Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Рабочая программа по литературе 10 класс, Т. Ф. Курдюмова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura10_klass.docx47.05 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Тужа Кировской области

Согласовано                                                           Утверждено

на кафедре гуманитарного образования             педагогическим советом

Протокол №                                                             Протокол №

от_________________                                           от________________

Руководитель кафедры                                          Директор школы

____________________                                           ____________________

(В.А. Дёмина)                                                            (А.В. Новикова)

                                             

     

Рабочая программа по литературе

10 класс

Учитель Яранцева Г.Л., Iкв. категория

2012-2013  учебный год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по литературе составлена  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, Москва, «Дрофа», 2007 год. Учебник «Литература» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, Москва, «Дрофа», 2007 год. Программа рассчитана на 140часов (4 часа в неделю).  Знакомство с курсом происходит на историко-литературной основе. Данная программа отличается жанровым богатством. Изучение литературы в 10 классе предполагает текстуальный анализ лирики и прозы А.С. Пушкина, прозы Н.В. Гоголя, драматических произведений А.Н. Островского, эпических полотен Л. Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других произведений русской классики. Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приёмам освоения объёмных произведений: это различные формы комментариев, комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем и проблем. Осваиваются такие понятия, как стиль писателя, литературная школа, литературное направление, литературная критика. Осуществляется интенсивное овладение справочными материалами.

Цели обучения литературе

  1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художествен-ных стилей;
  4. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Требования к уровню подготовки учащихся

знать/понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  1. содержание изученных литературных произведений;
  1. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;
  2. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  3. основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
  4. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  4. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  5. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  6. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  7. сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  8. выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  9. выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  10. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  11. составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
  12. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Учебный план в часах

Введение

1 час

Русская литература первой половины XIX века

9 часов

Русская литература второй половины XIX века

123 часа

Зарубежная литература XIXвека

6 часов

Рекомендации книг на лето

1 час

Итого

140

№ урока

Раздел программы

Кол-во часов

Тема урока

Основные понятия

контроль

1

Введение

(1 час)

1

Русская литература и русская история XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Романтизм и реализм

2

Русская литература первой половины XIX века

(9 часов)

1

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Национальное самоопределение русской литературы.

Реализм и его становление

Александр Сергеевич Пушкин

(4 часа)

3

1

«Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека

Народность литературы

4

1

Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

5

1

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…»,

Анализ стихотворений

6

1

Групповая работа по анализу стихотворений  различных мотивов лирики поэта «Моё беспечное незнанье…», «Пора, мой друг, пора…», «Поэту», «Мадонна», «Деревня»

Анализ, презентации

Михаил Юрьевич Лермонтов

(2 часа)

7

М.Ю. Лермонтов

1

Своеобразие художественного мира поэта, развитие пушкинских традиций. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества.

«Молитва», «Как часто пёстрою толпою окружён..», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно…»

 Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Валерик», «Сон»

Реалистическое и романтическое начало

8-9

2

Практическая работа по анализу стихотворений различных мотивов  и направлений «Ужасная судьба отца и сына…», «Расстались мы с тобой, но твой портрет…», «Я жить хочу, хочу печали…», «Я не унижусь пред тобою…», «Когда волнуется желтеющая нива…»

Анализ  стихов

10

Н.В. Гоголь

(2 часа)

1

«Невский проспект». Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Петербургские повести

10-11

2

Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект».

Образ автора в произведении

Русская литература второй половины XIX века

12

А.Н. Островский

(6 часов)

1

«Гроза». Жизнь и творчество драматурга.

 

сочинение

13-14

2

Семейные и социальные конфликты в драме.

презентации

15-16

2

Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах.

17

1

Столкновение с «тёмным царством»

Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»

Критическая статья

Иван Александрович Гончаров

(10 часов)

18

1

Биография писателя. Общая характеристика трёх романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Нарицательные образы – герои художественных произведений.

19

1

«Обломов». История создания романа.

презентации

20

1

Композиция романа.

21-22

2

Сущность характера героя, его мироощущение и судьба.

 

23-24

2

Обломов и

Захар. Обломов и Штольц.

25- 26

2

Женские

образы романа.

сочинение

27

1

«Обломовщина»

Иван Сергеевич Тургенев

(9 часов)

28

1

И.С. Тургенев

Биография, творчество писателя.

29

1

 Роман «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей».

конфликт

30-31

2

Базаров в системе действующих образов.

32-33

2

Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества.

34

1

«Вечные темы» в романе.

35-36

2

Смысл финала романа. Авторская позиция и способы её выражения

Социально-историческая обусловленность темы, идеи, образов романа

сочинение

Фёдор Иванович Тютчев

(3 часа)

37

1

Тютчев – поэт-философ и певец родной природы.

Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

38

1

Анализ стихов

«S ilentium», «Не то, что мните вы, природа», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим»

наизусть

39

1

Практическая работа по анализу стихов Ф.И. Фета

40

А.А. Фет

(3 часа)

1

Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств в стихотворениях

«Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыхание…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Ещё весны душистой нега». 

наизусть

41

1

Фет и теория «чистого искусства».

Теория чистого искусства

42

1

Групповая работа по анализу стихов А.А.Фета

презентации

А.К. Толстой

(2 часа)

43

1

Очерк жизни и творчества поэта

44

1

Историческая тема в произведениях (5 стихотворений)

Групповая работа

Николай Александрович Некрасов

(16 часов)

45-46

2

Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали».

47

1

Гражданственность лирики, обострённая правдивость, и драматизм изображения жизни народа.

Народность творчества

48-49

2

Город и деревня в лирике Некрасова.

50

1

Гражданская лирика и лирика чувств.

«Дороги», «Вчерашний день, в часу в шестом», «Поэт и Гражданин», «Рыцарь на час».

51-52

2

«Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия.

Сочинение,

наизусть

53-54

2

Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов.

55-56

2

«Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов и Савелий, «богатырь святорусский

57-58

2

Судьба Матрёны Тимофеевны

59-60

2

Проблемы счастья и смысла жизни в поэме

Николай Семёнович Лесков

(7 часов)

61

1

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества.

Сказ в творчестве Лескова

презентация

62

1

Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя.

63

1

«Очарованный странник». Особенности сюжета повести.

64-65

2

Иван Флягин – один из героев-правдоискателей

66-67

2

Классное сочинение

Сочинение- характеристика героя

Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин

(9 часов)

68-69

2

Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя.

70,7173

3

Сказки писателя-сатирика.

«Премудрый пескарь», Карась-идеалист», «Коняга»

74-75

2

Письменная творческая работа по анализу сказки М. Е. Салтыкова -Щедрина

76

1

«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства.

Эзопов язык.

Гротеск.

77

1

Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти.

Фёдор Михайлович Достоевский

(18 часов)

78-79

2

Очерк жизни творчества.

80

1

«Преступление и наказание». Система образов.

Психологизм и полифонизм

Знание текста романа

81-82

2

Письменная работа  Анализ героя романа

83-84

2

Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа.

85-86

2

Смысл теории и причины поражения Раскольников.

87-88

1

Раскольников и его «двойники».

89-90

2

Образы униженных и оскорблённых.

91-92

2

Сонечка Мармеладова.

Тема гордости и  смирения.

93-94

2

Мрачный облик Петербурга в романе.

95-96

2

Классное сочинение.

Анализ эпизода

сочинение

Лев Николаевич Толстой

(30 часа)

97-98

2

Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности.

99-100

2

«Севастопольские рассказы». Изображение суровой правды войны

101-102

2

Героизм и патриотизм солдат

103-104

2

Письменная работа. Анализ эпизода

105

1

«Война и мир».История создания

Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии

Реферат, сочинение

106

1

Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности.

107-108

2

«Мысль народная» в эпопее.

109-110

2

Система образов в романе.

111-112

2

Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни.

113-114

2

Письменная работа. Характеристика героя

115-116

2

Идея нравственной ответственности человека за судьбы мира.

117-118

2

Различие путей нравственных поисков героев романа – Пьера Безухова и Андрея Болконского.

119-120

2

Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь.

121

1

Исторические личности на страницах романа.

Историческая личность

122

1

Кутузов и Наполеон.

123-124

2

«Дубина народной войны».

125

126

2

Классное сочинение

Антон Павлович Чехов

127-128

2

Чехов-прозаик и Чехов-драматург.

драма

Трагедия

комедия

презентация

129-130

2

Рассказы Чехова. Своеобразие их тематики и стиля. «Студент», «Дуэль», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Ионыч».

131

1

«Вишнёвый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга.

Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова

130

1

Сюжет и конфликт пьесы. Символический смысл образа вишнёвого сада.

Сюжет, конфликт

131

1

Тема времени в пьесе. Герои пьесы и их судьбы.

132

1

Раневская и Гаев как герои уходящие в прошлое усадебного быта

133

1

Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани.

сочинение

Зарубежная литература

(6 часов)

134-135

Э.Т. Гофман

«Серапионовы братья»

2

Связь реального и фантастического в романтических произведениях писателя

136-137

О де Бальзак

«Гобсек»

2

Тема власти и денег.

Реалистическое мастерство писателя.

138-139

В.Гюго

«Собор Парижской Богоматери»

2

Главные герои романа:

Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло.

Народ в романе.

Презентация книги зарубежной литературы

140

Рекомендация книг на лето

1

Список литературы для учащихся

1.Т.Ф.Курдюмова «Литература», 10 класс

2. «Словарь литературоведческих терминов»

3.Тексты изучаемых произведений

4.Критические статьи:

*Н.А. Добролюбов «луч света в тёмном царстве»

*Д.И.Писарев «Базаров»

Список литературы для учителя

1. «Литература» 10 класс под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 2008 год

2.И.В. Золотарёва «Поурочные разработки по русской литературе» в 2-х частях, М.. «ВАКО», 2006 год

3.Г.А. Иоффе «Русская литература второй половины XIX века, 10 класс, Санкт-Петербург, 2003 год

4. Н.Л. Карнаух «Письменные работы по литературе», 9-11 класс, «Дрофа», 2003 год

5. Тексты изучаемых произведений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....