Урок по рассказу Г.И. Василенко «Мальчишки сорок первого».
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Материал предназначен для урока литературы (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_g.v._vasilenko_malchishki_sorok_pervogo.doc74.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Г.И. Василенко «Мальчишки сорок первого».

Цель: знакомство  с писателем, его творчеством, идейное и художест венное своеобразие рассказа

План урока:

  1. Сообщение темы и цели урока
  1. Очерк жизни и творчества Г.И. Василенко (Материал «Литература Кубани» т. 3, с. 115)

  • родился 6 января 1924 г. в Белгородской обл. в крестьянской семье;
  • окончил среднюю школу в г. Туле, поступил в артиллерийское училище, не успел окончить - война;
  • в 1941 г. в составе курсантского батальона защищал Москву; унаствовал в параде на Красной площади 7 ноября 1941 г..

Прошел путь от Москвы до Берлина...

После войны служба в Советской Армии, окончил Тульский педагоги ческий институт, высшую школу разведки, работал за границей, возглавлял контрразведывательные службы.

Как писатель дебютировал в 1980 г. повестью «Возвращайтесь живы ми».

В последние годы изданы его книги: «Бои местного значения», «Чис тые руки», «Без срока давности», «Вешняя Кубань» и др.

Наиболее близкая тема писателю - судьбы фронтового поколения, ря довых защитников Родины, вынесших на своих плечах военное лихолетье.

Другая тема - трудная работа в разведке и контрразведке, полная мо рального и физического напряжения.

В большинстве своем книги генерал-лейтенанта Григория Василенко, прослужившего 50 лет в строю - роман «Жертва», повести «Стюардесса», «Крик безмолвия» и др. написаны на документальной основе.

К 50-летию Победы под редакцией Василенко издана книга «Окопни ки», которая включает пр-я авторов - участников Великой Отечественной войны.

Г.И. Василенко - член Союза писателей России, Председатель Союза писателей-фронтовиков Кубани.

Рассказ «Мальчишки сорок первого» писатель посвятил памяти пав ших на фронтах ВОВ...

III.        Обзор    содержания    рассказа,    обмен    впечатлениями    от
прочитанного.

IV.        Словарь к тексту:

Бруствер - земляная насыпь на наружной стороне окопа Кануть в Лету - быть забытым

Лета - в древне греческой мифологии - река забвения в царстве мертвых Нейтральное поле - зона, полоса, где не должны вестись военные действия Рекрут - лицо, принятое на военную службу по найму или повинности.

V.         Беседа по содержанию рассказа

1.        Опаленная юность... Главному герою рассказа «... до 18 недоставало
ровно месяц».

Что пришлось пережить в первые дни на фронте Вадиму Иванцову и его друзьям-курсантам?

2.        Расскажите, как мужали, как закалялись, становились опытными
воинами «мальчишки сорок первого».

С чего начался боевой путь В. Иванцова и его товарищей?

3.        Т. Татьяничева стихи о памятнике советскому солдату заканчивает
словами:

Не клялся он в любви отчизне -Он просто умер за нее.

  1. В чем видит автор ежедневный подвиг на войне?
  2. Композиционные особенности рассказа: 1) Вступление - экспозиция.

а) Что покоробило фронтовика Иванцова?

- явная ирония в голосе человека - ровесника его внуков.

В голосе молодого человека, в его позе, внешнем виде, в желании «уколоть» фронтовика нет уважения к тем, кому мы обязаны днем сегодняш ним.

«Встреча фронтовика с однополчанами» для него - «массовка». К тому же он, по-видимому, начинающий журналист... пишет... о новейшем взгляде на историю»

б)        Что еще узнаем о молодом человеке?

-        в армии не служил «благодаря предкам», вырвавшим его из рекрутов.

в)        Почему именно эти устаревшие слова употребил писатель?

2)        Завязка - воспоминания фронтовика.

Как изображается обстановка военных лет?

  • фронт близок;
  • полупустой скрипучий поезд;
  • запорошенный безлюдный перрон;
  • станция без единого огонька, безмолвие;
  • курсанты, вчерашние десятиклассники, мальчики, они (Петр) хотят ка заться бывалыми, их год не был призывным в 1941 г., но уверенности в победе им не занимать «Не отдадим Москву!»...
  • передний край, окопы, белое поле, немцы близко;

Командир тоже молод, во взвдчэце всел!4 «штыков»...

  • ружейная перестрелка очень частая, мины, снаряды..
  • слышно, как шуршат осколки;
  • первые потери на глазах Иванцова.

3)        Кульминационный момент - «командует Иванцов»

(командовать было почти некем...

«Экзамен выдержал... позади первая атака.. А война не унималась...)

Поиски на поле боя друга Петра...

4)        Развязка - рассказа - поезд подходил к Москве...

Конец рассказа, как и его начало - обрамление «Не забывай, что жив остался потому, что воевавшие рядом пали в бою»

«Перед ними - теми, кто не пришел с кровавых полей - все мы, вер нувшиеся с войны и ныне живущие, в вечном неоплатном долгу». Страшная статистика: из каждых 100 уцелели 3

5)        Прав ли автор, говоря: «Все это осталось позади. Прошло... что все это
кануло в Лету...»

А в этом году уже 60 лет со дня Победы... И нельзя, чтобы все кануло в Лету.

6)        Что хотел сказать вам автор - писатель Василенко?

  • воспитывать чувства патриотизма, быть готовым к защите Отечества;
  • уважительно относиться к тем, кто дал право нам жить под мирным не бом.

Рефлексия:

  1. Понравился ли вам рассказ Г.И. Василенко «Мальчишки сорок первого»?
  2. Чему учит это произведение?

Домашнее задание: сообщение о жизненном и творческом пути

А.В. Мищике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести Б. Лавренёва "Сорок первый", 11 класс

Всегда русская литература проверяла своих героев любовью, которая возрождала их к жизни. Почему же любовь, из века в век побеждающая смерть, терпит поражение в повести Б.Лавренёва? Что такое дол...

Урок мужества "Война, война...Из сорок первого ребята сегодня с нами говорят."

Урок мужества проходит в форме устного журнала, состоящего из следующих страниц:   страница «Герои-ивантеевцы», Страница «Орденоносная», Музыкальная страница «На привале», викторина ...

"В сорок первом году под Москвой"

Историко-литературная композиция "В сорок первом году под Москвой". Методическая разработка включает в себя конспект мероприятия и презентацию по его сопровождению....

Квиз "Год сорок первый... Год сорок пятый..."

Интеллектуальная игра для ребят 8-12 лет...

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...

Внеурочная деятельность «Мы помним страшный сорок первый и радость в сорок пятый год...»

С помощью данной разработки я заняла 3 место в конкурсе ИКТ. Материал очень большой, поэтому оставляю ссылку на Яндекс.Диск.https://disk.yandex.ru/d/PgH_yHJ-Wh0s-g...

Методическая разработка. Викторина «Год сорок первый…Год сорок пятый…»

Методическая разработка. Викторина «Год сорок первый…Год сорок пятый…» Цель мероприятия: создание благоприятных условий для патриотического воспитания обучающихся....