Конкурс чтецов "Я лиру посвятил народу своему..."
методическая разработка по литературе на тему

губанова ольга юрьевна

Сценарий общешкольного мероприятия по литературе для 5-9 классов, посвящённого 190-летнему юбилею великого русского поэта Н. А. Некрасова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_chtecov_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ п. свх. Песковатский Грязинского района Липецкой области

Конкурс чтецов

«Я лиру посвятил народу своему…»

Подготовила и провела:

                                                   Губанова О.Ю.,

учитель русского языка

                                                и литературы

2012

Цели:
Развивающие:
Способствовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; развитие и совершенствование эмоционального исполнения музыкальных произведений; формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний у учащихся.

Обучающие:
Ознакомить учащихся с биографическими сведениями Некрасова, ознакомить с особенностями творчества поэта, обратить внимание учащихся на тематическую классификацию поэзии Н.Некрасова; расширить знания ребят о жанре романса, о композиторах, обращающихся к творчеству Н.Некрасова.

Воспитательные:
Способствовать воспитанию любви к русской классической литературы 19 века, способствовать воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова; воспитанию всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе.

Оборудование:
ТСО, ИКТ, Интерактивная доска.

Материал к уроку:
• компьютерная презентация (слайды),
• видеофильм «Биография Н.Некрасова»,
• аудиозаписи «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «Элегия», «Коробейники».
• записи на доске,
• портретная галерея

Ход урока:

1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.


2. Вступительное слово учителя.

Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт второй половины 19 века.

Весь окружающий мир в его произведениях озвучен, наполнен жизнью. Сама жизнь – песня, и весь мир жив и наполнен смыслом, пока он подчиняется ее законам. С песней человек рождается, живет.
Не одно сердце заставили биться сильнее лирические и задушевные строки Николая Алексеевича Некрасова о природе.
Русскому лесу, полям, лугам посвящал поэт свои стихи.
***
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и быстрой,
Набегает холодок.

Простые слова, ничего необычного, но читаешь и удивляешься: как же надо любить свою родину, землю, чтобы так зримо показать её! Любовь эта огромна. Отношение Некрасова к родине многогранно. Связь Некрасова с родиной чувствуется во всех произведениях.

3. Чтение стихотворений, выступление учащихся.

Вед. 1. «Не ветер бушует над бором…» - читает Ненахова Мария, 5 класс.
Вед. 2. «Славная осень…» - читает Губанов Александр, 5 класс.

Вед. 1. «Перед дождём» - читает Шальнев Евгений, 5 класс.

Вед. 2. Некрасова главным героем стал простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению поэта, его Муза – родная сестра крестьянки.

Вед. 1. Сочувствием и состраданием по отношению к обездоленным, несправедливо обиженным людям, к терпящему нужду и унижение «бедному народу» пронизаны стихотворения Некрасова. Современники и критики называли Николая Некрасова «Поэтом народной боли».

«Размышления у парадного подъезда» - читает Вереникина Татьяна, 7 класс.

Вед. 2. Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа, Некрасов создает новый период литературного творчества, который призывал крестьян к переменам.
Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего необычайно раздвинул круг тем, не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира.

Вед. 1. Многие стихотворения Некрасова посвящены описанию народной, деревенской жизни. Некрасов рос на Волге. Образ великой русской реки постоянно встречается в его произведениях. Связь Некрасова с родным краем на протяжении всей жизни постоянно оказывала влияние на его творчество.

Вед. 2. «Зине» -  читает Мельникова Татьяна, 6 класс.

Вед. 1. «Внимая ужасам войны» - читает Павленко Маргарита, 6 класс.

«Несжатая полоса» - читает Саблин Данил, 6 класс.

Вед. 2. Лирика Н.А. Некрасова - это лирика жизни. Центральное место в ней занимает народ, который стремится к счастью, красоте, справедливости.

 «Тройка» - читает Царенко Вероника, 7 класс.

Вед. 1. Решающим для литературного и творческого самоопределения писателя явилось его знакомство и сближение с Белинским. Великий критик не только поддерживал его в трудную пору, но и оказал большое влияние на формирование мировоззрения Некрасова, помог ему найти себя как поэта.

Вед. 2. Сближение с Белинским и его кругом заставило Некрасова пересмотреть свое отношение к литературе, обратиться к созданию произведений, показывающих неприглядную картину действительности. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: “Родина”, “Тройка”, “Перед дождем”, “Еду ли ночью по улице темной...”, “Вчерашний день, часу в шестом...” Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России:

Вед. 1. “Памяти Белинского” – читает Улезьков Денис, 9 класс.

Вед. 2. Стихотворение “Родина” во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу:

    Где рой подавленных и трепетных рабов
    Завидовал житью последних барских псов.
    И только тот один, кто всех собой давил.
    Свободно и дышал, и действовал, и жил...

Вед. 1. «Родина» - читает Суховерхов Сергей, 9 класс.

Вед. 2. 

    Поэтом можешь ты не быть.
    Но гражданином быть обязан, - говорил Некрасов.

Вед. 1.  Что же такое — гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои.

Вед. 2. Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Вед. 1. Стихотворение “Элегия” достойно завершает лирику Некрасова. В нем поэт говорит, что народная тема не может устареть, пока есть несчастные и обездоленные, поэзия не может отвернуться от этой темы, не видеть ее.

    Я лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру неведомый ему.
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
    Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
    Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

Вед. 2. Стихотворение “Элегия” – читает Гейнц Алёна, 6 класс.

Вед. 1. Объять необъятное невозможно. А лирика Некрасова многоводна, как река. Мы коснулись лишь малой ее части. Некрасов же отразил в своем творчестве все многообразие и сложность жизни. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил, на алтарь которой положил свой талант и жизнь.
    Сейте разумное, доброе, вечное.
    Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
    Русский народ...—
призывает поэт идущих за ним. Это своеобразное завещание потомкам великого русского поэта.

Вед. 2. «Сеятелям» - читает Иванилова Анастасия, 5 класс.

Вед. 1. О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует то, что многие его стихи стали песнями и романсами.

Звучит песня на слова Н.Некрасова «Коробейники»; музыка – русская народная.

4. Заключительное слово учителя.

Многогранно творчество Николая Алексеевича Некрасова, наделенного огромным талантом, чувством ответственности за судьбу родины, благородным сердцем. Это был певец «любви, свободы, мира и доблести».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я лиру посвятил народу своему Литературная гостиная к 190-летию Н.А.некрасова

Сценарий Литературной гостиной, посвященной 190-летию со дня рождения Н.А.некрасова с презентацией....

Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)

Разработка открытого мероприятия (классного часа), посвященного 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова ...

Вечер поэзии "Я лиру посвятил народу своему"

В помощь учителям и учащимся с целью обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»...

"Я лиру посвятил народу своему" Некрасов Н.А.

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Я лиру посвятил народу своему". Некрасов Н.А....

Конкурс "Я лиру посвятил народу своему"

Сценарий общешкольного конкурса чтецов, посвящённого творчеству Н. А. Некрасова...

Материалы для конкурса чтецов "Я лиру посвятил народу своему"

В папке содержится материалы для проведения  конкурса чтецов, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова "Я лиру посвятил народу своему": сценарий, протокол, форма грамоты....

Школьный конкурс чтецов «Я лиру посвятил народу своему…»,посвященный 195-летию со дня рождения Н. А. Некрасова

Сценарий для проведения школьного конкурса чтецов, посвященный 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. В данной разработке имеются слова для ведущих с кратким рассказом о жизни поэта. Примерная ...