А.Вампилов. Пьеса "Старший сын"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Зеленова Татьяна Юрьевна

Данная презентация поможет учителю выстроить интересно урок по пьесе А. Вампилова "Старший сын" по программе "Школа 2100" в 10 классе. Презентация делает урок ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._vampilov._pesa_starshiy_syn.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Вампилов «Старший сын» «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека»

Слайд 2

1937 г. – родился А.В. Вампилов. Поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды». 1960 г. – закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией. 1965 г. – приезд в Москву в театр «Современник». 1966 г. – «Прощание в июне». 1970 г. – «Старший сын», «Утиная охота». 1972 г. – «Прошлым летом в Чулимске ». Август 1972 г. – трагическая гибель писателя.

Слайд 3

История написания Первый вариант пьесы был создан в 1965 году и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете « Советская молодёжь ». В 1967 году пьеса носит название «Предместье» и в 1968 году печатается в альманахе « Ангара ». В 1970 году Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где «Старший сын» вышел отдельным изданием.

Слайд 4

История написания «Предместье» «Нравоучения с гитарой» «Семья Сарафановых »

Слайд 5

«Фабула" — это последовательность событий, как они происходят, а "сюжет" — это та последовательность, в которой их располагает автор (в которой он повествует о них или изображает их драматически). К онфликт произведения: он является движущей силой и определяет главные стадии развития сюжета: зарождение конфликта – завязка , наивысшее обострение – кульминация , разрешение конфликта – развязка . Обычно конфликт выступает в виде коллизии (иногда эти термины трактуются как синонимы), то есть прямого столкновения и противоборства между изображенными в произведении действующими силами — характерами и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера. Есть четыре основных вида конфликта : природный или физический конфликт , когда герой вступает в борьбу с природой; социальный конфликт , когда человеку бросает вызов другой человек или общество; внутренний или психологический конфликт , когда желания человека вступают в конфликт с его совестью; провиденциальный конфликт , когда человек противостоит законам судьбы или какого-то божества.

Слайд 6

Нравственные искания пьесы разворачиваются между двумя тезисами-лозунгами - "все люди - братья" и "у людей толстая кожа". Парадоксально то, что самая "тонкая кожа" оказалась у Бусыгина. Попав в наивный мир сарафановской семьи, Бусыгин играя свою роль, невольно проявляет лучшие человеческие качества.

Слайд 7

Персонажи Бусыгин – студент – медик, представившийся сыном Сарафанова ; Семён ( Сильва ) – торговый агент, возлюбленный Макарской ; Андрей Григорьевич Сарафанов – играет на похоронах, но скрывает это от детей; Васенька – десятиклассник, сын Сарафанова ; Кудимов – лётчик, жених Нины; Нина – дочь Сарафанова ; Макарская – тридцатилетняя женщина, возлюбленная Васеньки и Сильвы ; Две подруги Сосед

Слайд 8

Что нас будет интересовать! - Главные и второстепенные герои пьесы. Фабула пьесы. - Коллизия пьесы. - Сарафанов и его дети. - Образ Бусыгина в раскрытии идеи пьесы. - Роль второстепенных героев в раскрытии идеи пьесы. - Проблематика и идея пьесы. - Жанр пьесы. - Авторская позиция.

Слайд 9

Название пьесы "Старший сын" наиболее удачное, так как главный герой - Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль старшего сына. Володя Бусыгин помог понять детям Сарафанова , как много значит для них отец и вносит в их непростую жизнь доверие, уважение, сострадание, теплоту.

Слайд 10

Как дети относятся к отцу? Сопоставьте их. дети по отношению к отцу черствы, порой эгоистичны (выразительное чтение диалогов, анализ эпизода с пожаром). Нина серьезная, умная, но желая изменить свою жизнь, устав от безнадежности, готова оставить отца, брата. Но, полюбив, оттаивает, меняет свои жизненные взгляды

Слайд 11

драматург рассматривает тему одиночества, способную довести человека до отчаяния.

Слайд 13

Жанр пьесы С лово комедия может быть понято в бальзаковском смысле слова: "человеческая комедия". Комедия - панорама жизни. Вампилов определяет жанр пьесы как комедия. Но наряду с комическим развиваются драматические события ( Сильва , Макарская , Сарафанов). А.Демидов назвал комедию "Старший сын" "своеобразной философской притчей". "В отличие от семейно-приключенческой драматургии, ориентированной на узнаваемость ситуаций жизни, "Старший сын" ориентирован, если можно так выразиться, на узнаваемость вечных, общечеловеческих, общедраматургических , бытийных ситуаций и проблем. Внутренняя структура пьесы вся как бы пронизана темами мировой драматургии:" ( Е.Гущанская ).

Слайд 14

Проблематика и идея пьесы . Драматург не случайно заменил название пьесы "Предместье" на "Старший сын". Главное - не где происходит события, а кто участвует в них. Уметь слушать и слышать, понимать друг друга, проявлять милосердие - главная идея произведения Александра Вампилова. Критики говорят, что Вампилов создал собственный оригинальный художественный мир, особую драматургическую поэтику. Стихия пьесы добра; стихия, рождающая счастливые превращения и обретения, а не разрывы и утраты. Это драматургия, способная вселять в человека веру. Художественную глубину, достоверность пьесе придают некая условность, случайность, но драматург ни разу не дал усомниться в жизненности происходящего, не нарушил логику событий, каждый последующий шаг закономерно проистекал из предыдущей ситуации.

Слайд 15

Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы . Быть по духу родным – это важнее кровного родства.

Слайд 16

Сарафанов, узнав, что Бусыгин не его сын, говорит: "То, что случилось, - все это ничего не меняет, Володя, подойди сюда: (Бусыгин, Нина, Васенька, Сарафанов - все рядом.) Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. ( Всем троим). Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное".

Слайд 17

" Я люблю людей, с которыми все может случиться», - написал Саня в блокноте, то есть потаенно, для себя. Он не мог кому-то завидовать из-за того, что тому повезло больше; не мог унизить того, кто глупей, тем более несчастней. Он видел нас такими, какие мы есть, и хотел, чтобы мы были лучше. Он любил нас. И сам он достоин того же". В этих словах - вампиловский завет, оставленный всем нам

Слайд 27

Обратите внимание В финале пьесы Андрей Григорьевич Сарафанов высказывает следующую мысль: "Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и далее тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит". Сам Сарафанов, пусть не имеет славы, не может закончить музыкальное произведение, обладает большим жизненным опытом: он защищал Отчизну, дарил людям своим исполнением музыки радость и утешение. Его бывшая жена, по рассказу Нины, в письмах когда-то называла Андрея Григорьевича "блаженным". Блаженный - значит "чудаковатый, юродивый". Но в другом, возвышенном смысле блаженный - "исполненный высшего счастья". А высшего счастья он достигает в силу того, что охвачен бескорыстным служением делу и людям. Им движут благородство и чистота помыслов. Горячее сочувствие Володи Бусыгина к Сарафанову возникло потому, что их обоих можно назвать людьми с чистыми сердцами.

Слайд 28

П одготовить отзыв о прочитанной пьесе по следующему плану: Какова тема и основная мысль произведения? Где и когда происходят события? Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление? Кто из героев особенно понравился? Почему? Кто из героев, по-вашему, заслуживает осуждения? Чем обогатила вас пьеса? Над какими вопросами заставила задуматься?

Слайд 29

«Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение». На эти вопросы дает ответ пьеса А.Вампилова «Старший сын". В. Распутин о творчестве Вампилова:

Слайд 30

Памяти Вампилова А.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Вампилов" Старший сын"

Урок-конференция с использованием презентации...

Сценарий праздника "Вампилов А"

Знакомство с жизнью и творчеством драматурга Александра Вампилова...

Урок литературы"А.Вампилов. "Утиная охота"

Урок по литературе "А.Вампилов "Утиная охота"...

Александр Вампилов

Презентация для урока- конференции...

Стечение обстоятельств (А.В. Вампилов)

Доклад "Стечение обстоятельств" ко дню рождения А.В. Вампилова....

Александр Валентинович Вампилов (1937-1972). Обзор жизни и творчества. Проза «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын».

Александр Валентинович Вампилов (1937-1972). Обзор жизни и творчества. Проза «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын»....

Александр Вампилов. Биография

К уроку литературы в 11 классе...