Ламартин». В книге «Историко-филологические исследования. Сборник статей». М., 1974. С. 113 — 120). В первой — как будто взгляд со стороны на окружающий мир; во второй — природа одухотворена. Ландыш как бы рад человеку, созерцающему его красоту; в третьей строфе — ключ делится рассказом о мирном крае, откуда он течет, и повергает слушателя в сон. Здесь меняется характер поэтических определений. Они эмоционально-оценочны: таинственная (сага), мирный (край), смутный (сон).В последней, итоговой строфе — переход от мира природы к душе человека, а затем — к мирозданию:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

Вижу (Бога) в значении понимаю, осознаю, что царящие в природе целесообразность, гармония обязаны Создателю Однако последняя строка производит впечатление недосказанности: ни просьб, ни благодарности Творцу не последовало.

Как отметил историк литературы Б.Эйхенбаум, «через все стихотворение проведена определенная интонационно-синтаксическая система» . Обратимся к тексту:

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

 Приветливо кивает головой...

Исследователь обратил внимание на то, что эти строфы сходны: в них интонация повышается к концу третьей строки и понижается в четвертой. В первой строфе три предложения, а во второй — одно, что делает интонацию более напряженной. В третьей строфе интонация повышается в четвертой строке. После нее — спад в четвертой строфе:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

Герой обратился к миру души, а это потребовало спокойной сосредоточенности.

Многочисленные анафоры /Когда... — Когда... — Когда... — Тогда... — Тогда... — И... — И../ придают стихотворению интонационную и композиционную завершенность.

Некоторые исследователи видели смысл стихотворения в примирении поэта с действительностью. Само содержание произведения, его композиция говорят лишь о недолговременном успокоении поэта от жизненных тревог. Оно наступает лишь при созерцании величия и значительности природы. Общество же дисгармонично, и постигнуть счастье там, где царствуют злоба и несправедливость, ложь и лицемерие — невозможна Только при удалении от общества, его забвении «смиряется души... тревога», «расходятся морщины на челе». Но порой и общение с природой не заглушает душевную боль. Об этом поэт с горечью скажет в позднем своем творении «Выхожу один я на дорогу...»:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

В стране, где «Свободы, Гения и Славы палачи» диктовали свои нормы поведения, Лермонтов не мог избавиться от горестных раздумий, душевной тревоги.

Общение с природой родного края, с ее непритязательной красотой рождает в душе лирического героя высокие стремления, приближает его к нравственным идеалам:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога!..

(«Когда волнуется желтеющая нива»)

На деревенских проселках в полную ширь и во всей красоте открывалась лирическому герою его страна с ее неразгаданной тайной. Родина — это еще и народ, простые русские люди:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

2.3.Неприятие самодержавно-крепостнической России.

В стихотворении «Жалобы турка» поэт пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признается: «Друг! этот край... моя отчизна».

Обреченный на одиночество, герой лермонтовской лирики напряженно переживает свое отношение к Родине. Но социальная несправедливость, царящая в обществе, не способна искоренить его влечение к отчизне.

Боюсь сказать! — душа дрожит!

Что, если я со дня изгнанья

Совсем на Родине забыт!

(«Спеша на север издалека...»)

В 1840—1841 годах поэт пишет два стихотворения («Прощай, немытая Россия...» и «Родина»), в которых ярко отразилось противоречивое чувство автора к России. «Прощай, немытая Россия...» — самое резкое политическое стихотворение Лермонтова. Неприятие всех сторон русской действительности — вот идея произведения:

Прощай, немытая Россия,

 Страна рабов, страна господ,

 И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Родина для поэтического героя — это место рождения и смерти, это страна родных и близких ему людей, «тех добрых, милых, благородных, деливших молодость мою».

...Я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать,

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшийся с землей,

 Навеки прежний вид оставит свой.

(«Я видел тень блаженства; но вполне...»)

2.4.Прославление героического прошлого России

Поэт постоянно ищет идеалы в современной жизни и, не найдя их, обращается к историческому прошлому. . Лермонтовская концепция русского национального характера находит свое развитие  в стихотворении «Бородино», написанном в 1837 году по поводу празднования двадцатипятилетнего юбилея Бородинской битвы. Стихотворение имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев 1812 года. Рассказ доверен старому солдату, который говорит народным языком с характерными просторечными оборотами («постой-ка», «мусью», «бусурманы» и проч.) — отражение народного взгляда на войну. Впрочем, следы романтической стилистики («И вот на поле грозной сечи н очная пала тень», «Звучал булат») естественно включены в повествование — они подчеркивают либо напряженность битвы, либо значительность происходящих событий. Благодаря тому, что авторский голос непосредственно не выявляется, а лишь проступает через голос повествователя, Лермонтов добивается единства рассказчика со всей солдатской массой — солдат получает право говорить от имени народа.

 Тринадцать из четырнадцати куплетов — монолог старого солдата о Бородинском сражении — начинаются характерным для Лермонтова противопоставлением нынешнего поколения предыдущему: «Да, были люди в наше время / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!» В стихотворении звучит «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». Пафос стихотворения героический, появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер с его готовностью постоять головою «за родину свою». Лермонтов также полемизирует с концепцией славянофилов, для которых народ — патриархальная масса. Для него народ — это совокупность сильных личностей.[6;56]

 Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы.

В «Бородино» отражен контраст между «цивилизацией» и «природой». Русские встречают французов в открытом бою, противопоставляют им не умственные ухищрения, а силу, ловкость, умение:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Характерно прославление рукопашного боя:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Лермонтов взял кризисную для народа ситуацию. Художественный ее смысл определяется тем, что перед лицом смерти отступают сиюминутные проблемы и противоречия:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

В. Г, Белинский о «Бородино»:

«Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата, состоящий из тринадцати куплетов. Зта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

В аллегорической форме тема героического прошлого отражена в стихотворении «Два великана» (1832) (события войны 1812 г.): .

В шапке золота литого

 Старый русский великан

 Поджидал к себе другого

 Из далеких, чуждых стран.

За морями, за горами

 Уж гремел о нем рассказ,

И помериться главами

Захотелось им хоть раз...

.

 По утверждению Добролюбова, Лермонтов, «умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе».

Для Лермонтова характерен интерес к национальной истории, это объясняется стремлением найти в прошлом героические характеры, которых так не хватало в современном ему обществе. В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» он создает образ Калашникова, связанный с романтической концепцией русского нацио-нального характера. По словам В. Г. Белинского, поэт от неудовлетворяющей его русской действительности переносится в историческое прошлое, подслушивает биение его пульса, проникает в глубочайшие тайники его духа, сливается с ним всем существом своим, усваивает склад старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувств. Удалой купец, изображенный Лермонтовым, — настоящий русский богатырь, честный, отважный, сильный духом, способный стоять за правду до последнего.

2.5.Связь темы Родины с другими мотивами

Тема родины в лирике Лермонтова также связана с темой поэта и поэзии. Лирический герой раннего стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой...», написанного в 1832 году, осознает себя избранником, поэтом. Ему предстоит разделить судьбу, общую для всех поэтов: он беглец по воле рока, обреченный на гонения и вечные странствия. Однако он чувствует свои национальные корни, он «с русскою душой».

Родина — это также недосягаемый романтический идеал. В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, любовь к родине — это романтическая страсть, подчиняющая себе все помыслы героя. Он говорит о себе, что «знал одной лишь думы власть, / Одну, но пламенную страсть». Эта страсть «изгрызла» и «сожгла» его душу, она звала его «от келий душных и молитв» на волю, «в тот чудный мир тревог и битв». Мечта героя поэмы о родине связана с мечтой о свободе, о вольности, она ассоциируется с волей орла. Однако настоящая родина, родина сердца, оказывается столь же недоступной для романтического героя, как самые нереальные желания. Мцыри умирает, не осуществив своей мечты.

В поздних стихах Лермонтова появляется мотив тоски по родине, подобный антеевскому. Оторванность от родины означает страдание и смерть для поэта, связь с родной землей дает ему силы жить. В стихотворении «Листок» 1841 года поэт использует образ-символ, чтобы показать, насколько тяжело он переживал гонения, настигшие его. Дубовый листок, оторвавшийся «от ветки родимой», напоминает самого поэта, насильно разлученного с «отчизной суровой», которую он любит, несмотря ни на что. Гонимый жестокою бурей, засохший и увядший «от холода, зноя и горя», листок докатился до Черного моря, но и там ему не суждено найти себе приюта.

Одновременно поэт испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто не способен переживать боль от разлуки с ней. В стихотворении «Тучи» 1840 года лирический герой подчеркивает разницу между собой, обреченным на скитания, и «вечными странниками» тучами: «Вечно холодные, вечно свободные, / Нет у вас родины, нет вам изгнания».

В стихотворении «Родина» Лермонтов противопоставляет официальной патриотической идеологии иную любовь к Родине и русскому народу. «Страна рабов, страна господ» — это еще не вся Родина.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

 И на холме средь желтой нивы

 Чету белеющих берез.

Полемика с другими концепциями продолжается в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году на Кавказе. Это стихотворение — одно из немногих произведений Лермонтова, где преобладают реалистические принципы изображения, в нем он также следует пушкинской традиции. Рассказывая о своей любви к родине, поэт подчеркивает, что она странная и не определяется ни идеями декабризма, ни концепцией славянофильства, ни концепцией официальной народности. Его любовь — это исключительно личное чувство, не имеющее рационального объяснения. Далее он создает образ родины, России, изображая ее бескрайние просторы, увиденные как бы с высоты птичьего полета. Затем точка зрения меняется, и перед читателем предстает родина, увиденная глазами путника, проезжающего в телеге по ее бесконечным дорогам. В конце стихотворения поэт окунается в стихию русской жизни, наблюдая детали народного быта, «с отрадой» отмечая достаток в крестьянском хозяйстве: «полное гумно, избу, покрытую соломой» и «с резными ставнями окно».[5;73]

«Во всех своих стихах он мрачен и капризен... но чуть стоит ему коснуться народа, тут он светел и ясен», — писал Ф. М. Достоевский.

Лермонтов создает свой образ Родины. В его произведениях мы видим и мощные, богатырские характеры, и величественные картины русской природы, и горькие раздумья о бесправии и духовном рабстве.

Заключение

Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим — среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Это можно сказать про каждого, но у Лермонтова грани характера были очерчены особенно резко, и мало кто возбуждал о себе столько разноречивых толков...

Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это — его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть... Как всякий настоящий а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

..Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой, — поэзию, прозу, драматическую литературу, музыку, живопись, труды исторические и философские, — Лермонтов усваивал начиная с первого дня пребывания в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества.

Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать — ни разговоры, ни шум.

Он владеет французским, немецким, читает по-латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать «татарский», то есть азербайджанский, язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название — «Мцыри». Он помнит тысячи строк из произведений поэтов и великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга его чтения нужно выделить двух авторов: Байрона и — особенно — Пушкина. Еще ребенком Лермонтов постигал законы поэзии, переписывая в свой альбом их стихи. Перед Пушкиным он благоговел всю жизнь. И больше всего любил «Евгения Онегина»...

И все, что им создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я...» или в стихотворном рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но — о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни...

Десять лет писал он стихи, поэмы, драмы, прозу, прежде чем решился стать литератором. Еще три года понадобилось, чтобы из лучшего, что он создал, составить небольшой сборник. Взыскательность, строгость его по отношению к себе удивительны. Только две поэмы и два с половиной десятка стихотворений отобрал он из сотен стихов и трех десятков поэм. Зато никто еще не выступал в первый раз с таким сборником.

Все совместилось в этой маленькой книжечке — старинный сказ «Песни про царя Ивана Васильевича...» и простая речь бородинского ветерана; тихая молитва о безмятежном счастье любимой женщины, которая принадлежит другому, и горечь разлуки с родиной; холодное отчаяние, продиктовавшее строки «И скучно, и грустно...», и нежный разговор с ребенком; беспощадная ирония в обращении к Богу и ласка матери, напевающей песню над младенческой колыбелью; трагическая мысль «Думы» и страстный разговор Терека с Каспием; горестная память о погибшем изгнаннике и гневная угроза великосветской черни; сокрушительная страсть Мцыри — призыв к борьбе, к избавлению от рабской неволи, и сладостная песня влюбленной рыбки; пустыни Востока, скалы Кавказа, желтеющие нивы России, призрачный корабль, несущий по волнам океана французского императора, слезы заточенного и страстный спор о направлении поэзии — все было в этом первом и последнем сборнике, который вышел при жизни поэта.

Вот такой и был Лермонтов, только натура его и личность его были еще богаче...

Великая человечность Лермонтова, пластичность1 его образов , соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Лермонтовское чувство к Родине: «Но я люблю — за что, не знаю сам», — нашло воплощение в творчестве русских поэтов следующих поколений. Во второй половине XIX века Некрасов напишет:

... Все, что, жизнь мою опутав с первых лет,

 Проклятьем на меня легло неотразимым, —

 Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

А в начале XX века Блок выразит свою привязанность к родной земле так же откровенно и искренне:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Сознание неразрывной связи своей судьбы с судьбой России, с судьбой русского народа помогало Лермонтову преодолеть чувство трагического одиночества и отверженности, придавало ему силы и мужество выдержать изгнание.

Список использованной литературы:

1.Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки.-М.:Просвещение,1977.

2.Афанасьев В.В.  Лермонтов.-М.:Просвещение,1991.

3.Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах.-М.:Просвещение,1977.

4.Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова.-М.:Просвещение,1985.

5.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова:Пушкин.Лермонтов.Гоголь.-М.:Просвещение,1988.

6.МаксимовД.Е. Поэзия Лермонтова.-М.:Просвещение,1961.

7.Ульяшов П.С. Загадка гения.- М.:Просвещение,1989.

8.Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества.-М.:Просвещение,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Христианские мотивы в лирике Лермонтова

Конспект урока по теме "Христианские мотивы в лирике Лермонтова"...

Презентация "Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова"

В презентации кратко освещены центральные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....

Презентация "Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова"

Данная презентация может служить иллюстративным сопровождением к беседе учителя с учащимися по теме "Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова....

Для дистанционного обучения "Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова"

Материал предназначен для самостоятельной работы  в 9 классе (болеющим ученикам,  тем. кто находится на карантине) и содержит  теоретические сведения и вопросы по текстам произведений п...

Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова", 9 класс

Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова" предназначен для обучающихся 9 класса  и при повторении материала в 10 классе. Данный опорный конспект позволяет быстро в...

Христианские мотивы в лирике Лермонтова.

Аннотация В данной работе моим учеником  рассматривается творчество Михаила Юрьевича  Лермонтова  в контексте времени. Даётся сравнение двух точек зрения на творчество поэта. В первой о...