Презентация на тему: "Кавказ в судьбе Лермонтова".
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Иванова Ульяна Васильевна

Тема Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения "Кавказ" и миниатюры "Синие горы Кавказа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kavkaz_v_sudbe_lermontova.zip1.47 МБ

Подписи к слайдам:

Урок литературы в 8 классе
Учитель русского языка и литературы
МОУ Золотковская СОШ
Иванова Ульяна Васильевна
Задачи: - обучающие: организовать работу над освоением содержания текста лирического произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; - развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения; развивать умение строить суждение на конкретном материале;развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;- воспитательные: способствовать воспитанию интереса к лирическому произведению через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.
КАВКАЗ В СУДЬБЕ ЛЕРМОНТОВА
Ранние годы будущего поэта прошли в усадьбе его бабушки Е.А Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии.
Е.А Арсеньева
ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ
ПЯТИГОРСК
Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, иветер иногда усыпает мой письменный столих белыми лепестками.
ПЯТИГЛАВЫЙ БЕШТАУ СИНЕЕТ, КАК «ПОСЛЕДНЯЯ ТУЧА РАССЕЯННОЙ БУРИ»
У ПОДОШВЫ ГОРЫ МАШУК
ДВУГЛАВЫЙ ЭЛЬБРУС
РЕКА АРГУН
СИНИЕ ГОРЫ КАВКАЗА.
НА СКЛОНЕ МАШУКА, НЕДАЛЕКО ОТ ПЯТИГОРСКА, БЫЛ УБИТ МЮ ЛЕРМОНТОВ.
«… РОЗОВЫЙ ВЕЧЕРА ЧАС»
Хотя я судьбой на заре моих дней,О южные горы, отторгнут от вас,Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял.Но мнилось, что в розовый вечера часТа степь повторяла мне памятный глас.За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор,Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.Там видел я пару божественных глаз;И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!..
КАВКАЗ
Выделите биографическую основу стих-я.
Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетаются с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских,книжных слов и форм.
Найдите эти слова и объясните их лексическое значение.
«Глас»-голос
«Воспомня»-вспоминая
«летах»-годах
«Отторгнуть»-отнять насильственным путем.
С чем сравнивает Лермонтов Кавказ?
«Как сладкую песню отчизны….»
Подберите к слову «сладкий» синонимы,объясняющие его значение в данной строке.
Сладкозвучный
Приятный
Отрадный
Благозвучный
Мелодичный
Гармоничный
М.Ю. Лермонтов любил вечер.
Как вы думаете, почему вечер поэт назвал «розовым»?
Какая картина встает перед глазами благодаря такому этипету?
Определите стихотворный размер в данном тексте.
Хо/тяґ / я/ судь/боґй/ на/ за/реґ/ мо/их/ днеґй/
О/ юґж/ны/е/ гоґ/ры/, от/тоґрг/нут/ от/ ваґс/,
Чтоб/ веґч/но/ их/ поґм/нить/, там/ наґ/до/ быть/ раґз/:
Как/ слаґд/ку/ю/ пеґс/ню/ от/чиґз/ны/ мо'/ей/,
Люб/люґ/ я/ Кав/каґз/
1-4 строчки- четырехстопный амфибрахий
5-я сторока каждой сторофы- двухстопный амфибрахий
Какого эффекта добивается поэт чередованием коротких и длинных строк?
Эффекта неровного дыхания как следствия волнения.
Какую композиционную роль выполняет в стихотворении строчка «Люблю я Кавказ»?
Она создает рефрен, связывающий различные лирические темы главной, единой мыслию .
Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..
Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину купаясь, в таком уж смущеньи, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.  Как я любил твои бури, Кавказ! те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!... На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник... все, все в этом крае прекрасно.
Воздух там чист, как молитва ребенка;И люди как вольные птицы живут беззаботно;Война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит.В дымной сакле, землей иль сухим тростникомПокровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье,И шьют серебром - в тишине увядаяДушою - желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.
Что такое ритм?
Равномерное чередование чего-нибудь(звуков, пауз, ударения.)
Когда мы чаще всего встречаемся с ритмическим построением?
Когда изучаем поэзию.
Поэтический ритм образует различные размеры стихосложения.
Назовите их.
Ямб
Хорей
Дактиль
Амфибрахий
Анапест
А возможно ли подобное чередование сильных и слабых сторон в прозе ?
Проанализируйте ритмический рисунок данной миниатюры.Определите стихотворный размер.
Дактиль
Такая особым образом организованная проза называется ритмическойПодобная организация текста, подчинение его единому ритму позволяет добиться эффекта необычайной взволнованности, усилить лирическое начало произведения.
Задание.
Воґз/дух /там /чиґст/, как /мо/лиґт/ва/ ре/беґн/ка/;
Что мы представляем, когда читаем миниатюру Лермонтова?
Темнота
Пещеры
Одинокое дерево
Виноградник
Речка
Неизвестный путь над пропастью
Нежданный выстрел
Громовые тучи
Хребты
Небо
Снега и далекие льдины утесов
Облака
Восходящее солнце
Объясните значение слова «престол»?
Верх и низ- два полюса
Каково отношения поэта к этим пространственным полюсам?
В чем оно выражается?
трон
Высокий стол, стоящий посередине церковного алтаря, за которым совершается богослужение.
Почему поэт называет кавказские горы «престолами природы»?
Престолы природы- метафора, подчёркивающая царскую сущность и божественную мощь природы в восприятии МЮ Лермонтова.
Докажите, опираясь на текст миниатюры,что поэт воспринимаетгоры Кавказа небожителями, но вполне доступными земному существу.
«…всё мечтаю о вас да о небе»
«вы носили меня на своих одичалыхХребтах, облаками меня одевали».
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения«Кавказ».2.Письменно ответить на вопрос: Какие темы, образы, чувстваОбъединяют стихотворение Кавказ» с ритмической прозойЛермонтова?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе по теме: " Кавказ"

Урок обьяснения нового материала по теме в 8 классе: "Кавказ", где показана межпредметная связь с литературой и дается закрепление пройденного материала с помощью тестовой работы....

Судьба Лермонтова

Урок литературы в 9 классе. Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова....

План-конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».

План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой...

Презентация по литературе "Тема Кавказа в живописи М.Ю. Лермонтова"

Презентация выполнена в рамках 200-летнего юбилея поэта, посвящена таланту Лермонтова-художника...

Урок-исследование по теме «Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» в 8 классе

Открытый урок-исследование по теме « Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» был проведен в 8 классе для участников районной творческой лаборатории педагогов «Технология проблемного обучения» с и...

Презентация к уроку географии в 8 классе на тему"Кавказ".

Презентация к уроку географии в 8 классе на тему "Кавказ" содержит иллюстративный материал, который поможет при подготовке и проведении урока....

Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" (8 класс, программа Меркина)

Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" был проведен для молодых учителей в рамках муниципального проекта "Становление". Основными задачами данного урока было оп...