Джек Лондон. Урок литературы в 6 классе
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Хасанова Гульмайра Лазаровна

Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по рассказу Джека Лондона "Там, где расходятся пути".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_v_6_klasse_po_rasskazu_d.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки литературы  в 6 классе по рассказу Д.Лондона «Там, где расходятся пути» ( 2 часа).

                         Хасанова Гульмайра Лазаровна, учитель русского языка и  литературы  МБОУ-СОШ №2 р.п.Степное

Раздел: преподавание литературы

Урок 1. Жизненная позиция героев рассказа Д.Лондона «Там, где расходятся пути».

Цель урока: на примере литературного героя показать важную роль активной жизненной позиции в решении проблемных ситуаций.

Показать, как характер человека влияет на формирование  его жизненной позиции

Задачи:

  1. Обучающая: учить выделять в тексте главную информацию посредством анализа и пересказа текста, а также сопоставления прозаического и стихотворного текстов.
  2. Развивающая: научить выражать впечатление от прочитанного текста, ориентироваться в тексте, привлекая межпредметные связи.
  3. Воспитывающая: воспитывать человека сострадающего, готового помочь в трудной ситуации.

Форма урока:

  1. урок – презентация
  2. лекция учителя
  3. работа с текстом

Оборудование:

  1. презентация, созданная с использованием программы Microsoft Power Point
  2. компьютер
  3. экран
  4. проектор
  5. текст рассказа Д.Лондона «Там, где расходятся пути».

Предварительное домашнее задание: прочитать рассказ Д.Лондона «там, где расходятся пути».

План первого  урока:

  1. Вступление: История золотой лихорадки, охватившей Америку.
  2. Обсуждение рассказа по вопросам.
  3. Итоги урока.
  4. Домашнее задание.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УДД          

время

Оргмомент

Приветствие класса.

Объявление темы урока, целей урока.

2 мин

Слово учителя

История золотой лихорадки,

охватившей Америку

сообщение учащихся

связь с историей

5 мин

Чтение рассказа Д.Лондона

«Там, где расходятся пути»

с использованием метода

внимательно слушают, принимают участие в разговоре

15

мин.

Проблемное объяснение нового материала.

Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением.

Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций.

Вопросы:

Почему рассказ начинается с эпиграфа – песни?

Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, комментированное чтение, поиск информации в тексте, участие в диалоге.

Предполагаемые ответы:

Это швабская песня; поёт её Зигмунд. швабы – жители средневекового немецкого герцогства Швабии; название части современных немцев, населяющих Вюртемберг; встречаются также в Австрии и Швейцарии; имеют свой диалект.

Л.: жизненное, личностное самоопределение, ценностно – смысловая ориентация.

Р.: прогнозирование, рефлексия, оценка.

П.: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, нахождение причинно – следственных отношений.

20

мин

Каково портретное описание Зигмунда?

Голубоглазый, золотоволосый юноша, мечтающий скорее вернуться в родной дом к любимой девушке. «Открытое лицо, голубые, весёлые глаза, и от всего его облика веяло свежестью и здоровьем»

К.: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологи-

Как звучит его песня под холодными северными звёздами?

Странно, волнующе. она вселяет беспокойство, вызывает тоску по далёкому дому.

ческой и диалогической формами речи.

Чем занимаются люди?

Трудятся, ищут золотую жилу

Как относится к песне Зигмунда Дэйв Верц?

Умоляет замолчать, ему больно её слушать, он мучается здесь: « Что за жизнь мы ведём уже целый год: питаемся чёрт знает чем и работаем, как лошади»

А как себя чувствует здесь Зигмунд?

«Живём по – скотски, зато наживаемся по – царски».

« Надо потерпеть». « Золото желтеет, словно масло в маслобойне».

Зачем приехала в лагерь белых золотоискателей индианка Сипсу?

Проститься с ними. Её должны принести в жертву богам, чтобы закончился голод в племени.

Почему именно её?

Колдун сказал: « Боги очень сердятся, поэтому жертвой должна стать дочь вождя племени».

Как Сипсу относится к решению шамана?

«Она принадлежала к первобытному миру, и обычаи, по которым она жила, тоже были первобытные. Она привыкла принимать жизнь такой, как она есть, и считала человеческие жертвоприношения в порядке вещей»

Как отразились верования, обычаи индейцев во взглядах Сипсу?

«Силы, которые управляли сменой дня и ночи, разливом вод и морозами, силы, которые заставляли распускаться почки и желтеть листья – эти силы были порой разгневаны, и нужны были жертвы. чтобы склонить их к милосердию.  Иногда же боги соглашались принять человеческую жизнь в жертву, и шаман умел угадывать их желания и никогда не ошибался в выборе. Всё было просто. разными путями приходила смерть, но в конце концов всё сводилось к одному – к велению непостижимых и всемогущих сил.

А как отнёсся к решению шамана Хичкок?

« Нет, Сипсу, это неправильно. Ты молода и полна жизни. Ваш колдун болван, он сделал плохой выбор. Этому не бывать»

В каких словах Сипсу автор намекает на смысл названия рассказа?

«Жизнь жестока. Когда – то она создала нас: одного с белой кожей, другого с красной. затем она сделала так, чтобы пути наши сошлись, а теперь они расходятся вновь. И мы не в силах изменить это».

Почему товарищи Хичкока не хотят вмешиваться в жизнь племени и спасать Сипсу?

Верц: « У них так принято, так велит их религия, это не наше дело. Нельзя навязывать свои взгляды».

Хоз: « Нас четверо, их полсотни. нас уничтожают. Кроме того мы напали на жилу, бросать её не следует»

Зигмунд: «Идти против местных обычаев можно, если сила на твоей стороне»

Какие аргументы использует Хичкок?

« мне бы всё время мерещились чёрные глаза той, которая погибла из-за моей трусости»

Как говорит теперь с товарищами Хичкок?

Язвительно.

Итог урока.

Цель этапа: рефлексия, объяснение домашнего задания

На чьей стороне  симпатии автора?

Самоанализ, участие в диалоге.

Л.: самоопределение,ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Р.: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

П.: моделирование, доказательство, построение речевого высказывания.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

  1. Кто из героев рассказа вам больше нравится? Почему? обоснуйте ответ.
  2. Удалось ли Хичкоку спасти Сипсу?
  3. Что случится с прежними товарищами Хичкока?

К.: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.

3 мин

Урок №2. Развитие речи. Сочинение – рассуждение: Кто из героев рассказа Д.Лондона «Там, где расходятся пути» оказался прав: Хичкок или его прежние товарищи?

Цели урока:

 1.Закрепление навыков написания сочинения – рассуждения.

 2. Развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления.

Задачи урока:

 1.Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

 2. Предупреждение всевозможных (речевых, стилистических, орфографических, пунктуационных) ошибок при написании сочинения.

Форма урока:

             подготовка к сочинению – рассуждению по рассказу Д.Лондона «Там, где расходятся пути».

Оборудование:

             - текст рассказа Д.Лондона «Там, где расходятся пути»

             - презентация

План второго урока:

     1.Проверка домашнего задания.

     2.Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Д.Лондона «Там, где расходятся пути».

                                         

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые умения

время

Оргмомент

Приветствие. Объявление темы урока, цели и задачи.

2 мин

Проверка домашнего задания

Цель этапа: контроль качества выполнения домашнего задания, оценка первичной интерпретации произведения.

Дать ответы на вопросы:

Удалось ли Хичкоку спасти Сипсу?

Что случилось с товарищами Хичкока?

О чём рассказ Д.Лондона?

Интерпретация прочитанного, участие в диалоге.





Продолжают предложение: Рассказ Д.Лондона «Там, где расходятся пути» о …

( принципах, которым следует человек;

о дружбе и преданности;

о мужестве и храбрости;

о несправедливости жизни;

о выборе, который делает каждый из героев;

о жадности)

Л.: нравственно – этическое оценивание.

Р.: целеполагание, планирование, рефлексия.

П.: поиск информации, установление причинно – следственных связей, построение речевого высказывания.

К.: умение ясно, точно выражать свои мысли, участие в диалоге.

7 мин.

Чтение стихотворения Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя» ( см. Приложение)

Найти в тексте те моменты, когда герои делают свой нелёгкий выбор ( Сипсу стоит перед выбором дважды. И каждый раз она перекладывает его на плечи другого: шаман в первом случае и Хичкок во втором.

Хичкок делает нелёгкий выбор после некоторого раздумья, основываясь на своих принципах и осуждая друзей: «Будьте вы прокляты, жалкие трусы! Я вас больше знать не хочу!»

Верц делает очень удобный выбор: «По-моему, нечего нам вмешиваться».

Хоз: «Я тоже так думаю».

Зигмунд делает самый распространённый выбор: « …я согласен с остальными».

Л.: жизненное, личностное самоопределение, ценностно – смысловая ориентация.

Р.: рефлексия, прогнозирование, оценка.

П.: сравнение, анализ, обобщение, нахождение причинно – следственных связей.

К.: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формами речи.

5 мин

Как каждый из них объясняет свой выбор? От чего он зависит?

Минидебаты

7 мин.

Подготовка к сочинению

Повторить понятия:

сочинение – рассуждение;

тезис; авторская позиция

Составить план

( образец:

  1. Тезис:  Я считаю, что в рассказе ….. прав….
  2. Доказательство: Почему я так считаю.

а) Наше представление о том, как должен вести себя человек в ситуации, описанной в рассказе.

б) Авторская позиция.

в) Удастся ли Хичкоку спасти девушку, благодаря чему он это сделает, что ему в этом поможет?

г) Что будет с его прежними товарищами? справедлива ли эта кара?

        3. Вывод, подтверждающий правоту тезиса.

7 мин

Домашнее задание

Написать сочинение по составленному плану.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Тест по рассказу Джека Лондона «Бурый волк». 5 класс. УМК И.Н. Сухих

Тест по рассказу Джека Лондона «Бурый волк». 5 класс. УМК И.Н. Сухих...

Дистанционный урок литературы. 5 класс. Дж. Лондон. "Сказание о Кише"

Предложен материал для самоподготовки пятиклассников по теме в условиях дистанционного обучения....