«В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ» (Человек и машина в мировой литературе)
план-конспект урока по литературе по теме

На семинаре будут обсуждаться проблемы, поднятые в литературе:

1. Техническая мысль и нравственность: постановка проблемы.

2. Положительное влияние технического прогресса на человечество.

3. Техногенные опасности для физического и нравственного здоровья человека.

4. Генная инженерия и нравственные проблемы.

5. Человек-машина?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_prekrasnom_i_yarostnom_mire.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

              «В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ»

                (Человек и машина в мировой литературе)

                                     Урок-семинар

                                                                                    Мир, который создает человек,

                                                                        не должен входить в противоречие

                                                                                    с тем миром, в котором он живет.

                                                                                                      Леонардо да Винчи.

?

      В чем выразилось положительное влияние технического прогресса на      человечество? Какое влияние оказала подмена нравственных ценностей в сознании человека социальными и даже техническими?  Почему все чаще человек осознает себя винтиком большой машины – цивилизации?

*

   Человек и общество, человек и время, человек и история. (Литература, 10-11 класс).

     Цель семинара: выяснить, какую роль играет техника в жизни человека, какова степень гармоничности отношений между человеком и машиной, как литература решает проблемы «взаимоотношений» человека и техники.

     План семинара:

  1. Техническая мысль и нравственность: постановка проблемы.
  2. Положительное влияние технического прогресса на человечество.
  3. Техногенные опасности для физического и нравственного здоровья человека.
  4. Генная инженерия и нравственные проблемы.
  5. Человек-машина?

   Тема для обсуждения 1. Человек и машина: нравственное и безнравственное? Решает ли техническая мысль нравственные проблемы? Почему первостепенную важность имеет вопрос, в чьих руках находится техника?

   Литература:

   1.Л.Н.Толстой «Люцерн», «Власть тьмы».

   2.А.и Б.Стругацкие «Трудно быть богом».

   3. М.А.Булгаков «Роковые яйца».

   Тема для обсуждения 2. Выясните положительное влияние технического прогресса на человечество. Какое развитие технической мысли предугадали писатели-фантасты? Почему о положительном влиянии технического прогресса написано в основном писателями-фантастами?

   Литература:

   1. Ж. Верн «Капитан Немо».

   2. А.Толстой «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита».

   3. А.Р.Беляев «Человек-амфибия».

   Тема для обсуждения 3. Обсудите проблемы техногенных опасностей для физического и нравственного здоровья человека. Какую опасность для здоровья человека представляют фабрики, заводы? Какое влияние оказала подмена нравственных ценностей в сознании человека социальными и даже техническими. В чем Вы видите плюсы и минусы  созидающей роли техники в советской литературе? Безработица – это победа машины над человеком? Почему все чаще человек осознает себя винтиком большой машины – цивилизации?  В чем противоречие между беспредельными возможностями человека и ограниченными возможностями машины? Можно ли мир технического прогресса определить как «прекрасный и яростный мир»? Почему?

   Литература:

   1. В.Катаев «Время, вперед!».

   2. А.Платонов «В прекрасном и яростном мире».

   3. В.Распутин «Прощание с Матерой».

   4. В.В.Маяковский  «Клоп».

   5.А.И.Куприн «Молох».

   6. Ж.Г.Байрон «В защиту луддитов»

   7. Роб. Рождественский «Винтики».

   8. Т.Драйзер «Американская трагедия».

   Тема для обсуждения 4. Осудите проблему вмешательства человека в природу, ответственности человека за свои деяния. Клонирование.  Всегда ли положительна роль генной инженерии в развитии цивилизации?

   Литература:

   1. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

   2. А.Р.Беляев «Человек-амфибия».

    Тема для обсуждения 5. Человек-машина? Возможно ли такое? Чем можно объяснить стремление человека к отказу от чувств, от нравственности? Неужели, говоря словами Л.Винчи, мир техники не только вошел «в противоречие с человеком», но и полностью заменил его?

   Литература:

   1. Ю.Олеша «Зависть».

   2. Ю.Замятин «Мы».  

   3. А.Азимов «Я – робот».

    Подведение итогов

    Человек-машина. Машина заменила человека. Человек работает ради постройки новых машин…  

    Положительная роль техники  велика, но реален  и большой вред, наносимый техникой  как физическому, так и нравственному здоровью человека. Кто виноват? Что делать? Извечные русские вопросы. Наверно, стоит вновь обратиться к мудрости Л.Винчи.

    «Как и почему не пишу я о своем способе оставаться под водою  столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародываю я из-за злой природы людей, которые этот способ использовали бы для убийств,.. и если я учил другим способам, то это потому, что они не опасны».

     Отказываться от достижений технического прогресса нельзя, да и просто глупо. Но надо помнить, что все зависит от человека. Захочет он стать машиной – станет, захочет, чтобы машина его подчинила – подчинит, захочет, чтобы машина работала ему во благо – так и будет. Техника сама по себе не нравственна или безнравственна. Все зависит от тебя…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс А Платонов "В прекрасном и яростном мире"

2 урока литературы в 7 классе  по рассказу А Платонова "В прекрасном и яростном мире" с презентацией по учебнику В. Я. Коровиной...

«В прекрасном и яростном мире…» /Урок развития речи и творческой фантазии в 6 классе/

Едва ли есть необходимость убеждать в том, что в наш равнодушный, прагматичный век в общении мы нуждаемся ничуть не меньше, хотя и утратили способность слушать и понимать (или не умели?!), радоваться ...

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Уроки внеклассного чтения по рассказу А. П. Платонова " В прекрасном и яростном мире"

Конспект уроков литературы предназначен для знакомства учащихся с личностью А. П. Платонова, его произведениями. Анализируя рассказ, необходимо помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".

Я  хотела  на  данном  уроке  показать   один  из  способов  идейно-художественного анализа  произведения,  а  именно:  как   стил...

"В прекрасном и яростном мире"

quot;В прекрасном и яростном мире"...