Анализ рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Ерёмина Ирина Алексеевна

 

1

Тема:

 

 

 

 

 

Эпиграф

 

 

 

Цели:

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер

 

 

 

 

Художник

 

Чехов-мастер……(юмористического рассказа)……………………………………………………

художник…(жизни)………………………..

Анализ…(рассказа – анекдота)…………………………….. «Лошадиная фамилия».

                            

                                               «Смех дело серьёзное?»

 

 

 

  • Иметь представление об особенностях …(стиля)…… Чехова;
  • Уметь определять (способы)……… создания юмористического повествования;
  • Попытаться понять: способен ли (смех)………стать источником…(здоровья)…….

 

 

 

Специалист, достигший высокого искусства в своём деле.

 

 

 

 

image Человек, который что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством.

 

2

 

 

Орг.мом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анекдот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Рада нашей новой встрече. Всем доброго дня и хорошего настроения.

 

  Кстати, о настроении…Каким оно у вас обычно бывает с утра? Нарисуйте на полях ваше настроение на начало урока.

Попытаюсь вас развеселить.

 

 

На улице стоит толпа. Подходит мужчина ,спрашивает:

-Что случилось?

-Да вот, памятник открывают.

-А кому?

-Чехову.

-Это который  «Муму» написал?

-Да нет, «Муму» Тургенев написал.

-Чудно! «Муму» Тургенев написал,а памятник какому-то Чехову открывают.

 

Вот вы и улыбнулись.

  • Определите жанр этого текста. (Анекдот)

 

 

- краткий рассказ злободневного содержания с шутливой или сатирической окраской и неожиданно остроумной концовкой. Иногда может стать основой литературного сюжета.

 

  • Что делает анекдот смешным, придаёт ему

юмористическую окраску?(Остроумная концовка).

 

                                                        

 

 

   Анекдот, бесспорно, придумал человек остроумный. Но давайте обратимся к тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • В какой форме он представлен?( В форме диалога)
  • Что такое диалог? Из чего он состоит?
  • Сколько человек участвует в разговоре?

Можем ли мы охарактеризовать их, основываясь на их речи? Почему?(Да.Речь - средство характеристики героев.)

 

Перечитайте последнюю реплику.

Можно ли назвать этого человека остроумным? ( Нет, он невежественный человек, малообразованный, малокультурный, )

 

 

 

 

   Пометьте на полях эти слова. Возможно, они нам ещё пригодятся.

 

  • Почему-то мне стало грустно. Кто разделяет мои чувства? Т.е. вам тоже грустно… Но почему?

(Стыдно за людей, которые……… Обидно за Чехова)

  • Давайте попытаемся восстановить эту несправедливость.
  • Автором каких произведений является Чехов? («Каштанка», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Ванька», «Тоска», «Хамелеон», «Спать хочется».

 

 

Но Чехов ещё и драматург, его драматургия родилась вместе с рождением Московского Художественного театра. «Чайка», «Три сестры», «Вишневой сад» ставятся почти повсеместно. Удивительно, но он вписался в культуры народов с особым национальным своеобразием. В Японии его ценят, пожалуй, больше, чем у нас. Жители страны восходящего солнца вкушают мягкий лиризм его пьес, сумеречную глушь, как тонкий аромат нектара.

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Генерал-майор звание или чин высшего командного состава армии (первое по старшинству звание генерала).

 

 

 

 

Как называется такой троп?

            image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Только что вы смеялись, а теперь задумались. Где же грань между смешным и трагическим? И есть ли она вообще?

 

Пора, однако, озвучить тему нашего урока. У вас есть предложения?

 

 

                      -Чехов.

  • А кто такой Чехов? (писатель)
  • Хороший писатель?
  • А если человек талантлив, прекрасно знает своё дело, какими синонимами можно заменить слово писатель? (мастер, художник).
  • Давайте проверим ваши догадки!

 

Чехов-мастер………, художник……….

 

 

  • Опорные слова есть, попытаемся восстановить цели?

 

 

  • Иметь представление об особенностях ………Чехова.
  • Уметь определять ………создания юмористического  повествования.
  • Повторить ………(средства) раскрытия характера литературного героя.
  • Попытаться понять  способен ли……… стать источником……….

 

  • Определите  жанр произведения.

                                       (рассказ-анекдот)

 

  • Кто герои рассказа? (Генерал-майор,

Булдеев,  приказчик, поварёнок Петька, генеральша, слуги, дети)

  • Как начинается рассказ? Зачитайте .(“ У

отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы”)

 

  • Обратите внимание, рассказ начинается

стремительно. Читатель сразу же вводится в курс дела.   Это первая особенность стиля Чехова.

 

 

  • Представьте, что зубы разболелись не у барина, а у

кого-нибудь из слуг, например, у поваренка Петьки. Возможен ли был вообще такой переполох? Такое всеобщее выражение сочувствия,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Играть роль, но  иметь значение

 

 

 

 

 

 

Кто такие Кукрвниксы?

 

 

Какие несоответствия делают сцену комической?

 

 

Казус – сложный запутанный случай

 

 

 

 

 

 

 

 

 стремление помочь больному? О чем это говорит?

(На этом случае  Чехов показывает современную ему жизнь, в которой люди занимают неравноправное положение.

   И. Шер пишет: «Но не всегда весело смеялся Чехов; очень часто рассказы его, как будто бы простые и обыкновенные, о простых и обычных делах и днях, только покажутся смешными. Стоит только подумать над ними, заглянуть в них  поглубже, и становится грустно. Вот рассказ «Лошадиная фамилия»… Подумайте хорошенько, и за этим смешным рассказом вы увидите такую скучную и серую жизнь таких грубых, невежественных людей, что уж наверное ,никому из вас не хотелось бы жить с ними?

  • Согласна ли вы с мнением И. Шер?

Действительно ли люди в рассказе грубы и невежественны?

Вспомните композицию рассказа – анекдота  (отсутствуют описания, рассуждения, а роль диалога становится ключевой. С  учетом этого выберите из предложенного перечня то средство, которое является самым эффективным для раскрытия характера нашего героя).  

 

Средства раскрытия характера героя.

 

image

  • Докажите текстом, что генерал

 груб –

капризен –

самоуверен –

с презрением относится к слугам, использует браные резкие выражения.

 

Сделайте вывод. Каково же живется рядом с таким человеком. Хотели бы вы так жить? Это смешно или грустно?

 

  • Генерал мучается с зубной болью, а мы испытываем к

нему жалость? ( Писатель не стремится вызвать к нему сочувствие, он заставляет читателя смеяться над комическим положением, в которое попадает Булдеев).

 

  • Как генерал относится к заговорам? (Считает их

ерундой и шарлатанством), а сам нетерпеливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил «Лошадиную фамилию» знахаря, категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем посылает за ним сам, как за спасителем).

 

  • Кто из слуг наиболее близок барину? (Приказчик)

 

  • Можно ли его назвать комическим персонажем?

Почему? (Дает совет обратиться к знахарю, берет на себя смелость подсказать текс депеши. Затем теряет смелость и развязность, испытывает страх перед рассерженным генералом ( медленно вышел, тяжеловато вздохнул), вспомнив фамилию,  когда она уже была не нужна, вновь обретает самоуверенность и надежду заслужить расположение генерала).

 

Какие способы создания комического вы знаете? (гипербола, несоответствие, неожиданность). Приведите примеры.

  • Ограниченность, невежественность приказчика

превосходно переданы Чечовым. Через грамматически неправильную речь Ивана Евсеича. Докажите текстом.

 

Невежественность – предложение обратиться к акцизному, что бы он вылечил зубы по телефону.

 

Речевые ошибки: зубами кормился

 

           Нарушение логики в изложении:

(«служил акцизный…зубы заговаривал»)

 

           Несоответствие утверждения

Акцизному «сила дана», а похвала ему с тем, что из акцизных его уволили.

 

      Согласны ли вы с утверждением, что А. П. Чехов – один из блистательных мастеров слова?

Чехов говорил о языке:

« Язык должен быть прост и изящен…»

«Фразу « (…) надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать  лишнее, очищать фразу от «по мере того», «при помощи», надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом «стала» и «перестала».

« Я не хочу признавать рассказов без помарок. Надо люто марать. В письме к Горькому Чехов давал такой совет: «…читая текст, вычеркивайте где можно определения существительных и глаголов… Понятно, когда я пишу «Человек  сел на траву; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, когда я пишу: «Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь».

 

 

image

     сущ            гл                       сущ

Человек     сел    на   траву.

image

Какие излюбленные части речи использовал Чехов (сущ. и глагол). Фраза должна быть точной и понятной – это  вторая  особенность стиля Чехова.

 

   Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта»

  • Какая же еще особенность чеховского почерка?

( Почерк - манера писать)  Четвёртая особенность -  краткость.

 

 

 

 

  • Ребята, в  композиции рассказа -  анекдота  почти отсутствуют описания, рассуждения, а роль диалога становится ключевой.

 

  • Инсценирование  (подготовленные ученики) 

 

 

  • Какое значение в развитии сюжета имеет этот диалог?                                          

                                              (Диалог – завязка действия)

 

 

 

  • Какую роль в рассказе – анекдоте играет

анекдотическое слово?

(Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или, напротив, нелепостью, принимает участие в развитии

сюжета)                                                                                                                                         

                                    

  • Найдите кульминацию в сюжете рассказа.

 

  • Обратите внимание на иллюстрацию учебника

(стр.283). Найдите цитату, соответствующую иллюстрации Кукрыниксов.

(« Мучительные думы» приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному)

 

  • Найдите развязку в сюжете рассказа (2 кукиша)

 

 Финал  у Чехова всегда неожиданный. Это II особенность стиля.

 

  • Отличается ли персонажв ситуации жизненного

казуса (казус-сложный запутанный случай) от самого себя в обычной жизни? (Ответ: отличается шарлатанство -  с презрением поднес 2 кукиша)

  • Сумел ли персонаж преодолеть курьезныю ситуацию

без нравственных потерь? Каким он вернулся в обычную жизнь?

(Он вернулся в свое существование, к своим устойчивым представлениям о мире, от которых отказался из страха перед минутным испытанием. Булдеев сам создал и сам преодолел анекдотическую ситуацию, показав с презрением 2 кукиша).

  

     Выходит, что рассказ не только смешной, но и серьезный. Это напоминает о том, что при всех обстоятельствах «среди людей нужно сознавать свое достоинство».

Своим творчеством Чехов утверждал не только лучшие качества людей, но и их недостатки.

«Смех – дело серьезное?»

 

   Когда вы смеетесь, ваше тело радуется. Пятнадцать мышц на лице и несколько десятков на теле сначала  сокращаются, а потом расслабляются. Пульс ускоряется, дыхание учащается, кровь обогащается кислородом. Мозг тоже не дремлет -  в нем снижается чувствительность к боли, поскольку происходит выработка эндорфинов – веществ, убивающих боль и доставляющих удовольствие. Не случайно некоторые врачи вводят шутки и смех в курс лечения различных заболеваний.

 

Знал ли Чехов об этом? (Конечно, он был врач).

 

 

Итог  урока.

- Чему учились на уроке? Что понравилось? Ещё раз вернёмся к теме и целям урока.

 

Домашнее задание.

Самостоятельно сочинить рассказ – анекдот.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"

Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...

Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе

1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...

урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Дины Рубиной "Двойная фамилия"

Урок по современой прозе (ХХ1 век) с использованием ИКТ...