Программа лекционного курса Современная русская литература
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) по теме

 

Программа лекционного курса «Современная русская лите­ратура» для обучающихся 10—11 классов создана на основе программы элективного курса Б.А. Ланина[1] и рассчитана на 60 часов.

Программа способствует реализации важнейших целей литературного образования: воспитанию любви и привычки к чтению, приобщению учащихся к богатствам отечественной и ми­ровой художественной литературы, развитию способности эстети­чески воспринимать и оценивать явления художественной литера­туры и на этой основе формировать собственные эстетические вку­сы и потребности.

Структура программы предоставляет учителю максималь­ную свободу в выборе конкретных тем и произведений для изуче­ния. Можно заменять отдельные произведения в различных разде­лах программы — главное, чтобы ученик, прослушавший курс «Совре­менная русская литература», получил более конкретное и полное представление о русской литературе конца XX — начала XXI в., ее тенденциях и про­блематике.

Программа состоит из пояснительной записки, содержательного блока, календарно-тематического планирования, списка рекомендуемой литературы.

[1] Ланин Б.А. Современная русская литература: Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 40с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 6

КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА

УТВЕРЖДАЮ

«_____»________________ 2012 г.

_________________ Директор

МОУ гимназии № 6

Арефьева В.И.

СОГЛАСОВАНО:

«_____»_______________ 2012 г.

______________ заместитель директора

по научно-методической работе

Дмитриченко Г.Ю.

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

 «_____»_______________ 2012 г.

Протокол № ________

от «____»_____________ 2012 г.

______________ заведующая кафедрой,

методист Парамонова Л.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2012-2013 учебный год

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Составитель: Парамонова Л.В., учитель русского языка и литературы

                      высшей квалификационной категории

Волгоград, 2012

Пояснительная записка

Программа лекционного курса «Современная русская литература» для обучающихся 10—11 классов создана на основе программы элективного курса Б.А. Ланина[1] и рассчитана на 60 часов.

Программа способствует реализации важнейших целей литературного образования: воспитанию любви и привычки к чтению, приобщению учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитию способности эстетически воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать собственные эстетические вкусы и потребности.

Структура программы предоставляет учителю максимальную свободу в выборе конкретных тем и произведений для изучения. Можно заменять отдельные произведения в различных разделах программы — главное, чтобы ученик, прослушавший курс «Современная русская литература», получил более конкретное и полное представление о русской литературе конца XX — начала XXI в., ее тенденциях и проблематике.

В программу заложены следующие компоненты, составляющие литературное образование:

образовательный компонент — это прежде всего знание того, как литературные произведения «сделаны» и как они функционируют.

просветительский компонент — не только биографическая информация о писателях, но и те сведения о «внетекстовой», внехудожественной реальности, которые связаны с литературным текстом, отражаются в нем или им открываются.

воспитательный компонент носит подчиненный, производный характер. Литература воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно — и тем глубже. 

В дополнение к общим базисным умениям и навыкам реализация предлагаемой программы в образовательной практике позволит выпускникам развить следующие читательские умения:

  1. анализировать произведение, учитывая основные литературно-критические работы;
  2. применять различные способы интерпретации лирических, драматических и эпических произведений;
  3. представлять жизнь художника в широком историко-литературном контексте, в том числе опираясь на воспоминания современников, литературные произведения других писателей;
  4. рецензировать (оценивать) прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства;
  5. характеризовать изобразительно-выразительные средства литературного произведения в связи и в сравнении с эстетическими манифестами литературных направлений и эстетическими тенденциями различных эпох;
  6. работать с литературно-критическим материалом, следить за литературными новинками, пользоваться электронными версиями новых книг и литературных журналов;
  7. использовать ресурсы Интернета и создавать свои сайты.

Отбирая произведения для включения в программу, мы использовали следующие критерии:

  1. литературная и общественная значимость произведений, их литературно-критическая оценка;
  2. репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя;
  3. методическая и культурная традиция, например отражение «военной темы» и прослеживание судеб реализма в современной литературе;
  4. интересность, актуальность литературного произведения для «вступающих в жизнь»;
  5. стилистическая оригинальность и лексическая «нормативность».

Некоторые постмодернистские произведения, неприемлемые для текстуального изучения в классе из-за радикальности языка, сцен насилия или откровенно эротического содержания, могут быть упомянуты учителем в обзоре. В программу включены произведения, написанные позже 1984 г., т. е. начиная с эпохи «перестройки» и утверждения «гласности», а также свободы творчества как основы современного литературного процесса.

Программа построена на сочетании и взаимодополнении традиционных критико-литературоведческих и методических принципов: проблемно-тематического, историко-литературного, теоретико-литературного, семиотического и деятельностного.

Главная особенность программы, как следует из названия, — включение в круг школьного изучения произведений современной литературы. Однако изучение современной литературы, современного литературного процесса, современником и свидетелем которого является ученик, становится благотворным и по другим соображениям.

Если основной курс литературы изучается в контексте литературоведения, то курс «Современная русская литература» — в контексте литературной критики, что значительно изменяет ракурс учебной деятельности учеников. Сокращается дистанция между временем опубликования произведения и его общественной оценкой, читательским признанием.

Ни об одном произведении современной литературы нельзя сказать, что оно — «классическое», ибо современная литература не может быть таковой по определению. Должно пройти время, литературная критика должна взвесить новаторство и традиционные элементы, отследить влияние на других писателей, должен сложиться общественный консенсус, чтобы в читательской, литературно-критической атмосфере, наконец, в общественном мнении произведение утвердилось в качестве классического.

Упор на мастерство и оценку, разбор критических материалов при изучении творчества современных писателей, прослеживание литературных дискуссий и по мере возможностей включение в эти дискуссии (хотя бы в форме сетевых форумов) способствуют становлению современного, активно мыслящего, творческого читателя, позволяют ученику самому стать участником литературного процесса.

Содержание программы (60 ч)

Как складывается литературная репутация (2 ч)

Понятие о социологии литературы. Система «писатель — критик — читатель». Чтение в современной России. Появление новых литературных премий и конкурсов, литературных клубов, новых издательств, читательских клубов при издательствах, интернет-форумов при издательских сайтах.

Дополнительная литература

Берг Б. Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. — М., 2002.

Гудков A., Дубин Б. Литература как социальный институт. — М.г 1994.

Рейтблат А. Как Пушкин вышел в гении. — М., 2001.

Автобиографизм современной прозы (2 ч)

Авторское «я» в автобиографической литературе. Личностный взгляд на недавнюю историю. Можно ли говорить о «лирическом герое» в автобиографической прозе? Реальный автор и повествователь, персонажи и их прототипы.

Тексты

А: Чудаков. «Ложится мгла на хладные ступени».

А. Терехов. «Бабаев».

А. Найман. «Славный конец бесславных поколений».

А. Генис. «Довлатов и окрестности».

И. Коржавин. «В соблазнах кровавой эпохи».

Дополнительная литература

L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии русской современной словесности. — Вып. 2. — М., 2001. Немзер А. Замечательное десятилетие. — М., 2003.

Для самостоятельного чтения А. Зорин. «Авансцена». А. Найман. «Рассказы о Анне Ахматовой». Е. Попов. «Подлинная история „Зеленых музыкантов"».

Неореализм (5 ч)

Черты современного реализма. Человек — общество — человечество в представлении современных писателей-реалистов. Идейно-философская общность и творческое многообразие современного реализма. Образ автора и формы проявления авторского мировоззрения в современной литературе.

Тексты

A.Улицкая. «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети».

B.Маканин. «Андеграунд».
А.
Слаповский. «Я — не Я».
А.
Волос. «Недвижимость».

Дополнительная литература

L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии русской современной словесности. — Вып. 2. — М., 2001. Рассадин С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. — М.,2001.

Для самостоятельного чтения Д. Быков. «Орфография». М. Бутов. Свобода». М. Вишневецкая. «Вышел месяц из тумана». И. Горланова, В. Букур. «Роман воспитания». А. Дмитриев. «Повесть о потерянном». М. Палей. «Кабирия с  Обводного канала».

Военная тема (6 ч)

Кто побеждает на войне? Герои военной прозы: от солдата до генерала.

Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны?

Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы.

Тексты

Г. Владимов. «Генерал и его армия».

О. Ермаков. «Крещение».

А. Азольский. «Диверсант».

Б. Астафьев. «Веселый солдат».

A.Бабченко. «Алхан-Юрт».

B.Макании. «Кавказский пленный».

Дополнительная литература

Аннинский А. А. Крепости и плацдармы Георгия Владимова. —М., 2001.

Дедков И. Дневник // Знамя. — 2003. — № 4.

Немзер А. Литературное сегодня: О русской прозе. 90-е. —М., 1998.

Для самостоятельного чтения

B.Астафьев. «Прокляты и убиты».
О.
Блоцкий. «Стрекозел».

C.Дышев. «До встречи в раю».

Судьбы литературы русской эмиграции (5ч)

Литературные и публицистические работы писателей. Эволюция их эстетических и мировоззренческих позиций. Возвращение С. Довлатова: «Последняя книга». Довлатов как «культовый писатель» 90-х годов.

Появление новой, «четвертой волны» русской эмиграции. Творчество А. Гольдштейна («Расставание с Нарциссом»), Д. Рубиной («Вот идет Мессия»), Ю. Дружникова («Русские мифы»), М. Веллера («Ножик Сережи Довлатова»).

Тексты

A.        Солженицын. «Россия в обвале», «На краях», литературно- критические эссе.

И. Бродский. «Урания».

B.        Войнович.«Замысел» (главы о Чонкине и психологии творчества), «Портрет на фоне мифа» (главы о творчестве А. Солженицына).

В. Аксенов. «Московская сага» (главы по выбору учителя).

A.Гладилин. «Французская Советская Социалистическая Республика», «Тень всадника».

B.Хазанов. «Час короля».

Ю. Кублановский. «Дольше календаря».

Н. Торбаневская. «Кто о чем поет». Н. Коржавин. «Сплетения».

Дополнительная литература

Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. — М., 1998.

Веллер М. Русский писатель в Эстонии // Знамя. — 1994. —

№9.— С. 197-201.

Зубарева Е.Ю. Проза русского зарубежья (1970-1980-е годы). —

М., 2000.

Минчин А. 20 интервью. — М., 2001.

Юрьенен С. Мюнхен как форма выживания русской литературы //

Знамя. — 1994. — № 7. — С. 203-205.

Для самостоятельного чтения

С. Болмапг. «Сами по себе».

М. Веллер. «Легенды Невского проспекта».

B.Войнович. «Монументальная пропаганда».

C.Довлатпов. «Иностранка», «Филиал».
Ю.
Дружников. «Ангелы на кончике иглы».

A.Солженицын. «Угодило зернышко промеж двух жерновов», «Протеревши глаза».

Трансформация истории (4 ч)

Литература в поисках «подлинной» истории. Мифологизация отечественной истории. Приемы занимательного сюжето-сложения в современном историческом романе. Ирония как средство оценки исторических событий. Патриотизм или интеллектуальная игра: подходы к восприятию псевдоисторических произведений.

Тексты

B.Залотуха. «Великий поход за освобождение Индии (Револю
ционная хроника)».

Е. Попов. «Душа патриота, или Различные послания к Ферфич-

кину».

В. Пьецух. «Государственное дитя».

К, Булычев. «Река Хронос» (ч. «Заповедник для академиков»).

X. вон Зайчик. «Плохих людей нет».

Дополнительная литература

Генис А. Обживая хаос. Русская литература в конце XX века //

Континент. — 1997. — № 94.

Петухова Е., Чёрный И. Современный русский историко-фан-

тастический роман. — М ., 2002.

Рыбаков Вяч. То, чего не было, не забывается... // Октябрь. —

2001. —№ 11. —С. 161-171.

Для самостоятельного чтения

Е. Попов. «Прекрасность жизни». Б. Пьецух. «Заколдованная страна». Б. Щепетнев. «Шестая часть тьмы».

Фантастическая и утопическая литература (4 ч)

Понятия о фантастике, научно-фантастической литературе, фэнтези, утопии и антиутопии. Утопическая литература как прогноз развития будущего. Роль фантастики в познании альтернативных возможностей развития человечества. Остросюжетность антиутопической литературы. Борьба между добром и злом, изменчивость и постоянство этических норм в литературе о будущем.

Тексты

А. Кабаков. «Невозвращенец».

A.Петрушевская. «Новые Робинзоны».

B.Маканин. «Лаз».
Т. Толстая. «Кысь».

Вяч. Рыбаков. «Гравилет „Цесаревич"».

О. Дивов. «Выбраковка».

В. Пелевин. «Омон Ра».

Дополнительная литература

Нефагина Г.А. Русская проза второй половины 80-х — начала

90-х годов XX века. — Минск, 1998.

Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. — М.,

2002.

Энциклопедия русской фантастики / Под ред. Вл. Гакова. — М.,

1995.

Для самостоятельного чтения

А. Бушков. «Как у нас на Виндзорщине».

Д. Быков. «Оправдание».

С. Витицкий. «Бессильные мира сего».

А. Лазарчук. «Гиперборейская чума».

А. Лазарчук, М. Успенский. «Все, способные держать оружие...».

Ю. Латынина. «Ничья».

С. Лукьяненко. «Спектр».

Постмодернизм (6 ч)

Основные черты русского постмодернизма: слом эстетической иерархии, поэтика «перечней и каталогов», альтернативность развязок и финалов. Цитатность постмодернистских произведений. Представление о литературном творчестве как об интеллектуальной игре.

Тексты

«Москва — Петушки» Вен. Ерофеева и «Пушкинский Дом» A.Битова как истоки постмодернизма в русской литературе.

B.Сорокин. «Очередь».

В. Пелевин. «Жизнь насекомых».

Д. Галковский. «Бесконечный тупик» (главы о русских писателях).

Дополнительная литература

Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. — М., 1997.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм. — М., 2001.

Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. — Екатеринбург, 1997.

Для самостоятельного чтения

Ю. Буйда. «Прусская невеста». Э. Гер. «Дар слова».

П. Крусанов. «Укус ангела». В. Пелевин. «Generation П».

Концептуализм в современной поэзии (4 ч)

А. Пригов. Пародийность творчества, сквозные темы поэзии: «милицанер», философская риторика, абсурдизм. Эволюция приговской поэтики: 1) языковая игра в раннем творчестве, 2) описание «механического мира» и остранение поэтического взгляда, 3) разноголосица современного мира.

Л. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемента, изобретение «каталожной поэзии», обрывки разговоров, цитаты и шаблоны как составляющие элементы текста (сборник «Регулярное письмо», 1996).

Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в потоке времени, поэтические цитаты в творчестве.

Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д. Новикова.

Дополнительная литература

Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочник-антология. — М., 1998.

Монастырский А. Словарь терминов московской концептуальной школы. — М., 1999. Эпштейн М. Парадоксы новизны. — М., 1988.

Метареализм (3 ч)

Понятие о метареализме (на примере творчества И. Жданова, А. Еременко, А. Парщикова, В. Кальпиди и др.).

Тексты

А. Еременко. «Добавление к сопромату» (1990). Игра с реальностью, устремление к слитности с ней. Хаос — центральный образ поэзии Еременко.

И. Жданов. Мотивы и образы сборника «Фоторобот запретного мира» (1997).

Философская лирика Ольги Седаковой. Лирический герой в поэзии Седаковой. Человек и Бог, любовь и природа в ее стихах. Поэтический мир Веры. Павловой (сборники «Вездесь», 2002; «Дневник отличницы», 2002).

Дополнительная литература

Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочник-антология. — М., 1998.

Новое в школьных программах. Русская поэзия XX века / Сост. С.Ф. Амитренко. — М., 1998.

Для самостоятельного чтения

Т. Кибиров. «Интимная лирика». Е. Аавут. «Амур и др.».

A.Лосев. «Послесловие».

B.Павлова. «Четвертый сон».

B.Салимон. «Брильянтовый и золотой».

Современная эссеистика (4 ч)

Обращение к проблемам постсоветской и современной культуры. Основная тема — человек в изменяющемся современном мире. Культура и цивилизации на рубеже веков.

Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике. Этические и эстетические проблемы: их взаимосвязь и взаимозависимость.

Тексты

И. Бродский. «Меньше, чем единица», «Письмо Горацию».

А. Генис. «Раз. Два. Три».

Б. Парамонов. «След», «Конец стиля».

П. Вайль. «Гений места», «Карта Родины».

C.Лурье. «Успехи ясновидения».

Дополнительная литература

Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. — М., 2003.

Русская литература XX века: итоги столетия / Под ред. А.А. Коб-ринского. — СПб., 2001.

Для самостоятельного чтения

B.Маканин. «Квази».

C.Файбисович. «Русские новые и неновые».

Современная драматургия (5 ч)

Жизнь современника на современной сцене: взгляд на самих себя со стороны. Экзистенциальные проблемы в современной драматургии. Герой, язык и драматургическое пространство в современной пьесе. Сокращение числа действующих лиц как тенденция современной драматургии.

Тексты

Н. Коляда. «Канотье».

А. Галин. «Чешское фото».

Е. Тришковец. «Как я съел собаку».

Н. Садур. «Панночка».

Л. Пепгрушевская. «Свидание» из цикла «Темная комната».

К. Драгунская. «Рыжая пьеса».

Дополнительная литература

Громова М.И. Русская современная драматургия. — М., 1999. Аейдерман Н. Драматургия Николая Коляды. — Каменск-Уральский, 1997.

Для самостоятельного чтения

Горенштейн Ф. «Споры о Достоевском». Горин Г. «Кин IV». С. Носов. «Берендей».

Возрождение детектива (4 ч)

Преступник и сыщик в современном детективе. Стилизация и драматизация в жанре. Особенности детективного сюжета. Разновидности современного детектива: стилизованный псевдостаринный, иронический, полицейский детективы.

Тексты

Б. Акунин. «Внеклассное чтение».

Д. Донцова. «Привидение в кроссовках».

A.Маринина. «Стилист».

Дополнительная литература-

Богданова О.В. Современный литературный процесс. — СПб.,

2001.

Немзер А. Памятные даты. — ЛЛ., 2002.

Трофимова Е. И. (ред.). Творчество Александры Марининой как

отражение современной российской ментальное™. — М., 2002.

Для самостоятельного чтения

Б. Акунин. «Алтын-Толобас», «Пелагия и белый бульдог». Д. Донцова. «Созвездие жадных псов».

B.Лавров. «Граф Соколов — гений сыска».
Н. Леонов. «Защита Гурова».

А. Маринина. «Украденный сон», «Смерть ради смерти»., Т. Полякова. «Мой любимый киллер».

Русская литература в Интернете (4 ч)

Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер».

Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Максима Мошкова и др. «Бумажные» журналы в сети.

Дополнительная литература.

Агеев А. Газета, глянец, Интернет. — М., 2001.

Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. — М.,

2002.

Справочная литература

Бондаренко В. Реальная литература: 20 лучших писателей России.—М., 1996.

ВуколовЛМ. Современная проза в выпускном классе. — М., 2002.

Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века. — СПб., 1997.

Деготь Е. История русского искусства XX века. — М., 2000.

Казак В. Лексикон русской литературы XX века. — М., 1996.

Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века. — М., 2002.

Русская литература XX века: В 2 т./ Под ред. Л.П. Кременцова. — М.,2000.

Русские писатели. XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч./ Под ред. Н.Н. Скатова. — М., 1998.

Русские писатели XX века: Биобиблиографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. — М., 2000.

Чупринин С Новая Россия: Мир литературы: В 2 т. — М., 2003.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Основное содержание лекции

Примечания

Задание

Как складывается литературная репутация

2

1.Понятие о социологии литературы. Система «писатель — критик — читатель».

2.Чтение в современной России. Появление новых литературных премий и конкурсов, литературных клубов, новых издательств, читательских клубов при издательствах, интернет-форумов при издательских сайтах.

Автобиографизм современной прозы

2

1.Авторское «я» в автобиографической литературе.

Личностный взгляд на недавнюю историю.

2/Можно ли говорить о «лирическом герое» в автобиографической прозе?

Реальный автор и повествователь, персонажи и их прототипы.

Тексты

А. Чудаков. «Ложится мгла на хладные ступени».

А. Терехов. «Бабаев».

А. Найман. «Славный конец бесславных поколений».

А. Тенис. «Довлатов и окрестности».

Н. Коржавин. «В соблазнах кровавой эпохи».

Дополнительная литература

L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии русской современной словесности. — Вып. 2. — М., 2001. Немзер А. Замечательное десятилетие. — М., 2003.

Для самостоятельного чтения

Л. Зорин. «Авансцена». А. Найман. «Рассказы о Анне Ахматовой». Е. Попов. «Подлинная история ,3еленых музыкантов"».

Написание реферата на тему «Понятие о концепте».

Неореализм

5

1.Черты современного реализма. 2.Человек — общество — человечество в представлении современных писателей-реалистов.

 3-4.Идейно-философская общность и творческое многообразие современного реализма.

5. Образ автора и формы проявления авторского мировоззрения в современной литературе











Тексты

А. Улицкая. «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети». В. Маканин. «Андеграунд». А. Слаповский. «Я — не Я». А. Волос. «Недвижимость».

Дополнительная литература

L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии русской современной словесности. — Вып. 2. — М., 2001. Рассадин С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. — М.,2001.

Для самостоятельного чтения Д. Быков. «Орфография». М. Бутов. «Свобода». М. Вишневецкая. «Вышел месяц из тумана». Н. Горланова, В. Букур. «Роман воспитания». А. Дмитриев. «Повесть о потерянном». М. Палей. «Кабирия с Обводного канала».



Написание эссе на тему «Что является реальностью для современных писателей-реалистов?».

Тема

Количество часов

Основное содержание лекции

Примечания

Задание

Военная тема


6

1. Кто побеждает на войне? Герои военной прозы: от солдата до генерала.

2-3.Размышления о цене человеческой жизни.

4-5. Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны?

6.Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы

Тексты

Г. Владимов. «Генерал и его армия». О. Ермаков. «Крещение». А. Азольский. «Диверсант». В. Астафьев. «Веселый солдат».

А. Бабченко. «Алхан-Юрт».

В. Макании. «Кавказский пленный».

Дополнительная литература

Аннинский А. А. Крепости и плацдармы Георгия Владимова. —

М.,2001.

Дедков И. Дневник // Знамя. — 2003. — № 4.

Немзер А. Литературное сегодня: О русской прозе. 90-е. —

М., 1998.

Для самостоятельного чтения

В. Астафьев. «Прокляты и убиты».

О. Блоцкий. «Стрекозел».

С. Дышев. «До встречи в раю».

Самостоятель

ное исследование

Герой современной военной прозы.

Судьбы литературы русской эмиграции

5

1. Литературные и публицистические работы писателей. Эволюция их эстетических и мировоззренческих позиций.

2.Возвращение С. Довлатова: «Последняя книга». Довлатов как «культовый писатель» 90-х годов.

3-5. Появление новой, «четвертой волны» русской эмиграции.

Творчество А. Гольдштейна («Расставание с Нарциссом»).

Творчество Д. Рубиной («Вот идет Мессия»).

Творчество Ю. Дружникова («Русские мифы»).

Творчество М. Веллера («Ножик Сережи Довлатова»).

Тексты

А. Солженицын. «Россия в обвале», «На краях», литературно-критические эссе. И. Бродский. «Урания».

В. Войнович.«Замысел» (главы о Чонкине и психологии творчества), «Портрет на фоне мифа» (главы о творчестве А. Солженицына).

В. Аксенов. «Московская сага» (главы по выбору учителя). А. Гладилин. «Французская Советская Социалистическая Республика», «Тень всадника». Б. Хазанов. «Час короля». Ю. Кублановский. «Дольше календаря».

Н. Горбачевская. «Кто о чем поет». Н. Коржавин. «Сплетения».

Для самостоятельного чтения

С. Болмат. «Сами по себе».

М. Веллер. «Легенды Невского проспекта».

В. Войнович. «Монументальная пропаганда».

С. Довлатов. «Иностранка», «Филиал».

Ю. Дружников. «Ангелы на кончике иглы».

А. Солженицын. «Угодило зернышко промеж двух жерновов»,

«Протеревши глаза».

Подготовить вопросы литературной конференции

«Поэзия и проза «четвертой волны» русской эмиграции»

Трансформация истории

4

1. Литература в поисках «подлинной» истории.  Мифологизация отечественной истории.

2. Приемы занимательного сюжетосложения в современном историческом романе.

3.Ирония как средство оценки исторических событий.

Тексты

В. Залотуха. «Великий поход за освобождение Индии (Революционная хроника)».

Е. Попов. «Душа патриота, или Различные послания к Ферфич-кину».

В. Пьецух. «Государственное дитя».

К. Булычев. «Река Хронос» (ч. «Заповедник для академиков»).

Тема

Количество часов

Основное содержание лекции

Примечания

Задание

4.Патриотизм или интеллектуальная игра: подходы к восприятию псевдоисторических произведений

X. ван Зайчик. «Плохих людей нет».Дополнительная литература

Генис А. Обживая хаос. Русская литература в конце XX века //

Континент. — 1997. — № 94.

Петухова Е., Чёрный И. Современный русский историко-фан-

тастический роман. — М ., 2002.

Рыбаков Вяч. То, чего не было, не забывается... // Октябрь. —

2001. — №11. — С. 161-171. Для самостоятельного чтения

Е. Попов. «Прекрасность жизни». В. Пьецух. «Заколдованная страна». В. Щепетнев. «Шестая часть тьмы».

Подготовить выступление на тему «Литература и исторический факт: допустимые границы творческой интерпретации».

Фантастическая и утопическая литература


4

1. Понятия о фантастике, научно-фантастической литературе, фэнтези, утопии и антиутопии.

2.Утопическая литература как прогноз развития будущего.

3.Роль фантастики в познании альтернативных возможностей развития человечества.

4.  Остросюжетность антиутопической литературы.

 Борьба между добром и злом, изменчивость и постоянство этических норм в литературе о будущем.

Тексты

А. Кабаков. «Невозвращенец».

А. Петрушевская. «Новые Робинзоны».

В. Маканин. «Лаз».

Т. Толстая. «Кысь».

Вяч. Рыбаков. «Гравилет „Цесаревич"».

О. Дивов. «Выбраковка».

В. Пелевин. «Омон Ра».

Дополнительная литература

Нефагина Г.А. Русская проза второй половины 80-х — начала

90-х годов XX века. — Минск, 1998.

Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. — ЛЛ.,

2002.

Энциклопедия русской фантастики / Под ред. Вл. Гакова. — М.,

1995.

Для самостоятельного чтения

А. Бугиков. «Как у нас на Виндзорщине».

Д. Быков. «Оправдание».

С. Витицкий. «Бессильные мира сего».

А. Аазарчук. «Гиперборейская чума».

А. Аазарчук, М. Успенский. «Все, способные держать оружие...».

Ю. Латынина. «Ничья».

С. Аукьяненко. «Спектр».

Сочинение с элементами библиографического исследования «Фантастика и утопии в современной критике».

Постмодернизм


6

1-2.Основные черты русского постмодернизма

3-4.Слом эстетической иерархи, поэтика «перечней и каталогов», альтернативность развязок и финалов.

5.Цитатность постмодернистских произведений.

Тексты

«Москва — Петушки»  Вен. Ерофеева и «Пушкинский Дом» А. Битова как истоки постмодернизма в русской литературе. В. Сорокин. «Очередь». В. Пелевин. «Жизнь насекомых».

Д. Галковский. «Бесконечный тупик» (главы о русских писателях).


Тема

Количество часов

Основное содержание лекции

Примечания

Задание

6. Представление о литературном творчестве как об интеллектуальной игре.

Дополнительная литература

Тенис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. — М., 1997.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм. — М., 2001. Аиповецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. — Екатеринбург, 1997.

Для самостоятельного чтения

Ю. Буйда. «Прусская невеста». Э. Гер. «Дар слова». П. Крусанов. «Укус ангела». В. Пелевин. «Generation П».

Концептуализм в современной поэзии


4

1. Д.А. Пригов. Пародийность творчества, сквозные темы поэзии: «милицанер», философская риторика, абсурдизм. Эволюция приговской поэтики: 1) языковая игра в раннем творчестве, 2) описание «механического мира» и остранение поэтического взгляда, 3) разноголосица современного мира.

2. А. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемента, изобретение «каталожной поэзии», обрывки разговоров, цитаты и шаблоны как составляющие элементы текста (сборник «Регулярное письмо», 1996).

3. Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в потоке времени, поэтические цитаты в творчестве.

4.Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д. Новикова

Дополнительная литература

Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочник-антология.— М., 1998.

Монастырский А. Словарь терминов московской концептуальной школы. — М., 1999. Эпштейн М. Парадоксы новизны. — М., 1988.

Создание своего сайта о поэте-современнике.

Метареализм


3

1. Понятие о метареализмена примере творчества А. Еременко. «Добавление к сопромату» (1990). Игра с реальностью, устремление к слитности с ней. Хаос — центральный образ поэзии Еременко.

2. И. Жданов. Мотивы и образы сборника «Фоторобот запретного мира» (1997).

3. Философская лирика Ольги Седаковой. Лирический герой в поэзии Седаковой. Человек и Бог, любовь и природа в ее стихах.

4. Поэтический мир Веры Павловой (сборники «Вездесь», 2002; «Дневник отличницы», 2002).


Дополнительная литература

Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочник-антология. — М., 1998.

Новое в школьных программах. Русская поэзия XX века / Сост. С.Ф. Амитренко. — М., 1998.

Для самостоятельного чтения

Т. Кибиров. «Интимная лирика».

Е. Лавут. «Амур и др.».

А. Аосев. «Послесловие».

Б. Павлова. «Четвертый сон».

В. Салимон. «Брильянтовый и золотой».

Подготовить вопросы к читательской конференции

«Направления и стили в современной русской поэзии».

Тема

Количество часов

Основное содержание лекции

Примечания

Задание

Современная эссеистика

4

1.Обращение к проблемам постсоветской и современной культуры. Основная тема — человек в изменяющемся современном мире.

2.Культура и цивилизации на рубеже веков.

3.Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике.

4. Этические и эстетические проблемы: их взаимосвязь и взаимозависимость.

Тексты

И. Бродский. «Меньше, чем единица», «Письмо Горацию».

А. Генис. «Раз. Два. Три».

Б. Парамонов. «След», «Конец стиля».

П. Вайль. «Гений места», «Карта Родины».

С. Аурье. «Успехи ясновидения».

Дополнительная литература

Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. —

М.,2003.

Русская литература XX века: итоги столетия / Под ред. А.А. Кобринского. — СПб. ,2001.

Для самостоятельного чтения

В. Макании. «Квази».

С. Файбисович. «Русские новые и неновые».

Создание сайта на тему «Проблемы и тенденции в современной русской культуре».

Современная драматургия



5

1.Жизнь современника на современной сцене: взгляд на самих себя со стороны.

2.Экзистенциальные проблемы в современной драматургии.

3-4.Герой, язык и драматургическое пространство в современной пьесе.

5. Сокращение числа действующих лиц как тенденция современной драматургии

Тексты

Н. Коляда. «Канотье».

А. Галин. «Чешское фото».

Е. Гришковец. «Как я съел собаку».

Н. Садур. «Панночка».

Л. Петрушевская. «Свидание» из цикла «Темная комната».

К. Драгунская. «Рыжая пьеса».

Дополнительная литература

Громова М.И. Русская современная драматургия. — М., 1999. Аейдерман Н. Драматургия Николая Коляды. — Каменск-Уральский, 1997.

Для самостоятельного чтения

Горенштейн Ф. «Споры о Достоевском». Горин Г. «Кин IV». С. Носов. «Берендей».



Написание эссе на тему «Узнаваемый незнакомец: Герой пьесы в тексте и на сцене».

Возрождение детектива

 



4

1.Преступник и сыщик в современном детективе.

 2. Стилизация и драматизация в жанре.

3.  Особенности детективного сюжета.

4. Разновидности современного детектива: стилизованный псевдостаринный, иронический, полицейский детективы.

Б. Акунин. «Внеклассное чтение».

Д. Донцова. «Привидение в кроссовках».

А. Маринина. «Стилист».

  Дополнительная литература

Богданова О.В. Современный литературный процесс. — СПб., 2001.

Немзер А. Памятные даты. — М., 2002.

Трофимова Е. И. (ред.). Творчество Александры Марининой как отражение современной российской ментальности. — М., 2002.

  Для самост. чтения

Б. Акунин. «Алтын-Толобас», «Пелагия и белый бульдог».

Д. Донцова. «Созвездие жадных псов».

В. Лавров. «Граф Соколов — гений сыска».

Н. Леонов. «Защита Гурова».

А. Маринина. «Украденный сон», «Смерть ради смерти».

Т. Полякова. «Мой любимый киллер».

Написание эссе на тему «Преступник, его преступление и наказание: есть ли в современном детективе муки совести?».

Тема

Количество часов

Основное содержание лекции

Примечания

Задание

Русская литература в Интернете

 


4

1. Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер».

2-3.Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Максима Мошкова и др.

4. «Бумажные» журналы в сети.

Дополнительная литература.

Агеев А. Газета, глянец, Интернет. — М., 2001.

Интернет и российское общество/ Под ред. И. Семенова. — М.,

2002.

Справочная литература

Бондаренко В. Реальная литература: 20 лучших писателей России. — ЛЛ., 1996.

Вуколов А.М. Современная проза в выпускном классе. — М., 2002. Гордович К.\ История отечественной литературы XX века. — СПб., 1997.

Деготь Е. История русского искусства XX века. — М., 2000. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. — М., 1996. Минералов ЮМ. История русской литературы:  90-е годы XX века. — М., 2002.

Русская литература XX века: В 2 т./ Под ред. Л.П. Кременцова. — М., 2000.

Русские писатели. XX век:  Биобиблиографический словарь: В 2 ч./ Под ред. Н.Н. Скатова. — М., 1998. Русские писатели XX века: Биобиблиографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. — М., 2000. Чупринин С. Новая Россия: Мир литературы: В 2 т. — М., 2003.

Создание веб-страницы о любимом современном писателе или литературном произведении.

ИТОГО: 58+ 2 резервн.


[1] Ланин Б.А. Современная русская литература: Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по литературе "Современная русская литература. Обзор жанров, идейных и тематических направлений»

Программа элективного курса "Современная русская литература. Обзор жанров и идейных и тематических направлений" представляет собой цикл занятий,  посвященных творчеству современных авторов, и опи...

Элективный курс "Современная русская литература"

Данный элективный курс предлагает старшеклассникам углубить свои знания по современной русской  литературе (с 1980-х по текущий год). Программа   не только знакомит старшеклассников с темати...

Авторская программа элективного курса "Современная литература"

Авторская программа элективного курса "Современная литература" предназначена для обучающихся 10-11 классов. Программа знакомит выпускников с литературой последнего десятилетия 20 века и первого десяти...

Рабочая программа по курсу "Современная русская литература"_10 класс

Рабочая программа для кусра по выбору (элективного курса)...

Рабочая программа элективного курса "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 класса

Цели и содержание программы  "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 классов соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профиль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Программа элективного курса «Современный русский язык. Орфография и пунктуация» предназначена ...

Рабочая программа по курсу "Родная русская литература"

Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе учебника Аристовой М. А., Беляевой Н.В., Добротиной И. Н.  и др. Родная русская литература. 7 класс. - М.: Просвещение, 2021....